ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-597/18 от 01.10.2018 Судакского городского суда (Республика Крым)

Дело №2а-597/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Резолютивная часть решения оглашена 01 октября 2018 года.

Мотивированное решение изготовлено 05 октября 2018 года.

01 октября 2018 года г. Судак

Судакский городской суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи – Иванов М.Г.,

при секретаре – Лихачевой К.О.,

с участием административного истца – Мурзина А.Г.,

представителя административного

ответчика – Николаенко Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мурзина Александра Геннадьевича и Лушковой Галины Леонидовны к администрации города Судака Республики Крым, начальнику управления имущественных и земельных отношений администрации города Судака Атрашкевич Марине Николаевне, о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, понуждении совершить определенные действия,-

УСТАНОВИЛ:

Мурзин А.Г. и Лушкова Г.Л. обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации города Судака Республики Крым, начальнику управления имущественных и земельных отношений администрации города Судака Атрашкевич Марине Николаевне в котором просят признать незаконным бездействие администрации города Судака по нерассмотрению заявления Мурзина Александра Геннадьевича и Лушковой Галины Леонидовны от 27 октября 2017 года о заключении договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>; обязать администрацию города Судака в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда рассмотреть заявление Мурзина Александра Геннадьевича и Лушковой Галины Леонидовны от 27 октября 2017 года и осуществить подготовку проектов договора купли-продажи земельного участка площадью 0,0145 га, расположенного по адресу: <адрес><адрес>, и их подписание, и направить проекты договора Мурзину Александру Геннадьевичу и Лушковой Галине Леонидовне для подписания.

Требования мотивированны тем, что на праве общей долевой собственности истцам по ? доли каждому принадлежит здание «Леон», расположенное по адресу: <адрес>. Указанный объект недвижимости расположен на земельном участке площадью 0,0145 га с кадастровым номером . В настоящее время испрашиваемый земельный участок согласно кадастровому паспорту отнесен к категории земель населенных пунктов, входит в границы территории городского округа Судак Республики Крым, вид разрешенного использования: магазины, общественное питание. Земельный участок находится в муниципальной собственности. 27 октября 2017 года истци обратились в администрацию города Судака с заявлением о заключении с ними договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, на основании положений ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, в порядке, предусмотренном административным регламентом Управления имущественных и земельных отношений администрации города Судака Республики Крым по предоставлению муниципальной услуги: «Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов», утвержденным постановлением администрации города Судака №91 от 01.02.2016 г. 04 декабря 2017 года истцами получен промежуточный ответ администрации города Судака о заключении с ними договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка после установления его стоимости в порядке, предусмотренном действующим законодательством (письмо М-484/09 от 04.12.2017 г.). На день обращения в суд с указанным административным иском, оценка спорного земельного участка проведена не была. Закупка услуг (работ) по определению стоимости участка администрацией не проводилась. 15 марта 2018 года в устном порядке Мурзин А.Г. обратился в Управление имущественных и земельных отношений администрации города Судака, однако конкретного ответа на то, когда будет заказана и проведена оценка земельного участка, а следовательно и заключен договор купли-продажи, равно как и о причинах бездействия должностных лиц, истцы не получили. 22 марта 2018 года Мурзин А.Г. обратился в администрацию города Судака с письменным заявлением о необходимости проведения экспертной денежной оценки испрашиваемого земельного участка и дальнейшем заключении договора купли-продажи участка. На указанное обращение администрация города Судака направила Мурзину А.Г. ответ, где изложено, что 13 апреля 2018 года было проведено заседание межведомственной комиссии по мобилизации налоговых и неналоговых доходов в бюджет муниципального образования города Судака. На этом заседании комиссия признала нецелесообразной продажу Мурзину А.Г. и Лушковой Г.Л. земельного участка площадью 0,0145 га, расположенного по адресу: <адрес>. С указанными действиями администрации города Судака истцы не согласны в связи с чем, обратились в суд с указанным административно исковым заявлением.

В судебном заседании административный истец Мурзин А.Г., административные исковые требования поддержал, просил административный иск удовлетворить в полном объёме.

Представитель административного ответчика – администрации города Судака Республики Крым Николаенко Е.Н. в судебном заседании административный иск Мурзина А.Г. и Лушковой Г.Л. не признала, возражала против его удовлетворения.

В судебное заседание не явилась истец Лушкова Г.Л., извещена надлежащим образом, о причинах неявки в суд не сообщила об отложении рассмотрением дела не просила.

Административный ответчик – Атрашкевич М.Н., будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суду не сообщила, возражений по административному иску в суд не направила.

С учетом положений ст.150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

Суд, выслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.

В соответствии со статьями 45, 46 Конституции РФ, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Как следует из материалов административного дела, согласно Выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый , площадью 206,3 кв.м., принадлежит на праве общей долевой собственности в размере ? доли Мурзину Александру Геннадьевичу (л.д.9-10).

Согласно Выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый , площадью 206,3 кв.м., принадлежит на праве общей долевой собственности в размере ? доли Лушковой Галине Леонидовне (л.д.11-12).

