УИД 75RS0001-02-2022-005514-08
Дело № 2а-594/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 сентября 2022 года пгт.Карымское
Судья Карымского районного суда Забайкальского края Мищенко Е.В., при секретаре Филатовой А.А. рассмотрев дело по административному иску ФИО1 к Управлению Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю о признании налогового требования не соответствующим закону, приостановления действия требования,
У С Т А Н О В И Л:
23 апреля 2020 года мать истца-ФИО5 и отчим ФИО6 на основании Договора дарения подарили нежилое помещение площадью 934,1 кв.м, расположенное по адресу:пгт. Дарасун истцу. ФИО5 и ФИО6 приобрели данное имущество в период брака ДД.ММ.ГГГГ по Договору купли-продажи государственного предприятия №. Брак между ФИО5 и ФИО6 был заключен ДД.ММ.ГГГГ. Нежилое помещение было приобретено на имя ФИО6 но в период брака и принадлежало им обоим, значит данное нежилое здание было подарено истцу как члену семьи. Тем не менее, ДД.ММ.ГГГГ от ответчика получено требование № в котором в качестве недоимки указана сумма в размере 679164 рублей.
Просит признать Требование № от ДД.ММ.ГГГГ в части касающейся недоимки в размере 679164 рублей по доходу полученному в натуральной форме в виде нежилого помещения площадью 934,1 кв.м., расположенного по адресупорядке дарения не соответствующим закону, приостановить действие данного требования.
Административный истец ФИО1 и ее представитель ФИО3, действующий на основании доверенности, полностью поддержали исковые требования и просили иск удовлетворить.
Административный ответчик Управление Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю в лице представителя ФИО8, действующей на основании доверенности, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие. Предоставила отзыв на административное исковое заявления указав, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1. самостоятельно предоставлена в налоговый орган декларация по форме 3-НДФЛ за 2020 год с отражением дохода, полученного в порядке дарения нежилого помещения от ФИО6 сумма налога по декларации отражена к уплате в бюджет в размере 679164 рублей. Просит отказать по основаниям, изложенным в отзыве на иск.
Свидетель ФИО9 пояснила, что истец проживала с ФИО6 с одного года, который ее вырастил.
Свидетели ФИО6 и ФИО5 пояснили, что ФИО6 не является отцом истца, но растил ее с 1 года и считает ее своей дочерью.
Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ установлена обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги.
Обязанность граждан-налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов и сборов закреплена в статье 57 Конституции Российской Федерации, а также части 1 статьи 3, пункте 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исходя из положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
В силу ст. 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно п.п.7 п.1 ст.228 НК РФ физические лица, получающие от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, доходы в денежной и натуральной формах в порядке дарения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 18.1 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению;
Согласно п.18.1 статьи 217 НК РФ доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке дарения, за исключением случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Доходы, полученные в порядке дарения, освобождаются от налогообложения в случае, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами).
Согласно пункта 1 статьи 229 НК РФ налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса.
Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (абзац третий пункта 1 статьи 45), в порядке статей 69 и 70 НК РФ.
В силу статьи 401 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения является, в том числе квартира, иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии со статьей 403 Налогового кодекса РФ Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи
Согласно статьи 406 Налогового кодекса РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус") в размерах, не превышающих: 1) 0,1 процента в отношении:
жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат;
объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом;
единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом;
гаражей и машино-мест, в том числе расположенных в объектах налогообложения, указанных в подпункте 2 настоящего пункта;
хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;
Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (статья 409 Налогового кодекса РФ).
Частью 4 статьи 12 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налог на имущество физических лиц устанавливаются Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов.
Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (абзац третий пункта 1 статьи 45), в порядке статей 69 и 70 НК РФ.
На основании пункта 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах (пункт 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
Неисполнение налогоплательщиком требования об уплате налога, согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации является основанием для обращения в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов.
В соответствии с пунктами 3, 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, пеня начисляется; пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Согласно пункту 4 статьи 75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Статьей 14 Семейного кодекса Российской Федерации установлено, что близкими родственниками признаются родственники по прямой восходящей и нисходящей линии - родители и дети, дедушки, бабушки и внуки, полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры.
