ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5935/2021 от 29.11.2021 Ленинградского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело №2а-5935/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Калининград 29 ноября 2021 года

Ленинградский районный суд г.Калининграда в составе:

председательствующего судьи Подушкина О.В.,

при секретаре Антошиной В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Котельниковой Т.Б. к Администрации городского округа «Город Калининград» о признании частично недействующим проекта планировки, обязании устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Котельникова Т.Б. обратилась в суд с исковыми требованиями к Администрации городского округа «Город Калининград» о признании частично недействующим проекта планировки, обязании устранить допущенные нарушения, указав, что является собственником квартиры в многоквартирном доме <адрес>. Дом расположен в пределах территории на которую 13 января 2020года утвержден проект планировки с проектом межевания в границах ул. Парковая аллея - ул. Онежская - ул. Платова - ул. Малая лесная - ул. Б. Окружная 3-я - железная дорога - ул. Островского в г Калининграде, постановлением главы города №14. Основанием для утверждения данного постановления являются Правила землепользования и застройки, утвержденные решением городского Совета депутатов Калининграда от 25.12.2017 № 339 (ПЗЗ №339) и статьи 42.43,46 Градостроительного Кодекса РФ. Правила землепользования и застройки устанавливают градостроительные регламенты которые должны применяться ко всем объектам капитального строительства, что установлено также требованиями ГрК РФ. Перечень градостроительных регламентов применяемых к дому <адрес> установлен ст. 32 ПЗЗ № 339 « Градостроительный регламент зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-4)». В соответствии с п. 5 ст. 32 : 5. Для зоны Ж-4 в соответствии с ч. 3 ст. 38 ГрК РФ установлены подзоны А, Б, В. Для каждой из подзон установлены предельные параметры в соответствии со ст. 38 ГрК РФ, законодательством Калининградской области и местными нормативными актами. Указанные параметры применяются в части, не противоречащей национальным стандартам и сводам правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений…». Согласно п. 6 ст. 32 ПЗЗ №339 «6 Для подзон А, Б, В территориальной зоны Ж-4 установлены следующие предельные параметры: минимальные отступы в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений от красной линии улицы, со всеми разрешенными видами использования – 5 м. Вместе с тем указанным проектом в отношении дома Истицы линия допустимого размещения здания проведена через середину существующего дома (на расстоянии от красной лини, примерно 10 метров), при том, что «красная линия» совпадает с ограждением, которое установлено по кадастровой границе на расстоянии 6 метров от стены дома. Согласно требованиям п.6 ст. 32 ПЗЗ № 339 линия минимального отступа в целях определения места допустимого размещения здания должна находиться перед домом на расстоянии 1 метра от него, а не проходить через дом. Невыполнение требования п.6 ст. 32 ПЗЗ №339 означает, что с момент утверждения проекта планировки, если возникнет необходимость капитального ремонта моего дома, Истице могут выдать градостроительный план с требованием перенести дом за линию предельно допустимого размещения здания. Указанная линия предельно допустимого размещения зданий в проекте проведена неодинаково для всех объектов капитального строительства, расположенных в границах утвержденного проекта. По домам расположенным в кадастровом квартале вдоль ул.<адрес> имеется решение суда Ленинградского района 19 сентября 2013 года дело № 2а-2940/2013, которым отменен предыдущий проект планировки, утвержденный без учета 5-ти метрового отступа от красной линии улицы до стены дома, предусмотренного ПЗЗ № 146. В соответствии с данным решением суда Ленинградского района г.Калининграда от 19 сентября 2013 года дело № 2а-2940/2013 в кадастровом квартале по участкам домов № 54-70 красная линия проведена с учетом фактического расположения ограждений на расстоянии 6-ти метров от стен домов, при этом линия допустимого расположения зданий совпадает с линий фактической застройки осуществленной до 1945 года. Оспариваемый проект не учитывает фактическое расположение существующего здания дома <адрес>, нарушает показатель минимального отступа в целях определения допустимого расположения здания по отношению к существующему с 1945 года объекту капитального строительства, нарушает принцип одинакового распространения требований не все ОКС в сравнении с другими ОКС. по которым линия предельного допустимого размещения здания соответствует их фактическому расположению существующей застройки. В ходе публичных слушаний 27.06.2019 и дополнительных мероприятий 21-23-25.08.2019 по оспариваемому проекту, истицей были поданы

- заявление о корректировке линии предельно допустимого расположения дома <адрес>;

- заявление о нарушениях по ознакомлению с экспозицией проекта;

- устное выступление на публичных слушаниях 27 июня 2019года;

- подано коллективное обращение от 28.06.2019г по публичным слушаниям;

- подано коллективное обращение от 29.08.2019 по дополнительным мероприятиям.

