ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5998/19 от 01.08.2019 Одинцовского городского суда (Московская область)

Дело № 2а-5998/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 августа 2019 года г. Одинцово

Одинцовский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Мироновой Т.В.

при секретаре Николаевой К.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Новикова Дмитрия Вячеславовича к Военному комиссариату Московской области, Военному комиссару городов Одинцово, Звенигород, Краснознаменск и Одинцовского района Московской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, об обязании предоставить отсрочку от призыва на военную службу,

УСТАНОВИЛ:

Новиков Д.В. обратился в суд с административным иском к административным ответчикам, в котором с учетом уточнений, просил признать не соответствующими нормативным правовым актам Российской Федерации и нарушающими его права, свободы и законные интересы на реализацию права на получение высшего образования решения Военного комиссара городов Одинцово, Звенигород, Краснознаменск и Одинцовского района Клявинь В.Б. и Призывной комиссии Московского областного комиссариата об отказе в предоставлении отсрочки от призыва на военную службу до 01.10.2019 с целью реализации возможности поступить на конкурсной основе в образовательное учреждение высшего образования, и выданную ему Военным комиссаром повестку серии МОЗК , в соответствии с которой истцу предписано явиться 04.07.2019 года по адресу: АДРЕС для отправки к месту прохождения военной службы, обязать административных ответчиков устранить препятствия к осуществлению принадлежащих ему указанных прав, свобод и законных интересов путем предоставления отсрочки от призыва на военную службу до 01.10.2019 года.

В обоснование заявленных требований указано, что после успешного окончания в 2016 году -го класса Средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов им. ФИО, для дальнейшего получения "уровень образования" в том же году истец в возрасте -ти лет поступил в Частное учреждение профессионального образования «Городской колледж "название"», имеющее государственную аккредитацию на осуществление образовательной деятельности по программам "уровень образования" и "уровень образования" (лицензия на осуществление образовательной деятельности Министерства образования Московской области от 07.12.2015 ) для обучения по специальности «"Наименование"».

В июне 2019 года истец завершил обучение в Частном учреждении профессионального образования «"название" городской колледж» (далее - Колледж), успешно прошел государственную итоговую аттестацию по образовательным программам "уровень образования" и "уровень образования" (в форме государственного выпускного экзамена) и закончил Колледж с отличием, о чем ему выдан диплом о "уровень образования" от 28.06.2019г., который является документом об образовании и квалификации.

С целью продолжить обучение по программе высшего профессионального образования и поступить в ВУЗ с начала ноября 2018 года и по конец июня 2019 года истец обучался на подготовительных курсах при "название" университете при Правительстве Российской Федерации и успешно завершил их, что подтверждается Справкой от 24.06.2019 .

В данный момент истец успешно сдал вступительные экзамены для поступления на первый курс "название" университета при Правительстве Российской Федерации.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Новиков Д.В., поступая в Колледж и обучаясь в нем, имел твердое намерение после получения "уровень образования" продолжить обучение в высшем учебном заведении.

В период обучения в Колледже административный истец достиг призывного возраста ( лет), прошел приписную комиссию, все медицинские освидетельствования и призывную комиссию, являлся в установленный срок по всем вызовам Военного комиссара, что подтверждает тот факт, что он не имел и не имеет намерение уклониться от призыва на военную службу.

Решением призывной комиссии Военного комиссариата Московской области и Военным комиссаром городов Одинцово, Звенигород, Краснознаменск и Одинцовского района Московской области Клявинь В.Б. истцу было предписано явиться 04.07.2019г. по адресу: АДРЕС, для отправки к месту прохождения военной службы.

14 мая 2019 года Новиков Д.В. обратился в Одинцовский военный комиссариат городов Одинцово, Звенигород, Краснознаменск и Одинцовского района Московской области с заявлением о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу сроком до 01.10.2019г. с целью реализации права на поступление в высшее учебное заведения для продолжения обучения по программе "уровень образования" на основании пп. «г.1» п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Решением Военного комиссара городов Одинцово, Звенигород, Краснознаменск и Одинцовского района Московской области Клявинь В.Б. в предоставлении отсрочки истцу отказано.