Из положений ст. 34 Семейного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 256 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что в общем случае имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. При этом не имеет значения, на имя кого из супругов оформлено такое имущество, а также кем вносились деньги при его приобретении.
В этой связи если один из супругов-дарителей является членом семьи или близким родственником одаряемого физического лица в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации, то доход, полученный в дар одаряемым, в части стоимости имущества, принадлежащего указанному супругу, освобождается от обложения налогом на доходы физических лиц.
В административное дело предоставлены следующие доказательства.
Согласно свидетельства о заключении брака ДД.ММ.ГГГГ заключен брак между ФИО10 и ФИО6 жене присвоена фамилия мужа ФИО12.
Записью акта о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается родство между матерью ФИО10 и дочерью ФИО11 При вступлении в брак фамилия истца изменена на ФИО2.
Договором дарения недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается дарение ФИО6 истцу ФИО2 недвижимого имущества расположенного по адресу:пгт. Дарасун (л.д.9-10)
В налоговый орган предоставлена декларация по форме 3-НДФЛ за 2020 год с отражением дохода, полученного в порядке дарения нежилого помещения от ФИО6 сумма налога по декларации отражена к уплате в бюджет в размере 679164 рублей.
Требованием № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ подтверждается недоимка по уплате налога на имущество физических лиц в сумме 679164 руб. Срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе судебного заседания установлено, что ДД.ММ.ГГГГ мать истца-ФИО5 и отчим ФИО6, состоящие в браке с ДД.ММ.ГГГГ на основании Договора дарения подарили нежилое помещение площадью 934,1 кв.м, расположенное по адресу:пгт. Дарасун ФИО2 Недвижимое имущество было приобретено ФИО5 и ФИО6 в период брака ДД.ММ.ГГГГ по Договору купли-продажи государственного предприятия №. В налоговый орган предоставлена декларация по форме 3-НДФЛ за 2020 год с отражением дохода, полученного в порядке дарения нежилого помещения от ФИО6 сумма налога по декларации отражена к уплате в бюджет в размере 679164 рублей. Соответственно, от ответчика ДД.ММ.ГГГГ поступило требование № в котором, в качестве недоимки, указана сумма в размере 679164 рублей.
В данном случае у инспекции, каких либо сомнений в достоверности предоставленных истцом сведений, декларации подтверждающих (опровергающих) право на возмещение налога не имелось.
В соответствии с п. 6 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации возврат суммы излишне уплаченного налога носит заявительный характер. По факту наличия переплаты плательщиком может быть подано заявление о ее возврате из краевого бюджета. Возврат переплаты из бюджета является выпадающим доходом анализируемого налогового периода.
Суд, исходит из того, что доказательств, свидетельствующих о противозаконном формировании требования и уплате ФИО1 налога в результате ошибочных действий налогового органа, материалы дела не содержат, поскольку до направления требования и добровольной уплаты налога и после уплаты налога ответчиком не было получено заявление налогоплательщика о возврате излишне уплаченных указанных сумм.
В силу положений подпункта 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
Статьей 78 Налогового кодекса установлен административный порядок реализации этого права, предполагающий обращение налогоплательщика в налоговый орган с заявлением о возврате образовавшейся переплаты и полномочия налогового органа по вынесению в надлежащие сроки соответствующего правоприменительного акта - решения о возврате излишне уплаченных сумм.
Из содержания положений статьи 78 Налогового кодекса следует, что проценты на сумму переплаты, внесенной в бюджет в связи с ошибочными действиями налогоплательщика (излишне уплаченный налог), начисляются не за весь период нахождения переплаты в казне, а лишь за то время, когда налоговый орган допускал незаконное удержание денежных средств в казне в связи с неисполнением по истечении установленного Налоговым кодексом срока обязанности по возврату излишне уплаченных сумм.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу об отсутствии фактов незаконного выставления требования по уплате налога.
С учетом установленных обстоятельств, в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать в полном объеме..
Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Управлению Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю о признании налогового требования не соответствующим закону, приостановления действия требования, отказать.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Карымский районный суд Забайкальского края.
Судья Е.В. Мищенко
Решение мотивированное изготовлено: 03.10.2022