Дело № 2а-595/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 октября 2021 года г. Чайковский
Чайковский городской суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Грибановой А.А.,
при секретаре судебного заседания Салаховой Л.Ю.,
с участием прокурора Мыц Ю.Б.,
представителя административного истца ФИО1 по доверенности ФИО2,
представителя административных ответчиков - Администрации Чайковского городского округа, ФИО3, Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа, ФИО4 – ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Администрации Чайковского городского округа, Управлению земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа о признании незаконными решения об отказе в выдаче разрешения от ДД.ММ.ГГГГ, постановления от ДД.ММ.ГГГГ№, недействующей схемы размещения рекламных конструкций, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным иском, с учетом уточнений, о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения от ДД.ММ.ГГГГ на установку рекламной конструкции (билборд №), возложении обязанности повторно рассмотреть заявление, признании незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении схемы размещения рекламной конструкции Чайковского городского округа», недействующей схемы размещения рекламных конструкций Чайковского городского округа в том числе размещения билборда №.
В обоснование заявленных требований, указал, что ДД.ММ.ГГГГ им получено разрешение № на установку и эксплуатацию рекламной конструкции-билборда площадью 272,36 руб. по <адрес>, на основании которого рекламная конструкция была фактически размещена на находящемся в собственности земельном участке с кадастровым № и использовалась до окончания срока действия разрешения - ДД.ММ.ГГГГ. Управлением земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа ДД.ММ.ГГГГ было отказано в удовлетворении заявления от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче разрешения на эксплуатацию данной рекламной конструкции на новый срок по мотиву ее несоответствия требованиям пп. 2 п. 15 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 38-ФЗ «О рекламе», ввиду того, что установка билборда № в заявленном месте не соответствует схеме размещения рекламных конструкций (далее- Схема), утвержденной постановлением администрации Чайковского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№. Согласно указанной Схеме в ее части 1 под шифром рекламной конструкции фигурирует отдельно стоящий билборд размером 6х3 и площадью 36 кв.м., находящийся в кадастровом квартале 59:12:0010613, собственность публично-правовых образований. В части 2 (графической части) этой же Схемы билборд № отражен вне границ земельного участка с кадастровым №, т.е. существующая рекламная конструкция расположена вне места фактического размещения, что указывает на изменение точек ее размещения в одностороннем порядке. ФИО1 указывает на неправомерность принятия указанной Схемы при наличии действующего и выданного ему разрешения №, нарушение его прав и невозможность сохранения эксплуатации ранее установленного билборда, недопустимость его расположения без учета ГОСТа Р 52044-2003, выдачу разрешения на установку и эксплуатацию независимо от принадлежности места размещения рекламной конструкции как на земельном участке частного лица, так и на участке, государственная собственность на которые не разграничена.
Обратившись за судебной защитой, ссылаясь на допущенные нарушения принятия нормативного правого акта и положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 38-ФЗ, ФИО1 просит признать незаконными решение об отказе в выдаче разрешения от ДД.ММ.ГГГГ и постановление от ДД.ММ.ГГГГ№, недействующей графической Схемы размещения рекламных конструкций, в том числе в части размещения билборда №, возложить обязанность по повторному рассмотрению заявления (том 1 л.д. 122-125).
Административный истец ФИО1 о времени и месте извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель административного истца ФИО2 на заявленных требованиях настаивала по доводам административного иска, приводила их в судебном заседании. Представила дополнительные письменные пояснения, указав, что схема размещения рекламных конструкций органами местного самоуправления утверждается, в том числе на земельных участках, которые могут принадлежать частному лицу, так как решение об отказе основано на данном утверждении. Схема размещения рекламных конструкций утверждается на основании Положения о порядке размещения рекламной конструкции на территории Чайковского городского округа, утвержденный Думой Чайковского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ. Территориально определить фактическое размещение конструкции согласно утвержденной Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№ Схемы невозможно. Графическая часть схемы размещения рекламной конструкции, которая утверждена оспариваемым нормативным актом, выполнена без масштаба, принята с нарушением Постановления Правительства Пермского края № П от ДД.ММ.ГГГГ и Закона о рекламе. Постановление администрации Чайковского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ является нормативным правовым актом, поскольку его действие направлено неопределенному кругу лиц и рассчитано на неоднократное применение, регулирует отношения, связанные с размещением рекламных конструкций, опубликовано в «Вестнике местного самоуправления» за № от ДД.ММ.ГГГГ не в полном объеме, а только в текстовой части, графическая часть указанной схемы в СМИ отсутствует. Указала, что графическая часть схемы опубликована в «Вестнике местного самоуправления» в нарушение ч. 2 ст. 47 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ лишь ДД.ММ.ГГГГ, однако вновь была опубликована частично и без информационного сообщения об опубликовании указанного нормативного акта в полном объеме, что является нарушением ст. 47 Закона №. Ссылалась на отсутствие сведений об отмене постановления № от ДД.ММ.ГГГГ, которым утверждена ранее действовавшая Схема размещения, что свидетельствует о нарушении принятия нового постановления от ДД.ММ.ГГГГ, соответственно недействительности нормативного акта и Схемы в части размещения спорного билборда №. Дополнительно указала, что Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкции с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления. Оспариваемое постановление, как нормативно правовой акт, является официальным актом -документом, имеющим четкую структуру и реквизиты, выполняется особым стилем с использованием специфических юридических терминов, понятий и способов построения текста, принимается с соблюдением последовательных юридических процедур. Таким образом, графическая часть Схемы размещения рекламных конструкций является официальным приложением к нормативному правовому акту, соответственно неотъемлемой частью нормативного акта. Схема размещения рекламных конструкций была размещена не в полном объеме (без указания масштаба), т.е. с неустранимым дефектом, тем самым не отвечает требованиям к содержанию и законности официального документа, является явно недостаточной для восприятия содержащейся в ней информации, не позволяет определить месторасположение билборта №. Кроме того, указала, что разработка карты является специфической работой, которую осуществляет специалист в области геодезии, картографии, топографии. Однако информация о разработчике графической части Схемы не содержится ни в данной части, ни в текстовой части оспариваемого нормативно-правового акта. Схема размещения рекламных конструкций разработана без соблюдения Государственного стандарта ГОСТ Р 52044-2003, а также требований градостроительных норм и правил, не соответствует документам территориального планирования Чайковского городского округа. Полагала, что при наличии допущенных административными ответчиками нарушений, в том числе порядка опубликования нормативно правового акта, отказ в удовлетворении заявления о выдаче разрешения на эксплуатацию рекламной конструкции на новый срок не соответствует закону, подлежит повторному рассмотрению. Просила удовлетворить иск в полном объеме (том 3 л.д. 47-51).
