ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-595/2021 от 04.06.2021 Богородицкого районного суда (Тульская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Богородицкий районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Кожуховой Л.А.,

при секретаре Соколовой М.Ю.,

с участием административного истца - помощника прокурора Воловского района Тульской области Прохоровой Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Воловского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Воловский район о признании незаконным бездействия и возложении обязанности разработать и утвердить нормативно правовой акт, регламентирующий порядок выдачи разрешения на использования земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута,

у с т а н о в и л:

прокурор Воловского района Тульской области обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Воловский районо признании незаконным бездействия и возложении обязанности разработать и утвердить нормативно правовой акт, регламентирующий порядок выдачи разрешения на использования земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, обосновав свои требования следующим.

Прокуратурой Воловского района Тульской области в администрации МО Воловский район проведена проверка соблюдения земельного законодательства и законодательства о предоставлении муниципальных услуг. Распоряжением Правительства РФ от 18.09.2019 года № 2113-р услуга - выдача разрешения на использование земель или земельного участка, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута включена в перечень типовых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями, а также органами местного самоуправления. В нарушение вышеуказанного распоряжения Правительства РФ, ст. 39.33 ЗК РФ и ст. 4, 6, 11 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в администрации МО Воловский район административный регламент предоставления вышеуказанной услуги не принят, муниципальная услуга в реестр муниципальных услуг не включена. Отсутствие административного регламента предоставления муниципальной услуги приводит к возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению сотрудников администрации. В связи с выявленными нарушениями закона прокуратурой района 25.02.2021 года в адрес главы администрации МО Воловский район внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, однако нормативный правовой акт, регламентирующий порядок выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, до настоящего времени не разработан.

На основании вышеизложенного прокурор Воловского района Тульской области просил суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Воловский район, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению нормативно правого акта, регламентирующего порядок выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, а также обязать администрацию муниципального образования Воловский район разработать и утвердить нормативный правовой акт, регламентирующий порядок выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута.

Представитель административного истца помощник прокурора Воловского района Тульской области Прохорова Е.Г. в судебном заседании административные исковые требования поддержала, пояснила, что все доводы в обоснование административного иска изложены в заявлении прокурора, дополнить ей нечего.

Представитель административного ответчика администрации МО Воловский район в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В материалах дела имеется ходатайство указанной администрации с просьбой рассмотреть дело в отсутствие её представителя, административный иск признают полном объёме, нарушения будут устранены в ближайшее время.

В соответствии со ст. ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ судом определено о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Пунктом 1 статьи 39.33 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в следующих случаях: проведения инженерных изысканий; капитального или текущего ремонта линейного объекта; строительства временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения; осуществления геологического изучения недр; осуществления деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда; размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации; возведения некапитальных строений, сооружений, предназначенных для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства).

Согласно п. 2, 3 данной нормы Земельного кодекса РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 и 7 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.

В разрешении на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указываются кадастровый номер земельного участка в случае, если планируется использование всего земельного участка, или координаты характерных точек границ территории в случае, если планируется использование земель или части земельного участка.

В соответствии со ст. 4 Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» к основным принципам предоставления государственных и муниципальных услуг относится правомерность предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги; открытость деятельности органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги.

Согласно ч. 1 ст. 6 вышеуказанного Федерального закона органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Статьей 11 Федерального закона № 210-ФЗ предусмотрено, что государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг.

Распоряжением Правительства РФ от 18.09.2019 № 2113-р услуга - выдача разрешения на использование земель или земельного участка, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута включена в перечень типовых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями, а также органами местного самоуправления.

В нарушение вышеуказанных требований законодательства в администрации муниципального образования Воловский район административный регламент предоставления вышеуказанной услуги не принят, муниципальная услуга в реестр муниципальных услуг не включена.

25.02.2021 года в адрес главы администрации МО Воловский район внесено представление «Об устранении нарушений земельного законодательства, законодательства о предоставлении муниципальных услуг».

Из ответа администрации МО Воловский район от 16.03.2021 года усматривает, что данное представление принято к сведению, ведётся работа по разработке постановления об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на использования земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в муниципальном образовании Воловкий район».

Однако нормативный правовой акт, регламентирующий порядок выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, до настоящего времени не разработан.

Данный факт подтверждается актом проверки, проведённой помощником прокурора Воловского района Тульской области Прохоровой Е.Г. 29.04.2021 года.

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» к противодействию коррупции относится деятельность органов местного самоуправления в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).

Статьей 3 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что к основному принципу противодействия коррупции в Российской относится принцип законности.

Таким образом, суд приходит к выводу, что отсутствие административного регламента предоставления муниципальной услуги приводит к возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению сотрудников администрации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административное исковые требования прокурора Воловского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Воловский район о признании незаконным бездействия и возложении обязанности разработать и утвердить нормативно правовой акт, регламентирующий порядок выдачи разрешения на использования земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Воловский район, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению нормативно правого акта, регламентирующего порядок выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута.

Обязать администрацию муниципального образования Воловский район разработать и утвердить нормативный правовой акт, регламентирующий порядок выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Богородицкий районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено 11.06.2021 года.