ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-598/18 от 19.01.2018 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

Дело № 2а-598/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Сочи 19 января 2018 года

Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Шевелева Н.С.,

при секретаре судебного заседания Чепнян С.А.,

рассмотрев в помещении Центрального районного суда города Сочи в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Берга О.В., Берг Л.Н. к администрации города Сочи о признании незаконными отказов в выдаче разрешений на строительство,

УСТАНОВИЛ:

Административные истцы Берг О.В., Берг Л.Н. обратились в Центральный районный суд города Сочи с административным исковым заявлением к администрации города Сочи о признании незаконными отказов в выдаче разрешений на строительство.

В обоснование административного иска указали на то, что согласно договору аренды Берг О.В. является арендатором земельных участков расположенных по адресам: <адрес>, КН (градостроительный план ); Краснодарский край, г<адрес>, КН (градостроительный план ); <адрес>, КН (градостроительный план ); <адрес>, КН (градостроительный план ); <адрес>, КН (градостроительный план № ). Между истцами заключен договор о совместной деятельности ДД.ММ.ГГГГ. На заявления о выдаче разрешений на строительство на указанных земельных участках администрация г. Сочи в лице Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства города Сочи, ответила отказами от ДД.ММ.ГГГГ (по 4 участкам) и от ДД.ММ.ГГГГ (по 1 участку), которые являются незаконными по следующим основаниям. Ссылка на несоответствие проектной документации СНиПа не является основанием отказа в выдаче разрешения на строительство согласно ч. 13 ст. 51 ГрК РФ, содержащей закрытый перечень оснований отказа в выдаче разрешения на строительство, среди которых нет такого основания. Органы местного самоуправления не вправе делать вывод о несоответствии разделов проектной документации требованиям к их содержанию, поскольку согласно п/п «б» п. 24 Положения о Порядке организации проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 г. № 145, проверка такого несоответствия осуществляется при проведении экспертизы проектной документации, полномочия на которую у органов местного самоуправления отсутствуют. Отсутствие разделов проектной документации (документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на строительство) и их несоответствие требованиям к их содержанию - это разные юридические факты: они проверяются разными органами: проверка наличия разделов проектной документации в соответствие с ч. 7 ст. 51 ГрК РФ проводится согласно п. 1 ч. 11 ст. 51 ГрК РФ Администрацией, а проверка их соответствия требованиям технических регламентов проводится согласно ч. 5 ст. 49 ГрК РФ органами экспертизы; они разграничиваются пунктами 24 (п/п а, б, г) и п. 27 Положения о Порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007г. №145, которые разделяют эти нарушения на отдельные пункты с разными последствиями этих нарушений. Схема планировочной организации земельного участка и описание внешнего облика не являются проектной документацией, поэтому предъявления к ним требования о составе помещений и оборудования является незаконным. Ссылка на пункты 3-4 ч. 9 ст. 51 ГрК РФ ошибочна – указанные в них документы (схема планировочной организации земельного участка и описание внешнего облика) представлены. Ошибочно замечание, что в описании внешнего облика объекта отсутствуют: цветовое решение; планируемые к использованию строительные материалы, определяющие внешний облик здания; не отображено 2 фасада здания, что свидетельствует о его несоответствии требованиям пункта 4 часть 9 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ. Цветовое решение двух внешних фасадов здания приведено на первой странице Описания внешнего облика; планируемые к использованию строительных материалов, определяющие внешний облик здания, указаны на разрезе стены дома, в котором приведены все использованные материалы, при этом материалы остальных элементов здания не определяют внешний облик здания); две остальных стены здания, не выходящие на проезжую часть, не являются фасадами здания, не имеют окон или дверей и окрашены в такой же, как и фасадные стены, спокойный цвет, поэтому считать, что описание этих стен и цветовое решение дано. Кроме того, даже если требование описания дворовых (нефасадных) стен и было бы законным и оно отсутствовало бы в Описании, то это нарушение не являлось бы существенным, поскольку вся необходимая информация о внешнем облике в описании имеется. Также указали на то, что орган охраны объектов культурного наследия не вправе выдавать заключения до утверждения Порядка, указанного в ч. 11 ст. 60 73-ФЗ, с учетом отсутствия у органа охраны культурного наследия критериев (то есть правовых оснований) выдачи указанного заключения (в отсутствие порядка рассмотрения, указанного в ч. 11 ст. 60 73-ФЗ, требования ч. 9 ст. 60 73-ФЗ не подлежат применению в силу их неопределенности.