Административные ответчики глава городского округа – глава администрации Чайковского городского округа Востриков Ю.Г., принявший оспариваемый нормативный акт, начальник Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа (далее- УЗИО администрации Чайковского городского округа, Управление) ФИО4, чье решение об отказе в выдаче разрешения от ДД.ММ.ГГГГ обжалуется, в судебное заседание не явились, извещены, реализовали процессуальные права на основании выданных доверенностей через представителя ФИО5 (том 2 л.д. 76, том 3 л.д. 66).
Представитель административных ответчиков - Администрации Чайковского городского округа, главы администрации Чайковского городского округа ФИО3, УЗИО администрации Чайковского городского округа, начальника УЗИО администрации Чайковского городского округа ФИО4 по доверенностям ФИО5 возражала относительно требований иска. В представленном письменном отзыве ссылалась на то, что порядок предварительного согласования схем размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности утвержден Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№-п, в соответствии с п. 2.12 которого предварительное согласование проекта схемы оформляется в виде письма уполномоченного органа, содержащего сводное мотивированное заключение о предварительном согласовании Проекта схемы либо об отказе в предварительном согласовании Проекта схемы, подписываемого руководителем уполномоченного органа или уполномоченным им лицом и направляемого в орган местного самоуправления. Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ уполномоченного органа — Министерства промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края проект схемы размещения рекламных конструкций на территории Чайковского городского округа согласован. Постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ опубликовано в установленном порядке в приложении к муниципальной газете «Огни Камы» «Вестник местного самоуправления» № от ДД.ММ.ГГГГ, графическая часть размещена на сайте Чайковского городского округа и позднее в «Вестнике местного самоуправления» ДД.ММ.ГГГГ. Полагала, что таким образом оспариваемое Постановление принято с соблюдением требований нормативных правовых актов относительно полномочий на его принятие, его формы и вида, процедуры его принятия, правил введения в действие, в том числе порядка опубликования, соответствует упомянутым нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. В соответствии с п. 1.9 Положения о порядке размещения рекламных конструкций на территории Чайковского городского округа, утвержденного решением Думы Чайковского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№, уполномоченным органом по выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории Чайковского городского округа, аннулированию таких разрешений, разработке схемы размещения рекламных конструкций является Управление земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа. Согласно п. 3.8.5 данного Положения, владелец рекламной конструкции, на имя которого выдано разрешение, вправе обратиться с Заявлением о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции в Уполномоченный орган на новый срок не позднее чем за два месяца до окончания срока его действия. Регистрация такого заявления производится в общем порядке. Административный истец обратился с заявлением о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции ДД.ММ.ГГГГ, Уполномоченным органом заявление рассмотрено и принято решение об отказе в выдаче разрешения, поскольку в соответствии с новой схемой размещения изменилось место размещения рекламной конструкции. Ранее действующей схемой место размещения рекламной конструкции определялось на земельном участке частного лица, а согласно новой схеме место размещения вынесено за пределы данного земельного участка. Таким образом, отказ в выдаче разрешения вызван несоответствием установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме размещения рекламных конструкций (п.п. 2 п. 15 ст. 19 Федерального закона «О рекламе»), что не нарушает прав истца, поскольку он не лишен возможности участия в конкурентных процедурах (открытого аукциона на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в том числе на земельных участках, находящихся в собственности Чайковского городского округа, и на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена), решение уполномоченного органа принято в соответствие с требованиями закона. Относительно масштаба, то проект Схемы направляется в соответствии с постановлением правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№-п в Министерство промышленности и торговли Пермского края для согласования в электронном виде в формате (pdf, Jpg, jpeg), карты выполняются в произвольном масштабе (если масштаб не утвержден органом местного самоуправления). Закон о «Геодезии, картографии и пространственных данных» к спорным правоотношениям не применим, поскольку регулирует отношения, возникающие при осуществлении геодезической и картографической деятельности, включая поиск, сбор, хранение и обработку, предоставление и распространение пространственных данных, в том числе с использованием информационных систем. Указала, что постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ не является нормативным правовым актом, Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Проект Схемы размещения рекламных конструкций на территории Чайковского городского округа согласован Министерством промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ. Постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ опубликовано в установленном порядке в приложение к муниципальной газете «Огни Камы» «Вестник местного самоуправления» № от ДД.ММ.ГГГГ, графическая часть размещена на сайте Чайковского городского округа ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается информацией ООО «Диджитал Технолоджис», исполнителем по муниципальному контракту на оказание услуг по технической поддержке официального сайта Администрации Чайковского городского округа. ДД.ММ.ГГГГ в приложении к газете «Огни Камы» опубликовано постановление администрации Чайковского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ «О признании утратившим силу постановления администрации Чайковского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Схемы размещения рекламных конструкций Чайковского муниципального района». Полагала, что условия, предусмотренные ст. 19 Закона о рекламе, порядок согласования схемы, самостоятельность принятия органом местного самоуправления решения о размещении рекламных конструкций, а также Положением № и №, соблюдены, права ФИО1 не нарушены. Просила отказать в удовлетворении требований в полном объеме (том 1 л.д. 163-169).