Административный истец считает данный отказ незаконным по следующим основаниям:

l) сознательная неправомерная подмена административным ответчиком юридического основания, которое было указано в обращении Новикова Д.В. в Военный комиссариат, поскольку административный истец в своем заявлении от 14.05.2019г. просил предоставить ему отсрочку на основании п.п. «г.1» п. 2 ст. 24 Закона «О воинской обязанности и военной службе», однако в своем отказе в предоставлении отсрочки Военный комиссар ссылается на ст. 24 п. 2 пп. «г» Закона;

2) применения административным ответчиком норм Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (абз.абз. и п. 12 пп. «а» п. 2 ст. 24), которые признаны неконституционными и утратили силу с 29.03.2019г.;

3) неправильного применения административным ответчиком Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в части неправомерного распространения действия оговорки, ограничивающей возможность повторного предоставления отсрочки, предусмотренной абз. 10 п.п. «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», на возможность предоставления отсрочки, предусмотренной п.п. «г.1» п. 2 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Таким образом, отказ административного ответчика в предоставлении административному истцу отсрочки от призыва на военную службу сроком до 01.10.2019г. носит произвольный характер, вследствие чего является незаконным.

Административный истец, его представитель в судебное заседание явились, заявленные требования поддержали в полном объеме.

Представитель Военного комиссариата Московской области Наумова В.В. в судебное заседание явилась, просила в удовлетворении иска отказать по доводам письменных возражений (л.д. 22-23).

Военный комиссар городов Одинцово, Звенигород, Краснознаменск и Одинцовского района Московской области в судебное заседание не явился, извещен в установленном порядке.

Суд на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания.

Изучив письменные материалы дела, выслушав доводы административного истца и его представителя, возражения административного ответчика, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу требований ч.9, ч.11 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Установлено, что Новиков Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на воинском учете в Военном комиссариате городов Одинцово, Звенигород, Краснознаменск и Одинцовского района Московской области.

После окончания в 2016 году -го класса средней общеобразовательной школы для дальнейшего получения среднего образования в том же году истец в возрасте -ти лет поступил в Частное учреждение профессионального образования «Городской колледж "название"» (лицензия на осуществление образовательной деятельности Министерства образования Московской области от 07.12.2015 , свидетельство о государственной аккредитации от 23.04.2018 года, рег. ).

Решением призывной комиссии от 28.11.2018 года Новикову Д.В. на период обучения в Частном учреждении профессионального образования «"название" городской колледж» предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на срок до 30 июня 2019 года.

Согласно справке от 24.06.2019 года , выданной указанным выше образовательным учреждением, срок обучения Новикова Д.В. истекает 30.06.2019 года.

14 мая 2019 года Новиков Д.В. обратился в Военный комиссариат городов Одинцово, Звенигород, Краснознаменск и Одинцовского района Московской области с заявлением о предоставлении отсрочки от призыва на срочную военную службу в связи с намерением поступать в высшее учебное заведение для продолжения обучения, в котором указал, что в конце июня 2019 года он завершает обучение по образовательной программе "уровень образования" в Частном учреждении профессионального образования "название" городской колледж», имеющем государственную аккредитацию.

Для осуществления права на продолжение образования в учебных заведениях высшего образования гражданам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию по образовательной программе среднего общего образования, на основании пп. «г.1» п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» может быть предоставлена отсрочка от прохождения военной службы на период до 1 октября года прохождения указанной аттестации.

Согласно п. з ст. 68 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» получение среднего профессионального образования на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования.

В соответствии с вышеизложенным и на основании пп. «г.1» п. 2 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» просил предоставить отсрочку от прохождения военной службы на период до 01 октября 2019 года для реализации принадлежащего ему конституционного права на поступление на конкурсной основе в учебное заведение высшего профессионального образования и получение высшего образования (л.д. 8).