На основании изложенного, административные истцы просили: признать незаконным отказы администрации г. Сочи в выдаче разрешений на строительство на земельных участках расположенных по адресам: <адрес>, КН ; <адрес>, КН ; <адрес>, КН ; <адрес>, КН ; <адрес>, КН ; обязать Администрацию г. Сочи выдать Бергу О.В. разрешения на строительство на земельных участках расположенных по адресам: <адрес>, КН ; <адрес>, КН 23; <адрес>, КН ; <адрес>, КН ; <адрес>, КН .

От представителя административного ответчика администрации г. Сочи в суд поступили письменные возражения на административный иск, в которых указано на то, что Бергом О.В. поданы заявления о выдаче разрешений на строительства на земельных участках по следующим адресам: <адрес> с кадастровым номером ; <адрес> с кадастровым номером ; <адрес> с кадастровым номером ; <адрес> с кадастровым номером ; <адрес> с кадастровым номером . Администрацией города Сочи в лице департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства города Сочи на указанные заявления выданы отказы в выдаче разрешения на строительство в соответствии со ст. 51 ГрК РФ. Однако, в поданных Бергом О.В. документах не в полной мере отражено цветовое решение; планируемые к использованию строительные материалы, определяющие внешний облик здания; не отображено 2 фасада здания, что свидетельствует о несоответствии поданных заявлений требованиям п. 9 ст. 51 ГрК РФ. Причем, что административные истцы ошибочно полагают о наличии только одного фасада у здания, в то время как Правила благоустройства и санитарного содержания территории города Сочи, утвержденные Решением Городского Собрания Сочи от 31.10.2017 N 194, определяют фасад как наружную сторону здания (главный, боковой, дворовый). Из чего следует, что фасадные части здания - это все стороны рассматриваемого здания без исключения, и, соответственно, графическая информация о них должна быть представлена при подаче соответствующего заявления. Кроме того, такого понятия как «несущественные нарушения» в ГрК РФ нет, и потому довод административных истцов, что указанные выше обстоятельства не могут являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство, совершенно необоснован. Помимо перечисленного, необходимо учесть следующее. Согласно схемам планировочной организации земельных участков общая площадь проектируемых жилых домов составляет 30,16 (каждый). Комплекс обязательных нормативных требований к эксплуатационным характеристикам одноквартирных жилых домов, включая вопросы безопасности, независимо от их конструктивных систем и применяемых строительных материалов, устанавливается в соответствии с СП 55.13330.2001 «Дома жилые одноквартирные». Актуальная редакция СНиП 31-02-2001». В соответствии с пунктом 4.2 указанного свода правил, состав помещений дома, их размеры и функциональная взаимосвязь, а также состав инженерного для отдыха, сна, гигиенических процедур, приготовления и приема пищи, а также для другой деятельности, обычно осуществляемой в жилище. Согласно пункту 4.3 указанного свода правил, дом должен включать как минимум следующий состав помещений: жилая(ые) комната(ы), кухня (кухня- ниша) или кухня-столовая, ванная комната или душевая, туалет, кладовая или встроенные шкафы; при отсутствии теплоснабжения - помещение теплогенераторной. В доме должны быть предусмотрены отопление, вентиляция, водоснабжение, канализация, электроснабжение. Площади помещений в доме определяются с учетом расстановки необходимого набора мебели и оборудования и должны быть не менее: общей жилой комнаты - 12 кв.м; спальни – 8 кв.м (при размещении в мансарде - 7 кв.м); кухни - 6 кв.м. Ширина помещений должна быть не менее: кухни и кухонной зоны в кухне-столовой - 1,7 кв.м; передней - 1,4 кв.м; внутриквартирных коридоров - 0,85 кв.м; ванной - 1,5 кв.м; туалета - 0,8 кв.м. Глубина туалета должна быть не менее 1,2 м при открывании двери наружу и не менее 1,5 м - при открывании двери внутрь. Из представленных с заявлениями документов следует, что в проектируемом объекте капитального строительства отсутствует минимальный состав помещений, при совокупности которых здание можно отнести к жилым домам. Однако, земельные участки с кадастровыми номерами , на которых административный истец планирует осуществить строительство, имеют вид разрешенного использования: «Для индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящий дом на одну семью)», в связи с чем, строительство объектов, которые нельзя отнести к жилым домам, на участках при соответствующих условиях запрещено. Во всех заявлениях на выдачу разрешения на строительство, поданных Берг О.В., указанные выше нарушения имеют подобный характер, которые не устранены заявителем, поэтому отказы, выданные администрацией города Сочи в лице департамента архитектуры, градостроительство и благоустройства Бергу О.В., законны и обоснованы. Из указанных выше норм законодательства РФ и перечисленных обстоятельств следует, что правовые основания для удовлетворения требований Берг О.В., Берг Л.Н. отсутствуют. На основании вышеизложенного просит: в удовлетворении заявленных требований Берг О.В., Берг Л.Н. отказать в полном объеме.