Представитель административных ответчиков УЗИО администрации Чайковского городского округа, начальника Управления ФИО4 по доверенностям ФИО6, ранее принимая участие в судебных, поддерживала позицию представителя ФИО5. Представила письменные возражения, указав, что перенос места размещения билборда с земельного участка, находящегося в частной собственности, на земельный участок, право на который не разграничено, на права административного истца не влияет. ФИО1 вправе поучаствовать в конкурентной процедуре и разместить рекламную конструкцию в новом месте. Императивные нормы запрещающие органу местного самоуправления вносить изменения в схему размещения, либо изменить места по размещению или изменить места по размещению, законодательством не предусмотрено, что не противоречит изменениям Постановления Правительства Пермского края №-П, внесенным Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которому в Схеме необходимо указывать шифр рекламной конструкции, адрес установки эксплуатации рекламной конструкции, тип, вид, размер рекламной конструкции, общая площадь информационного поля, собственник или законный владелец имущества объекта недвижимости, к которому присоединена рекламная конструкция, указывается в собственности частного лица, на котором находится земельный участок либо собственность на земельный участок не разграничена, кадастровый условный номер рекламной конструкции, если имеется, а так же кадастровый номер квартала, земельного участка, на котором предполагается размещение, расширен перечень информации. Таким образом, изменилась табличная, текстовая часть Постановления, увеличился объем информации, который должен быть указан в текстовой части схемы размещения рекламной конструкции. Схема размещения рекламной конструкции, по которой выдавалось разрешение административному истцу, утвержденная Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ, требованиям не соответствовала. На основании пп. 1.15.27 Постановления администрации Чайковского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ установлен запрет на размещение установки рекламной конструкции за ограждением территории, если рекламная конструкция находится выше забора. Рекламная конструкция истца размещена за ограждением земельного участка ФИО7. Оспариваемые нормативный и ненормативный правовые акты вынесены уполномоченными лицами в соответствии с Уставом Чайковского городского округа и Положением об Управлении земельно-имущественных отношений, Законом № от ДД.ММ.ГГГГ (том 2 л.д. 9-10).
Заинтересованное лицо Министерство промышленности и торговли Пермского края представителя в суд не направили. Указали в письменном отзыве по иску на отсутствие нарушений со стороны ответчика Порядка предварительного согласования схем размещения рекламных конструкций, всех требований законодательства, согласовании Проекта и направлении сводного заключения, учитывающую позицию всех отраслевых органов, за № в адрес органа местного самоуправления ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 30-31, том 3 л.д. 2).
Привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица ФИО7, на земельном участке которого находится рекламная конструкция, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, требования административного истца поддержал.
Прокурор в заключении полагала, что административный иск подлежит удовлетворению частично. Оснований для признания нормативных актов незаконными не имеется, т.к. имеющиеся недостатки в порядке опубликования, устранены в ходе судебного разбирательства, остальные возражения не являются существенными и не влекут их незаконность. Решение об отказе в выдаче разрешения на эксплуатацию рекламной конструкции незаконно, т.к. на момент его принятия, нормативный акт, послуживший основанием к отказу, не был опубликован.
Заслушав пояснения представителей сторон, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу частей 1 и 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Обязанность доказывания соответствия закону принятых постановлений лежит на должностном лице.
В соответствии со ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, для признания действий (бездействия), решений должностного лица незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов заявителя.
Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ст. 219 КАС РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно ч. 7 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.
Нормами КАС РФ (ч. 8 ст. 213) предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, часть актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» выражена правовая позиция о том, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом (п. 3 ч. 1 ст. 218, ч. 1 ст. 208 КАС РФ) (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50).
Из п. 28 указанного Постановления следует, что при проверке соблюдения компетенции органом или должностным лицом, принявшим нормативный правовой акт, суд выясняет, относятся ли вопросы, урегулированные в оспариваемом акте или его части, к предмету ведения Российской Федерации, полномочиям Российской Федерации или полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, к ведению субъектов Российской Федерации или к вопросам местного значения.
При проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида.
Если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно ч. 9 ст. 213 КАС РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.
В соответствии со ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
По вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ), другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (ч.ч. 3,4 ст. 7 Закона № 131-ФЗ).
Согласно пп. 15.1 п. 1 ст. 15 и пп. 26.1 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения относится утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории муниципального района/городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального района/городского округа, осуществляемых в соответствии с Законом о рекламе.
Таким образом, государственное регулирование вопросов, связанных с наружной рекламой, локализовано на муниципальном уровне, ввиду чего лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере наружной рекламы, находятся в прямой зависимости от принимаемых органами местного самоуправления решений в данной области экономики.
При осуществлении регулирования в пределах полномочий рекламной деятельности на территории муниципального образования, органы местного самоуправления обязаны руководствоваться и специальными законами в этой области.
Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) регулируются отношения в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации.
Вопросы наружной рекламы и установки рекламных конструкций, урегулированы ст. 19 Закона о рекламе.
В соответствии с ч. 9 ст. 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в ч.ч. 5,6,7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Федеральным законом от 07.05.2013 № 98-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее- Закона № 98-ФЗ) в Закон о рекламе внесены изменения, которыми установлены новые правила размещения и эксплуатации рекламных конструкций.
