Дело № 2а-626/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Гатчина 14 января 2019г.
Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе:
Председательствующего судьи Гиренко М. В.,
с участием представителей административного ответчика ФИО1 по доверенности № № от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ,
ФИО2 по доверенности № № от ДД.ММ.ГГГГ сроком на ДД.ММ.ГГГГ,
представителя заинтересованного лица МБОУ «Рождественская средняя общеобразовательная школа» ФИО3 на основании справки № № от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Цирцлеве С. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО4 к администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области, заинтересованные лица: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Дивенская основная общеобразовательная школа», Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Рождественская средняя общеобразовательная школа», о признании незаконным и отмене постановления от 12.10.2018г. № № о реорганизации Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Рождественская средняя общеобразовательная школа»,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец обратилась в суд с вышеназванным административным иском к административному ответчику, указав в обосновании своих требований, что она является жителем сельского поселения Дивенский (далее –п. Дивенский). В этом поселке на данный момент существует единственная школа МБОУ «Дивенская основная общеобразовательная школа» (далее – МБОУ «Дивенская ООШ»). Однако, администрация Гатчинского района (далее – администрация ГМР ЛО), уполномоченная на решение вопроса о смене организационно-правовой формы юридического лица, выразила намерение на реорганизацию МБОУ «Дивенская ООШ» путем присоединения к МБОУ «Рождественская средняя общеобразовательная школа» (далее – МБОУ «Рождественская СОШ») с одновременным сокращением 0,5 ставки бухгалтера и должности директора Дивенской ООШ посредством принятия постановления администрации ГМР ЛО от 12.10.2018г. № №. По данному вопросу были проведены публичные слушания, участники которых высказали несогласие с реорганизацией единственной в поселке школы. По мнению жителей п. Дивенский, присоединение юридического лица влечет утрату МБОУ «Дивенская ООШ» статуса юридического лица. В дальнейшем планируется, что МБОУ «Дивенская ООШ» будет являться филиалом МБОУ «Рождественская СОШ», которая находится в п. Рождествено. Полагает, что такое решение нарушает права ее права, а также права ее детей, посещающих школу, т. к. филиал проще закрыть, чем самостоятельное юридическое лицо, что может привести к нарушению прав детей на образование. Кроме того, между поселком Дивенский и п. Рождествено отсутствует прямое транспортное сообщение, а потому непонятно каким образом дети будут туда добираться в случае, если обучение будет производиться в главном здании, а не в здании филиала. Кроме того, своим постановлением администрация ГМР ЛО лишила граждан возможности участвовать в решении данного вопроса посредством референдума (схода граждан). В соответствии с протоколом схода почти все проголосовали против реорганизации общеобразовательного учреждения. Административный истец просит признать незаконным и отменить постановление администрации ГМР ЛО от 12.10.2018г. № № о реорганизации МБОУ «Рождественская СОШ».
Административный истец в судебное заседание не явилась, была надлежащим образом извещена о дате и времени слушания дела, что подтверждается распиской в получении судебной повестки (л. д. 154), в предварительном судебном заседании требования иска поддержала в полном объеме, по изложенным в нем основаниям.