В судебном заседании Берг О.В. поддержал доводы, изложенные в административном исковом заявлении, на удовлетворении заявленных требований настаивал и просил удовлетворить их в полном объеме.

Административный истец Берг Л.Н. в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте назначенного судебного заседания извещена надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщила, рассмотреть дело в свое отсутствие не просила.

Представитель административного ответчика администрации г. Сочи – Юматова А.О., действующая на основании доверенности, административный иск не признала, возражала против его удовлетворения по основаниям, изложенным в письменных возражениях на административный иск.

На основании ч. 2 ст. 150 КАС РФ лица, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Лица, участие которых при рассмотрении административного дела в силу закона является обязательным или признано судом обязательным, должны сообщить о причинах неявки в судебное заседание и представить суду соответствующие доказательства. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.

Таким образом, с учетом отсутствия у суда сведений об уважительных причинах неявки административного истца Берг Л.Н., суд счел возможным рассмотреть дело в ее отсутствие, учитывая, что причины неявки Берг Л.Н. считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении ее процессуальных прав.

Заслушав доводы и лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав материалы дела и представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Задачами административного судопроизводства, в силу ст. 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, являются: обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений; защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел; укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Статьей 4 КАС РФ установлено, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Принуждение к отказу от права на обращение в суд является недопустимым.

На основании ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Частью 9 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, административному истцу Бергу О.В. (арендатору) административным ответчиком – администрацией города Сочи (арендодателем) на основании договоров аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, для строительства, заключенных по результатам аукциона, от ДД.ММ.ГГГГ, , , , , переданы во временное владение и пользование, на условиях указанных договоров земельные участки из земель (категория земель) земли населенных пунктов:

- с кадастровым номером , площадью 590 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>;

- с кадастровым номером , площадью 590 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>;

- с кадастровым номером , площадью 590 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>;

- с кадастровым номером , площадью 590 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>;

- с кадастровым номером , площадью 590 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.

Каждый из указанных земельных участков имеет вид разрешенного использования: «Для индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящий жилой дом на одну семью».

Между административными истцами Берг О.В. и Берг Л.Н. 01.10.2017 года заключен договор о совместной деятельности, в соответствии с условиями которого, стороны обязались соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для индивидуального жилищного строительства. Вкладом Берга О.В. является право аренды на указанные выше земельные участки, вкладом Берг Л.Н. – 100 000 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ Берг О.В. обратился с заявлениями на имя Главы города Сочи через МАУ МФЦ города Сочи о выдаче ему разрешений на строительство объектов капитального строительства «Индивидуальный жилой дом» на земельных участках с кадастровыми номерами: .

