ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5934/2017 от 05.06.2018 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2а-775/2018 копия

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«05» июня 2018 г. г.Пермь

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Плешивцева С.И.,

при секретаре Кивилевой А.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО1 к инспекции Государственного строительного надзора <Адрес>, о признании незаконными акта проверки от 26.10.2017 г. и предписания об устранении нарушений при строительстве (реконструкции) объекта капитального строительства от ДД.ММ.ГГГГ,

у с т а н о в и л:

Административный истец ФИО1 обратился в суд с административным иском к инспекции Государственного строительного надзора <Адрес>, о признании незаконными акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ и предписания об устранении нарушений при строительстве (реконструкции) объекта капитального строительства от ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <Адрес>. В отношении принадлежащего ему объекта, расположенного в подвале жилого дома по адресу: <Адрес> административным ответчиком была проведена проверка. По результатам проверки выдано предписание 1-36-2017 от ДД.ММ.ГГГГ Ддля проверки исполнения требвоаний предписания от ДД.ММ.ГГГГ адмиснраивный ответчик издал распояржение о проведени внеплановой выезднйо проверки от ДД.ММ.ГГГГ, по результаатм котоой был составлена акт от ДД.ММ.ГГГГ и вынсено предписание от ДД.ММ.ГГГГ Он (ФИО1) считает незаконным, поскольку не доказан факт выполнения работ по реконструкции на момен акт проверки и предпсиание, псокоькук распояржение о првоедени проверки было принято до истечения сркоа предпсиания.

Административный истец ФИО1 и административный ответчик, в судебное заседание не явились, своих предсатвителей не направили, о месте и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом, об отложении судебного зседания не ходатайствовали, уважительных причин неявки суду не представили, поэтому судс чиатет возможным рассмотреть дело в их отстствие.

Суд, выслушав мнение сторон, изучив представленные суду документы, пришёл к выводу о том, что данный административный иск удовлетворению не подлежит на основании следующего.

В силу ч.2 ст.46 Конституции Российской Федерации, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

На основании положений ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом (ч. 1).

В силу ч.2 вышеназванной нормы, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

По таким административным делам административный истец обязан:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч.2 ст.227 КАС РФ).

При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании было установлено следующее.

Административный истец ФИО1 является собственником объекта недвижимости – встроенных помещений в подвале, назначение нежилое, общей площадью 76 кв.м., номера на поэтажном плане 1,2,3,19, адрес объекта: <Адрес>.

В 2009 г. ФИО1 проводились работы по реконструкции данного объекта недвижимости.

Согласно п.14 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, реконструкция - изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей (далее - этажность), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения. (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ).

Согласно ч.2 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГрК РФ), в редакции, действовавшей на момент выполнения работ, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно п.5 ч.1 ст.8 ГрК РФ, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений входит в круг полномочий органов местного самоуправления.

Согласно ч.7 ст.51 ГрК РФ, в редакции, действовавшей на момент проведения работ по реконструкции ФИО1, в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения.

Согласно ч.1 ст.54 ГрК РФ, государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 данного Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией (пункт 1); реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 данного Кодекса (пункт 2).

В соответствии с ч.2 ст.54 ГрК РФ, предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (пункт 1); наличия разрешения на строительство (пункт 2); выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 данного Кодекса (пункт 3).

Порядок осуществления государственного строительного надзора установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно Положению об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации (утверждено указанным Постановлением Правительства Российской Федерации) задачей государственного строительного надзора является предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, а также лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов, и проектной документации (пункт 3).

Государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (пункт 8). Государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок (пункт 9). Проверке подлежит соответствие выполняемых работ, применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства и результатов таких работ требованиям технических регламентов, нормам и правилам, а также требованиям иных нормативных правовых актов и проектной документации (пункт 10). После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится проверка, по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения (пункт 16). Орган государственного строительного надзора выдает заключение о соответствии, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства не были допущены нарушения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, либо такие нарушения были устранены до даты выдачи заключения о соответствии (пункт 17). Орган государственного строительного надзора отказывает в выдаче заключения о соответствии, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства были допущены нарушения соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и такие нарушения не были устранены до даты выдачи заключения о соответствии (пункт 18).

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <Адрес> является государственным органом, который осуществляет региональный государственный строительный надзору при строительстве (реконструкции) объектов капитального строительства.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что вышеуказанный объект недвижимости принадлежащий ФИО1 является предметом государственного строительного надзора.