Представители административных ответчиков в судебном заседании возражали относительно заявленных требований. Так, представитель ФИО2 в предварительном судебном заседании пояснила, что это реорганизация проводится в интересах детей, т. к. Дивенская ООШ является основной общеобразовательной школой, т. е. проводит обучение только до 10 класса, при этом, для получения полного среднего общего образования детям впоследствии необходимо искать места в других школах, чтобы окончить 11 классов, при этом, наблюдается переполненность классов, что негативно сказывается на продолжении образования. Также, пояснила, что средняя общеобразовательная школа лучше финансируется, там более сильный преподавательский состав, обучение детей будет проводится в здании Дивенской ООШ, ездить детям никуда не придется, к ним будут приезжать учителя. Представитель ФИО1 поддержала представленные в письменном виде возражения относительно заявленных требований настоящего административного иска (л. д. 141-144) о том, что оснований, предусмотренных п. 9 ст. 226 КАС РФ для отмены обжалуемого постановления по доводам административного искового заявления и по материалам дела, не имеется. В подтверждении соблюдения порядка принятия решения о реорганизации МБОУ «Рождественская СОШ» представлено заключение комиссии по оценке последствий такого решения и протокол публичных слушаний. Обжалуемое постановление соответствует п. 3.3 Порядка принятия решения о реорганизации организации, что административным истцом не оспаривается. Ни один из приведенных доводов – о праве администрации Гатчинского муниципального района на издание постановления о реорганизации МБОУ «Рождественская СОШ», о соблюдении установленного порядка издания постановления, а также о соответствии постановления требованиям закона, административным истцом не опровергнут. Закон не относит родственников учащихся образовательного учреждения к числу лиц, наделенных правом оспаривать действительность принятого администрацией ГМР ЛО решения о реорганизации МБОУ «Рождественская СОШ». Истцом ни в исковом заявлении, ни в ходе судебного заседания не названо конкретных фактов, которые был свидетельствовали о том, что предстоящая реорганизация приведет к нарушению его прав. Высказанные истцом опасения основаны на предположении, а закон не допускает класть их в основу судебного акта.
Представитель заинтересованного лица МБОУ «Рождественская СОШ» в судебном заседании требования настоящего административного иска не поддержал, основываясь на позиции администрации ГМР ЛО.
Представитель заинтересованного лица МБОУ «Дивенская ООШ» в судебное заседание не явилась, была надлежащим образом извещена о дате и времени слушания дела, что подтверждается распиской в получении судебной повестки (л. д. 156), ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, в предварительном судебном заседании требования настоящего административного иска не поддержала, поддержала позицию административного ответчика.
Прокурор Гатчинской городской прокуратуры в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в предварительном судебном заседании полагал, что обжалуемое постановление не является нормативно-правовым актом, а соответственно обязательное участие прокурора по данной категории законом не предусмотрено.
Суд, руководствуясь ст. 150 КАС РФ определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 57 ГК РФ, реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.
В силу ч. 3 ст. 57 ГК РФ, в случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций субъектов Российской Федерации, осуществление функций и полномочий учредителей образовательных организаций субъектов Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 25 сентября 2014 года администрацией ГМР ЛО постановлением N № утверждено положение о комиссии по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации муниципальных образовательных организаций, подведомственных Комитету образования Гатчинского муниципального района (л. д. 77-84).
Комиссией по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации муниципальных образовательных организаций, функции и полномочия учредителя которой осуществляет МО «Гатчинский муниципальный район» в лице администрации ГМР ЛО принято положительное заключение об оценке последствий принятия решения о реорганизации МБОУ «Рождественская СОШ» путем присоединения к нему МБОУ «Дивенская ООШ» (л. д. 73-75).
12 октября 2018 года администрацией ГМР ЛО постановлением N № принято решение о реорганизации МБОУ «Рождественская средняя общеобразовательная школа» путем присоединения к нему МБОУ «Дивенская ООШ» (л. д. 133-134).
В соответствии с п. 10, п. 11, п. 14 ст. 22 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ образовательная организация реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании (п. 10). Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения (п. 11). Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении субъекта Российской Федерации, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (п. 14).
Постановлением Правительства Ленинградской области от 19 февраля 2014 г. N 27 утвержден Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации государственной образовательной организации, созданной Ленинградской областью, либо муниципальной образовательной организации, созданной муниципальным образованием Ленинградской области, включая критерии данной оценки, а также Порядок создания комиссии по оценки последствий принятия решений о реорганизации или ликвидации государственной образовательной организации, созданной Ленинградской областью, либо муниципальной образовательной организации, созданной муниципальным образованием Ленинградской области, а также подготовки ею заключений, а постановлением администрации ГМР ЛО от 25 сентября 2014 года N № - Положение о комиссии по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации муниципальных образовательных организаций, подведомственных комитету образования ГМР, а также Состав указанной Комиссии (л. д. 77-84) (с изменениями в Составе комиссии, внесенными постановлением администрации ГМР ЛО № 452 от 08.02.2018г.) (л. д. 76).