К указанным заявлениям Бергом О.В. приложены схемы планировочной организации земельных участков с обозначением места размещения объектов индивидуального жилищного строительства, описания внешнего облика.

ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ администрацией города Сочи приняты решения об отказе Бергу О.В. в выдаче разрешений на строительство объектов капитального строительства «Индивидуальный жилой дом» на земельных участках с кадастровыми номерами: .

Об отказе в выдаче разрешений на строительство объектов капитального строительства Бергу О.В. выданы письменные решения от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.01-21/31313, которые мотивированы тем, что имеются нарушения ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.

Административные истцы просят признать незаконными решения администрации г. Сочи об отказе в выдаче разрешений на строительство на указанных земельных участках и обязать администрацию г. Сочи выдать Бергу О.В. разрешения на строительство на земельных участках с кадастровыми номерами: .

Отказывая административным истцам в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно ч. 9 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство;

3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства;

4) описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, за исключением случая, предусмотренного частью 10.2 настоящей статьи. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства включает в себя его описание в текстовой форме и графическое описание. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства в текстовой форме включает в себя указание на параметры объекта индивидуального жилищного строительства, цветовое решение его внешнего облика, планируемые к использованию строительные материалы, определяющие внешний облик такого объекта, а также описание иных характеристик такого объекта, требования к которым установлены градостроительным регламентом в качестве требований к архитектурным решениям объекта капитального строительства. Графическое описание представляет собой изображение внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства, включая его фасады и конфигурацию объекта.

В силу ч. 10 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов.

Таким образом, данный перечень документов в соответствии с действующим градостроительным законодательством является исчерпывающим.

В соответствии с ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или иные в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи:

1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;

2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;

3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

На основании ч. 14 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.

Судом установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами предоставлены Бергу О.В. в аренду для индивидуального жилищного строительства.

Согласно схемам планировочной организации земельных участков общая площадь каждого из проектируемых жилых домов составляет 30,16 кв.м. каждый.

Комплекс обязательных нормативных требований к эксплуатационным характеристикам одноквартирных жилых домов, включая вопросы безопасности, независимо от их конструктивных систем и применяемых строительных материалов, устанавливается в соответствии со Сводом правил 55.13330.2001 "Дома жилые одноквартирные". Актуализированная редакция СНиП 31-02-2001. СНиП 31-02-2001.

В соответствии с п. 4.2 указанного Свода правил состав помещений дома, их размеры и функциональная взаимосвязь, а также состав инженерного оборудования определяются застройщиком. В доме должны быть созданы условия для отдыха, сна, гигиенических процедур, приготовления и приема пищи, а также для другой деятельности, обычно осуществляемой в жилище.

На основании п. 4.3 данного Свода правил дом должен включать как минимум следующий состав помещений: жилая(ые) комната(ы), кухня (кухня-ниша) или кухня-столовая, ванная комната или душевая, туалет, кладовая или встроенные шкафы; при отсутствии централизованного теплоснабжения - помещение теплогенераторной.

В доме должны быть предусмотрены отопление, вентиляция, водоснабжение, канализация, электроснабжение.

Площади помещений дома определяются с учетом расстановки необходимого набора мебели и оборудования и должны быть не менее: общей жилой комнаты – 12 кв. м.; спальни – 8 кв.м. (при размещении ее в мансарде – 7 кв.м); кухни – 6 кв.м. Ширина помещений должна быть не менее: кухни и кухонной зоны в кухне-столовой – 1,7 м.; передней – 1,4 м., внутриквартирных коридоров – 0,85 м.; ванной – 1,5 м.; туалета – 0,8 м. Глубина туалета должна быть не менее 1,2 м. при открывании двери наружу и не менее 1,5 м. – при открывании двери внутрь.

Как следует из материалов дела, а именно из Описания внешнего облика каждого из объектов индивидуального жилищного строительства, строительство которых планируется административными истцами на земельных участках , , , , по <адрес>, в проектируемом объекте капитального строительства отсутствует минимальный состав помещений, при совокупности которых здание можно отнести к жилым домам.