При этом согласно ст. 4 Закона № 98-ФЗ со дня вступления в силу настоящего закона и до ДД.ММ.ГГГГ органы местного самоуправления (органы государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) обязаны утвердить схемы размещения рекламных конструкций в порядке, установленном ч. 5.8 ст. 19 Закона о рекламе, согласно которой органы местного самоуправления обязаны утвердить схему размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах; подлежит предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации и опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Частью 6 ст. 19 Закона о рекламе установлено, что в случае, если недвижимое имущество, к которому присоединяется рекламная конструкция, закреплено собственником за другим лицом на праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления или ином вещном праве, договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается с лицом, обладающим правом хозяйственного ведения, правом оперативного управления или иным вещным правом на такое недвижимое имущество, при наличии согласия такого собственника и с соблюдением требований, установленных ч. 5.1 настоящей статьи
В силу ч.ч. 4,5 ст. 4 Закона № 98-ФЗ до утверждения схем размещения рекламных конструкций должен применяться ранее действовавший порядок размещения рекламных конструкций. После утверждения схем размещения рекламных конструкций разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций должны выдаваться только на места, указанные в схемах.
Данным Законом введено такое основание для отказа в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции, как несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме размещения рекламных конструкций (п. 2 ч. 15 ст. 19 Закона № 98-ФЗ).
Таким образом, Законом № 98-ФЗ предусмотрена необходимость разработки органами местного самоуправления специальных схем размещения, введены требования к ним и установлен запрет на выдачу разрешений на установку рекламных конструкций без согласования с такими схемами.
Частью 15 ст. 19 Закона о рекламе закреплен исчерпывающий перечень оснований для принятия решения об отказе в выдаче разрешения, в том числе, несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции в соответствии с ч. 5.8 настоящей статьи определяется схемой размещения рекламных конструкций).
В связи с этим применение п. 2 ч. 15 ст. 19 Закона о рекламе, позволяющего уполномоченному органу отказывать в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции в случае несоответствия установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме размещения, возможно только со дня утверждения схемы.
Решение в письменной форме о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче должно быть направлено органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа заявителю в течение двух месяцев со дня приема от него необходимых документов (ч. 14 ст. 19 Закона о рекламе).
В судебном заседании установлено следующее:
Органом местного самоуправления Чайковского городского округа является Администрация Чайковского городского округа. В соответствии со ст. 24 Устава Чайковского городского округа администрация наделена полномочиями, в том, числе реализация исполнительная в распорядительных полномочий.
УЗИО администрации Чайковского городского округа (до реорганизации - Комитет по управлению имуществом администрации Чайковского района) является отраслевым (функциональным) органом администрации Чайковского городского округа, уполномоченным на осуществление деятельности по реализации прав владения, пользования и распоряжения имуществом, в том числе имущественными правами, и земельными участками, находящимися в муниципальной собственности МО «Чайковский городской округ», а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в пределах полномочий, установленных нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Пермского края, Уставом Чайковского городского округа, решениями Думы Чайковского городского округа, постановлениями, распоряжениями Администрации, иными правовыми актами, осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением об Управлении, утвержденным решением Думы Чайковского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№ (с изм. от ДД.ММ.ГГГГ№).Согласно п. 3.2 данного Положения УЗИО администрации Чайковского городского округа является уполномоченным органом в сфере регулирования размещения рекламных, информационных конструкций на территории Чайковского городского округа, в том числе обеспечивает подготовку, согласование, несение изменений, утверждение в установленном порядке, схемы размещения рекламных конструкций; выступает организатором торгов на право размещения рекламных конструкций; заключает и расторгает договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций; выдает и аннулирует в установленном порядке разрешения на установку рекламных конструкций (том 1 л.д. 96-102).
Аналогичные по содержанию полномочия содержатся в п. 26 ч. 1 ст. 3 Устава Чайковского городского округа, принятого решением Чайковской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№.
Данные обстоятельства свидетельствуют о предъявлении ФИО1 требований к надлежащим административным ответчикам. Оспариваемое Решение об отказе от ДД.ММ.ГГГГ принято должностным лицом в пределах своих полномочий.
ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по управлению имуществом администрации Чайковского района ФИО1 выдано разрешение № на установку и эксплуатацию рекламной конструкции – билборда № размером 3х6 м площадью 36 кв.м., с определением места его установки – <адрес>, со сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Согласование решения произведено в установленном порядке со всеми согласующими организациями (том 1 л.д. 103-118).
Рекламная конструкция - это щит, стенд и другие конструкции, на которых размещается наружная реклама. К ним применяются требования Закона о рекламе, техрегламентов и ГОСТов. «Билборд» является типом наружной крупноформатной отдельно стоящей рекламной конструкции.
Данная рекламная конструкция билборд № размещена в 2015г. на земельном участке с кадастровым № (далее- ЗУ №), категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: автостоянки для индивидуальных легковых автомобилей, общей площадью 2070 кв.м., по адресу: <адрес>, принадлежавшем на праве собственности ФИО1, где находится по настоящее время (том 1 л.д. 111-112).
С ДД.ММ.ГГГГ данный земельный участок принадлежит ФИО7 на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеется соответствующая запись в ЕГРП (том 1 л.д. 54-55,85-87). В связи с чем ФИО7 привлечен в качестве заинтересованного лица к участию в деле.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 подано заявление на получение разрешения на эксплуатацию ранее установленной рекламной конструкции, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ, как даты истечения срока действия выданного ему разрешения № (том 1 л.д. 80-84,88-92). Согласие собственника земельного участка получено.
