Административное дело №2а-598/2021
24RS0015-01-2021-000378-75
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 декабря 2021 года с. Ермаковское
Красноярского края
Ермаковский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Хасаншиной А.Н.,
с участием помощника прокурора Ермаковского района Красноярского края Степановой В.А.,
при секретаре Голевой У.П.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ермаковского района Красноярского края в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Верхнеусинскому сельскому Совету депутатов Ермаковского района Красноярского края, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 о признании решения незаконным и досрочном прекращении полномочий депутатов,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ермаковского района Красноярского края, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением уточненным в ходе рассмотрения дела о признании незаконным решения Жеблахтинского сельского Совета депутатов от 26 августа 2020 года № № о вынесении предупреждения депутатам Верхнеусинского сельского совета депутатов ФИО1, ФИО8, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, о досрочном прекращении полномочий данных депутатов.
Требования мотивированы тем, что при проведении прокуратурой Ермаковского района Красноярского края проверки исполнения законов о противодействии коррупции депутатами Верхнеусинского сельского Совета депутатов при предоставлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера установлено, что ФИО1, ФИО8, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 как лица, обладающие особым статусом, выполняя определенные публичные функции, в силу ст. 40 Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, ч.4 ст. 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в установленный срок. За неисполнение данного предписания предусмотрено наступление неблагоприятных последствий в виде прекращения полномочий депутата. Вместе с тем соответствующее решение Верхнеусинским сельским советом депутатов не принято. Согласно протоколу внеочередной сессии Верхнеусинского сельского Совета депутатов от 26.08.2020, и принятому депутатами представительного органа решению, депутатам Верхнеусинского сельского Совета депутатов: ФИО1, ФИО8, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 вынесено предупреждение о неисполнении депутатами антикоррупционной обязанности.
В судебном заседании помощник прокурора Ермаковского района Степанова В.А. исковые требования с учетом уточнений поддержала по основаниям указанным в административном исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении.
Административные ответчики ФИО1, ФИО8, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, представитель Верхнеусинского сельского Совета депутатов о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом.
Выслушав представителя истца, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно части 4 статьи 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат – это член представительного органа поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района или внутригородской территории города федерального значения.
В соответствии с частью 7.1 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Часть 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» закрепляет обязанность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4.2 ст. 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» если иное не установлено федеральным законом, граждане, претендующие на замещение муниципальной должности, и лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Лицо, замещающее муниципальную должность депутата представительного органа сельского поселения и осуществляющее свои полномочия на непостоянной основе, представляет указанные сведения в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом, передачи ему вакантного депутатского мандата или прекращения осуществления им полномочий на постоянной основе.
Такие сведения представляются по установленной форме справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, которая утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года N 460.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" критериями требований, определяющих качество предоставляемых депутатами представительных органов местного самоуправления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, выступает их полнота и достоверность.
Непредставление, представление не в полном объеме, искажение указанных сведений является основанием для досрочного прекращения депутатских полномочий, что является мерой публичной ответственности за совершенное правонарушение.
В случае неисполнения указанной обязанности лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия на основании пункта 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Согласно части 10.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.
Решение о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования вправе принять представительный орган муниципального образования (часть 11 статьи 40 названного Федерального закона).
Таким образом, из указанных положений закона следует, что решение о досрочном прекращении полномочий депутата принимает представительный орган муниципального образования, основанием для прекращения полномочий является получение представительным органом сведений о неисполнении обязанностей, установленных, в том числе Федеральным законом № 273-ФЗ.
В соответствии со статьями 2, пунктом 2 статьи 6 Устава Верхнеусинского сельсовета Ермаковского района Красноярского края, Верхнеусинский сельсовет является самостоятельным муниципальным образованием, представительным органом которого является Верхнеусинский сельский Совет депутатов.
Депутаты Совета депутатов Верхнеусинского сельсовета осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. На постоянной основе осуществляют свои полномочия Председатель Совета депутатов (ст.5 Устава).
В соответствии с пунктом 6 статьи 25 Устава Верхнеусинского сельсовета Ермаковского района Красноярского края депутат должен соблюдать ограничения, запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
Полномочия депутата Верхнеусинского сельсовета Ермаковского района Красноярского края прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».
Решением избирательной комиссии муниципального образования Верхнеусинского сельсовета Ермаковского района Красноярского края от 09 сентября 2019г. № № «Об установлении общих результатов выборов депутатов Верхнеусинского сельского Совета депутатов» в Верхнеусинский сельский Совет депутатов избраны: ФИО5, ФИО6, ФИО9, ФИО1, ФИО2, ФИО10, ФИО11, ФИО7, ФИО4 ФИО12 /Т.1 л.д.5/.
Решением Верхнеусинского сельского Совета депутатов от 29 января 2020 г. № № на основании личного заявления досрочно прекращены полномочия депутата ФИО11
По информации управления Губернатора Красноярского края по профилактике коррупционных и иных правонарушений от 27.05.2020 исх.№, поступившей 28.05.2020 председателю Верхнеусинского сельского Совета депутатов Ермаковского района Красноярского края ФИО9: депутатами Верхнеусинского сельского Совета депутатов избранными 09.092019 года: ФИО1, ФИО2, ФИО11 – сведения о доходах Губернатору Красноярского края не представлены; депутатами ФИО5, ФИО6, ФИО10, ФИО4, ФИО7 – сведения о доходах Губернатору Красноярского края представлены с нарушением сроков (02.05.2020) /Т.1 л.д.15-16/.
