УИД: 59RS0004-01-2020-009043-59
Дело № 2а-5967/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 декабря 2020 года
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Дульцевой Л.Ю.,
при секретаре Дорофеевой К.А.,
с участием административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю – ФИО2,
представителя административного ответчика ГБУ ПК «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю, ФГУП «ФКП Росреестра» по Пермскому краю, ГБУ ПК «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» о признании решения незаконным, возложении обязанности,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю, ФГУП «ФКП Росреестра» по Пермскому краю, ГБУ ПК «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края», просит признать незаконным уведомление об отказе в исправлении ошибки в сведениях ЕГРН №, возложить обязанность исправить ошибку, прекратить связь в ЕГРН незавершенного строительство объекта с кадастровым номером № с многоквартирным домом с кадастровым номером №.
В обоснование своих требований указал, что является долевым собственником незавершенного строительством объекта с кадастровым номером № и земельных участков под ним с кадастровыми номерами № и №. Объект с кадастровым номером № расположен по адресу: <Адрес>, площадью 2361 кв.м., степень готовности 61%, этажность 5 и цокольный этаж инв. №. Объект поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ на основании технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым объект конструктивно состоит из секции № и секции № под единой литерой «А». Долевые собственники незавершенного строительством объекта, объект в эксплуатацию не вводили, на части на секции № и № не делили, за государственным кадастровым учетом изменений незавершенного строительством объекта после ДД.ММ.ГГГГ не обращались. Однако, в сведениях ЕГРН в отношении незавершенного строительством объекта с кадастровым номером № воспроизведена ошибка, которая заключается в том, что по сведениям ЕГРН незавершенный строительством объект с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <Адрес> был преобразован в многоквартирный дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <Адрес>. Если бы преобразование имело место, то объект был бы снят с кадастрового учета, а права на него прекращены по причине их преобразования в права на новый образованный объект. Преобразование незавершенного строительством объекта невозможно по причине того, что реконструкция его не завершена, какого-либо правового акта, подтверждающего преобразование незавершенного строительством объекта, в какой-то другой объект не существует. Решением Добрянского районного суда по делу № установлено, что многоквартирный дом с кадастровым номером № образован не в результате реконструкции незавершенного строительством объекта с кадастровым номером №, что также подтверждается заключением № от ДД.ММ.ГГГГ, ответом № от ДД.ММ.ГГГГ. По сведениям ЕРГН основанием для осуществления кадастрового учета многоквартирного дома № явились: разрешение № на ввод в эксплуатацию, выданное ДД.ММ.ГГГГ администрацией Добрянского городского поселения и технический план от ДД.ММ.ГГГГ, изготовленный кадастровым инженером ФИО8., в котором указано, что многоквартирный дом образован из незавершенного строительством объекта №. Такое заключение кадастрового инженера не соответствует фактическим обстоятельства дела, а также разрешению на ввод в эксплуатацию. То, что многоквартирный дом это вновь построенный объект подтверждается разрешением на строительство №, акт итоговой проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, заключение о соответствии инспекции государственного строительного надзора, данные документы выданы на вновь построенный, а не реконструируемый объект. Указанные обстоятельства подтверждают наличие ошибки в ЕГРН, об исправлении которой обратился к административному ответчику. Однако ДД.ММ.ГГГГ получил отказ №, с которым не согласен.
Административный истец в судебном заседании на требованиях настаивал.
Представитель административного ответчика – Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю в судебном заседании требования не признала, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях (л.д. 47-48).
Представитель административного ответчика ГБУ ПК «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» в судебном заседании требования не признал, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях (л.д. 51).
Административный ответчик ФГУП «ФКП Росреестра» по Пермскому краю о месте и времени рассмотрения дела извещен судом, представитель в судебное заседание не явился, просит рассмотреть в их отсутствие, представил письменные возражения из которых следует, что требования не подлежат удовлетворению, поскольку ФГБУ «ФКП Росреестра» не являются органом регистрации прав и, соответственно, с ДД.ММ.ГГГГ не наделены полномочиями по ГКУ объектов недвижимости (в т.ч. по исправлению ошибки в сведениях ЕГРН) (л.д.30-31).
Заинтересованное лицо Администрация Добрянского городского округа о месте и времени рассмотрения дела извещен судом, представитель в судебное заседание не явился, просит рассмотреть в их отсутствие (л.д. 35).
