ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-596/2023 от 05.06.2023 Багратионовского районного суда (Калининградская область)

Дело № 2а-596/2023

39RS0007-01-2023-000564-83

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Багратионовск 05 июня 2023 г.

Багратионовский районный суд Калининградской области в составе судьи Жогло С.В.,

при секретаре Мочалиной Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ничипоренко С.Д. к администрации муниципального образования «Багратионовский муниципальный округ Калининградской области» об оспаривании решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории,

У С Т А Н О В И Л:

Ничипоренко С.Д. обратилась в суд с административным иском к администрации муниципального образования «Багратионовский муниципальный округ Калининградской области» об оспаривании решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, содержащегося в письме от ДД.ММ.ГГГГ (исходящий ), принятого по заявлению Ничипоренко С.Д. от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 118 кв.м, расположенного в <адрес>, на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставлении ей в аренду без проведения торгов данного земельного участка для целей ведения огородничества.

В обоснование исковых требований административный истец Ничипоренко С.Д. указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию муниципального образования «Багратионовский муниципальный округ Калининградской области» с заявлением об утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка площадью 118 кв.м, расположенного в <адрес>, и предварительном согласовании предоставлении ей в аренду без проведения торгов данного земельного участка для целей ведения огородничества. Оспариваемым решением администрации муниципального образования «Багратионовский муниципальный округ Калининградской области», изложенным в письме от ДД.ММ.ГГГГ (исходящий ), в удовлетворении ее заявления было отказано со ссылкой на несоответствие схемы расположения земельного участка Правилам землепользования и застройки. Ничипоренко С.Д. считает данное решение незаконным, не соответствующим положениям подпункта «б» пункта 1 и пункта 3 постановления Правительства РФ от 09.04.2022 г. № 629 «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах», согласно которым наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам Российской Федерации или российским юридическим лицам в аренду без проведения торгов в целях осуществления деятельности по производству продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций, перечень которой устанавливается решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации; предоставление земельных участков в целях осуществления деятельности, указанной в подпункте «б» пункта 1 настоящего постановления, может осуществляться независимо от содержания документации по планировке территории (за исключением документации по планировке территории, предусматривающей размещение объектов федерального значения), документов территориального планирования (за исключением документов территориального планирования Российской Федерации), документов градостроительного зонирования, за исключением случаев, если осуществление указанной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом. В этой связи Ничипоренко С.Д. полагает, что поскольку она испрашивает земельный участок для выращивания овощных культур для собственных нужд, то есть для производства продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения, то испрашиваемый земельный участок подлежит предоставлению независимо от содержания документации по планировке территории. Ссылаясь на изложенное, административный истец Ничипоренко С.Д. обратилась с настоящим иском в суд.

Административный истец Ничипоренко С.Д., извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, доверив представлять свои интересы представителю – адвокату Крузману А.Х. (л.д.).

В судебном заседании представитель административного истца Ничипоренко С.Д. – адвокат Крузман А.Х. исковые требования своего доверителя поддержал и дал объяснения, аналогичные содержанию административного искового заявления.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования «Багратионовский муниципальный округ Калининградской области» Коршунова В.А. исковые требования не признала, сославшись на отсутствие правовых оснований для утверждения схемы расположения испрашиваемого Ничипоренко С.Д. земельного участка.

Выслушав объяснения представителей административного истца и административного ответчика и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Основания и порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены Земельным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 8 Федерального закона от 14.03.2022 г. № 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в 2022 и 2023 годах при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, Правительство Российской Федерации вправе установить особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе дополнительно определить случаи предоставления таких земельных участков без проведения торгов и сократить сроки предоставления таких земельных участков.

Во исполнение данной нормы закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 09.04.2022 г. № 629 «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах».

В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 г. № 629 «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах» наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам Российской Федерации или российским юридическим лицам в аренду без проведения торгов в целях осуществления деятельности по производству продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций, перечень которой устанавливается решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 г. № 629 «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах», предоставление земельных участков в целях осуществления деятельности, указанной в подпункте «б» пункта 1 настоящего постановления, может осуществляться независимо от содержания документации по планировке территории (за исключением документации по планировке территории, предусматривающей размещение объектов федерального значения), документов территориального планирования (за исключением документов территориального планирования Российской Федерации), документов градостроительного зонирования, за исключением случаев, если осуществление указанной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.

Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 г. № 629 «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах» установлено, что в случае если предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с пунктом 3 настоящего постановления не соответствует утвержденной для соответствующей территории документации по планировке территории и документам градостроительного зонирования, документация по планировке территории и документы градостроительного зонирования подлежат изменению в части приведения их в соответствие с целями предоставления указанного земельного участка в течение 6 месяцев со дня его предоставления.

ДД.ММ.ГГГГ Ничипоренко С.Д. обратилась в администрацию муниципального образования «Багратионовский муниципальный округ Калининградской области» с заявлением, зарегистрированным ДД.ММ.ГГГГ по входящим , об утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка площадью 118 кв.м, расположенного в <адрес>, и предварительном согласовании предоставлении ей в аренду без проведения торгов данного земельного участка для целей ведения огородничества, со ссылкой на вышеприведенные правовые нормы (л.д.).