ДД.ММ.ГГГГ Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства <Адрес>, проведена внеплановая проверка по исполнению предписания от ДД.ММ.ГГГГ Из акта проверки следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по обращению жильцов дома по <Адрес>, установленного порядка проведения реконструкции нежилого помещения, расположенного в подвале 5-ти этажного кирпичного жилого дома по <Адрес>. В ходе проверки было установлено, что в отсутствие разрешения на строительство, проводятся работы по реконструкцию помещений, принадлежащих ФИО1, при проведении которых затрагиваются конструктивные характеристики надежности и безопасности всего здания, безопасность строительных конструкций, изменяются параметры помещения. По проектной документации объекта имеется положительное заключение государственной вневедомственной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ. В акте проверки сделаны выводы о том, что в соответствии со ст.ст.49,54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, данный объект по параметрам поднадзорен государственному строительному надзору.

По результатам проверки было выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ, которым ФИО1 в срок до ДД.ММ.ГГГГ было предписано обеспечить устранение, нарушений, изложенных в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ, не продолжать работы по реконструкции на объекте, до составления актов об устранении нарушений. (л.д.92).

ДД.ММ.ГГГГ Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства <Адрес>, на основании распоряжения и.о. министра от ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка в отношении ФИО1, по соблюдению установленного порядка реконструкции нежилого помещения, расположенного в подвале 5-ти этажного кирпичного жилого дома по <Адрес>. В ходе проверки было установлено, что в отсутствие разрешения на строительство, в указанном помещении проведены работы по реконструкцию помещений, принадлежащих ФИО1, затрагивающие конструктивные характеристики надежности и безопасности всего здания, безопасность строительных конструкций, изменяются параметры помещения. В нарушение требований ст.ст55,55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ФИО1 организовал эксплуатацию данного объекта в отсутствие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Административный ответчик в ДД.ММ.ГГГГ выдал предписание , установив срок устранения выявленных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства <Адрес>, на основании распоряжения и.о. министра от ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка в отношении ФИО1, по соблюдению установленного порядка реконструкции нежилого помещения, расположенного в подвале 5-ти этажного кирпичного жилого дома по <Адрес>. В ходе проверки было установлено, что в отсутствие разрешения на строительство, в указанном помещении проведены работы по реконструкцию помещений, принадлежащих ФИО1, затрагивающие конструктивные характеристики надежности и безопасности всего здания, безопасность строительных конструкций, изменяются параметры помещения. В нарушение требований ст.ст55,55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ФИО1 организовал эксплуатацию данного объекта в отсутствие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

По результатам проверки, ДД.ММ.ГГГГ застройщику ФИО1 было выдано предписание в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения, изложенные в акте проверки и не допускать эксплуатацию указанного объекта.

ДД.ММ.ГГГГ Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства <Адрес>, на основании распоряжения и.о. министра от ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка в отношении ФИО1, по соблюдению установленного порядка реконструкции нежилого помещения, расположенного в подвале 5-ти этажного кирпичного жилого дома по <Адрес>. В ходе проверки было установлено, что в отсутствие разрешения на строительство, в указанном помещении проведены работы по реконструкцию помещений, принадлежащих ФИО1, затрагивающие конструктивные характеристики надежности и безопасности всего здания, безопасность строительных конструкций, изменяются параметры помещения. В нарушение требований ст.ст55,55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ФИО1 организовал эксплуатацию данного объекта в отсутствие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства <Адрес> в адрес ФИО1 внесено предписание об устранении нарушений при строительстве (реконструкции) объекта капитального строительства.

Из данного предписания следует, что в отношении нежилого помещения, расположенного в подвале 5-ти этажного кирпичного жилого дома по <Адрес> выявлены следующие нарушения:

1. Нарушение установленного порядка строительства объекта капитального строительства, которое выразилось в проведении работ по реконструкции нежилых помещений, расположенных в подвале жилого дома в отсутствие разрешения на строительство (реконструкцию);

2. Нарушение требований нормативных документов в области строительства, которое выразилось в том, что журналы общих и специальных работ отсутствуют, по запросу Министерства не представлены;

Нарушение требований нормативных документов в области строительства, которое выразилось в следующем:

