ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5979/202216И от 16.06.2022 Всеволожского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 2а-5979/2022 16 июня 2022 года

47RS0004-01-2022-003024-18

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Всеволожский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Береза С.В.

при секретаре Иванченко Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации муниципального образования «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области к совету депутатов муниципального образования «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным решения, отмене решения,

УСТАНОВИЛ:

администрациямуниципального образования «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области обратилась в суд с административным иском к совету депутатов муниципального образования «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, в обоснование требований указав, что на заседании совета депутатов поселения, состоявшемся 11.02.2022 г., принято решение №004 «О внесении изменений в решение совета депутатов муниципального образования «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 29.06.2016 г. №15 «Об утверждении Положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации муниципального образования «Юкковское сельское поселение», совета депутатов муниципального образования «Юкковское сельское поселение», лиц, замещающих муниципальные должности муниципального образования «Юкковское сельское поселение», и урегулированию конфликта интересов», которое противоречит действующему законодательству».

Решением совета депутатов муниципального образования «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 11.02.2022 г. №004 «О внесении изменений в решение совета депутатов муниципального образования «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 29.06.2016 г. №15 «Об утверждении Положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации муниципального образования «Юкковское сельское поселение», совета депутатов муниципального образования «Юкковское сельское поселение», лиц, замещающих муниципальные должности муниципального образования «Юкковское сельское поселение», и урегулированию конфликта интересов» внесены изменения в действующее Положение о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации и утвержден новый состав комиссии.

Административный истец с вынесенным решением не согласен, полагает, что оно принято с нарушением предусмотренной законодательством процедуры, в частности, в нарушение ст.32 регламента совета депутатовмуниципального образования «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, в соответствии с которой проект решения должен быть направлен на имя главы МО на бумажном и электронном носителе, проект решения был внесен непосредственно на заседании совета депутатов поселения 11.02.2022 г. К проекту прилагаются документы, предусмотренные ст.32 Регламента, однако, в данном случае указанное требование не было исполнено.

Также проект и прилагаемые к нему документы не были зарегистрированы в журнале регистрации входящей корреспонденции совета депутатов в день его поступления.

Кроме того, административный истец полагает, что избранный состав комиссии не соответствует требованиям действующего законодательства, так как в составе комиссии отсутствуют представитель (представители) научных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования и организаций дополнительного профессионального образования, деятельность которых связана с муниципальной службой. Депутат совета депутатов муниципального образования, в силу его правового статуса, установленного Федеральным законом № 131-ФЗ, являющегося членом выборного органа местного самоуправления и выборным должностным лицом органа местного самоуправления, не может выступать в качестве независимого представителя научной организации.

Включенные в состав комиссии кандидаты ФИО5 и ФИО4 как «представителей научных организаций» не согласованы с научными организациями и образовательными организациями, с общественной организацией ветеранов, созданной в органе местного самоуправления, с профсоюзной организацией, действующей в установленном порядке в органе местного самоуправления, общественным советом, образованным при органе местного самоуправления, на основании запроса руководителя органа местного самоуправления, председателя избирательной комиссии муниципального образования в порядке, предусмотренном ст. 7-1 Областного закона № 14-оз. ФИО5 не является работником научных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования и организаций

Таким образом, утвержденный депутатами состав комиссии не позволяет исключить возможность возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые комиссией решения

В связи с чем Административный истец просит суд:

-признать незаконным и отменить решение совета депутатов муниципального образования «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ №004 «О внесении изменений в решение совета депутатов муниципального образования «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 29.06.2016 г. №015 «Об утверждении Положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации муниципального образования «Юкковское сельское поселение», совета депутатов муниципального образования «Юкковское сельское поселение», лиц, замещающих муниципальные должности муниципального образования «Юкковское сельское поселение», и урегулированию конфликта интересов» с даты его принятия.

Определением председателя Всеволожского городского суда Ленинградской области от 17.05.2022 г. настоящее административное дело передано от судьи Кораблевой Н.С. к судье Береза С.В.

Определением судьи Береза С.В. от 19.05.2022 г. настоящее административное дело принято к своему производству.

В настоящем судебном заседании представитель административного истца административные исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить, по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения административного дела.

Заинтересованные лица, привлеченные к участию в деле Определением судьи Кораблевой Н.С. – ФИО8, ФИО9, ФИО7, ФИО10 возражали против удовлетворения административных исковых требований, полагая оспариваемое решение законным и принятым в соответствии с действующим регламентом совета депутатов муниципального образования «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области.

При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотрение административного дела в отсутствие не явившегося административного ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения административного дела, применительно к положениям ст.ст.150, 226 КАС РФ.