Так, административными истцами запланировано строительство жилых домов общей площадью 30,16 кв.м. каждый, которые состоят из помещений и , площадью 16,24 кв.м. и 13,92 кв.м. соответственно, без определения их назначения.

Таким образом, поскольку в проектируемых объектах капитального строительства отсутствует минимальный состав помещений, при совокупности которых здание можно отнести к жилым домам, а земельные участки с кадастровыми номерами , на которых административные истцы планируют осуществить строительство, имеют вид разрешенного использования: «Для индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящий дом на одну семью)», суд приходит к выводу, что строительство объектов, на участках при соответствующих обстоятельствах не могло быть разрешено.

Кроме того, частью 11.1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является также несоответствие раздела проектной документации объекта капитального строительства или описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

Федеральным законом от 30.12.2015 № 459-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены поправки в Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и Градостроительный кодекс РФ, согласно которым с 01.01.2017 года архитектурные решения объектов капитального строительства или описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства, планируемого к размещению в границах исторического поселения, необходимо согласовывать с органом охраны объектов культурного наследия.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения об управлении государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края, утвержденного Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 08.12.2016 № 1000, управление государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края (далее - управление) является структурным подразделением администрации Краснодарского края, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 2.1 названного Положения реализация правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, расположенных на территории Краснодарского края, являются основными задачами управления.

Таким образом, положения о необходимости согласования архитектурного облика объектов индивидуального жилищного строительства с органом охраны объектов культурного наследия являются императивными и подлежат применению вне зависимости от их одобрения участниками общественных отношений, которым они адресованы, в том числе, застройщиками, органами местного самоуправления и органом охраны объектов культурного наследия.

Из материалов дела следует, что в представленных Бергом О.В. документах не в полной мере отражено цветовое решение; планируемые к использованию строительные материалы, определяющие внешний облик здания; не отображено 2 фасада здания, что свидетельствует о несоответствии поданных заявлений требованиям пункта 4 части 9 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.

Согласно ч. 3 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

С учетом изложенного, суд не принимает во внимание доводы административных истцов о соответствии проектной документации требованиям градостроительного законодательства, так как последними объективных тому доказательств не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что на стадии рассмотрения заявлений по вопросу выдачи разрешений на строительство объектов капитального строительства «Индивидуальный жилой дом» на земельных участках , , , , по <адрес>, и проверки представленных Бергом О.В. документов, обстоятельств, представленная проектная документация по своему содержанию не соответствовала требованиям, утвержденным действующему законодательству, что препятствовало выдать запрашиваемое разрешение на строительство.

У администрации города Сочи не имелось законных оснований для выдачи разрешений на строительство с учетом установленных недостатков.

Другие доводы сторон суд не принимает во внимание, поскольку для рассмотрения дела по существу они значения не имеют.

При изложенных обстоятельствах, руководствуясь п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд находит необходимым отказать в удовлетворении заявленных Бергом О.В. и Берг Л.Н. требований о признании незаконными отказов администрации города Сочи в выдаче ему разрешений на строительство в отношении объектов капитального строительства «Индивидуальный жилой дом» на земельных участках с кадастровыми номерами: , а также об обязании администрации города Сочи выдать Бергу О.В. и Берг Л.Н. разрешения на строительство объектов капитального строительства.

При этом, суд считает возможным разъяснить административным истцам, что в случае устранения установленных недостатков, они не лишены права повторно обратиться в администрацию города Сочи с заявлениями о выдаче им разрешений на строительство объектов капитального строительства «Индивидуальный жилой дом» на земельных участках с кадастровыми номерами: .

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового Берга О.В., Берг Л.Н. к администрации о признании незаконными отказов в выдаче разрешений на строительство – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья Н.С. Шевелев

Мотивированное решение суда изготовлено и подписано судьей 23.01.2018 года.

«Решение в законную силу на момент опубликования не вступило»

"Согласовано"