ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-598/20 от 02.12.2020 Алтайского районного суда (Алтайский край)

Дело № 2а-598/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Алтайское 02 декабря 2020 года

Алтайский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Кунтуева Д.Б.,

при секретере Кочтыговой С.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ракшин Е.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о признании незаконными решений,

У С Т А Н О В И Л:

Ракшин Е.А. обратился в суд с указанным административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, в котором с учетом последующих уточнений просил признать незаконными решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ вх. MFC-: от ДД.ММ.ГГГГ в части приостановления государственной регистрации по основанию непредставления плана создаваемого объекта капитального строительства; от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в снятии замечаний регистрирующим органом в полном объеме; от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в пятидневный срок со дня принятия судебного акта произвести государственную регистрацию соглашения о передаче прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ по договору участия в долевом строительстве .2 от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению вх. ; привести решение суда к немедленному исполнению.

В обоснование уточнённых требований административный истец указывает, что он обратился в Управление Росреестра <адрес> с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ вх. о государственной регистрации соглашения о передаче прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ по договору участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ государственная регистрация договора уступки прав и обязанностей приостановлена. В обоснование решения указано на 4 основания: не представлена доверенность; заявление подано не от имени цессионария; не представлены справка; не представлен план создаваемого объекта капитального строительства.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ отказано в снятии приостановления государственной регистрации. В обоснование решения указано на не представление плана создаваемого объекта капитального строительства; предыдущие три замечания сняты регистрирующим органом.

При таких обстоятельствах с учетом частичного снятия замечаний регистрирующим органом административный истец считает уведомление от ДД.ММ.ГГГГ незаконным в части приостановления государственной регистрации по основанию непредставления плана создаваемого объекта капитального строительства; уведомление от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным в полном объеме.

В обоснование решения от ДД.ММ.ГГГГ в оспариваемой части и решения от ДД.ММ.ГГГГ в качестве единственного основания приостановления государственной регистрации регистрирующие орган сослался на непредставление плана создаваемого объекта капитального строительства с указанием планируемой площадью каждого из помещений, составленный в связи с изменением архитектурных решений и технико-экономических показателей.

При этом норма права, являющаяся основанием для приостановления государственной регистрации по данному обстоятельству - в решении регистрирующего органа не указана.

На государственную регистрацию представлено соглашение о передаче прав и обязанностей по договору долевого участия в строительстве.

Исчерпывающий перечень документов, представляемых на государственную регистрацию по данному основанию, регламентирован ч. 10 ст.48 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», согласно которой государственная регистрация соглашении (договора), на основании которого производится уступка прав требований участника долевого строительства по договору участия в долевом строительстве (далее - договор об уступке прав требований по договору участия в долевом строительства), осуществляется по заявлению сторон договор о такой уступке (цедента и цессионария). Для государственной регистрации договора об уступке прав требований по договору участия в долевом строительстве также необходимы: 1) договор об уступке прав требований по договору участия в долевом строительстве; 2) справка, подтверждающая полную или частичную уплату цены договора участия в долевом строительстве цедентом застройщику, выступающему стороной договора участия в долевом строительстве, с указанием размеров и сроков внесения платежей и выданная таким застройщиком или банком, через который осуществлялись платежи.

Вышеуказанные документы (заявление, соглашение об уступке и сведения об оплате цены договора застройщику) представлены на государственную регистрацию, замечания регистрирующего органа в данной части сняты решением от ДД.ММ.ГГГГ.

Вопреки решению регистрирующего органа, положения ч. 10 ст. 48 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» не содержат требования о предоставлении плана создаваемого объекта капитального строительства при государственной регистрации соглашения об уступке права требования по договору долевого участия в строительстве.

Указанное регистрирующим органом обстоятельство в виде непредставления плана создаваемого объекта капитального строительства не предусмотрено законом в качестве основания для приостановления государственной регистрации.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ приняты меры предварительной защиты. Однако, несмотря на данное обстоятельство, административным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отказе в государственной регистрации. Данное решение получено ДД.ММ.ГГГГ.

В качестве основания отказа в государственной регистрации указано на то, что в результате внесенных застройщиком изменений в проект строительства, площадь квартиры с условным номером 29 на 11 этаже согласно проектной декларации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ изменилась и составляет 136,64 кв.м., не представлен план создаваемого объекта.

Полагает, что решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным по следующим основаниям.