Выслушав мнение участников процесса, изучив и оценив материалы административного дела, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения административных исковых требований, исходя из следующего.

В соответствии с п.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Материалами административного дела установлено, что решением совета депутатов муниципального образования «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 11.02.2022 №004 «О внесении изменений в решение совета депутатов муниципального образования «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 29.06.2016 № 15 «Об утверждении Положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации муниципального образования «Юкковское сельское поселение», совета депутатов муниципального образования «Юкковское сельское поселение», лиц, замещающих муниципальные должности муниципального образования «Юкковское сельское поселение», и урегулированию конфликта интересов» внесены изменения в действующее Положение о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации и утвержден новый состав комиссии.

Административный истец просит суд признать данное решение совета депутатов незаконным, по основаниям, изложенным в административном иске.

Рассматривая административные исковые требования, суд приходит к выводу об их обоснованности, исходя из следующего.

Суд при рассмотрении правомерности вынесенного решения исходит из того, что административным ответчиком, в нарушение положений ст.61 КАС РФ, по настоящему административному делу не представлено ни доказательств законности оспариваемого решения.

При рассмотрении вопроса о соблюдении порядка принятия решения, суд приходит к следующему.

Согласно ст.32 Регламента муниципального образования «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области проекты направляются на имя главымуниципального образования «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской областина бумажном и электронном носителе.

Перечень приложений к проекту установлен п.3 ст.31 Регламентамуниципального образования «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области.

Как следует из п.п.4, 5 ст.31 Регламентамуниципального образования «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, проект должен соответствовать Конституции Российской Федерации, законодательству Российской Федерации, законодательству Ленинградской области, Уставу муниципального образования и подлежит регистрации в журнале регистрации входящей корреспонденции вместе с приложениями в день поступления.

Согласно ч.1 ст.10 Федерального закона от 25.12.2008 №273-Ф3 «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

В соответствии с ч.3 ст.10 Федерального закона №273-Ф3 обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается на государственных и муниципальных служащих на иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 №821 (далее-Указ Президента №821) утверждено Положение «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов».

Статьей 8 Указа Президента №821 предусмотрено, что его требования распространяются, в том числе, и на органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления разрабатывают положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов, руководствуясь настоящим Указом.

В соответствии с ч.4 ст.14.1 Федерального закона от 02.03.2007 г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», для обеспечения соблюдения муниципальными служащими общих принципов служебного поведения и урегулирования конфликта интересов в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования в порядке, определяемом нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и муниципальным правовым актом, могут образовываться комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов.

В ч.1 ст.7-1 Областного закона Ленинградской области от 11.03.2008 г. №14-оз «О правовом регулировании муниципальной службы в Ленинградской области» установлено, что для обеспечения соблюдения муниципальными служащими общих принципов служебного поведения и урегулирования конфликта интересов в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования в порядке, определяемом настоящей статьей, могут образовываться комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов (далее - комиссия).

Руководствуясь ч.2 ст.7-2 Областного закона №14-оз комиссия образуется на основании муниципального правового акта органа местного самоуправления, решения избирательной комиссии муниципального образования в порядке, определенном настоящим областным законом. Указанными актами утверждаются состав комиссии и порядок ее работы.

В соответствии с ч.4 ст.7-1 Областного закона №14-оз в состав комиссии, образованной в органе местного самоуправления, входят:заместитель руководителя органа местного самоуправления (председатель комиссии), руководитель подразделения кадровой службы органа местного самоуправления либо иное, определяемое руководителем органа местного самоуправления должностное лицо, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений (секретарь комиссии), муниципальные служащие из подразделения по вопросам муниципальной службы и кадров, юридического (правового) подразделения, других подразделений органа местного самоуправления, определяемые его руководителем;представитель (представители) научных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования и организаций дополнительного профессионального образования, деятельность которых связана с муниципальной службой.

Согласно ч.7 ст.7-1 Областного закона №14-оз лица, указанные в п.2 ч.4 настоящей статьи, включаются в состав комиссии в установленном порядке по согласованию с научными организациями и образовательными организациями, с общественной организацией ветеранов, созданной в органе местного самоуправления, с профсоюзной организацией, действующей в установленном порядке в органе местного самоуправления, общественным советом, образованным при органе местного самоуправления, наосновании запроса руководителя органа местного самоуправления, председателя избирательной комиссии муниципального образования. Согласование осуществляется в 10-дневный срок со дня получения запроса.

Частью 8 статьи 7-1 Областного закона №14-оз предусмотрено, что число членов комиссии, не замещающих должности муниципальной службы в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов комиссии.

Состав комиссии формируется таким образом, чтобы исключить возможность возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые комиссией решения (ч.9 ст.7-1 Областного закона № 14-оз).