Решением УЗИО администрации Чайковского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, принятым начальником УЗИО администрации Чайковского городского округа ФИО4, которое оспаривается административным истцом, в выдаче испрашиваемого разрешения отказано со ссылкой на несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме размещения рекламных конструкций (пп. 2 ч. 15 ст. 19 Закона о рекламе) (том 1 л.д. 77).
Данное решение получено административным истцом ДД.ММ.ГГГГ, настоящий иск направлен в суд ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в пределах установленного законом трехмесячного срока.
Административный истец, указывая на нарушение его прав оспариваемыми нормативным и ненормативным правовыми актами административных ответчиков, ссылается на изменения в графической части Схемы и указание нового места размещения билборда № без учета фактического места расположения конструкции и ранее действующего разрешения №. Место размещения в новой Схеме находится не на земельном участке ФИО7, а за его пределами, на участке, который находится в ведении органом местного самоуправления. При принятии нормативного акта в 2019 году об утверждении новой Схемы, был нарушен порядок принятия нормативных актов, чем нарушены его права.
В период выдачи и действия, ранее выданного административному истцу Разрешения № действовали постановления администрации Чайковского муниципального района «Об утверждении Схемы размещения рекламных конструкций Чайковского муниципального района» от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№.
Схема размещения рекламных конструкций на территории Чайковского района, на основании которой административному истцу было выдано разрешение № на установку и эксплуатацию билборда №, утверждена постановлением Администрации Чайковского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ признано утратившим силу на основании постановления администрации Чайковского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№, опубликовано ДД.ММ.ГГГГ№ в Вестнике местного самоуправления газеты «Огни Камы») (том 3 л.д. 199).
Постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ было опубликовано в газете «Огни Камы», размещено на официальном сайте администрации Чайковского муниципального района, вступило в силу с момента опубликования и распространяло свое действие на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 78), признано утратившим силу на основании постановления администрации городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№ (опубликовано ДД.ММ.ГГГГ№ в Вестнике местного самоуправления газеты «Огни Камы»).
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Чайковского городского округа принято постановление № «Об утверждении Схемы размещения рекламных конструкций Чайковского городского округа (текстовая и графическая части)», в число которой вошел и спорный билборд № (том 1 л.д. 179-192, на схеме том 1 л.д. 119).
Данный нормативный акт, по мнению административных ответчиков, на момент принятия решения об отказе, являлся действующим. Вместе с тем, суд приходит к выводу, что нормативный акт на тот момент не был опубликован. Недостатки опубликования устранялись в ходе рассмотрения дела.
Основанием к принятию нормативного правового акта послужило, в том числе, сводное заключение Министерства промышленности и торговли Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№-исх-78 о согласовании проекта данной Схемы размещения рекламных конструкций (том 1 л.д. 93-95).
Схема размещения рекламных конструкций является документом, который определяет место размещения рекламных конструкций на территории МО «Чайковский городской округ» и содержит сведения о виде, типе, размере и площади, адресных ориентирах, номере земельного участка, на котором расположены рекламные конструкции.
Текстовая часть схемы содержит указание на билборд по адресу <адрес>, при этом в качестве собственника или иной законного владельца имущества (объекта недвижимости, земельного участка), к которому присоединяется рекламная конструкция – собственность публично-правовых образований, земельный участок с кадастровым №.
Согласно графической части данной Схемы билборд № расположен в границах ЗУ №, тогда как из новой Схемы, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ, следует, что билборд установлен в кадастровом квартале №, но за пределами ЗУ №, что влечет дальнейшую невозможность его сохранения и эксплуатации в сушествующем виде.
Вышеуказанное постановление администрации с приложением Схемы размещения рекламных конструкций в виде ее текстовой части (части 1.1), без графической части 1.2. опубликовано в Вестнике местного самоуправления газеты «Огни Камы» № от №
ДД.ММ.ГГГГ в Вестнике местного самоуправления газеты «Огни Камы» опубликована графическая часть схемы, утвержденной постановлением администрации Чайковского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№.
ДД.ММ.ГГГГ опубликовано постановление администрации Чайковского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ «О признании утратившим силу постановления от ДД.ММ.ГГГГ№».
ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст. 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» Чайковским городским прокурором принесен протест на п. 2.5 Порядка опубликования (обнародования) муниципальных нормативных правовых актов Чайковского городского округа, утвержденного постановлением администрации Чайковского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которому выявлено несоответствие требованиям ч.2 ст. 47 Закона № 131-ФЗ. В акте прокурорского реагирования указано, что в силу ч. 2 ст. 47 ФЗ-131 муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании. Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание. В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта в официальном сетевом издании объемные графические и табличные приложения к нему в печатном издании могут не приводиться. При этом, официальный сайт Чайковского городского округа не является официальным сетевым изданием, в силу чего правило, предусмотренное пунктом 2.5 Порядка противоречит ч. 2 ст. 47 Закона № 131-ФЗ.
Судом отклоняются доводы административных ответчиков о том, что оспариваемые документы не являются нормативными актами, т.к. при оценке их содержания принятые документы отвечают критериям неоднократно применения и регулируют отношения неопределенного круга лиц.
При проверке правомерности отказа в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции, суд исходит из того, что в силу ч. 9 ст. 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления городского округа, на территории которого предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Как следует из обжалуемого решения от ДД.ММ.ГГГГ, основанием к отказу в выдаче разрешения послужило несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте Схеме размещения рекламных конструкций (пп. 2 п. 15 ст. 19 Закона о рекламе), а именно в соответствии со схемой размещения рекламных конструкций Чайковского городского округа, размещение рекламной конструкции осуществляется на земельном участке, государственная собственность на которые не разграничена.
Схема размещения рекламных конструкций разработана администрацией Чайковского городского округа в пределах предоставленных законом полномочий, предварительно согласована с Министерством промышленности предпринимательства и торговли Пермского края, что соответствует требованиям п. 26.1 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ.