13 июня 2019 года Военным комиссаром городов Одинцово, Звенигород, Краснознаменск и Одинцовского района Московской области был дан ответ об отсутствии у призывной комиссии оснований для предоставления отсрочки от призыва для поступления в высшее учебное заведение для последующего обучения, указывая на то, что отсрочка на основании пп. «г» п. 2 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» предоставляется гражданам, сдавшим ЕГЭ и получившим аттестат о среднем общем образовании для дальнейшего поступления в учебные заведения высшего и среднего профессионального образования, при условии, что поступление состоялось в год окончания школы.

Также указано, что ранее призывной комиссией Одинцовского района было вынесено решение о предоставлении Новикову Д.В. отсрочки от призыва до 30.06.2019 года, как студенту ЧУ ПО «"название" городской колледж», для получения "уровень образования" (протокол от 28.11.2018 г.).

Согласно ст.24 п.2 пп. «а» настоящего ФЗ, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва если:

первая отсрочка от призыва была ему предоставлена для получения среднего общего образования (11 классов) для последующего освоения им программ среднего профессионального образования, бакалавриата и специалитета, при условии отсутствия других дипломов об образовании;

первая отсрочка от призыва была предоставлена гражданину для освоения программ бакалавриата, для последующего освоения им программ магистратуры, при условии, что год поступления в магистратуру совпадает с годом окончания бакалавриата и отсутствуют диплом магистра или диплом специалиста.

В связи с тем, что по окончании обучения в ЧУ ПО «"название" городской колледж» Новикову Д.В. будет выдан диплом о "уровень образования", возможность повторного предоставления отсрочки от призыва, согласно ст.24 п.2 пп. «а» настоящего ФЗ, отсутствует (л.д. 9).

За подписью Военного комиссара городов Одинцово, Звенигород, Краснознаменск и Одинцовского района Московской области Клявинь В.Б. истцу была выдана повестка о явке 04 июля 2019 года по адресу: АДРЕС, для отправки к месту прохождения военной службы.

Согласно Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (статья 59, части 1 и 2).

Таким федеральным законом в настоящее время является Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе", предусматривающий, что основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22), за исключением граждан, освобожденных в соответствии с данным Федеральным законом от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).

Названный Федеральный закон определяет категории граждан Российской Федерации, которые освобождаются на определенный срок от исполнения своей конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.

Так, в силу положения подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (в редакции Федерального закона от 18.03.2019 N 39-ФЗ) право на отсрочку от призыва на военную службу в частности имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в:

образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего профессионального образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами;

образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию:

программам бакалавриата, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата;

программам специалитета, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам специалитета;

программам магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам магистратуры.

Предусмотренная настоящим подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз, за исключением одного из случаев, если:

первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем седьмым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем девятым настоящего подпункта.

Кроме того, подпункт "г.1" пункта 2 той же статьи предусматривает отсрочку для граждан, которые успешно прошли государственную итоговую аттестацию по образовательной программе среднего общего образования, - на период до 1 октября года прохождения указанной аттестации,

Данный пункт позволяет таким лицам поступить в образовательную организацию для получения высшего образования незамедлительно после получения среднего общего образования.

В силу указанной нормы для получения предусмотренной в ней отсрочки от призыва на военную службу существенное значение имеет лишь факт завершения обучения по образовательной программе среднего общего образования, а также факт успешного прохождения государственной итоговой аттестации по образовательной программе названного вида. Получение гражданином наряду с общим средним образованием также и среднего профессионального образования, и, соответственно, форма, в которой проводится государственная итоговая аттестация, в данном случае значения не имеет.

Согласно ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Статьей 68 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" определено, что среднее профессиональное образование имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства. К освоению образовательных программ среднего профессионального образования допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования.

