РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 июля 2016 года с. Началово
Приволжский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Богдановой Е.Н., при секретаре Ибрагимовой А.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Приволжского района Астраханской области в интересах ФИО2, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 к администрации МО «Приволжский район» Астраханской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанностей,
установил:
административный истец обратился в суд с административным иском, с учетом уточнений принятых судом в порядке ст.46 КАС РФ, указав, что прокуратурой проведена проверка исполнения жилищного законодательства, в части обеспечения предоставления гражданам льготной категории земельных участков объектами жилищно-коммунальной инфраструктуры, в деятельности администрации МО «Приволжский район», в ходе которой выявлены нарушения. При предоставлении земельных участков ФИО2, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 администрацией не получены технические условия подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения. На земельных участках расположенным по улицам Ильгама Шакирова, Виноградная, ФИО1 с.Осыпной Бугор Приволжского района объекты инженерно-технической инфраструктуры отсутствуют. Органы местного самоуправления обязаны при передаче земельного участка предоставить заинтересованным лицам технические условия присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения. Истец просит суд признать незаконным бездействие муниципального образования «Приволжский район» в необеспечении предоставленных гражданам льготной категорий- ФИО2, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 земельных участков объектами жилищно-коммунальной инфраструктуры, неполучением технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения от организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объекта капитального строительства, а также неорганизацией инженерными сетями коммунального хозяйства. Возложить на ответчика обязанность организовать в границах муниципального района по улицам Ильгама Шакирова, Виноградная, ФИО1 с.Осыпной Бугор Приволжского района объектами жилищно-коммунальной инфраструктуры, путем проведения строительства объектов водоснабжения, водоотведения (водопровода), линий электропередач, газопровода.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО3 и истец ФИО9 настаивали на удовлетворении заявленных требований.
Представитель административного ответчика- ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.
Суд, выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Принимая во внимание, что административные требования, заявлены в связи с бездействием административного ответчика, то есть носят длящийся характер, суд приходит к убеждению, что срок обращения в суд не пропущен.
Разрешая заявленные требования прокурора, суд приходит к следующему.
Как следует из представленных материалов, администрация МО «Приволжский район» гражданам ФИО2, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 предоставила земельные участки в с.Осыпной Бугор, для индивидуального жилищного строительства.
По смыслу пункта 4 части 1 статьи 14, пункта 4 части 1 статьи 15, во взаимосвязи с частью 4 статья 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципальных районов отнесена организация в границах поселения электро- и газоснабжения населения, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (ст.6 ФЗ от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении").
Анализируя указанные нормы права, суд приходит к выводу, что они являются императивными и закрепляют обязанность органа местного самоуправления муниципального района по организации в границах поселения газоснабжения, электроснабжения и водоснабжения населения.
Однако, в силу прямого указания в законе, он не предусматривает произвольный выбор способа исполнения данной обязанности, данная обязанность может быть исполнена только в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно абзацу четвёртому статьи 7 Федерального закона от 31.03.1999 №69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" организация газоснабжения поселений в границах муниципального района является полномочием органов местного самоуправления муниципального района.
В целях обеспечения рационального и эффективного использования газа в Российской Федерации и в соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 31.03.1999 №69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", Правительство Российской Федерации Постановлением от 17.05.2002 года №317 утвердило Правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации. В тоже время, указанные Правила не действуют в части подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 30.12.2013 года №1314 "Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
По смыслу положений закреплённых в пунктах 16 – 18 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, и статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации подключение объектов недвижимости к газопроводам осуществляется за счёт правообладателей земельных участков на основании их заявлений поданных в газораспределительную организацию.
Из системного анализа вышеуказанных норм права следует, что они не возлагают на органы местного самоуправления муниципального района обязанность обеспечить газификацию каждого жилого квартала и улицы путём строительства газопровода и разводящих сетей за счёт бюджетных средств.