В протоколе публичных слушаний ни одно из данных заявлений не отражено, устные заявления других участников слушаний также не отражены. На заявление о предоставлении о предоставлении копии протокола публичных слушаний получен отказ от 28.12.2019 исх. №и-КТРиС-10732, где указано, что участник публичных слушаний, который внес предложения и замечания, касающиеся проекта, рассмотренного на публичных слушаниях, имеет право получить выписку из протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, содержащую внесенные этим участником предложения и замечания (п. 20 ст. 5.1 ГрК РФ). В протоколе от 27.06.2019 Ваши предложения и замечания не зафиксированы, однако отражены вопросы других участников. В заключении от 11.07.2019 № и-КТРиС-6098 указано на 355 поступивших обращений, в протоколе зафиксировано только 50 из них. Протокол составлен лицом, не уполномоченным на проведение публичных слушаний. Заключение не содержит аргументированные рекомендации организатора публичных слушаний о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками публичных слушаний предложений и замечаний. Все это является нарушением проведения процедуры публичных слушаний установленной пунктом ст. 5.1. ГрК РФ. Вывод в заключении от 11.07.2019 № и-КТРиС-6098 - проект направить на доработку. Все предложения и замечания участников публичных слушаний учесть при доработке проекта. Таким образом, полагает, что ответчиком нарушено федеральное законодательство о процедуре проведения публичных слушаний установленной ГрК РФ и нарушение прав граждан на самоуправление и обеспечение благоприятных условий проживания. Поступившие предложения и замечания при доработке проекта в полной мере не учтены и в проекте не отражены. Согласно пункта 2 статьи 21 ПЗЗ №339 «2. Градостроительные регламенты действуют в пределах территориальных зон и распространяются в равной мере на все расположенные в одной и той же территориальной зоне земельные участки, объекты капитального строительства независимо от форм собственности.» Поскольку здания построены до появления понятия «красная линия», и «линия предельно допустимого размещения» то проведение их в Проекте планировки должно учитывать не только установленные регламенты, но и учитывать сложившуюся застройку, произведенную до принятия указанных нормативных актов. Если сложившаяся застройка не позволяет выполнить вновь принятые регламенты, значит данные регламенты не должны устанавливаться применительно к данным зданиям принимаемым проектом планировки. Полагает, что оспариваемый проект планировки территории нарушает исторически сложившийся облик улиц, нарушает права граждан на законное землепользование и благоприятные условия проживания в данном месте, а также выполнен с нарушением закона, а именно:

- нарушены требования п.2 ст.21 ПЗЗ № 339 в отношении разных объектов капитального строительства расположенных в одной и той же территориальной зоне, по которым линия предельно допустимого размещения зданий проведена неодинаково: для одних ОКС - с учетом минимального 5-ти метрового отступа от красной линии улицы и с учетом фактического расположения здания, для других со значительным превышением минимального 5-ти метрового отступа и без учета фактического расположения здания, то есть через само здание;

- нарушено требование п.6 ст. 32 ПЗЗ № 339 о параметре минимального отступа в целях определения места допустимого размещения здания -5 метров в отношении дома <адрес>, путем его существенного завышения до 10 метров;

- нарушены требования ГрК РФ, а именно:а) отсутствуют объяснения о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных I публичных слушаний предложений и замечаний (п.22.5 ст. 5.1), нарушена процедура проведения публичных слушаний в том числе по ведению протокола, отказ его предоставления участнику - ст5.1;

б) не учтены градостроительные регламенты установленные Правилами землепользования и I застройки (п.10 ст. 45);

в) незаконное ограничение действия градостроительного регламента и распространение его действия не в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства расположенные в пределах границ одной территориальной зоны (п.9 ст.43, ст 30. п.2.1 3 сг.36). Просит признать частично не действующим проект планировки территории с проектом межевания в его составе в границах ул. Парковая аллея - ул. Онежская - ул Платова ул. Малая Лесная - ул. Б. Окружная 3-я - железная дорога - ул. Островского в г Калининграде в части установления линии определяющей место допустимого размещения здания жилого дома <адрес> в г.Калининграде на расстоянии превышающем 5 метров от красной линии <адрес>. Обязать административного ответчика установить линию предельно допустимого размещения здания жилого дома <адрес> на расстоянии 5 метров от красной линии ул.Глинки и внести соответствующие изменения в графическую часть проекта планировки.