Постановлением администрации ГМР ЛО № № от 15.10.2013г. утвержден Порядок создания, реорганизации и ликвидации муниципальных образовательных организаций Гатчинского муниципального района, а также утверждения уставов муниципальных образовательных организаций и внесения в них изменений (л. д. 85-88).
Согласно п. 3.3, 3.6, 3.8 названного Порядка решение о реорганизации организации принимается администрацией ГМР ЛО. Проект постановления администрации ГМР ЛО о реорганизации организаций подготавливается Комитетом образования ГМР ЛО и согласовывается с Комитетом финансов, Комитетом по управлению имуществом, отделом экономического развития и прогнозирования Комитета экономики и инвестиций, комитетом юридического обеспечения администрации ГМР ЛО. Принятие решения о реорганизации организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения (л. д. 86).
Указанное решение должно содержать информацию, предусмотренную пунктом 3.3 настоящего Порядка, а именно:
а) наименование муниципальных организаций, участвующих в процессе реорганизации, с указанием их типов;
б) форму реорганизации;
в) наименование муниципальной организации (организаций) после завершения процесса реорганизации;
г) наименование органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя реорганизуемой организации (организаций);
д) информацию об изменении (сохранении) основных целей деятельности реорганизуемой организации (организаций);
е) информацию об изменении (сохранении) штатной численности (для казенных учреждений);
ж) перечень мероприятий по реорганизации организации с указанием сроков их проведения.
Согласно п. 1 ст. 60.1 Гражданского кодекса РФ решение о реорганизации юридического лица может быть признано недействительным по требованию участников реорганизуемого юридического лица, а также иных лиц, не являющихся участниками юридического лица, если такое право им предоставлено законом. Указанное требование может быть предъявлено в суд не позднее чем в течение трех месяцев после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации, если иной срок не установлен законом.
На основании изложенного, принимая во внимание, что закон не относит родителей учащихся образовательного учреждения к числу лиц, наделенных правом оспаривать действительность принятого постановления администрации ГМР ЛО о реорганизации МБОУ «Рождественская СОШ» путем присоединения к нему МБОУ «Дивенская ООШ», администрация ГМР ЛО может решать вопрос о реорганизации МБОУ «Рождественская СОШ» по своей инициативе, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца об обжаловании постановления администрации ГМР ЛО от 12 октября 2018 г. N №, поскольку нарушение прав и законных интересов административного истца не установлено, администрацией ГМР ЛО представлены документы, подтверждающие соблюдение установленного законом порядка принятия оспариваемого решения о реорганизации МБОУ «Рождественская СОШ». Постановление о реорганизации соответствует требованиям закона.
При этом, суд отклоняет довод административного истца о том, что при решение вопроса о реорганизации не учитывалось мнение родителей и педагогов, поскольку он не основан на фактических обстоятельствах дела. Так, по вопросу реорганизации МБОУ «Рождественская СОШ» путем присоединения к нему МБОУ «Дивенская ООШ» 06 июня 2018г. были проведены публичные слушания, что подтверждается протоколом (л. д. 68-72).
Кроме того, административным истцом не представлено доказательств того, что ее ребенок обучается в МБОУ «Дивенская ООШ», таким образом, суд не установил нарушение прав и законных интересов административного истца.
Проанализировав и оценив представленные доказательства в их совокупности, установив юридически значимые для дела обстоятельства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 218, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО4 о признании незаконным и отмене постановления от 12 октября 2018г. № № о реорганизации Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Рождественская средняя общеобразовательная школа» путем присоединения Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Дивенская основная общеобразовательная школа», принятого администрацией Гатчинского муниципального района Ленинградской области, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда путем подачи апелляционной жалобы через канцелярию Гатчинского городского суда.
Судья:
Мотивированное решение суда изготовлено 18 января 2019г.