Дело № 2а-628/2024 (2а-5966/2023)
УИД 27RS0003-01-2023-007231-91
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 февраля 2024 года г. Хабаровск
Железнодорожный районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Кибиревой О.В.,
при секретаре судебного заседания Агафоновой О.В.,
с участием представителя административного истца - помощника прокурора Железнодорожного района г.Хабаровска Филипповой Е.В.,
представителя ответчика КГБУ «ДВЦЛО и КДМО» Кнутарева С.А., действующего на основании доверенности № № от 14.12.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора Верхнебуреинского района Хабаровского края Алексеева В.А., действующего в интересах неопределенного круга лиц, к краевому государственному бюджетному учреждению «Дальневосточный центр лекарственного обеспечения и координации деятельности медицинских организаций» Министерства здравоохранения Хабаровского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
и.о. прокурора Верхнебуреинского района Хабаровского края Алексеев В.А., действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к краевому государственному бюджетному учреждению «Дальневосточный центр лекарственного обеспечения и координации деятельности медицинских организаций» Министерства здравоохранения Хабаровского края (далее КГБУ «ДВЦЛО и КДМО») о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.
В обоснование требований указано, что во исполнение поручения прокуратуры Хабаровского края, в связи с поступившим обращением, по факту ненадлежащего состояния крыльца в Аптеке №8 КГБУ «ДВЦЛО и КДМО», расположенной по адресу: <адрес>, прокуратурой Верхнебуреинского района Хабаровского края проведена проверка, в ходе которой установлено, что центральный вход в Аптеку №8 имеет дефекты, разрушение бетонного основания, частями отсутствует плиточное покрытие, при входе в Аптеку №8 отсутствуют доступные элементы информации (информационная-тактильная мнемосхема), а также кнопка вызова медицинского персонала, на порогах и лестницах отсутствует тактильная лента, крайние ступени крыльца не имеют контрастной окраски, в связи с чем
центральный вход в Аптеку №8 не соответствует необходимые условия для беспрепятственного доступа инвалидов.
Просит суд признать бездействие КГБУ «ДВЦЛО и КДМО», выразившееся: в наличии дефектов, разрушении бетонного основания, частичного отсутствия плиточного покрытия в Аптеке №8 КГБУ «ДВЦЛО и КДМО»; отсутствии доступных элементов информации (информационная- тактильная мнемосхема), также кнопки вызова медицинского персонала в Аптеке №8 КГБУ «ДВЦЛО и КДМО»; отсутствии на порогах и лестнице тактильной ленты, контрастной окраски на крайних ступенях крыльца в Аптеке №8 КГБУ «ДВЦЛО и КДМО»; обязать КГБУ «ДВЦЛО и КДМО» привести центральный вход в Аптеку №8 КГБУ «ДВЦЛО и КДМО» в надлежащее состояние, а именно, произвести в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу следующие работы: отремонтировать центральный вход в Аптеку №8 КГБУ «ДВЦЛО и КДМО», которое имеет дефекты, разрушенное бетонное основания, частями отсутствует плиточное покрытие; при входе в Аптеку №8 КГБУ «ДВЦЛО и КДМО» установить элементы информации (информационно-тактильную мнемосхему), также кнопку вызова медицинского персонала; установить на порогах и лестнице тактильную ленту, обеспечить контрастную окраску на крайних ступенях крыльца.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Железнодорожного района г.Хабаровска Филиппова Е.В. поддержала исковые требования, просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика – КГБУ «ДВЦЛО и КДМО» Кнутарев С.А. в судебном заседании, пояснил, что с требованиями искового заявления согласен, однако просит суд увеличить срок для проведения работ по устранению выявленных недостатков.
Заинтересованное лицо – представитель Аптеки №8 КГБУ «ДВЦЛО и КДМО» в судебное заседание не явился о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом.
Суд считает возможным на основании ст. 150 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций (часть 2 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ).
С учетом требований статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» здания и сооружения должны отвечать определенным требованиям, перечень которых установлен, в том числе, Сводом правил СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
Пунктом 6.5.4 СП 59.13330.2020 предусмотрено, что визуальная информация должна располагаться на контрастном фоне с размерами знаков, соответствующими расстоянию распознавания на высоте не менее 1,5 м и не более 4,5 м до уровня пола. При размещении элементов визуальной информации над путями движения МГН следует обеспечить высоту свободного пространства от поверхности пути движения до нижнего края навесного элемента визуальной информации не менее 2,2 м.