В соответствии со ст.ст.11 и 12 Областного закона №14-оз в муниципальном образовании может образовываться одна комиссия в местной администрации (исполнительно­-распорядительном органе муниципального образования), которая будет осуществлять рассмотрение вопросов, относящихся к ее компетенции, в отношении всех муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального образования, решение об образовании комиссии, указанной в части 11 настоящей статьи, а также состав комиссии и порядок ее работы устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования, по согласованию со всеми руководителями органов местного самоуправления муниципального образования и председателем избирательной комиссии муниципального образования.

В соответствии со ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат выборного органа местного самоуправления является членом выборного органа местного самоуправления, а также выборным должностным лицом органа местного самоуправления.

Согласно п.8 Положения, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования от 29.06.2016 г. №15 (с изменениями, внесенными решением от 29.10.2021 г. №030) в состав комиссии входят:а) депутат совета депутатов (председатель комиссии избирается из числа депутатов совета депутатов), должностное лицо по кадровой работе, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений (секретарь комиссии), муниципальные служащие, лица, замещающие муниципальные должности муниципального образования «Юкковское сельское поселение»;б) представитель (представители) научных организаций и образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, деятельность которых связана с муниципальной службой.

Административным ответчиком не представлено доказательств соблюдения перечисленных требований.

Стороной административного ответчика не представлены сведения о согласовании проекта оспариваемых решений с руководителями органом местного самоуправления муниципального образования «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области.

Таким образом, суд считает, что при принятии соответствующего решения Административным ответчиком не была соблюдена процедура внесения и рассмотрения проекта решения на заседании совета депутатов, оснований для принятия соответствующего решения не имелось.

Исследовав представленные сторонами и полученные судом доказательства, оценив их по правилам ст. 84 КАС РФ, руководствуясь нормами Федерального закона от 25.12.2008 №273-Ф3 «О противодействии коррупции», Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска в части признания незаконным решения совета депутатов муниципального образования «Юкковскоесельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 11.02.2022 г. №004 «О внесении изменений в решение совета депутатов муниципального образования «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 29.06.2016 г. №15 «Об утверждении Положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации муниципального образования «Юкковское сельское поселение», совета депутатов муниципального образования «Юкковское сельское поселение», лиц, замещающих муниципальные должности муниципального образования «Юкковское сельское поселение», и урегулированию конфликта интересов».

Рассматривая требование об отмене оспариваемого решения суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены данного административного искового требования, как не основанного на законе.

В соответствии с положениями ст.ст.ст.ст.178, 227 КАС РФ, суд определяет способ восстановления нарушенного права для административного истца как обязать совет депутатов муниципального образования «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области на ближайшем заседании совета депутатов после вступления настоящего решения суда в законную силу, отменить решение №004 от 11.02.2022 г. «О внесении изменений в решение совета депутатов муниципального образования «Юкковское сельское поселение» от 29.06.2016 г. №15 «Об утверждении Положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации муниципального образования «Юкковское сельское поселение», совета депутатов муниципального образования «Юкковское сельское поселение», лиц, замещающих муниципальные должности муниципального образования «Юкковское сельское поселение», и урегулированию конфликта интересов».

При таком положении дела, административные исковые требования подлежат частичному удовлетворению, по вышеизложенным судом основаниям.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 218-227, 150 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования администрации муниципального образования «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области к совету депутатов муниципального образования «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным решения, отмене решения – удовлетворить частично.

Признать незаконным решение совета депутатов муниципального образования «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области №004 от 11.02.2022 г. «О внесении изменений в решение совета депутатов муниципального образования «Юкковское сельское поселение» от 29.06.2016 г. №15 «Об утверждении Положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации муниципального образования «Юкковское сельское поселение», совета депутатов муниципального образования «Юкковское сельское поселение», лиц, замещающих муниципальные должности муниципального образования «Юкковское сельское поселение», и урегулированию конфликта интересов».

Обязать совет депутатов муниципального образования «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области на ближайшем заседании совета депутатов после вступления настоящего решения суда в законную силу, отменить решение №004 от 11.02.2022 г. «О внесении изменений в решение совета депутатов муниципального образования «Юкковское сельское поселение» от 29.06.2016 г. №15 «Об утверждении Положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации муниципального образования «Юкковское сельское поселение», совета депутатов муниципального образования «Юкковское сельское поселение», лиц, замещающих муниципальные должности муниципального образования «Юкковское сельское поселение», и урегулированию конфликта интересов».

В удовлетворении административных исковых требований администрации МО «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области в остальной части – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд, в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда, через суд его постановивший.

Судья:

Мотивированное решение суда изготовлено 24 июня 2022 года.