3. Исполнительная документация по выполненным работам отсутствует, следовательно подтверждение оценки соответствия выполненных работ требованиям нормативных документов и стандартов, являющихся доказательной базой соблюдения требований технических регламентов при выполнении работ отсутствуют, по запросу Министерства не представлены;

4. Допущена эксплуатация объекта – вышеуказанные подвальные помещения эксплуатируются в качестве кафе-кулинарии «В гостях у Марфы», в отсутствие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;

5. Сведения об осуществлении функций строительного контроля при строительстве объекта капитального строительства отсутствуют, в результате чего были допущены указанные нарушения;

6. Извещение о постановке объекта под государственный строительный надзор и о начале строительства) в адрес Министерства не направлено. Данным предписанием, застройщику ФИО1 предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения, указанные в акте проверки и предписании, после чего направить в адрес Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <Адрес> извещение о постановке объекта под государственный строительный надзор (о начале строительства, с приложением документов, предусмотренных ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ инспекцией государственного строительного надзора <Адрес>, на основании распоряжения наачльника инспекции от ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка в отношении ФИО1, по соблюдению установленного порядка реконструкции нежилого помещения, расположенного в подвале 5-ти этажного кирпичного жилого дома по <Адрес>.

В ходе проверки было установлено, что в отсутствие разрешения на строительство, в указанном помещении проведены работы по реконструкцию помещений, принадлежащих ФИО1, затрагивающие конструктивные характеристики надежности и безопасности всего здания, безопасность строительных конструкций, изменяются параметры помещения. В нарушение требований ст.ст55,55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ФИО1 организовал эксплуатацию данного объекта в отсутствие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ инспекцией Государственного строительного надзора <Адрес> в адрес ФИО1 внесено предписание об устранении нарушений при строительстве (реконструкции) объекта капитального строительства.

Из данного предписания следует, что в отношении нежилого помещения, расположенного в подвале 5-ти этажного кирпичного жилого дома по <Адрес> выявлены следующие нарушения:

1. Нарушение установленного порядка строительства объекта капитального строительства, которое выразилось в проведении работ по реконструкции нежилых помещений, расположенных в подвале жилого дома в отсутствие разрешения на строительство (реконструкцию);

2. Нарушение требований нормативных документов в области строительства, которое выразилось в том, что журналы общих и специальных работ отсутствуют, по запросу Министерства не представлены;

Нарушение требований нормативных документов в области строительства, которое выразилось в следующем:

3. Исполнительная документация по выполненным работам отсутствует, следовательно подтверждение оценки соответствия выполненных работ требованиям нормативных документов и стандартов, являющихся доказательной базой соблюдения требований технических регламентов при выполнении работ отсутствуют, по запросу инспекции не представлены;

4. Допущена эксплуатация объекта – вышеуказанные подвальные помещения эксплуатируются в качестве кафе-кулинарии «В гостях у Марфы», в отсутствие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;

5. Сведения об осуществлении функций строительного контроля при строительстве объекта капитального строительства отсутствуют, в результате чего были допущены указанные нарушения;

6. Извещение о постановке объекта под государственный строительный надзор и о начале строительства) в адрес инспекции не направлено. Данным предписанием, застройщику ФИО1 предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения, указанные в акте проверки и предписании, после чего направить в адрес Инспекции извещение о постановке объекта под государственный строительный надзор (о начале строительства, с приложением документов, предусмотренных ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Провенрка проведена с целью проверки требвоаний предпсиания,в ыданного ранее.

Оспариваемое предписание принято органом государственного строительного надзора в рамках предоставленных законом полномочий об осуществлении данного надзора, следовательно оспариваемое предписание незаконным не является, соответствует требованиям закона, прав ФИО1 не нарушает, в силу чего административный иск ФИО1 удовлетворению не подлежит.

Оспариваемый акт проверки и предписание принято органом государственного строительного надзора в рамках предоставленных законом полномочий об осуществлении данного надзора, следовательно незаконными не является, соответствуют требованиям закона, прав ФИО1 не нарушает, в силу чего административный иск ФИО1 удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 228 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

ФИО1 в удовлетворении административного иска к инспекции государственного строительного надзора <Адрес>, о признании незаконными акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ и предписания об устранении нарушений при строительстве (реконструкции) объекта капитального строительства от ДД.ММ.ГГГГ, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в <Адрес>вой суд через Ленинский районный суд <Адрес> в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий подпись (С.И. Плешивцев)

Копия верна:

Судья (С.И. Плешивцев)