Полагая, что отказ от ДД.ММ.ГГГГ, выданный административному истцу принят в период, когда нормативный акт, послуживший основанием к принятию такого решения не был опубликован в полном объеме, а недостатки его опубликования устранялись в ходе судебного разбирательства. В связи с чем требования административного истца о признании такого решения от ДД.ММ.ГГГГ являются обоснованными.
Разрешая требование о незаконности Схемы размещения рекламных конструкций относительно ее графической части 1.2. (карты города Чайковского) суд учитывает, что в целях реализации Закона о рекламе Правительством Пермского края принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ№-п, которым утвержден Порядок предварительного согласования схем размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности (далее- Порядок), а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности Пермского края или муниципальной собственности, и вносимых в них изменений, а также установлено, что Министерство промышленности и торговли Пермского края является уполномоченным органом по согласованию схем размещения рекламных конструкций и вносимых в них изменений.
Таким образом, законодателем предусмотрена необходимость разработки органами местного самоуправления специальных схем размещения, введены требования к ним и установлен запрет на выдачу размещений на установку рекламных конструкций без согласования с такими схемами.
Суд исходит из того, что указанный Порядок определяет последовательность действий исполнительных органов государственной власти Пермского края по предварительному согласованию схем размещения рекламных конструкций, до утверждения которых орган местного самоуправления направляет соответствующий проект схемы размещения рекламных конструкций для предварительного согласования в Министерство промышленности и торговли Пермского края, уполномоченное на согласование схем размещения рекламных конструкций и вносимых в них изменений, а поскольку Схема является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается в данных местах, то она должна соответствовать документам территориального планирования, обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций.
В судебном заседании относительно масштаба и условных обозначений установлено, что Схема выполнена с помощью программного комплекса MapInfo, карта города Чайковского выполнена на основе данных аэроснимков (планшетов) в масштабе 1:2000. Вследствие экспорта файла из программного комплекса MapInfo в графический в формате (* pdf, * Jpg, * jpeg) масштаб «привязан» к определенному размеру листа бумаги, является плавающей величиной. Публикация Схемы, как файла в формате * jpeg, на официальном сайте Администрации возможна лишь цифровым способом, а не в натуральном виде, в связи с чем масштаб у такого файла не устанавливается. На публикацию в официальном печатном издании документ направлен в том же виде, что и на согласование в Министерство промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края, при этом, размещение Схемы в открытом доступе с разрешением в формате указанного программного комплекса ограничивает круг лиц, которые могут им воспользоваться, так как для просмотра файла необходимы специальные познания. ГОСТ 28441-99 «Картография цифровая. Термины и определения» дает понятие «Цифровая карта (ЦК) – цифровая картографическая модель, содержание которой соответствует содержанию карты определенного вида и масштаба. Элементы рекламных конструкций нанесены схематически (условно, без координат). Таким образом, карта города и условные обозначения имелись, доказательств обратного не представлено и судом не установлено.
Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями представителя административных ответчиков, материалами дела. Доказательств обратного, что графическая часть выполнена не в масштабе и не в форме карты, административным истцом, не представлено.
Таким образом, установлено, что графическая часть Схемы выполнена в масштабе. Не указание на реквизиты масштаба в источнике официального опубликования, как на то указывает представитель административного истца, само по себе не влечет ее незаконность или невозможность применения.
Проверяя законность предварительного согласования Схемы, суд руководствуется п. 2.9 утвержденного Порядка, во исполнении которого ДД.ММ.ГГГГ Министерством промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края в адрес главы администрации г. Чайковского посредством электронного документооборота направлено сводное заключение (решение) о согласовании проекта Схемы размещения рекламных конструкций на территории Чайковского городского округа. Таким образом, порядок предварительного согласования схемы размещения рекламных конструкций на территории Муниципального образования признается соблюденным. Не является основанием для признания нормативного акта незаконным.
Проверяя соблюдение требований п. 5.8 ст. 19 Закона о рекламе при обязательном официальном опубликовании (обнародовании) Схемы размещения рекламных конструкций в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещения на официальном сайте органа местного самоуправления городского округа в ИТС «Интернет», суд руководствуется ч. 2 ст. 47 Закона № 131-ФЗ, учитывает правовую позицию, изложенную в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.05.2021 № 23-П, исходит из того, что муниципальные правовые акты, размещенные только на официальных интернет-сайтах муниципальных образований, не могут считаться опубликованными, при этом, размещение информации в сети Интернет в системе действующего правового регулирования лишь дополняет обычное опубликование (аналогичная позиция содержится в апелляционном определении Верховного Суда РФ от 25.10.2016 № 43-АПГ16-14, Письме Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления ГД ФС РФ от 29.04.2016 № 3.20-20/348).
Согласно ст. 32 Уставу Чайковского муниципального района, принятого решением Земского Собрания ДД.ММ.ГГГГ№, муниципальные правовые акты вступают в силу со дня их подписания. Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Согласно Уставу Чайковского городского округа, утвержденного решением Чайковской городскому Думы от ДД.ММ.ГГГГ№, муниципальные правовые акты вступают в силу со дня их подписания. Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Порядок опубликования (обнародования) муниципальных нормативных правовых актов Чайковского городского округа утвержден постановлением администрации Чайковского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно п. п. 1.2, 1.3, 1.4 и 1.5. которого предусмотрено, что муниципальные нормативные правовые акты Чайковского городского округа, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина подлежат обязательному официальному опубликованию. Неопубликованные муниципальные нормативные правовые акты, подлежащие обязательному опубликованию (обнародованию) не применяются. Муниципальные правовые акту подлежат официальному опубликованию в муниципальной газете «Огни Камы» (в приложении к муниципальной газете «Огни Камы» «Вестник местного самоуправления» и размещению на официальном сайте администрации Чайковского городского округа. Официальным опубликованием муниципальных правовых актов считается его первая по времени публикация их текстов в муниципальной газете «Огни Камы», а в силу п. 2.5 в случае размещения полного текста муниципального правового акта на официальном сайте администрации Чайковского городского округа объемные графические и табличные приложения к нему могут не приводиться. В случае, если в периодическом печатном издании опубликован неполный текст муниципального правового акта, совместно с документом приводится информационное сообщение об опубликовании (размещении) полного текста муниципального правового акта на официальном сайте администрации Чайковского городского округа.