Указанное регистратором обстоятельство не является основанием для отказа в государственной регистрации согласно ст. 26 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Причины, по которым данное обстоятельство препятствует государственной регистрации, в решении регистрирующего органа не указаны. Предметом представленного на регистрацию соглашения является уступка прав по договору участия в долевом строительстве, в связи с чем, площадь квартиры не имеет правового значения для государственной регистрации сделки уступки права (требования) по договору участия в долевом строительстве. Изменение площади произошло по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, то есть после заключения соглашения от ДД.ММ.ГГГГ. Применительно к условиям договора долевого участия в строительстве площади указываются ориентировочно. Согласно п. 3.4. договора долевого участия в строительстве от от ДД.ММ.ГГГГ изменение площади квартиры менее чем на 1 % не влечет уточнения цены договора долевого участия в строительстве, то есть не влечет изменения существенных условий договора долевого участия в строительстве. Площадь по договору долевого участия в строительстве – 137,32 кв.м., площадь на ДД.ММ.ГГГГ – 136,6 кв.м., то есть изменение составило менее 1 %.

Помимо этого, исходя из положений ст. 27 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», основанием отказа в государственной регистрации прав является не устранение причин, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации. Применительно к рассматриваемому спору указанное регистратором основание отказа в государственной регистрации не указывалось в качестве основания приостановления государственной регистрации.

В судебное заседание административный истец Ракшин Е.А. не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела суду не заявлял.

Представитель административного истца ФИО4 в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в уточненном административном исковом заявлении, и, представив письменные пояснения по делу, просила суд признать незаконными решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ вх. от ДД.ММ.ГГГГ в части приостановления государственной регистрации по основанию непредставления плана создаваемого объекта капитального строительства; от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве произвести государственную регистрацию соглашения о передаче прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ по договору участия в долевом строительстве . от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению вх. MFC-0558/2020-192109; привести решение суда к немедленному исполнению.

Административный ответчик Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о дате, времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, явку представителя в судебное заседание не обеспечило. В письменных возражениях на административное исковое заявление от ДД.ММ.ГГГГ представитель административного ответчика, действующий на основании доверенности, ФИО5 просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований административного истца в полном объеме. В обоснование своих возражений представитель административного ответчика указывает, что строительство многофункционального жилого комплекса (3-й этап 2-й очереди строительства). Квартал (корп, № Л, 2.2, 2.3, 2.4 со встроенно-пристроенными помещениями центральной зоны) на земельном участке с кадастровым номером на основании Разрешения на строительство №RU от 16.0L2013, выданного Комитетом государственного строительного надзора <адрес> (Мосгосстройнадзором) (Разрешение на строительство). Информация о проекте строительства одного многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости либо нескольких многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в пределах одного разрешения на строительство либо нескольких разрешений на строительство (далее - проект строительства), должна соответствовать документации по планировке территории (за исключением случаев, если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации допускается строительство указанных объектов недвижимости при отсутствии документации по планировке территории), проектной документации и содержать в том числе и информацию о количестве в составе строящихся (создаваемых) в рамках проекта строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости жилых помещений и нежилых помещений, а также об их основных характеристиках (ч. 1 ст. 21 Закона №214-ФЗ). В соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона №214-ФЗ проектная декларация включает в себя информацию о застройщике и информацию о проекте строительства и определяет объем прав застройщика на привлечение денежных средств граждан и юридических лиц для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, указанных в такой проектной декларации. Проектная декларация является официальным документом, удостоверяющим факты, влекущие за собой юридические последствия для застройщика. По сведениям Единой информационной системы жилищного строительства (https://наш.дом.рф), Застройщиком ДД.ММ.ГГГГ было получено положительное заключение экспертизы . Положительное заключение экспертизы предусматривает изменение технико-экономических показателей объекта капитального строительства. Ссылаясь на положения ст. 18, ч. 5 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ, указывает, что план создаваемого объекта капитального строительства с указанием планируемой площадью каждого из помещений, составленный в связи с изменением архитектурных решений и технико-экономических показателей с учетом на основании Положительного заключения экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ в результате внесения изменения в проект строительства в орган регистрации прав административным истцом не представлен. Указание на номер реестрового дела, в которое помещены указанные документы, в случае их предоставления в Управление Росреестра по Москве ранее, в пакете документов также отсутствует. Таким образом, принятое решение о приостановлении является законным и обоснованным. Дополнительными документами от ДД.ММ.ГГГГ были частично устранены причины препятствующие проведению государственной регистрации, а именно: представлена доверенность, подтверждающая полномочия ФИО6, действовать от имени Ракшин Е.А., удостоверенная ДД.ММ.ГГГГФИО7, врио нотариуса Барнаульского нотариального округа ФИО8 в реестре за , а также заявление от имени Ракшин Е.А. на государственную регистрацию Соглашения и документ, подтверждающий исполнение финансовых обязательств ФИО2 перед ООО «Альфа» по Соглашению по передаче прав и обязанностей по Договору участия в долевом строительстве . от ДД.ММ.ГГГГ в отношении уступаемых прав и обязанностей по представленному Соглашению. Ввиду не предоставления плана создаваемого объекта капитального строительства с указанием планируемой площадью каждого из помещений, составленный в связи с изменением архитектурных решений и технико-экономических показателей с учетом на основании Положительного заключения экспертизы №№ от ДД.ММ.ГГГГ в результате внесения изменения в проект строительства, уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ заявителя уведомили о невозможности возобновления регистрационных действий, в связи с не устранением замечаний, послуживших основанием для приостановления. Решение об отказе в снятии замечаний не предусмотрено Законом о недвижимости, носит исключительно информационный характер с целью извещения заявителя о причинах невозможности возобновления регистрационных действий и, следовательно, не может быть обжаловано в порядке, предусмотренном КАС РФ. Поскольку в течение срока приостановления причины, препятствующие проведению регистрации не устранены, с учетом дополнительных документов от ДД.ММ.ГГГГ, Управление было вынуждено ДД.ММ.ГГГГ отказать в проведении заявленного регистрационного действия. Необходимая для проведения правовой экспертизы информация (для целей проведения которой у заявителя запрашивался план передаваемого объекта) была размещена в Единой информационной системы жилищного строительства (https://наш.дом.рф) (далее - ЕИСЖС), после принятия решения о приостановлении. В результате внесенных Застройщиком изменений в проект строительства площадь квартиры с условным номером , на 11 этаже согласно Проектной декларации, размещенной в ЕИСЖС по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, изменилась и составляет 136,64 кв.м. Таким образом, характеристики передаваемого объекта не соответствуют отображенным в соглашении об уступке. Ссылаясь на положения ст.ст. 382-390, п. 1 ст. 432, ст. 452 ГК РФ полагает, что вышеизложенные замечания обосновано были включены в основания, послужившие принятию решения об отказе.