Суд, выслушав административного истца, представителей административных ответчиков, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что административный иск не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Согласно положению ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
С 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 218-ФЗ единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
В силу ст. ст. 7, 8 Федерального закона № 218-ФЗ единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения), состоящий, в числе прочего, из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости), включающий характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
Кадастр недвижимости содержит сведения об объекте недвижимости, включающий, характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи (ч. 4 ст. 8 Федерального закона № 218-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
С 01 января 2017 г. исправление ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, урегулировано статьей 61 Федерального закона № 218-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 61 Федерального закона № 218-ФЗ техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав (ч. 4 ст. 61 Федерального закона № 218-ФЗ).
Судом установлены следующие обстоятельства по делу.
ФИО1 является долевым собственником объекта незавершенного строительством с кадастровым номером № по адресу: <Адрес>.
Как следует из выписки ЕГРН на объект недвижимости с кадастровым номером №, из него образован объект недвижимости с кадастровым номером №. Сведения об объекте недвижимости имеют статус "актуальный, ранее учтенные". Объект поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20,21).
Из выписки ЕГРН на объект недвижимости с кадастровым номером № следует, что он образован из объекта с кадастровым номером №. Объектом недвижимости является многоквартирный жилой дом со встроенными помещениями административного назначения, 7 этажей. Дата постановки на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22,23).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Управление Росреестра по Пермскому краю с заявлением об исправлении технической ошибки в ЕГРН, в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами № и №, с указанием в ЕГРН правильных сведений об отсутствии образованных объектов недвижимости (л.д.56).
Добрянским отделом Управления Росреестра по Пермскому краю ДД.ММ.ГГГГ вынесено уведомление об отказе в исправлении технической ошибки №, в связи с тем, что сведения к исправлению технической ошибки отсутствуют (л.д. 11).
Проанализировав представленные доказательства в совокупности с нормами права, суд приходит к выводу о законности оспариваемого уведомления, исходя из следующего.
Частью 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ предусмотрены документы и обстоятельства, являющиеся основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).
До 01.01.2017 государственная регистрация прав осуществлялась в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Согласно п. 1 и 2 Закона № 122-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент регистрации прав собственности) регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности. К данному заявлению должны быть приложены необходимые документы.
Как следует из ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент регистрации прав собственности) постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
На основании ст. 22 Закона № 221-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент регистрации прав собственности) необходимыми для кадастрового учета документами являются: технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пункте 7, 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком объекте недвижимости) или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (при постановке на учет или учете изменений такого объекта капитального строительства) - копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или необходимые сведения, содержащиеся в таком документе, запрашиваются органом кадастрового учета в порядке межведомственного информационного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления либо уполномоченной организации, выдавших такой документ.
Из материалов дела следует, что основанием для постановки на государственный кадастровый учет объекта недвижимости с кадастровыми номерами № (многоквартирного дома по адресу: <Адрес>), явился технический план от ДД.ММ.ГГГГ, выполненный кадастровым инженером ФИО4, а также разрешение на ввод в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ№.
Как следует их технического плана от ДД.ММ.ГГГГ в разделе 4.«Сведения об объекте (объектах) недвижимости, из которого (которых) было образовано здание» указан кадастровый номер №.
В соответствии с частями 2, 4 статьи 7 Федерального закона № 218-ФЗ единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе из реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости). Орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Поскольку внесение сведений об образовании объекта недвижимости с кадастровыми номерами № из объекта недвижимости кадастровый номер № соответствовало представленному техническому плану, т.е. документу, на основании которого были внесены сведения в ЕГРН, суд приходит к выводу о том, что при внесении в ЕГРН сведений об образовании объекта недвижимости с кадастровым номером №, государственным регистратором какая-либо техническая ошибка не была допущена.
При таких обстоятельствах, учитывая, что запись об образовании объекта недвижимости с кадастровым номером № из объекта с кадастровым номером № внесена в ЕГРН на основании представленных документов, каких-либо документов, подтверждающих наличие технической ошибки, административным истцом не представлено, оспариваемый отказ соответствует требованиям действующего законодательства, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований следует отказать в полном объеме.
При этом следует отметить, что в соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, которая осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
В соответствии с Типовым положением о территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 29.03.2016 N 180 Управление является юридическим лицом.
Таким образом, поскольку оспариваемое решение было принято Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю, ФГУП «ФКП Росреестра» по Пермскому краю, ГБУ «ЦТИ ПК» не являются надлежащими ответчиками по делу, какие-либо требования к ним не заявлены.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю, ФГУП «ФКП Росреестра» по Пермскому краю, ГБУ ПК «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» о признании решения незаконным, возложении обязанности – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца с момента составления мотивированного решения суда.
Председательствующий - подпись (Л.Ю. Дульцева)
<данные изъяты>
<данные изъяты>