В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, площадью 145 кв.м., имеет кадастровый , относится к категории земель: Земли населенных пунктов, разрешенное использование: Магазины, общественное питание (л.д.13-16).

26 октября 2017 года Мурзин А.Г. и Лушкова Г.Л. обратились в Управление имущественных и земельных отношений администрации города Судака Республики Крым с заявлением о предоставлении муниципальной услуги: «Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности» (л.д.17-18).

На указанное заявление 04 декабря 2017 года за исх. №М484/09 заместителем главы администрации города Судака Республики Крым Ткаченко Д.Н. дан ответ, согласно которого испрашиваемый земельный участок, площадью 145 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, включен в перечень земельных участков, подлежащих продаже в 2018 году. Администрацией города Судака, в соответствии с действующим законодательством, будет проведена процедура закупки для определения цены продажи, указанного земельного участка (л.д.19).

В связи с отсутствием дальнейших действий по заявлению от 26 октября 2017 года, 22 марта 2018 года Мурзин А.Г. обратился к главе администрации города Судака Республики Крым с заявлением, в котором просит провести эксплуатационную денежную оценку земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, также направить ему, а также Лушковой Г.Л. проект договора купли-продажи указанного земельного участка в порядке, предусмотренным действующим законодательством (л.д.20-21).

24 апреля 2018 года за №1709/01.01-09 заместителем главы администрации города Судака Республики Крым Ткаченко Д.Н., разъяснено, что в соответствии с протоколом №3 заседания межведомственной комиссии по мобилизации налоговых и неналоговых доходов в бюджет муниципального образования городской округ Судак, которое состоялось 13 апреля 2018 года, продажу земельного участка площадью 145 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, считать нецелесообразной (л.д.22).

25 мая 2018 года за №М-9/966/2 заместителем главы администрации города Судака Республики Крым Ткаченко Д.Н., разъяснено, что в связи с кадастровыми изменениями, произошедшими в Администрации, распоряжением Администрации от 02 апреля 2018 года №216-р Комиссия утверждена в новом составе, который является легитимным по состоянию на момент заседания Комиссии по рассмотрению вопроса продажи земельного участка, площадью 145 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> на 13 апреля 2018 года, на основании чего администрация считает действия Комиссии обоснованными и непротиворечащими действующему законодательству (л.д.23-24).

Согласно п. 2.3 указанного административного регламента срок предоставления муниципальной услуги составляет 30 календарных дней. Результатом предоставления муниципальной услуги согласно п. 2.4. Регламента является заключение договора купли- продажи земельного участка без проведения торгов либо мотивированный отказ.

В соответствии с п. 1.2. Постановления администрации города Судака №1506 от 04.12.2017 г. «О внесении изменений в административный регламент Управления имущественных и земельных отношений администрации города Судака Республики Крым по предоставлению муниципальной услуги: «Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов», утвержденный постановлением администрации города Судака от 01.02.2016 г. №91» с целью определения цены договора (рыночной стоимости земельного участка), администрацией города Судака обеспечивается проведение закупки услуг (работ) в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Проведение указанной закупки осуществляется в разумные сроки.

В соответствии со ст.15 3К РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан участков, находящихся в муниципальной собственности, за исключением изъятия участков из оборота, установленного запрета на приватизацию участков.

Статья 39.3 Земельного кодекса РФ определяет случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность без проведения торгов. П. 6 части 2 данной статьи предусматривает, что осуществляется продажа земельных участков на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

Частью 1 статьи 39.14 и ст. 39.17 ЗК РФ определён порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Согласно ч. 5 ст. 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных ст. 39.16 ЗК РФ, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

- осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

- принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

- принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Таким образом, поскольку административным ответчиком не принят мотивированный, надлежаще оформленный отказ Мурзину А.Г. и Лушковой Г.Л. в предоставлении муниципальной услуги «Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов», суд полагает необходимым признать административные исковые истребования истцов о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и понуждении совершить определенные действия, подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд, -

РЕШИЛ:

Административное исковое заявления Мурзина Александра Геннадьевича и Лушковой Галины Леонидовны к администрации города Судака Республики Крым, начальнику управления имущественных и земельных отношений администрации города Судака Атрашкевич Марине Николаевне, о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, понуждении совершить определенные действия – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации города Судака по нерассмотрению заявления Мурзина Александра Геннадьевича и Лушковой Галины Леонидовны от 27 октября 2017 года о заключении договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

Обязать администрацию города Судака в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда рассмотреть заявление Мурзина Александра Геннадьевича и Лушковой Галины Леонидовны от 27 октября 2017 года в порядке предусмотренном административным регламентом Управления имущественных и земельных отношений администрации города Судака Республики Крым по предоставлению муниципальной услуги: «Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов», утвержденным постановлением администрации города Судака №91 от 01 февраля 2016 года, осуществить подготовку проектов договора купли-продажи земельного участка площадью 0,0145 га, расположенного по адресу: <адрес>, и их подписание, и направить проекты договора Мурзину Александру Геннадьевичу и Лушковой Галине Леонидовне для подписания.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Судакский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 05 октября 2018 года.

Председательствующий – судья М.Г. Иванов