ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-597/18 от 27.08.2018 Благовещенского районного суда (Амурская область)

дело № 2а-597/2018
Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Благовещенск 27 августа 2018 года

Благовещенский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Комогорцева И.Ю.,

при секретаре Кузьминой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Гвоздева Е.В. к администрации Благовещенского района Амурской области о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, возложении обязанности предварительно согласовать предоставление земельного участка,

У С Т А Н О В И Л :

Гвоздев Е.В. обратился в суд с административным иском к администрации Благовещенского района Амурской области, в обоснование которого указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением в администрацию Благовещенского района о предварительном согласовании предоставления земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства общей площадью 1 500 кв.м. в аренду сроком на 20 лет. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ<номер> администрация отказала ему в согласовании запрашиваемого земельного участка на том оснований, что запрашиваемый земельный участок попадает частично в функциональную зону природного ландшафта и зону индивидуальной жилой застройки. С указанным отказом он не согласен, так как генеральный план поселения на территории Благовещенского района не поставлен на кадастровый учет, не установлены границы на местности, устанавливающие функциональное зонирование территории, в связи с чем, невозможно утверждать, что запрашиваемый земельный участок попадает в зону сельскохозяйственного назначения. Кроме того, схема расположения запрашиваемого земельного участка утверждена отделом ИСОГДМБУ «ИЦБР», что свидетельствует от соответствии схемы сведениям, содержащимся в реестрах, отсутствии пересечений, наложений на смежные земельные участки и иных ограничений в отношении запрашиваемого участка. На основании изложенного просил суд признать незаконным отказ администрации Благовещенского района от ДД.ММ.ГГГГ<номер> в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду; обязать администрацию Благовещенского района предварительно согласовать предоставление земельного участка по заявлению <номер> от ДД.ММ.ГГГГ для ведения личного подсобного хозяйства в аренду.

Административный истец Гвоздев Е.В. в судебное заседание не явился, будучи извещен о времени и месте рассмотрения дела, обеспечил явку своего представителя Благодаревой Д.Ю., которая доводы и требования, изложенные в административном иске, поддержала, на их удовлетворении настаивала, пояснила суду, что к заявлению Гвоздева Е.В. была приложена схема, из которой видно, что запрашиваемый земельный участок рядом с земельными участками, предоставленным иным лицам для ведения личного подсобного хозяйства, в связи с чем, административный истец не понимает, по какой причине ему отказано в предоставлении земельного участка в аренду.

Представитель административного ответчика администрации Благовещенского района Амурской области Рачко О.С. административный иск не признала, пояснила суду, что по данным генерального плана земельный участок попадает в две зоны – в зону природного ландшафта и частично в зону жилой застройки. Указанные зоны не имеют координат. В соответствии с положениями Градостроительного кодекса РФ не допускается расположение земельный участок в двух зонах.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Гвоздев Е.В. обратился в администрацию Благовещенского района Амурской области с заявлением предварительном согласовании предоставления земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель: земли населенных пунктов, общей площадью 1 500 кв.м., расположенного в <адрес>, в аренду на 20 лет.

На указанное заявление администрацией Благовещенского района Амурской области был дан ответ <номер> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Гвоздеву Е.В. было отказано в предварительном согласовании предоставления запрашиваемого земельного участка в аренду для ведения личного подсобного хозяйства. В качестве основания отказа в предварительном согласовании земельного участка указано на положения пп. 1 п. 8 ст. 39.15, пп. 1 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, поскольку при проверке представленных координат к схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории установлено, что запрашиваемый земельный участок попадает частично в функциональную зону природного ландшафта, а также частично в зону индивидуальной жилой застройки, что противоречит положениям п. 4 ст. 30 ГрК РФ о том, что формирование земельного участка, расположенного в различных территориальных зонах, не допускается.

Не согласившись с указанным отказом, Гвоздев Е.В. обратился в суд с настоящими требованиями.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 9 ст. 226 КАС РФ).

В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

В соответствии с приведенными нормами права Гвоздев Е.В. обратился за предварительным согласованием предоставления земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в аренду в администрацию Благовещенского района Амурской области, приложив к заявлению схему расположения земельного участка.

Согласно п. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Предварительное согласование предоставления земельного участка предполагает предоставление земельного участка без проведения торгов (п. 16 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ), что допустимо в отношении определенной категории земельных участков, указанной в пункте 2 статьи 39.3, статьи 39.5, пункте 2 статьи 39.6 или пункте 2 статьи 39.10 ЗК РФ.