Решением администрации муниципального образования «Багратионовский муниципальный округ Калининградской области», изложенным в письме от ДД.ММ.ГГГГ (исходящий ), в удовлетворении данного заявления Ничипоренко С.Д. было отказано со ссылкой на несоответствие схемы расположения земельного участка Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Багратионовский городской округ», утвержденным постановлением Правительства Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку испрашиваемый земельный участок входит в территориальную зону застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-4), в которой установлена минимальная площадь земельного участка с видом разрешенного использования – ведение огородничества 300 кв.м, в то время как площадь испрашиваемого земельного участка составляет 118 кв.м. Кроме того, предоставление земельных участков в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 и пунктом 3 постановления Правительства РФ от 09.04.2022 г. № 629 «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах» возможно только в целях осуществления деятельности по производству продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций, перечень которой устанавливается решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Вместе с тем, перечень такой деятельности на территории Калининградской области не установлен (л.д.).

Оценивая правомерность данного решения органа местного самоуправления, суд принимает во внимание следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 8 статьи 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В силу части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1)нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2)соблюдены ли сроки обращения в суд;

3)соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а)полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б)порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в)основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4)соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Согласно пункту 2 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ, подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

В соответствии с пунктом 13 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка установлены пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ.

Согласно данной норме закона, таковыми основаниями являются:

1)несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;

2)полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3)разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;

4)несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5)расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Оспариваемое решение администрации муниципального образования «Багратионовский муниципальный округ Калининградской области» об отказе в удовлетворении заявления Ничипоренко С.Д. об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставлении ей в аренду без проведения торгов данного земельного участка обосновано положением подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ (разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам).

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Багратионовский городской округ», утвержденным постановлением Правительства Калининградской области от 05.06.2019 г. № 390, в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-4), в которой располагается испрашиваемый земельный участок, минимальная площадь земельного участка с видом разрешенного использования – ведение огородничества, предполагающего выращивание гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур, установлена в размере 300 кв.м.

При этом площадь испрашиваемого земельного участка составляет 118 кв.м, что меньше установленной градостроительным регламентом минимальной площади земельного участка с видом разрешенного использования – ведение огородничества, составляющей 300 кв.м.

Данное обстоятельство свидетельствует о том, что представленная Ничипоренко С.Д. схема расположения испрашиваемого земельного участка разработана с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к предельной минимальной площади образуемого земельного участка, что является основанием, предусмотренным подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ, для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.

Кроме того, предоставление земельных участков в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 и пунктом 3 постановления Правительства РФ от 09.04.2022 г. № 629 «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах» возможно только в целях осуществления деятельности по производству продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций, перечень которой устанавливается решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Вместе с тем, перечень такой продукции на территории Калининградской области на день принятия решения по заявлению Ничипоренко С.Д. установлен не был, что не позволяло администрации муниципального образования «Багратионовский муниципальный округ Калининградской области» применять указанные правовые нормы в целях предоставления земельных участков.

При этом в перечне продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций, установленном постановлением Правительства Калининградской области от 12.04.2023 г. № 176, принятым в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 г. № 629 «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах», сельскохозяйственная продукция отсутствует.

Кроме того, согласно понятию «импортозамещение», данному в Концепции технологического развития на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.05.2023 г. № 1315-р, импортозамещение - это процесс создания новых или развития существующих современных конкурентоспособных производств и технологий в Российской Федерации, предназначенных для замещения импортируемых товаров, услуг и технологий. Импортозамещение, как правило, осуществляется в форме локализации на территории Российской Федерации производств и технологий, воспроизведения технологий, либо в форме переориентации трансграничных производственных цепочек на устойчивых (надежных) поставщиков, импортирующих на территорию Российской Федерации товары, услуги и технологии.

Исходя из понятия импортозамещения, данного данным правовым актом, суд полагает, что применительно к осуществлению деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения, под импортозамещением следует понимать деятельность по производству сельскохозяйственной продукции для ее реализации на внутреннем рынке Российской Федерации неограниченному кругу потребителей в целях замещения импортируемой сельскохозяйственной продукции. Импортозамещение не предполагает производство гражданином продукции для собственных нужд.

Согласно приведенным Ничипоренко С.Д. доводам, она имеет намерение приобрести испрашиваемый земельный участок для выращивания овощных культур для собственных нужд.

Вопреки доводам Ничипоренко С.Д., выращивания овощных культур для собственных нужд не является деятельностью по обеспечению импортозамещения.

Таким образом, для применения постановления Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 г. № 629 «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах» при принятии решения по заявлению Ничипоренко С.Д. об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставлении ей в аренду без проведения торгов земельного участка, правовых оснований у администрации муниципального образования «Багратионовский муниципальный округ Калининградской области» не имелось.

Решение об отказе в удовлетворении заявления Ничипоренко С.Д. об утверждении схемы расположения земельного участка принято уполномоченным на то органом местного самоуправления и при наличии к тому вышеприведенных правовых оснований.

Для признания данного решения органа местного самоуправления незаконным оснований не имеется.

Таким образом, суд находит административное исковое заявление Ничипоренко С.Д. необоснованным, не подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175 – 180 и 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Ничипоренко С.Д. к администрации муниципального образования «Багратионовский муниципальный округ Калининградской области» об оспаривании решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Багратионовский районный суд Калининградской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение в окончательной форме составлено 06.06.2023 г.

Судья подпись ЖОГЛО С.В.

Копия верна: Судья Багратионовского

районного суда ______________ ЖОГЛО С.В.