ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-597/202004.06 от 04.06.2020 Ленинскогого районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2а-597/2020 04.06.2020 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Батогова А.В.,

при секретаре Булыгиной Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Миронова Глеба Валерьевича к администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, АО «Санкт-Петербургский центр доступного жилья» об обжаловании действий,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что он с 28.12.1995 в составе семьи из двух человек состоял на учете по предоставлению жилой площади на основании п. 16.4 «Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений в г. Ленинграде», утвержденных решением Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов и Президиума Ленинградского областного совета профсоюзов от 07.06.1987 № 712/6. 26.08.2019 ответчиком было принято решение № 2576-р о снятии истца Миронова Г.В. с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях в связи с утратой оснований состоять на учете, поскольку Миронов Г.В. имеет в собственности 114/579 доли по адресу: <адрес>, зарегистрирован в отдельной квартире в <адрес>, что подтверждается справкой от 07.10.2019 жилищного отдела администрации Адмиралтейского района о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях, выданной административному истцу 07.10.2019. Административный истец считает решение от 26.08.2019 №2576-р о снятии с учета незаконным. Истец просит признать незаконным и отменить распоряжение №2576-р от 26.08.2019 администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга о снятии истца с учета в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения; обязать ответчика восстановить Миронова Г.В. на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с даты первоначальной постановки на учет 28.12.1995; обязать Санкт-Петербургский центр доступного жилья включить в единую базу участников целевой программы Санкт-Петербурга «Целевая программа Санкт-Петербурга «Молодежи-доступное жилье» Миронова Г.В. с даты первоначального учета в единой базе участников программы с 07.04.2011 №1909.

Представитель административного истца в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель административного ответчика администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга в судебное заседание явилась, против удовлетворения исковых требований возражала.

Представитель административного ответчика АО «Санкт-Петербургский центр доступного жилья» в судебное заседание явилась, против удовлетворения исковых требований возражала, представила отзыв на исковое заявление.

Суд, рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, приходит к следующему.

Согласно материалам дела, административный истец Миронов Г.В. с 28.12.1995 в составе семьи из двух человек состоял на учете по предоставлению жилой площади на основании п. 16.4 «Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений в г. Ленинграде», утвержденных решением Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов и Президиума Ленинградского областного совета профсоюзов от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, в двух комнатах 11,4 кв.м. и 13.4 кв.м.

В соответствии с данным пунктом, на учет принимались семьи, проживающие в общежитиях и не имеющие другой жилой площади, пригодной для проживания.

Факт постановки на учет подтверждается справкой отдела по учету и распределению жилой площади администрации Адмиралтейского района, в соответствии с которой семья из 2 человек: Коваленко С.А. (сама) и Миронов Г.В. (сын) состоит на учете по предоставлению жилой площади с 28.12.1995.

Коваленко С.А. (мать) и Миронов Г.В. занимали две комнаты: 13,40 кв. м. и 11,40 кв.м. в коммунальной квартире дома по улице <адрес>, что подтверждается ордером № 810711 от 30.08.2000 г. Жилищного Агентства Петроградского района.

Административному истцу Миронову Г.В. отказано в восстановлении на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, о чем сообщено письмом жилищного отдела администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга от 05.11.2019 № 2828-95, ответчик при принятии решения ссылался на то, что, обеспеченность истца общей площадью жилого помещения составляет 18,23 кв.м., что более учетной нормы, установленной для проживающих в коммунальных квартирах в размере 15 кв.м., общей площади жилого помещения, поскольку в соответствии со статьей 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, указанное положение также установлено Законом Санкт-Петербурга от 30.06.2005 № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях».

Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189- ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

В силу части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Административный ответчик администрация Адмиралтейского района Санкт-Петербурга в своих возражениях ссылалась на то обстоятельство, что истец с матерью были приняты на учет нуждающихся по п.16.4 Правил 712/6, действовавшего до вступления в силу Жилищного кодекса РФ. На основании этого пункта могли приниматься на учет граждане, проживающие в общежитии, такое же основание было установлено статьёй 29 ЖК РСФСР. Истец был принят на учет как проживающий в общежитии по адресу: <адрес>. В дальнейшем истец изменил свое место жительства с предоставлением помещения по договору социального найма на <адрес>, с матерью им было предоставлено 2 комнаты, которые потом были приватизированы. 29 статья ЖК РСФСР предполагала 4 основания для принятия на учет, но также в ней закреплено положение о том, что граждане могут быть приняты и по другим основаниям, установленным в том числе субъектами. Когда истец с матерью переменили место жительства из общежития, то есть перестали проживать в общежитии и утратили это основание, рассматривались иные основания для того, чтобы за ними было сохранено право состоять на учете, в том числе отсутствие иного жилого помещения. При вынесении решения о снятии истца с учёта администрация принимала во внимание, что истец является собственником жилого помещения, обеспечен жилой площадью 11,4 кв.м., общей площадью 18 кв.м., учётная норма предоставления составляет 15 кв.м. общей площади жилого помещения, основание утрачено, согласно сведениям формы 9 по состоянию на дату принятия решения о снятии с учёта, совладельцем жилого помещения – комнаты 11,4 кв.м. по адресу: <адрес>, вместе с истцом являлась Ильинская К.В., являющаяся также и собственником комнаты 13,4 кв.м., что также подтверждается содержанием справки формы 7 по состоянию на дату принятия решения (человек (владельцев) – 2, зарегистрировано – нет), в связи с чем расчёт площади производился также с учётом этого факта.