В соответствии с частью 3 статьи 68 Федерального закона получение среднего профессионального образования на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования. В этом случае образовательная программа среднего профессионального образования, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования.

Согласно части 7 статьи 60 Федерального закона диплом о среднем профессиональном образовании выдается лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, и подтверждает получение среднего профессионального образования.

На основании изложенного, диплом о среднем профессиональном образовании, выданный лицу, получившему среднее профессиональное образование на базе основного общего образования, подтверждает освоение таким лицом образовательной программы среднего профессионального образования с одновременным освоением образовательной программы среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования.

Таким образом, Новиков Д.В., получив в период обучения в Колледже "уровень образования" на базе основного общего образования, одновременно получил и "уровень образования".

В силу вышеизложенного, Новиков Д.В. отвечает определенным в пп. «г.1» п. 2 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» условиям, дающим право на отсрочку от призыва на военную службу на период до 1 октября года.

Согласно ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование - бакалавриат;

3) высшее образование - специалитет, магистратура;

4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

Согласно п. 7 указанной статьи система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

Как следует из пп. «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», в нем определены виды отсрочки от призыва, предоставляемые гражданам для завершения ими той или иной категории и/или уровня образования.

Отсрочка, предусмотренная пп. «г.1» п. 2 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», реализует принцип непрерывности образования и предоставляется указанным в данной норме гражданам с целью реализовать право на поступление в образовательные учреждения среднего или высшего профессионального образования.

Предусмотренная пп. «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз, за исключением одного из случаев, предусмотренных в указанном пункте.

Следовательно, действие данного ограничения не распространяется на все другие подпункты п. 2 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», в частности на пп. «г.1» п. 2 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Таким образом, решение административного ответчика о невозможности повторного предоставления Новикову Д.В. отсрочки от призыва согласно пп. «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» не может быть признано законным и обоснованным.

Кроме того, при вынесении решения об отказе Новикову Д.В. в предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, выраженного в письме от 13 июня 2019 года за , административный ответчик руководствовался положениями ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», которые на момент обращения Новикова Д.В. утратили силу в связи с принятием Федерального закона от 18.03.2019 N 39-ФЗ «О внесении изменений в статью 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

С учетом изложенных выше обстоятельств оспариваемое решение является незаконным, в данной части требование административного истца суд находит подлежащим удовлетворению.

При этом суд учитывает, что условия исполнения воинской обязанности не должны препятствовать гражданину в осуществлении его прав больше, чем это необходимо и действительно оправдано реализацией публичных интересов.

Согласно пункту 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Суд не находит оснований для возложения на административного ответчика обязанности по предоставлению Новикову Д.В. отсрочки от призыва до 01 октября 2019 года, поскольку решение указанного вопроса не входит в компетенцию суда, вывод о наличии либо отсутствии причин для предоставления отсрочки должен быть сделан компетентным органом по итогам рассмотрения материалов личного дела призывника, с учетом всех конкретных обстоятельств, в том числе, установленных судом при рассмотрении настоящего дела.

Восстановление нарушенных прав Новикова Д.В. возможно в результате повторного рассмотрения заявления о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 11, 175-180 КАС РФ суд

РЕШИЛ:

Административный иск Новикова Дмитрия Вячеславовича - удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Военного комиссара городов Одинцово, Звенигород, Краснознаменск и Одинцовского района Московской области об отказе Новикову Дмитрию Вячеславовичу в предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, выраженное в письме от 13 июня 2019 года за .

Обязать Военного комиссара городов Одинцово, Звенигород, Краснознаменск и Одинцовского района Московской области устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения заявления Новикова Дмитрия Вячеславовича о предоставлении отсрочки от призыва на срочную военную службу.

В удовлетворении требований Новикова Дмитрия Вячеславовича об обязании предоставить отсрочку от призыва на военную службу сроком до 01.10.2019 года – отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Т.В. Миронова