ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-592/2022 от 24.03.2022 Городищенского районного суда (Волгоградская область)

Дело № 2а-592/2022

УИД 34RS0012-01-2022-000411-95

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п. Городище Волгоградской области 24 марта 2022 года

Городищенский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Елистарховой Е.Н.,

при секретаре Объедковой Н.А.,

с участием:

административного истца старшего помощника прокурора Городищенского района Волгоградской области Опариной Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Городищенского района Волгоградской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Новорогачинского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области о понуждении исполнить законодательство о муниципальной собственности,

у с т а н о в и л:

прокурор Городищенского района Волгоградской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации Новорогачинского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области о понуждении исполнить законодательство о муниципальной собственности.

В обоснование административного иска административный истец указал, что прокуратурой района во исполнение задания прокуратуры области от 19 ноября 2020 года №7/2-21-2020 в мае 2021 года проведена проверка исполнения администрацией Новорогачинского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области (далее – администрация) мероприятий по постановке на учет в ФГИС ЕГРН объектов недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, по результатам которой выявлены следующие нарушения законодательства.

По состоянию на 13 мая 2021 года администрацией не осуществлена государственная регистрация права собственности в отношении 143 объектов недвижимого имущества.

Непринятие органом местного самоуправления мер по постановке на кадастровый учет находящихся в муниципальной собственности земельных участков и объектов недвижимости, отсутствие сведений об их характеристиках и границах, препятствует введению указанных объектов в гражданский оборот, а также препятствует в осуществлении органом местного самоуправления полномочий по их владению и пользованию.

Бездействие органа местного самоуправления по постановке на кадастровый учет и регистрации объектов недвижимости и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности влечет ряд нарушений не только законодательства о муниципальной собственности, но и бюджетного законодательства.

Так, ненадлежащее планирование бюджета на текущий финансовый год и плановый период влечет неполучение дохода от использования недвижимого муниципального имущества, оборот которого невозможен при отсутствии государственной регистрации, для осуществления которой в свою очередь необходимо запланировать бюджетные средства по соответствующей расходной статье бюджета.

В этой связи 13 мая 2021 года прокуратурой района в адрес главы администрации внесено представление.

Согласно ответу главы администрации от 09 июня 2021 года № 746 администрацией приняты формальные меры для устранения выявленных нарушений. До настоящего времени нарушения администрацией не устранены.

По состоянию на 10 ноября 2021 года на учет в ФГИС ЕГРН администрацией не поставлены следующие объекты недвижимого имущества: хозяйственные постройки (сараи, гаражи) 2000 года ввода в эксплуатацию (инв. ), расположенные по адресу: ; пешеходный мост через балку в районе из металло-бетона (инв. ), расположенный по адресу: ; пешеходный мост через железную дорогу в районе вокзала, металло-бетонный, 1991 года ввода в эксплуатацию (инв. ), расположенный по адресу: ; автомобильная дорога с асфальтовым покрытием по (инв. ), расположенная по адресу: ; гидротехническое сооружение, грунтовое, не имеет инвентарного номера, передано без денежной стоимости, расположенное по адресу: .

Проведенная прокуратурой района проверка показала, что администрацией необходимые меры по постановке на кадастровый учет и регистрации объектов недвижимости и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в ЕГРН не предпринимаются.

Ссылаясь на изложенное, административный истец просил признать незаконным бездействие администрации Новорогачинского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет в ФГИС ЕГРН следующих объектов недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности: хозяйственных построек (сараев, гаражей) 2000 года ввода в эксплуатацию (инв. ), расположенных по адресу: ; пешеходного моста через балку в районе из металло-бетона (инв. ), расположенного по адресу: ; пешеходного моста через железную дорогу в районе вокзала, металло-бетонный, 1991 года ввода в эксплуатацию (инв. ), расположенного по адресу: ; автомобильной дороги с асфальтовым покрытием по (инв. ), расположенной по адресу: ; гидротехнического сооружения, грунтового, расположенного по адресу: . Возложить обязанность на администрацию Новорогачинского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по постановке на учет в ФГИС ЕГРН следующих объектов недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности: хозяйственных построек (сараев, гаражей) 2000 года ввода в эксплуатацию (инв. ), расположенных по адресу: ; пешеходного моста через балку в районе из металло-бетона (инв. ), расположенного по адресу: ; пешеходного моста через железную дорогу в районе вокзала, металло-бетонный, 1991 года ввода в эксплуатацию (инв. ), расположенного по адресу: ; автомобильной дороги с асфальтовым покрытием по (инв. ), расположенной по адресу: ; гидротехнического сооружения, грунтового, расположенного по адресу: .