На основании ст. 150 КАС РФ суд находит возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав представителя административного истца, проверив материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 (Цедент) и Ракшин Е.А. (Цессионарий) с согласия АО «Интеко» (правопреемник АО «Садовые Кварталы» ОГРН ) в результате реорганизации последнего путем присоединения к АО «Интеко» с ДД.ММ.ГГГГ) (Застройщик) заключено Соглашение о передаче прав и обязанностей по Договору участия в долевом строительстве № от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту – Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ), по условиям которого с согласия Застройщика Цедент уступает (передает), а Цессионарий принимает на себя в полном объеме права и обязанности (долг) Участника по Договору, заключенному между Цедентом и Застройщиком в отношении жилого помещения (квартиры), расположенной(-ого) в многоквартирном доме, многофункциональном жилом комплексе в городском квартале 473 района Хамовники <адрес> (3-й этап 2-й очереди строительства), Квартал 2 (корпуса жилой застройки .1, 2.2, 2.3, 2.4 со встроенно-пристроенными помещениями центральной зоны) и фонтан, общей площадью 30 720,0 кв.м. по строительному адресу: <адрес>, и имеющей(-ого) следующие характеристики в соответствии с Договором: Квартал 2, корпус 2.4, условный номер объекта 29, этаж 11, количество комнат 3, проектная площадь 135,00 кв.м., проектная площадь летних помещений, входящих в состав объекта, с учетом понижающих коэффициентов 2,32 кв.м., проектная общая приведенная площадь объекта 137,32 кв.м. Перед подписанием настоящего соглашения Цессионарий оплатил Цеденту в качестве задатка денежную сумму в размере 2 000 000 рублей в обеспечение исполнения обязательств по заключению настоящего Соглашения путем перечисления на расчетный счет Цедента. Оставшуюся сумму в размере 81 765 200 рублей будет оплачена Цессионарием Цеденту с использованием аккредитива, который Цессионарий открывает в течение 3 банковских дней с даты подписания настоящего Соглашения в банке: ПАО Сбербанк: сумма: 81 765 200 рублей 00 копеек; плательщик: Ракшин Е.А.; получатель: ФИО2; срок действия аккредитива: 60 календарных дней (пункт 1 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 181-184).