В силу ч. 2 ст. 47 Закона № 131-ФЗ муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании. Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание.
В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта в официальном сетевом издании объемные графические и табличные приложения к нему в печатном издании могут не приводиться.
При этом, официальный сайт администрации Чайковского городского округа не является официальным сетевым изданием, в силу чего правило, предусмотренное п. 2.5 Порядка противоречит ч. 2 ст. 47 Закона № 131-ФЗ.
На момент отказа административному истцу в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции в нарушение п. 5.8 ст. 19 Закона о рекламе Схема размещения рекламных конструкций в графической части (ч. 1.2.) не была опубликована в Вестнике местного самоуправления газеты «Огни Камы», что свидетельствует о нарушении порядка официального опубликования Схемы, предусмотренного Законом о рекламе на момент принятия решения об отказе от ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку в рамках нового правового регулирования соблюдение нормы, предусматривающей установку рекламных конструкций только в местах, указанных в схеме размещения, является обязательным, а Схема размещения рекламных конструкций на момент принятия обжалуемого решения об отказе в выдаче разрешения в полном объеме не была официально опубликована в официальном издании, суд приходит к выводу о незаконности принятого решения.
Размещение Схемы на официальном интернет-сайте Муниципального образования, не являющегося сетевым, не свидетельствует о выполнении требований закона об официальном опубликовании.
Применению п. 2.5 постановления Администрации от ДД.ММ.ГГГГ№ не подлежит, ввиду его противоречия ч. 2 ст. 47 Закона № 131-ФЗ, на что указано, в том числе, и в протесте Чайковского городского прокурора от ДД.ММ.ГГГГ.
Анализируя содержание постановления от ДД.ММ.ГГГГ№, приложений к нему в виде текстовой и графической частей в совокупности, суд принимает во внимание, что в силу Закона о рекламе Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах.
Оспариваемое постановление обладает существенными признаками нормативного правового акта, поскольку принято уполномоченным на то должностным лицом (исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления), в пределах предоставленных полномочий по решению вопросов местного значения, рассчитано на неоднократное применение (не содержит положений о сроке его действия), содержит общеобязательное властное предписание на совершение определенных юридически значимых действий, направленное на регулирование общественных отношений в сфере размещения рекламных конструкций в пределах публично-правового образования – Чайковского городского округа, адресовано неопределенному кругу субъектов и затрагивает их права и обязанности (субъектами рассматриваемых правоотношений могут быть любые лица - физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, круг которых определить невозможно) и в силу прямого указания в законе подлежит официальному опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Данная позиция соответствует разъяснениям. Указанным в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».
Постановление администрации Чайковского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№ официально опубликовано в форме полного текста самого нормативно-правового акта, так и части 1 (Схемы размещения рекламных конструкций с №№) в официальном печатном издании «Вестник местного самоуправления», № от ДД.ММ.ГГГГ без графической его части 1.2, опубликованной позднее (ДД.ММ.ГГГГ). Таким образом, достоверно подтверждено, что нормативно-правовой акт был размещен на сайте администрации Чайковского городского округа постановления с приложениями в полном объеме. Однако в официальном издании публиковался частями.
Оспариваемое постановление опубликовано в полном объеме лишь ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем вступление его в действие и исполнение Порядка его опубликования соблюдено органом местного самоуправления надлежит считать именно с указанной даты.
Позиция представителя административных ответчиков о вступления в силу оспариваемого постановления с момента его подписания помимо вышеуказанного опровергается самим постановлением, согласно пунктам 3 и 4 которого постановлено опубликовать его в муниципальной газете «Огни Камы» и разместить на официальном сайте в сети «Интернет» со вступлением в силу после официального опубликования.
Доводы о том, что размещение на официальном сайте в сети «Интернет» полного текста муниципального правового акта позволяет, в силу п. 2.5 постановления от ДД.ММ.ГГГГ№, не публиковать его графическую часть 1.2 постановления в периодическом печатном издании муниципальной газете «Огни Камы» суд отклоняет, поскольку указанное возможно, если сайт имеет статус сетевого издания. Между тем, таких доказательств суду не представлено.
Доводы о не передачи оспариваемого постановления в Регистр НПА на законность муниципального правового акта не влияют, поскольку данная функция носит учетный характер и с его вступлением в действие не связана.
При таких обстоятельствах, у административного ответчика ДД.ММ.ГГГГ. не имелось правовых оснований для отказа в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции. Оспариваемое решение административным ответчиком не отменено. На момент обращения в суд с административным иском право ФИО1 нарушено, и подлежит восстановлению.
С целью восстановления прав административного истца, решение Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ подлежит признанию незаконным. При этом суд не подменяет собой компетенцию органа местного самоуправления по регулированию размещения рекламных, информационных конструкций на территории Чайковского городского округа, но полагает необходимым возложить на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции в установленном законом порядке.