В силу ст.24 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Согласно части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, под территориальным планированием понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий. В силу ст.9 Градостроительного кодекса РФ, такое территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования (генеральном плане) назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений.
Как следует из статьи 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно статье 50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных районов, городских и сельских поселений и городских округов может находиться соответствующее имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц поселений. К организации в границах соответствующих муниципальных образований электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения в первую очередь относится обеспечение надлежащего содержания имеющегося муниципального имущества, предназначенного для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения.
При этом, из пояснений сторон в суде установлено, что с.Осыпной Бугор газифицировано, газораспределительной организацией у которой в собственности находится газопровод является ОАО «Астраханьгазсервис», с учётом изложенного, суд приходит к выводу, что в компетенцию последних и входит разрешение вопроса о подключении жилых домов к газопроводу на основании заявлений правообладателей земельных участков и за их счёт.
Иное толкование закона, позволяло бы необоснованно вмешиваться в компетенцию органа местного самоуправления по вопросу газификации, нарушая закреплённые в статье 10 Конституции РФ, статье 34 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ принципы разделения властей, а так же органов местного самоуправления, не входящих в систему органов государственной власти, и создавая необоснованные преимущества одних жителей населённого пункта перед другими.
Кроме того, в силу общих начал гражданского права и административного судопроизводства, решение суда должно основываться на требованиях закона, установленных по конкретному административному делу обстоятельствах и доказательствах, и быть исполнимым. Если административный иск не отвечает указанным критериям, он не может быть удовлетворён судом.
Административные требования прокурора игнорируют закрепленные законодательно процедуры, финансирование, перечень органов власти и местного самоуправления, их полномочия и компетенцию и иные составляющие, закрепленные в Градостроительном кодексе Российской Федерации, Федеральном законе "О газоснабжении в Российской Федерации", Правилах подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения.
Из этих нормативных актов следует, что разрешение вопроса газификации жилых домов, способом, избранным прокурором за счёт администрации района, невозможно.
В тоже время, из предоставленных суду материалов нельзя сделать вывод, в чём конкретно выразилось бездействие администрация района, тогда как в силу прямого указания в законе именно причинитель вреда несёт ответственность за причинённый вред.
В соответствии с частью 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в порядке определения технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации система коммунальной инфраструктуры представляет собой, в том числе комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.
Таким образом, исполнение обязанности граждан по подключению своих домов к сетям инженерно-технического обеспечения зависит от наличия таких сетей и точек подключения (технологического присоединения) к ним.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.07.1996 года №901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг», инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы,...
Указанное право закреплено и в Федеральном законе №181-ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в РФ», где предусмотрено, что инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Судом учитывается, что предоставление гражданам льготной категории земельных участков в смысле приведенных выше законодательных норм является выполнением обязанности по обеспечению гражданина земельным участком для индивидуального жилищного строительства по месту проживания и прекращает данные обязательства.
Обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением в интересах ФИО2, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 прокурор руководствовался п.3 статьи 35 Закона N 2201-1 "О прокуратуре Российской Федерации", согласно которой прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Правовое положение прокурора как участника административного гражданского судопроизводства закреплено в статье 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, в том числе, и в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, при этом прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца.
Из приведенных норм следует, что административный иск прокурора должен быть основан на проверенных материалах, должны быть установлены факты основания иска, собраны все необходимые доказательства, выявлены все заинтересованные лица, определено их процессуально-правовое положение, заявление должно быть оформлено в соответствии с требованиями ч.6 ст.125 КАС РФ. При этом прокурор должен отразить в нем не только фактические основания для возбуждения дела, но и правовые основания, т.е. сослаться на конкретные нормы материального и процессуального права. С учетом принципа состязательности, на прокуроре лежит бремя доказывания обоснованности его требований, собирания либо истребования необходимых доказательств по делу по общим правилам доказывания в гражданском процессе.