Согласно п. 3 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ с момента государственной регистрации уступки прав и перевода обязанностей по Договору на основании настоящего Соглашения права и обязанности Участника по Договору переходят от Цедента к Цессионарию, происходит замена стороны в Договоре: на стороне Участника вместо Цедента выступает Цессионарий.

Согласно п. 6 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ уступка прав и перевод обязанностей Цедента по Договору на Цессионария согласно настоящему Соглашению подлежат государственной регистрации и считаются совершенными с момента такой регистрации. Стороны одновременно, в срок не позднее пяти рабочих дней с момента подписания настоящего Соглашения подают заявления о проведении указанной государственной регистрации в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве.

ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления Ракшин Е.А. в ПАО Сбербанк (дополнительный офис ) был открыт покрытый, безотзывной аккредитив , назначением которого являлась оплата по Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Ракшин Е.А. и ФИО2, зарегистрированного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Срок действия аккредитива установлен до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 216-218).

Мемориальным ордером от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается внесение Ракшин Е.А. во исполнение аккредитива от ДД.ММ.ГГГГ на счет в банке ПАО Сбербанк денежных средств в сумме 81765200 рублей (л.д. 222).

На основании заявления Ракшин Е.А. от ДД.ММ.ГГГГ в условия аккредитива от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения, установлен новый срок – ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 219).

Для осуществления действия по государственной регистрации Соглашения от ДД.ММ.ГГГГФИО6 от имени Ракшин Е.А. и ФИО2 через представителя по доверенности ФИО9 в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве были поданы следующие документы: заявление о государственной регистрации соглашения об уступке прав требования по договору участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ вх. MFC-0558/2020-192109; доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, Соглашение о передаче прав и обязанностей по Договору участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ; Согласие от ДД.ММ.ГГГГ; чек от ДД.ММ.ГГГГ об уплате государственной пошлины Ракшин Е.А.; чек от ДД.ММ.ГГГГ об уплате государственной пошлины ФИО2, что подтверждается описью документов, принятых для оказания государственных услуг от ДД.ММ.ГГГГ-1 (л.д. 192-195).

Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве заявителям направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении государственной регистрации договора уступки прав и обязанностей, в связи с тем, что в орган регистрации прав не представлены: доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенная ФИО7, врио. нотариуса Барнаульского нотариального округа ФИО8 в реестре за -, подтверждающая полномочия ФИО6 действовать от имени Ракшин Е.А.; документы, подтверждающие исполнение финансовых обязательств ФИО2 перед ООО «Альфа» по Соглашению по передаче прав и обязанностей по Договору участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ в отношении уступаемых прав и обязанностей по представленному Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ; план создаваемого объекта капитального строительства с указанием планируемой площади каждого из помещений, составленный с изменением архитектурных решений и технико-экономических показателей с учетом на основании Положительного заключения экспертизы №№ от ДД.ММ.ГГГГ в результате внесения изменения в проект строительства (л.д. 185-191).

Согласно данному уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ осуществление действий по государственной регистрации Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ приостановлено до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, до ДД.ММ.ГГГГ.

В целях устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении государственной регистрации Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, Ракшин Е.А. через представителя по доверенности ФИО6 и ФИО2 через представителя по доверенности ФИО9 в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве были поданы следующие документы: заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ вх. ; доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, доверенность от ДД.ММ.ГГГГ; акт зачета взаимных работ от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается описью документов, принятых для оказания государственных услуг от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 196-199).

Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве заявителям направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в снятии приостановления государственной регистрации договора уступки права требования по договору участия в долевом строительстве, в связи с тем, что в орган регистрации прав не представлен план создаваемого объекта капитального строительства с указанием планируемой площади каждого из помещений, составленный с изменением архитектурных решений и технико-экономических показателей с учетом на основании Положительного заключения экспертизы №№ от ДД.ММ.ГГГГ в результате внесения изменения в проект строительства (л.д. 200-207).

Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве заявителям направлено сообщение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации договора уступки прав требований, так как в результате внесенных Застройщиком изменений в проект строительства площадь квартиры с условным номером , на 11 этаже согласной Проектной декларации, размещенной в Единой информационной системе жилищного строительства по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ изменилась и составляет 136,64 кв.м. (л.д. 208-215).