В судебное заседание Истица не явилась, о месте и времени судебного заседания уведомлена надлежащим образом, с ходатайствами о рассмотрении дела в ее отсутствие либо об отложении дела не обращалась.

Представители Ответчика П.А., Ж. с исковыми требованиями не согласились, представили возражения на исковое заявление, просили в удовлетворении иска, отказать, также указали, что истицей пропущен срок для обращения с иском в суд.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Исходя из положений п.1 ч.2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Как следует из планировочной документации, красные линии установлены по границам существующих земельных участков по <адрес> в г.Калининграде в соответствии с градостроительным законодательством.

В районе жилого дома <адрес> минимальный отступ от указанного дома по сведениям, содержащимся в цифровом дежурном плане, составляет 5,8 м.

Согласно пункта 6 статьи 32 Правил землепользования и застройки, утвержденных решением городского Совета депутатов Калининграда от 25.12.2017 № 339 «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа «Город Калининград» (далее - Правила) установлены предельные параметры для подзон территориальной зоны Ж-4: минимальные отступы в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений: от красной линии улицы - 5,0 м; от красной линии проезда - 3,0 м; от границы земельного участка - 3,0 м. Указанная норма не устанавливает максимальный параметр такого отступа. Также, действующие нормы землепользования и застройки вопреки утверждений административного истца, не устанавливают требования о том, что минимальные линии отступа должны быть в 1 м от здания.

В соответствии с пунктом 8 статьи 36 ГрК РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Сведениями о том, что дом <адрес> относится к объектам строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия администрация городского округа «Город Калининград» не располагает.

Капитальный ремонт объектов капитального строительства - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов без изменения конфигурации и параметров несущих частей здания.

Таким образом, возможный капитальный ремонт, на который указывает в административном иске истица, не влечет за собой обязательства по переносу дома за линию предельно допустимого размещения здания.

Доказательств о нарушениях Администрацией процедуры проведения публичных слушаний не представлено.

Доводы истца о нарушениях административным ответчиком норм Правил землепользования и застройки в отношении объектов иных правообладателей не являются предметом рассмотрения данного административного дела. Полномочий действовать в интересах неопределенного круга лиц Истицей не представлено.

Также Истицей не представлено полномочий действовать в интересах остальных собственников квартир в доме <адрес>.

Кроме того, само по себе прохождение красной линии на расстоянии 5.8 м от стены жилого дома <адрес> не нарушает права и законные интересы Истицы.

Кроме того, в соответствии со статьей 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трёх месяце со дня, когда гражданину стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов.

Собрание участников публичных слушаний по проекту планировки территории с проектом межевания в его составе в границах улиц Парковая аллея - ул. Онежская - ул. Платова - ул. Малая лесная - ул. Большая окружная 3-я - железная дорога - ул. Островского в Калининграде состоялось 27 июня 2019 года.

Котельникова Т.Б. принимала участие в указанных публичных слушаниях, указанное обстоятельство отражено в административном иске.

Таким образом, Истица узнала о возможном нарушении ее прав в проекте планировки с проектом межевания вышеуказанной территории в июне 2019 года, таким образом, срок для обращения с иском в суд истек в сентябре 2019 года.

В соответствии со ст. 94 КАС РФ право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного настоящим Кодексом или назначенного судом процессуального срока.

В соответствии со ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Ходатайств о восстановлении срока для обращения с иском в суд не заявлено, доказательств уважительности причин пропуска срока, не представлено.

В соответствии с ч. 5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении исковых требований надлежит, отказать.

Руководствуясь ст. ст. 175 – 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Котельниковой Т.Б. – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд чрез Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение месяца, с момента изготовления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение изготовлено 16.12.2021.

Судья: О.В. Подушкин