Административный ответчик АО «Санкт-Петербургский центр доступного жилья» в своих возражениях ссылалась на то обстоятельство, что АО «Санкт-Петербургский центр доступного жилья» является оператором целевой жилищной программы Санкт-Петербурга «Молодежи — доступное жилье» (далее Программа). Реализация данной Программы осуществляется в соответствии со следующими нормативными актами: Законом Санкт-Петербурга от 11.04.2001 № 315-45 «О целевой программе Санкт- Петербурга «Молодежи-доступное жилье» (далее - Закон № 315-45); Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 04.12.2007 № 1539 «О реализации Закона Санкт-Петербурга «О целевой программе Санкт- Петербурга «Молодежи - доступное жилье». В соответствии с условиями Программы государственное содействие в улучшении жилищных условий оказывается только гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений. Перечень оснований для признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрен статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 5 Вводного закона к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, данный Кодекс применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.

В силу пункта 29.1 действовавших до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Ленинграде, утвержденных решением Ленгорисполкома от 7 сентября 1987 года № 712/6, снятие граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий производится в случае улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи, включая площадь жилых помещений, принадлежащих им на праве частной собственности, составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения (пункт 12 настоящих Правил), и отпали другие основания для предоставления жилого помещения.

Распоряжением администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга от 26.09.2019 № 2576 Миронов Г. В. снят с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи обеспеченностью общей площадью жилого помещения более учетной нормы, предусмотренной Законом Санкт-Петербурга от 30.06.2005 № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге», на основании указанного распоряжения ответчиком в адрес Миронова Г. В. было направлено уведомление об исключении из единой базы участников целевой программы Санкт-Петербурга «Молодежи - доступное жилье» по причине снятия с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (уведомление исх. № 1-/19/09094-ГР от 26.09.2019 г.). Таким образом, все действия ответчика по исключению Миронова Г. В. из списков участников целевой программы Санкт-Петербурга «Молодежи — доступное жилье», были осуществлены в полном соответствии с действующими нормами Жилищного кодекса РФ, закона Санкт-Петербурга «О целевой программе Санкт-Петербурга «Молодежи - доступное жилье», Постановления Санкт-Петербурга по реализации Закона Санкт- Петербурга «О целевой программе Санкт-Петербурга «Молодежи - доступное жилье».

Согласно объяснениям сторон, не оспариваемым ими, истец узнал о вынесенном решении 07.10.2019, в связи с чем суд полагает срок на подачу иска не пропущенным.

Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке административного судопроизводства, относятся решения и действия (бездействие), в результате которых были нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы гражданина, организации; созданы препятствия к осуществлению гражданином, организацией их прав, свобод и реализации законных интересов; на гражданина, организацию незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.2 ст.6 Закона № 189-ФЗ граждане, принятые на учет до 01.03.2005 в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета по основаниям, предусмотренным п.п.1, 3-6 ч.1 ст.56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части.

В силу п. 12, п. 29.1 Правил, снятие граждан с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи, включая площадь жилых помещений, принадлежащих им на праве частной собственности, составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения (9 кв. м. жилой площади), и отпали другие основания для предоставления жилого помещения.

Согласно ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина или членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Семья истца постановлена на учёт общей семьёй, в связи с чем в целях жилищного учёта они признаются единой семьёй, мать истца является его близким родственником и также состояла на учёте в качестве члена его семьи.

Истец самостоятельно и в составе семьи на момент принятия решения имеет иное жилое помещение для проживания, общая площадь по расчёту учётной нормы и нормы предоставления превышает установленный размер, в связи с чем истец утратил право состоять на учёте согласно п. 16.2 Правил, так как имеет иное жильё, пригодное для проживания, а также согласно положениям ЖК РФ.

Обеспеченность истца общей площадью составляет согласно расчёту 18,23 кв.м., жилая площадь 11,4 кв.м.

Расчет доли произведён в соответствии с приложением № 9 к Инструкции о порядке оформления документов при вселении граждан в жилые помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, утвержденной Приказом Жилищного комитета от 30.03.2005 № 80-п.

Учитывая то, что обеспеченность площадью административного истца как более нормы предоставления, установленной Правилами (действовавшими до 01.03.2005), так и действующей нормы предоставления в соответствии со ст. 5 Закона Санкт-Петербурга от 30.06.2005 № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге», у истца отсутствует право состоять на учёте, оснований для восстановления на учёте также не имеется.

В связи с изложенным суд полагает необходимым отказать истцу в иске к администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга.

В связи с тем, что у истца отсутствуют основания состоять на указанном учёте и отсутствуют иные основания для участия в программе «Молодежи – доступное жилье», суд также полагает необходимым отказать истцу в иске к АО «Санкт-Петербургский центр доступного жилья».

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Миронова Глеба Валерьевича к администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, АО «Санкт-Петербургский центр доступного жилья» об обжаловании действий отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд через Ленинский районный суд Санкт-Петербурга в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья: А.В. Батогов

Решение в окончательной форме изготовлено 05.06.2020