Определением Городищенского районного суда Волгоградской области от 24 марта 2022 года принят отказ административного истца прокурора Городищенского района Волгоградской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, от исковых требований к администрации Новорогачинского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области, в части исковых требований о принятии мер по постановке на учет в ФГИС ЕГРН объекта недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности: автомобильной дороги с асфальтовым покрытием по (инв. ), расположенной по адресу: . Производство по административному делу № 2а-592/2022 в данной части прекращено.

В судебном заседании административный истец старший помощник прокурора Городищенского района Волгоградской области Опарина Ю.С. административный иск поддержала, просила его удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика администрации Новорогачинского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие административного ответчика, возражает против удовлетворения административного иска прокурора, поскольку принимаются меры по разработке технической документации на спорные сооружения с целью постановки на кадастровый учет и регистрации права муниципальной собственности. Просит предоставить срок не менее шести месяцев для принятия мер по постановке на учет объектов недвижимого имущества с момента вступления решения в законную силу.

Выслушав административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

По правилам части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Таким образом, согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Прокурор в силу статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии с пунктами 3 и 39 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, а также участие в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в выполнении комплексных кадастровых работ.

Как предусмотрено статьей 49 Закона № 131-ФЗ экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов.

Органы местного самоуправления на основании статьи 52 Закона № 131-ФЗ от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.

Во исполнение статьи 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, согласно статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации является муниципальной собственностью.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса. Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

С 01 января 2017 года вступил в законную силу Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» № 218-ФЗ (далее – Закон о регистрации недвижимости), который предусматривает объединение базы данных ЕГРП и ГКН в единый информационный ресурс – ЕГРН.

Принятая в связи с этим федеральная целевая программа «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости на 2014-2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 10 октября 2013 года № 903, предполагает гармонизацию сферы земельно-имущественных отношений, базирующихся на соблюдении баланса интересов, взаимной ответственности и скоординированности усилий государства, бизнеса и общества, обеспечивающую переход к инновационному социально ориентированному типу экономического развития Российской Федерации.

Задачами Программы являются: объединение Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости в единый государственный информационный ресурс; обеспечение организации предоставления услуг по принципу «одного окна» и переход к оценке гражданами качества предоставления услуг, а также повышение качества указанных информационных ресурсов для обеспечения инвестиционной привлекательности и повышения эффективности налогообложения недвижимости.

Одним из целевых индикаторов и показателей Программы является доля объектов недвижимости, сведения о которых содержатся в ЕГРН и документы, по которым переведены в электронный вид, в общем количестве сформированных дел ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости; доля земельных участков, учтенных в ГКН ЕГРН, с границами, соответствующими требованиям законодательства Российской Федерации, в общем количестве земельных участков, учтенных в ГКН ЕГРН; рост совокупных поступлений в консолидированный бюджет, получаемых от сбора земельного налога, налога на имущество физических лиц и налога на имущество организаций;

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества на основании статьи 1 Закона о регистрации недвижимости представляет собой внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

На основании статьи 7 Закона о регистрации недвижимости ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из: реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости); реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость); реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, а также сведений о проектах межевания территорий и прочее.

В силу требований части 1 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки являются объектами земельных отношений. Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Как установлено судом и следует из материалов дела, по состоянию на 13 мая 2021 года административным ответчиком не была осуществлена государственная регистрация права собственности в отношении 143 объектов недвижимого имущества.

Непринятие органом местного самоуправления мер по постановке на кадастровый учет находящихся в муниципальной собственности земельных участков и объектов недвижимости, отсутствие сведений об их характеристиках и границах, препятствует введению указанных объектов в гражданский оборот, а также препятствуют в осуществлении органом местного самоуправления полномочий по их владению и пользованию.

В соответствии со статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип самостоятельности бюджетов означает: право органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации);

На основании пункта 4 части 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований.

Согласно части 2 стать 52 Закона № 131-ФЗ составление и рассмотрение проекта местного бюджета, осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Бездействие органа местного самоуправления по постановке на кадастровый учет и регистрации объектов недвижимости и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности влечет ряд нарушений не только законодательства о муниципальной собственности, но и бюджетного законодательства.

Так, ненадлежащее планирование бюджета на текущий финансовый год и плановый период влечет неполучение дохода от использования недвижимого муниципального имущества, оборот которого невозможен при отсутствии государственной регистрации, для осуществления которой в свою очередь необходимо запланировать бюджетные средства по соответствующей расходной статье бюджета.

В этой связи 13 мая 2021 года прокурором Городищенского района в адрес главы администрации Новорогачинского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области внесено представление.

Согласно ответу главы администрации от 09 июня 2021 года № 746 администрацией приняты формальные меры для устранения выявленных нарушений. До настоящего времени нарушения администрацией в полном объеме не устранены.

Как следует из ответа административного ответчика на запрос прокуратуры района от 10 ноября 2021 года на учет в ФГИС ЕГРН администрацией не поставлены следующие объекты недвижимого имущества: хозяйственные постройки (сараи, гаражи) 2000 года ввода в эксплуатацию (инв. ), расположенные по адресу: ; пешеходный мост через балку в районе из металло-бетона (инв. ), расположенный по адресу: ; пешеходный мост через железную дорогу в районе вокзала, металло-бетонный, 1991 года ввода в эксплуатацию (инв. ), расположенный по адресу: ; гидротехническое сооружение, грунтовое, не имеет инвентарного номера, передано без денежной стоимости, расположенное по адресу: .

Таким образом, судом установлено, что административный ответчик необходимые меры по постановке на кадастровый учет и регистрации вышеуказанных объектов недвижимости и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в ЕГРН не предпринимает. Доказательств обратного административным ответчиком суду не представлено.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд считает необходимым административный иск прокурора Городищенского района Волгоградской области удовлетворить, признать незаконным бездействие администрации выразившееся в непринятии мер по постановке на учет в ФГИС ЕГРН объектов недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, и возложить на административного ответчика обязанность по устранению выявленных нарушений.

Статьей 187 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Удовлетворяя административный иск прокурора и учитывая характер заявленных административным истцом требований, суд считает необходимым возложить на администрацию Новорогачинского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области обязанность в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по постановке на учет в ФГИС ЕГРН спорных объектов недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, поскольку указанный срок отвечает требованиям разумности для исполнения решения суда.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление прокурора Городищенского района Волгоградской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Новорогачинского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области о понуждении исполнить законодательство о муниципальной собственности – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Новорогачинского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет в ФГИС ЕГРН следующих объектов недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности: хозяйственных построек (сараев, гаражей) 2000 года ввода в эксплуатацию (инв. ), расположенных по адресу: ; пешеходного моста через балку в районе из металло-бетона (инв. ), расположенного по адресу: ; пешеходного моста через железную дорогу в районе вокзала, металло-бетонный, 1991 года ввода в эксплуатацию (инв. ), расположенного по адресу: ; гидротехнического сооружения, грунтового, расположенного по адресу: .

Возложить на администрацию Новорогачинского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области обязанность в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по постановке на учет в ФГИС ЕГРН следующих объектов недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности: хозяйственных построек (сараев, гаражей) 2000 года ввода в эксплуатацию (инв. ), расположенных по адресу: ; пешеходного моста через балку в районе из металло-бетона (инв. ), расположенного по адресу: ; пешеходного моста через железную дорогу в районе вокзала, металло-бетонный, 1991 года ввода в эксплуатацию (инв. ), расположенного по адресу: ; гидротехнического сооружения, грунтового, расположенного по адресу: .

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Городищенский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение принято в окончательной форме 29 марта 2022 года.

Судья Е.Н. Елистархова