Указанным письмом управления Губернатора Красноярского края по профилактике коррупционных и иных правонарушений обращено внимание, что непредставление сведений о доходах должно рассматриваться как неисполнение возложенной обязанности, что в силу части 7.1 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 4.2 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», является основанием для досрочного прекращения полномочий.
При рассмотрении 26 августа 2020 года на внеочередной сессии Верхнеусинского Совета депутатов Ермаковского района Красноярского края (протокол № 13) информации поступившей от управления Губернатора Красноярского края по профилактике коррупционных и иных правонарушений от 27.05.2020 № № «О неисполнении депутатом антикоррупционной обязанности», согласившись с указанным нарушением единогласно было принято решение о применении меры ответственности в виде предупреждения депутатам Верхнеусинского сельского Совета депутатов: ФИО1, ФИО2, ФИО5, ФИО6, ФИО10, ФИО4, ФИО7
Решением Верхнеусинского Совета депутатов № № от 26 августа 2020 г. депутатам Верхнеусинского сельского Совета депутатов: ФИО1, ФИО2, ФИО5, ФИО6, ФИО10, ФИО4, ФИО7 за допущенные нарушения в виде предоставления неполных сведений о доходах об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2018 год, применена мера ответственности в виде предупреждения.
Из системного толкования приведенных норм в их совокупности следует, что обязанность лица, замещающего должность депутата в представительном органе муниципального образования, по предоставлению сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей считается выполненной надлежащим образом при предоставлении указанными лицами полных и достоверных сведений в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами.
Исходя из изложенного, непредставление или не своевременное предоставление сведений лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для досрочного прекращения полномочий лица, замещающего муниципальную должность, и служит мерой публичной ответственности за совершение нарушения.
Порядок представления Сведений о доходах установлен Законом Красноярского края от 19.12.2017 № 4-1264 «О предоставлении гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей, должности главы (руководителя) местной администрации по контракту, и лицами, замещающими указанные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и проверке достоверности и полноты таких сведений».
В связи с изменениями от 26.07.2019 № 251-ФЗ в статью 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» статьей 2 Закона Красноярского края от 19.12.2019 № 8-3530 « О внесении изменений в Закон края «О предоставлении гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей, должности главы (руководителя) местной администрации по контракту, и лицами, замещающими указанные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и проверке достоверности и полноты таких сведений», депутаты избравшиеся после 01.09.2019 и осуществляющие свои полномочия на непостоянной основе представляли сведения о доходах в течении 3 месяцев со дня официального опубликования Закона края (дата опубликования 26.12.2019), до 26 марта 2020 года.
Исходя из того, что депутатами Верхнеусинского сельского Совета депутатов ФИО1, ФИО2, ФИО5, ФИО6, ФИО10, ФИО4, ФИО7 избранными 09.09.2019 в срок до 26 марта 2020 года не были представлены сведения о доходах Губернатору Красноярского края, тогда как досрочное прекращение полномочий депутата, в случае не предоставления сведений о доходах, расходах и об обязательствах имущественного характера, является безусловным последствием допущенных нарушений является досрочное прекращение полномочий депутата, в связи с чем суд приходит к выводу о наличии оснований для признания незаконным решения Верхнеусинского сельского Совета депутатов от 26 августа 2020 г. № № «О неисполнении депутатами антикоррупционной обязанности», досрочном прекращении полномочий депутатов Верхнеусинского сельского Совета депутатов Ермаковского района Красноярского края ФИО1, ФИО2, ФИО5, ФИО6, ФИО10, ФИО4, ФИО7
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления прокурора Ермаковского района Красноярского края в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании незаконным решение Верхнеусинского сельского Совета депутатов Ермаковского района Красноярского края от 26 августа 2020 г. № № «О неисполнении депутатами антикоррупционной обязанности» со дня его принятия, прекращении досрочно полномочий депутатов Верхнеусинского сельского Совета депутатов Ермаковского района Красноярского края ФИО1, ФИО2, ФИО5, ФИО6, ФИО10, ФИО4, ФИО7
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора Ермаковского района Красноярского края в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Верхнеусинскому сельскому Совету депутатов Ермаковского района Красноярского края, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 о признании решения незаконным и досрочном прекращении полномочий депутатов, удовлетворить.
Признать незаконным решение Верхнеусинского сельского Совета депутатов Ермаковского района Красноярского края от 26 августа 2020 г. № № «О неисполнении депутатами антикоррупционной обязанности» со дня его принятия.
Прекратить досрочно полномочия депутатов Верхнеусинского сельского Совета депутатов Ермаковского района Красноярского края:
ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Красноярский краевой суд путем подачи жалобы через Ермаковский районный суд Красноярского края.
Председательствующий А.Н.Хасаншина
Решение суда в окончательной форме составлено 23 декабря 2021 года