Из материалов настоящего дела следует, что прокурор Приволжского района Астраханской области, обращаясь в суд с исковым заявлением, указал на установление в результате проведенной прокуратурой района проверки, нарушений исполнения жилищного законодательства администрацией МО «Приволжский район» при формировании и предоставлении земельных участков социально незащищенным слоям населения.
Требуя в исковом заявлении возложения обязанности на администрацию МО «Приволжский район» обеспечить строительство объектов инженерной инфраструктуры к земельному участку, принадлежащему на праве собственности гражданину, прокурором не приведено ни одной нормы закона, обязывающей администрацию МО «Приволжский район» выполнить указанные требования.
Кроме того, как следует из статьи 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно статьям 9, 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, а при отсутствии требуемых для их осуществления денежных средств осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Возложение в судебном порядке на органы местного самоуправления каких-либо обязанностей по решению вопросов местного значения, для реализации которых законодателем предусмотрена конкретная процедура, противоречит положениям Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и бюджетному законодательству.
Разрешение относящего в силу приведенных норм Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления" от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ к компетенции органов местного самоуправления вопроса местного значения об организации газоснабжения, электроснабжения, подлежит осуществлению в рамках утвержденных уполномоченными на то органами целевых программ.
Согласно Правилам подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2006 года N 83 возможность подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, существует: при наличии резерва пропускной способности сетей, обеспечивающего передачу необходимого объема ресурса; при наличии резерва мощности по производству соответствующего ресурса.
Отсутствие на момент запроса указанных резервов является основанием для отказа в выдаче технических условий, за исключением случаев, когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения. В целях подтверждения наличия резервов пропускной способности сетей инженерно-технического обеспечения, обеспечивающих передачу необходимого объема ресурса, и (или) резерва мощности по производству соответствующего ресурса организация, получившая запрос о выдаче технических условий, согласовывает технические условия с организациями, владеющими технологически связанными сетями инженерно-технического обеспечения и (или) объектами по производству данного ресурса. Соответствующие организации в течение 5 рабочих дней с даты обращения должны согласовать данную информацию либо представить письменный мотивированный отказ.
Доказательств того, что существует техническая возможность строительства объектов инженерной инфраструктуры к земельным участкам по улицам Ильгама Шакирова, ФИО1, Виноградная, с.Осыпной Бугор прокурором не представлено. Таким образом, прокурор расширительно истолковал понятие "организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения", поскольку к вопросам местного значения отнесена именно организация снабжения, а не строительство объектов инженерной инфраструктуры к конкретным земельным участкам, находящимся в собственности граждан, что представляет собой принципиально отличную от организации снабжения деятельность. При таких обстоятельствах, законных оснований для удовлетворения требования прокурора не имеется.
Кроме того, решение суда по административному делу об удовлетворении иска должно основываться на требованиях закона, установленных по конкретному делу обстоятельствах и доказательствах, и быть исполнимым. Если иск не отвечает указанным критериям, он не может быть удовлетворен судом. Заявленный прокурором административный иск по существу игнорирует закрепленные законодательно процедуры, финансирование, перечень хозяйствующих субъектов, органов власти и местного самоуправления, их полномочия и компетенцию и иные составляющие, содержащиеся в Градостроительном кодексе Российской Федерации, Федеральных законах "О газоснабжении в Российской Федерации", "Об электроэнергетике", "О водоснабжении и водоотведении", нормах утвержденных Правительством Российской Федерации, Правилах заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и др.
Вместе с тем, судом установлено и сторонами не оспаривалось, что электро- и водоснабжение населения в границах сельского поселения организовано.
Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия) (п. 25 Постановления).
Проанализировав и оценив имеющиеся по делу доказательства, суд приходит к выводу, что административные требования прокурора являются необоснованными и поэтому удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.175,177,180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление прокурора Приволжского района Астраханской области в интересах ФИО2, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 к администрации МО «Приволжский район» Астраханской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанностей -оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Астраханского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Богданова Е.Н.