Ссылки представителя административных ответчиков о том, что графическая часть Схемы опубликована ДД.ММ.ГГГГ, с этого момента действует новый акт, что подразумевает последующий отказ в выдаче разрешения, поскольку заявленного истцом места в Схеме нет, что не повлечет фактическое исполнение решения, правового значения для разрешения вопроса о возложении обязанности не имеет.
Решение об отказе признается судом незаконным, что предполагает восстановление прав истца путем повторного рассмотрения его заявления исключительно ответчиком. Исходя из соблюдения конституционного принципа разделения властей и недопустимости вмешательства в деятельность исполнительного органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения, рассмотрение данных вопросов в компетенцию суда не входит.
Ссылки административного истца о несоответствии Схемы требованиям градостроительных норм и правил, документам территориального планирования Чайковского городского округа, несоблюдению Государственного стандарта ГОСТ Р 52044-2003, отсутствию информация о разработчике графической части Схемы, при установленных по делу обстоятельствах основаны на собственной позиции и не влекут незаконность оспариваемого нормативного акта.
С учетом наличия новых оснований, заявленных административным истцом, оснований для прекращения производства по делу в силу п.1 ст. 1 ст. 194 КАС РФ, не имеется.
Анализируя доводы о нарушениях законодательства о защите конкуренции, поскольку в результате утвержденной Схемы ограничивается право на размещение рекламных конструкций на земельном участке, находящемся в частной собственности, суд приходит к мнению, что включение в Схему земельных участков, находящихся в публичной собственности, напротив позволяет реализовать право на участие в торгах неограниченного числа лиц, в том числе, административного истца, что свидетельствует о реализации принципа добросовестной от открытой конкуренции.
Волеизъявление ФИО1 установить рекламную конструкцию исключительно на земельном участке, принадлежащем ФИО7, не включенном в Схему, само по себе не влечет нарушение прав административного истца. Место размещения конструкций определяется в соответствии со Схемой, утверждаемой органом местного самоуправления, при этом, законом не предусмотрен учет волеизъявления субъектов правоотношений.
Судом отклоняются доводы административного истца, что на территории Чайковского городского округа действует две утвержденных Схемы. Постановление администрации Чайковского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ признано утратившим силу, недостаток по обязательному опубликованию устранен Администрацией Чайковского городского округа ДД.ММ.ГГГГ.
Срок выданного ФИО1 разрешения на установку рекламной конструкции от ДД.ММ.ГГГГ истек ДД.ММ.ГГГГ. Императивной нормы, запрещающей органу местного самоуправления изменять места размещения рекламных конструкций, учитывая полномочия муниципалитета по их установлению, срок разрешения которых истек, не имеется.
Доводы представителя административного истца о том, что внесение изменений в место размещения спорной рекламной конструкции произведено органом местного самоуправления в одностороннем порядке, без уведомления административного истца -собственника рекламной конструкции, является злоупотреблением правом, не основаны на законе.
Оценка целесообразности принятия конкретных решений органом местного самоуправления, в компетенцию суда не входит. Напротив, обосновывается отсутствием согласования МУП «Водоканал» в связи наличием сетей под существующей рекламной конструкцией.
Утверждение новой схемы вызвано изменениями в спорной области правоотношений (изменениями постановления Правительства Пермского края от 09.09.2013 № 1190-п на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ№), а также процессом преобразования в Чайковский городской округ, согласуются с фактическими обстоятельствами, поскольку администрация Чайковского городского округа действует как правопреемник Муниципальных образований – Чайковского муниципального района и входящего в его состав Чайковского городского поселения, в силу Законов Пермского края от 26.03.2018 № 212-ПК «О преобразовании Чайковского городского поселения в Чайковский городской округ», от ДД.ММ.ГГГГ№-ПК «О преобразовании поселений, входящих в состав Чайковского муниципального района путем объединения с Чайковским городским поселением» и решения Чайковской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ об учреждении администрации города Чайковского и начале исполнительно-распорядительной деятельности по решению вопросов местного значения с ДД.ММ.ГГГГ.
При разработке и утверждении Схемы место размещения билборта № оставлено в пределах того же кадастрового квартала земельного участка с изменением расположения точек места расположения рекламной конструкции путем вынесения его за пределы земельного участка, находящегося в частной собственности, связанное с невозможностью размещения конструкции в том месте в целях повышения конкуренции при проведении конкурентных процедур, так как выдача разрешения на установку рекламной конструкции на земельном участке, собственность на который не разграничена, осуществляется по итогам аукциона, входит в компетенцию органа местного самоуправления.
Принимая во внимание, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Администрацией Чайковского городского округа в пределах компетенции, с соблюдением формы и вида правового акта, процедуры принятия, правил введения в действие, в том числе порядком опубликования и вступления в силу, а его содержание не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных ст. 227 КАС РФ для удовлетворения исковых требований о признании недействующим нормативного правового акта.
Доказательств нарушения прав административного истца или создания препятствий к осуществлению имеющихся у него прав не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Администрации Чайковского городского округа, Управлению земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа удовлетворить частично.
Признать решение Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции (билборд) №ФИО1 незаконным.
Возложить на Управление земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 о выдаче разрешения на эксплуатацию рекламной конструкции (билборд) №.
В остальной части административных исковых требований - отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд Пермского края в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья подпись А.А. Грибанова
«КОПИЯ ВЕРНА» подпись судьи _____________________________________ (А.А. Грибанова) Секретарь судебного заседания отдела обеспечения судопроизводства по гражданским делам Чайковского городского суда Пермского края _____________________ (Л.Ю.Салахова) «_____» _____________ 20__ г |
Решение (определение) ___ вступило в законную силу.
Подлинный документ подшит в деле № 2а-595/2021
УИД 59RS0040-01-2021-000813-62
Дело находится в производстве
Чайковского городского суда Пермского края