Согласно ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее по тексту - Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

В соответствии с п. 3 с. 1 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав состоит, в том числе из проведения правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Особенности осуществления государственной регистрации договора участия в долевом строительстве, договора об уступке прав требований по договору участия в долевом строительстве и прав участника долевого строительства на объект долевого строительства регулируются ст. 48 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ.

Пунктом 10 указанной статьи определено, что государственная регистрация соглашения (договора), на основании которого производится уступка прав требований участника долевого строительства по договору участия в долевом строительстве, осуществляется по заявлению сторон договора о такой уступке (цедента и цессионария). Для государственной регистрации договора об уступке прав требований по договору участия в долевом строительстве также необходимы договор об уступке прав требований по договору участия в долевом строительстве и справка, подтверждающая полную или частичную уплату цены договора участия в долевом строительстве цедентом застройщику, выступающему стороной договора участия в долевом строительстве, с указанием размеров и сроков внесения платежей и выданная таким застройщиком или банком, через который осуществлялись указанные платежи.

Частью 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ в качестве оснований для приостановления государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав названы, в частности случаи, если:

с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо (пункт 2).

не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5);

сделка, акт органа государственной власти или органа местного самоуправления, являющиеся основанием для государственной регистрации права, признаны недействительными в судебном порядке (пункт 12);

сделка, подлежащая государственной регистрации или являющаяся основанием для государственной регистрации права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, является ничтожной (пункт 13).

Исходя из изложенного, осуществление государственной регистрации сделки приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, в связи с чем, указанные должностным лицом причины приостановления должны быть ясны и понятны, конкретизированы, устранимы.

Согласно ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» уступка участником долевого строительства прав требований по договору допускается только после уплаты им цены договора или одновременно с переводом долга на нового участника долевого строительства в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.

Исходя из содержания уведомления от 24.08.2020 в качестве основания приостановления государственной регистрации права указано непредставление документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункты 2 и 5 части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации).

Действительно из материалов дела следует и судом установлено, что для осуществления государственной регистрации прав административным истцом не были представлены доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенная ФИО7, врио. нотариуса Барнаульского нотариального округа ФИО8 в реестре за -, подтверждающая полномочия ФИО6 действовать от имени Ракшин Е.А., и документы, подтверждающие исполнение финансовых обязательств ФИО2 перед ООО «Альфа» по Соглашению по передаче прав и обязанностей по Договору участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ в отношении уступаемых прав и обязанностей по представленному Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ.

В этой части решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от ДД.ММ.ГГГГ административным истцом не оспаривается.

Вместе с тем, судом установлено, что приведенные государственным регистратором в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ обстоятельства применительно к нормам пункта 5 части 1 статьи 26, пункта 10 статьи 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» не конкретизированы, из них не следует, какие именно документы, необходимые для осуществления государственной регистрации договора, из числа предусмотренных законом, не были представлены административным истцом; соответствующая данной причине (не представлен план создаваемого объекта капитального строительства с указанием планируемой площади каждого из помещений, составленного с изменением архитектурных решений и технико-экономических показателей с учетом на основании Положительного заключения экспертизы №№ от ДД.ММ.ГГГГ в результате внесения изменения в проект строительства) норма закона (статьи 26) в Уведомлении о приостановлении государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком не указана; государственная регистрация соглашения, на основании которого была произведена уступка прав требований участника долевого строительства по договору участия в долевом строительстве ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ была произведена; расчеты первоначального участника долевого строительства с застройщиком не оспариваются.

Для приостановления регистрации договора законодательство называет четко определенные основания (статьи 26, 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»); как следует из представленных в материалы дела документов, на них административный ответчик конкретно не указывал и в своих письменных возражениях на иск представитель административного ответчика не ссылался.

Деятельность Управления Росреестра по Москве относится к сфере публичного права. В публичном праве органы власти имеют больше прав относительно иных лиц. Соответственно, должны соблюдать определенные гарантии, обеспечивающие соблюдение прав и законных интересов граждан. К указанным гарантиям относится требование ясности, четкости, определенности, конкретности, понятности, недвусмысленности актов органов власти.

Акт органа публичной власти подлежит оценке судом на предмет соответствия закону в том виде, в котором орган власти принял акт. Судебный контроль не призван расширительно толковать акты органов публичной власти, которые обладают достаточной самостоятельностью, предоставленной им государством при осуществлении своих функций.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» договор участия в долевом строительстве и соглашение (договор), на основании которого производится уступка прав требований участника долевого строительства по договору участия в долевом строительстве, подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Объект долевого строительства - жилое или нежилое помещение, машино-место, подлежащее передаче участнику долевого строительства после получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и входящее в состав указанного многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, строящихся (создаваемых) также с привлечением денежных средств участника долевого строительства.

По договору участия в долевом строительстве (далее также - договор) одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости. Договор заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (статьи 2 и 4 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»).

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении государственной регистрации Соглашения о передаче прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ по Договору участия в долевом строительстве . от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ вх. № в части приостановления государственной регистрации ввиду непредставления заявителем в орган регистрации плана создаваемого объекта капитального строительства нельзя признать правомерным, а поэтому оно подлежит признанию незаконным.

Кроме того, суд приходит к выводу о том, что решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации Соглашения о передаче прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ по Договору участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ вх. № также нельзя признать правомерным по вышеизложенным мотивам, а также потому, что изменение площади объекта произошло по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, то есть после заключения соглашения от ДД.ММ.ГГГГ. Применительно к условиям договора долевого участия в строительстве площади указываются ориентировочно. Согласно п. 3.4. договора долевого участия в строительстве от . от ДД.ММ.ГГГГ изменение площади квартиры менее чем на 1 % не влечет уточнения цены договора долевого участия в строительстве. Площадь по договору долевого участия в строительстве – 137,32 кв.м., площадь на ДД.ММ.ГГГГ – 136,6 кв.м., то есть изменение составило менее 1 %. Таким образом, площадь квартиры не имеет правового значения для государственной регистрации сделки уступки права (требования) по договору участия в долевом строительстве.

При этом, исходя из требований ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ, указанное государственным регистратором основание для отказа в государственной регистрации (изменение площади квартиры) не указывалось в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ и уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ в качестве основания приостановления государственной регистрации.

Таким образом, решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации Соглашения о передаче прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ по Договору участия в долевом строительстве . от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ вх. № , также подлежит признанию незаконным.

Оспариваемые административным истцом решения не соответствует по содержанию нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения и, безусловно, нарушают права административного истца.

В качестве способа восстановления нарушенного права (п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ) суд считает необходимым обязать административного ответчика осуществить государственную регистрацию Соглашения о передаче прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ по Договору участия в долевом строительстве . от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ вх. № .

Разрешая требования административного истца привести решение суда к немедленному исполнению, суд приход к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 188 КАС РФ решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению.

В силу ч. 2 ст. 188 КАС РФ в случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.

Так, исходя из установленных по делу обстоятельств, учитывая, что административным ответчиком в оспариваемых решениях не приведены правовые основания наличия препятствий в осуществлении государственной регистрации, не установлены такие препятствия и в ходе судебного разбирательства, на государственную регистрацию соглашения о передаче прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ по договору участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ представлен исчерпывающий перечень предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ, а также исходя из того, что имеет место очевидное нарушение прав и законных интересов административного истца, который не может зарегистрировать договор, следовательно - не может подтвердить свое право перед третьими лицами, лишен возможности реализовывать свои права в качестве участника долевого строительства, принимая во внимание истечение срока аккредитива ДД.ММ.ГГГГ, замедление исполнения настоящего решения по настоящему делу, по мнению суда, может нанести значительный ущерб административному истцу, затруднить либо сделать невозможным восстановление его нарушенных прав.

Таким образом, суд полагает необходимым удовлетворить уточненные исковые требования административного истца Ракшин Е.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве и обратить решение суда к немедленному исполнению в части удовлетворенных требований о возложении обязанности.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 188, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Уточненные административно-исковые требования Ракшин Е.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении государственной регистрации Соглашения о передаче прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ по Договору участия в долевом строительстве . от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ вх. № в части приостановления государственной регистрации ввиду непредставления заявителем в орган регистрации плана создаваемого объекта капитального строительства.

Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации Соглашения о передаче прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ по Договору участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ вх. № .

Возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве обязанность осуществить государственную регистрацию Соглашения о передаче прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ по Договору участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ вх. № .

В части удовлетворенных требований о возложении обязанности -обратить решение суда к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Алтайский районный суд Алтайского края в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий Д.Б. Кунтуев

Мотивированное решение составлено 16 декабря 2020 года.

Председательствующий Д.Б. Кунтуев