Подпунктом 15 п. 2 ст. 39.6 предусмотрено предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.

Пунктом 1 ст. 39.18 ЗК РФ установлено, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

Администрация Благовещенского района Амурской области, рассмотрев заявление Гвоздеву Е.В. о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду от ДД.ММ.ГГГГ, дала последнему ответ <номер> от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказала в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, сославшись на расположение испрашиваемого земельного участка в различных территориальных зонах, пп. 1 п. 8 ст. 39.15, пп. 1 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, п. 4 ст. 30 ГрК РФ.

В соответствии с п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

Согласно п. 1 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи.

Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа утверждены приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762.

Пунктом 4 Требований к подготовке схемы расположения земельного участка предусмотрено, что схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Исходя из ч. 4 ст. 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.

В соответствии с ч. 2 ст. 34 ГрК РФ границы территориальных зон могут устанавливаться по: линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений; красным линиям; границам земельных участков; границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований; границам муниципальных образований, в том числе границам внутригородских территорий городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; естественным границам природных объектов; иным границам.

В силу ч. 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств в части соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; а так же в части соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В подтверждение законности оспариваемого отказа административным ответчиком представлена суду выкопировка из генерального плана Чигиринского сельсовета, утвержденного решением Чигиринского сельского Совета народных депутатов <номер> от ДД.ММ.ГГГГ, из которого усматривается расположение испрашиваемого административным истцом земельного участка частично в границах населенного пункта <адрес>, в функциональной зоне территорий, покрытых лесом и кустарником, а также в функциональной зоне индивидуальной жилой застройки.

Между тем, при сопоставлении выкопировки из генерального плана Чигиринского сельсовета со схемой расположения испрашиваемого административным истцом земельного участка и выкопировкой из публичной кадастровой карты судом установлено, что испрашиваемый земельный участок имеет смежную границу с ранее сформированными земельными участками с кадастровыми номерами <номер> и <номер>, которые исходя из выкопировки из генерального плана должны быть также частично расположены в различных территориальных зонах – в границах населенного пункта, функциональной зоне территорий, покрытых лесом и кустарником, функциональной зоне индивидуальной жилой застройки.

В этой связи, суд приходит к выводу о том, что выкопировка из генерального плана Чигиринского сельсовета не позволяет с достаточной степенью достоверности определить расположение испрашиваемого административным истцом земельного участка в различных территориальных зонах. Каких-либо иных доказательств нахождения земельного участка в различных территориальных зонах административным истцом не представлено.

В силу изложенного, суд приходит к выводу о незаконности данного администрацией Благовещенского района Амурской области отказа <номер> от ДД.ММ.ГГГГ, как не основанного на достоверных данных, подтвержденных документально.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Требование Гвоздева Е.В. о возложении на администрацию Благовещенского района Амурской области обязанности предварительно согласовать предоставление земельного участка в аренду, суд считает не подлежащим удовлетворению, поскольку администрацией Благовещенского района Амурской области не было по существу рассмотрено заявление Гвоздева Е.В. в аспекте наличия иных объективных препятствий, установленных законом, к согласованию предварительного предоставления земельного участка.

С учетом установленных обстоятельств, суд считает необходимым избрать следующий способ защиты нарушенного права административного истца, заключающийся в возложении на администрацию Благовещенского района обязанности повторно рассмотреть заявление Гвоздева Е.В. о предварительном согласовании предоставления земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в аренду сроком на двадцать лет, поступившее в администрацию Благовещенского района ДД.ММ.ГГГГ за <номер>.

Кроме того, указанный способ восстановления нарушенных прав избран судом так же в связи с тем, что суд не имеет права предрешать существо решения, принятие которого входит в полномочия компетентного в данных вопросах органа.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск Гвоздева Е.В. к администрации Благовещенского района Амурской области о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, возложении обязанности предварительно согласовать предоставление земельного участка – удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ администрации Благовещенского района Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ<номер> в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду.

Возложить на администрацию Благовещенского района Амурской области обязанность повторно рассмотреть заявление Гвоздева Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ<номер> о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду.

В удовлетворении остальной части административного иска – отказать.

Обязать администрацию Благовещенского района Амурской области сообщить об исполнении решения по настоящему административному делу в суд и Гвоздеву Е.В. в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий