ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-592/20 от 11.03.2020 Ленинскогого районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

Дело №2а-592/20

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 марта 2020 года г. Смоленск

Ленинский районный суд гор. Смоленска

В составе:

Председательствующего судьи Шевцовой Н.Г.,

при секретаре Хопуновой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Управлению Росреестра по Смоленской области об отмене решения об отказе во внесении в ЕГРН сведений в порядке информационного взаимодействия, возложении обязанности произвести учетно-регистрационные действия по внесению изменений основных характеристик земельного участка в ЕГРН,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Смоленской области об отмене решения ответчика от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе во внесении в ЕГРН сведений в порядке информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица; возложении на административного ответчика обязанности произвести учетно-регистрационное действие «Внесение сведений в ЕГРН по инициативе заинтересованного лица» на земельный участок с кадастровым , расположенный по <адрес> в части изменения вида разрешенного использования с «для ведения личного подсобного хозяйства» на «отдельно стоящие индивидуальные жилые дома усадебного типа с возможностью содержания скота и птицы», указав в обоснование иска, что является собственником жилого дома и земельного участка с кадастровым , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенных по <адрес>; ДД.ММ.ГГГГ. обратилась к административному ответчику по вопросу внесения изменений в ЕГРН в части вида разрешенного использования указанного земельного участка, однако уведомлением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ. ей отказано во внесении изменений основных характеристик земельного участка в ЕГРН, со ссылкой на то, что согласно ПЗЗ Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области указанный земельный участок не вовлечен в градостроительную деятельность, его территориальная зона не установлена, в связи с чем определить к какой территориальной зоне относится земельный участок не представляется возможным, по сведениям ИСОГД градостроительный план не разрабатывался, границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, соответственно изменение вида разрешенного использования не представляется возможным. Считает данное решение незаконным, поскольку согласно ранее представленного ответчику в рамках заявления о государственном кадастровом учете изменений основных характеристик земельного участка межевому плану, подготовленному кадастровым инженером ФИО2, исходя из ПЗЗ Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, спорный земельный участок находится в зоне Ж1, что было отражено в уведомлении ответчика от ДД.ММ.ГГГГ. и решении Ленинского районного суда г. Смоленска от 18.02.2019г.

Определением суда от 24.10.2019г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области.

Протокольным определением суда от 14.01.2020г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация МО «Смоленский район» Смоленской области.

ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте извещена надлежащим образом, ее представитель ФИО3 в судебном заседании поддержал заявленные требования по вышеизложенным доводам, просил удовлетворить.

Представитель Управления Росреестра по Смоленской области ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого отказа.

Представитель Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области ФИО5 в судебном заседании указала на обоснованность оспариваемого истцом отказа, т.к. границы принадлежащего истцу земельного участка с кадастровым не установлены, участок находится за границами населенного пункта и располагается на землях сельхозназначения, где строительство капитальных объектов запрещено.

Представитель Администрация Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, указав, что разрешение требований оставляет на усмотрение суда.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетеля С. А.И., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания таких решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

По делу установлено, что ФИО1 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. является собственником жилого дома, площадью <данные изъяты> кв.м., и земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым , с разрешенным видом использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенных по <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.7,45-46).

ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1, действуя через представителя ФИО6, через МФЦ обратилась в Межрайонный отдел филиала ФГБУ «ФКП Росреестр» по Смоленской области с заявлением о внесении изменений в ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым в части вида разрешенного использования с «для ведения личного подсобного хозяйства» на «отдельно стоящие индивидуальные жилые дома усадебного типа с возможностью содержания скота и птицы» (л.д. 26-29).

Уведомлением Управления Росреестра по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 отказано во внесении в порядке межведомственного информационного взаимодействия в ЕГРН сведений в отношении земельного участка с кадастровым адресу<адрес> по вышеуказанному заявлению истца от ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии с ч.4 ст. 33 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", со ссылкой на то, что по представленным в порядке межведомственного взаимодействия Администрацией МО «Смоленский район» сведениям, согласно ПЗЗ Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, утвержденным решением Совета депутатов Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области №60 от 02.10.2012г. указанный земельный участок не вовлечен в градостроительную деятельность, (территориальная зона не установлена), соответственно определить к какой территориальной зоне относится земельный участок не представляется возможным, по сведениям ИСОГД градостроительный план не разрабатывался, границы земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства не установлены, в связи с чем изменение вида разрешенного использования не представляется возможным (л.д.13).

Не согласившись с указанным решением об отказе во внесении в ЕГРН сведений в порядке информационного взаимодействия административный истец, ДД.ММ.ГГГГ. обжаловала данное решение в апелляционную комиссию Управления Росреестра по Смоленской области, которой ДД.ММ.ГГГГ. вынесено решение об отказе в принятии заявления, в связи с тем, что ст.26.1 ФЗ от 26.07.2007г. №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» не предусматривает возможность обжалования решений об отказе во внесении в ЕГРН сведений.

Согласно ч.4 ст. 33 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", орган регистрации прав отказывает во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица, если органы государственной власти и органы местного самоуправления уведомляют об отсутствии документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня получения указанного уведомления направляет заявителю соответствующий отказ в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования.

Как указано выше, отказ во внесении в порядке межведомственного информационного взаимодействия в ЕГРН сведений в отношении земельного участка с кадастровым , а именно в изменении вида разрешенного использования земельного участка, вызван тем, что указанный земельный участок не вовлечен в градостроительную деятельность, (территориальная зона не установлена), определить к какой территориальной зоне относится земельный участок не представляется возможным.

Согласно ч.2 ст.7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса (ч.1 ст.7 ЗК РФ).

Градостроительное зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ), в п.7 ст.1 ГрК РФ содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Согласно статье 30 ГрК РФ границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.

Порядок установления территориальных зон, их виды и состав регулируются нормами статей 34, 35 ГрК РФ.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Разрешенное использование может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса).

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (ч.4 ст.37 ГрК РФ, п. 2 ст.7 ЗК РФ).

Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений (ч. 5 ст.8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").

По делу видно, что при обращении в МФЦ ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1, действовавшей через своего представителя, к заявлению о внесении сведений в ЕГРН каких - либо документов, содержащих сведения для внесения в Единый государственный реестр недвижимости относительно возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым с «для ведения личного подсобного хозяйства» на «отдельно стоящие индивидуальные жилые дома усадебного типа с возможностью содержания скота и птицы» помимо уведомления Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ., разъяснившего возможность обращения правообладателя земельного участка к административному ответчику без получения дополнительных разрешений и согласований по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка, не представлялось (л.д. 26-30).

Согласно поступившего в виде выписки из «решения совета депутатов» из органа местного самоуправления – Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области ответа от ДД.ММ.ГГГГ. на межведомственный запрос государственного регистратора от ДД.ММ.ГГГГ. согласно Правил землепользования и застройки Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, утв. решением Совета депутатов Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области №60 от 02.10.2012г. (далее ПЗЗ) земельный участок с кадастровым не вовлечен в градостроительную деятельность (территориальная зона не установлена), по сведениям ИСОГД градостроительный план не разрабатывался (л.д. 31-32).

По сообщениям Администрации Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ. и от ДД.ММ.ГГГГ., земельный участок, с кадастровым , расположенный по <адрес> находится за чертой населенного пункта, его территориальная зона не установлена, градостроительного регламента нет; Администрацией Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области не планировалось и не планируется включение данного земельного участка в границы населенного пункта (л.д.21,40).

Из пояснений представителя Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области данных в ходе судебного разбирательства следует, что границы принадлежащего административному истцу земельного участка не установлены, согласно действующему Генеральному плану Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области земельный участок истца располагается за границами <адрес>, ориентировочно - на землях сельскохозяйственного назначения.

Как следует из показаний свидетеля С. А.И. – кадастрового инженера, подготовившего межевой план земельного участка с кадастровым и указавшего, что земельный участок расположен в зоне Ж1, следует, что при подготовке названного межевого плана она пользовалась картой, находящейся на сайте Администрации Корохоткинского сельского поселения Смоленского района, которая в настоящее время удалена с сайта, каких-либо иных документов, свидетельствующих о том, что земельный участок с кадастровым расположен в зоне Ж1 у нее не имеется.

При таком положении, учитывая вышеизложенные нормы действующего законодательства, а также то, что административным истцом убедительных доказательств, что принадлежащий ей земельный участок с кадастровым , границы которого в соответствии с требованиями действующего законодательства не установлены, входит в границы населенного пункта <адрес> и расположен в зоне Ж1, не представлено, а содержащиеся в ЕГРН сведения, что данный участок относится к землям населенных пунктов, исходя из имеющихся в деле документов, на которые ссылается представитель административного истца, (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.), бесспорным доказательством не являются, суд находит отказ административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ. во внесении изменений в ЕГРН сведений в порядке информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица законным и обоснованным, в связи с чем оснований для возложения на административного ответчика обязанности произвести учетно-регистрационное действие «Внесение сведений в ЕГРН по инициативе заинтересованного лица» на земельный участок с кадастровым в части изменения вида разрешенного использования с «для ведения личного подсобного хозяйства» на «отдельно стоящие индивидуальные жилые дома усадебного типа с возможностью содержания скота и птицы» не имеется.

При этом ссылки представителя административного истца на то, что факт расположения земельного участка принадлежащего административному истцу в зоне Ж1 в соответствии с ПЗЗ Корохоткинского сельского поселения Смоленского района установлен решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 18.02.2019г. и заключением кадастрового инженера, судом во внимание не принимаются, поскольку при вынесения данного решения достоверность, изложенной в заключении кадастрового инженера С. А.И. при подготовке межевого плана в отношении земельного участка с кадастровым , информации судом не проверялась, а в рамках настоящего дела опровергается представленными документами. Как следует из показаний С. А.И., каких-либо объективных данных о том, что земельный участок с кадастровым располагается в зоне Ж1 она представить не может, использованная ею при подготовке межевого плана карта с сайта Администрации Корохоткинского сельского поселения удалена.

Руководствуясь ст.ст.175,179 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Управлению Росреестра по Смоленской области об отмене решения об отказе во внесении в ЕГРН сведений в порядке информационного взаимодействия, возложении обязанности произвести учетно-регистрационные действия по внесению в ЕГРН изменений в части вида разрешенного использования земельного участка, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение одного месяца.

Председательствующий: Н.Г. Шевцова

Мотивированное решение суда изготовлено 20.03.2020г.