Пунктом 6.5.9 СП 59.13330.2020 предусмотрено, что информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема:
- перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения;
- рядом с устройствами вызова помощи, в том числе в универсальных и доступных кабинах.
Пунктом 6.5.12 СП 59.13330.2020 предусмотрено, что в зданиях с массовым пребыванием людей (пассажирские здания вокзалов всех видов транспорта, организации социального обслуживания, общественные здания административного назначения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению следует устанавливать тактильные или тактильно-звуковые схемы, отображающие информацию о размещении и назначении помещений в здании. Они должны размещаться в вестибюле вблизи входа по возможности с правой стороны по ходу движения на расстоянии не более 4 м. от входа в здание.
В ходе рассмотрения дела установлено, что КГБУ «ДВЦЛО и КДМО» осуществляет фармацевтическую деятельность в аптечном подразделении -Аптека №8, расположенном по адресу: <адрес>.
27.09.2023 в прокуратуру Хабаровского края поступило обращение гражданина ФИО5, в котором последний просил обратить внимание на ненадлежащее состояние крыльца Аптеки № 8 расположенной в п. Чегдомын.
Прокуратурой Верхнебуреинского района Хабаровского края проведена проверка, в ходе которой выявлены допущенные КГБУ «ДВЦЛО и КДМО» нарушения п. п. 6.5.4 СП 59.13330.2020, 6.5.9 СП 59.13330.2020, 6.5.12 СП 59.13330.2020, а именно: центральный вход в аптеку №8 имеет дефекты – разрушение бетонного основания (частично отсутствует плиточное покрытие), отсутствуют: доступные элементы информации (информационная-тактильная мнемосхема); кнопка вызова медицинского персонала; тактильная лента, крайние ступени крыльца не имеют контрастной окраски.
По факту выявленных нарушений прокуратурой Верхнебуреинского района Хабаровского края 17.10.2023 в адрес КГБУ «ДВЦЛО и КДМО» внесено представление об устранении нарушений законодательства.
КГБУ «ДВЦЛО и КДМО» в адрес прокуратуры Верхнебуреинского района Хабаровского края 16.11.2023 направлен ответ на представление, в котором указано, что при выделении денежных средств ремонт входной группы возможно будет провести не ранее третьего квартала 2024 года.
На момент рассмотрения дела указанные недостатки не устранены, доказательств проведения работ административным ответчиком не представлено.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных исковых требований, наличии оснований для возложения на ответчика обязанности по устранению выявленных прокуратурой Верхнебуреинского района Хабаровского края нарушений.
Определяя срок исполнения требований, суд считает необходимым КГБУ «ДВЦЛО и КДМО» установить срок устранения выявленных нарушений в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд,
РЕШИЛ:
административные исковые требования и.о. прокурора Верхнебуреинского района Хабаровского края Алексеев В.А., действующего в интересах неопределенного круга лиц, к краевому государственному бюджетному учреждению «Дальневосточный центр лекарственного обеспечения и координации деятельности медицинских организаций» Министерства здравоохранения Хабаровского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности – удовлетворить частично.
Признать бездействие краевого государственного бюджетного учреждения «Дальневосточный центр лекарственного обеспечения и координации деятельности медицинских организаций» Министерства здравоохранения Хабаровского края, выразившееся в непринятии мер в создании условий для беспрепятственного доступа инвалидам к Аптеке №8, расположенной по адресу: <адрес>, незаконным.
Возложить обязанность на краевое государственное бюджетное учреждение «Дальневосточный центр лекарственного обеспечения и координации деятельности медицинских организаций» Министерства здравоохранения Хабаровского края в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, провести ремонтные работы центрального входа в Аптеку №8, установить элементы информации (информационно-тактильную мнемосхему), установить кнопку вызова медицинского персонала, установить на порогах и лестнице тактильную ленту, покрасить в контрастные цвета крайние ступени лестницы при входе в Аптеку №8.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Железнодорожный районный суд г.Хабаровска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.В. Кибирева
Мотивированное решение составлено 16.02.2024.
Судья О.В. Кибирева