ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-599/2023 от 11.09.2023 Нытвенского районного суда (Пермский край)

Дело № 2а-599/2023

УИД 59RS0029-01-2023-000539-44

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 сентября 2023 года г. Нытва

Нытвенский районный суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Волковой Л.В.,

при секретаре Третьяковой О.Б.,

с участием старшего помощника прокурора Нытвенского района Куликовой Е.В.,

представителя ответчика - Муниципального образования Нытвенский городской округ Поносова В.В., действующего по доверенности,

представителя соответчика - МБУ «Благоустройство» Чичева Т.Г., действующего по доверенности,

рассмотрев открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Нытвенского района, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Муниципальному образованию Нытвенский городской округ в лице администрации Нытвенского городского округа, МБУ «Благоустройство» об устранении нарушений законодательства о дорожной деятельности и безопасности дорожного движения в микрорайоне Новая Станция,

у с т а н о в и л:

Прокурор Нытвенского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Муниципальному образованию Нытвенский городской округ в лице администрации Нытвенского городского округа, просит:

1. Признать незаконным бездействие администрации Нытвенского городского округа, выразившееся в не приведение участков автомобильных дорог по ул. Вокзальная, п. Новоильинский от дома № 47 до знака 5.23.1 «Начало населенного пункта» (Новая Станция), «Нытва - Новоильинский» - Новая Станция» от знака 5.23.1 «Начало населенного пункта» (Новая Станция) и на протяжении 100 метров в соответствие с п. 4.6.1.1. «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования (утвержденным Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст), в не приведении участка автомобильной дороги «Сукманы - Уральский» в месте расположения остановочного комплекса «Новая Станция» в соответствии с требованиями п.п. 4.5.2.4, 5.3.2.1 «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования (утвержденным Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст).

2. Возложить на Муниципальное образование «Нытвенский городской округ Пермского края» в лице администрации Нытвенского городского округа обязанность привести участок автомобильной дороги по ул. Вокзальная, п. Новоильинский от дома №47 до знака 5.23.1 «Начало населенного пункта» (Новая Станция) в соответствие с требованиями с п. 4.6.1.1. «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» в части обустройства стационарного электрического освещения в срок до 31.12.2026.

3. Возложить на Муниципальное образование «Нытвенский городской округ Пермского края» администрации Нытвенского городского округа обязанность привести участок автомобильной дороги «Нытва - Новоильинский» - Новая Станция» от знака 5.23.1 «Начало населенного пункта» (Новая Станция) и на протяжении 100 метров в соответствие с требованиями с п.п. 4.6.1.1. ГОСТ Р 52766-2007. «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» в части обустройства стационарного электрического освещения в срок до 31.12.2026.

4. Возложить на Муниципальное образование «Нытвенский городской округ Пермского края» администрации Нытвенского городского округа обязанность привести участок автомобильной дороги «Сукманы - Уральский» в месте расположения остановочного комплекса «Новая Станция» в соответствие с требованиями с п.п. 4.5.2.4, 5.3.2.1 ГОСТ Р 52766-2007. «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» в части обустройства стационарного электрического освещения с обеих сторон дороги и автопавильона, скамьи, урны для мусора с правой стороны дороги по направлению д. Сукманы в срок до 31.12.2026.

В обоснование иска указано, что прокуратурой района по обращениям ФИО1, ФИО2 о том, что по автомобильной дороге «Нытва - Новоильинский» - Новая Станция», на автомобильных дорогах микрорайона «Новая Станция», п. Новоильинский, остановочном комплексе «Новая Станция», расположенном на автомобильной дороги «Сукманы - Уральский», отсутствуют объекты стационарного электрического освещения, проведена проверка исполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения, дорожной деятельности.

В рамках проводимой проверки прокуратурой района, совместно с Государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Нытвенскому городскому округу 06.03.2023 и 23.03.2023 совершены выезды на автомобильные дороги, указанные в обращениях. Установлено, что в нарушение п. 4.6.1.1. «ГОСТ Р 52766-2007» стационарное электрическое освещение на участке автомобильной дороги от дома № 47 до знака 5.23.1 «Начало населенного пункта» по ул. Вокзальная (микрорайон «Новая Станция), п. Новоильинский и на протяжении 100 метров от знака 5.23.1 «Начало населенного пункта» (автомобильная дорога «Нытва - Новоильинский» - Новая Станция») отсутствует.

Кроме того, установлено, что в нарушение п.п. 5.3.2.1 и 4.6.1.1 «ГОСТ Р 52766-2007» на участке автомобильной дороги «Сукманы-Уральский» в месте расположения автобусной остановки «Новая Станция» на 3 км. + 500 м., обозначенной дорожными знаками 5.16 «Место автобусной остановки», с правой стороны дороги по направлению д. Сукманы отсутствует автопавильон, стационарное электрическое освещение, скамья, урна для мусора, с левой стороны дороги отсутствует стационарное электрическое освещение.

Локальный сметный расчет по обустройству освещения и остановочного пункта «Новая Станция» на указанных участках дорог не составлен, источник финансирования и сроки обустройства не определены, следовательно, должных и своевременных мер по обустройству стационарного электрического освещения, остановочного пункта на данных участках дорог не принято.

Выявленные нарушения стали возможными по причине ненадлежащего исполнения обязанностей должностными лицами МБУ «Благоустройство», ответственными за содержание автомобильных дорог, а также за обеспечение организации дорожного движения и паспортизации автомобильных дорог, в связи с чем 27.03.2023 в адрес МБУ «Благоустройство» внесено представление об устранении нарушений законодательства о дорожной деятельности, законодательства о безопасности дорожного движения.

Таким образом, администрацией Нытвенского городского округа не предпринят полный комплекс обязательных мер для выполнения организационных и правовых мероприятий по обустройству вышеуказанных участков автомобильных дорог, что в свою очередь, отрицательно сказывается на правах гражданах, использующих автомобильные дороги, а также на обеспечении безопасности дорожного движения. Данное обстоятельство свидетельствует о нарушении прав граждан.

В связи с проведением дополнительного обследования вышеуказанных автомобильных дорог, прокурором Нытвенского района исковые требования были уточнены, в уточненном исковом заявлении прокурор просит:

1. Признать незаконным бездействие администрации Нытвенского городского округа, выразившееся в не приведение участков автомобильных дорог по ул. Вокзальная, п. Новоильинский от дома № 44 до знака 5.23.1 «Начало населенного пункта» (Новая Станция), «Нытва - Новоильинский» - Новая Станция» от знака 5.23.1 «Начало населенного пункта» (Новая Станция) и на протяжении 100 метров в соответствие с п. 4.6.1.1. «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования (утвержденным Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст), в не приведении участка автомобильной дороги «Сукманы - Уральский» в месте расположения остановочного комплекса «Новая Станция» в соответствии с требованиями п.п. 4.5.2.4, 5.3.2.1 «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования (утвержденным Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст).

2. Возложить на Муниципальное образование «Нытвенский городской округ Пермского края» в лице администрации Нытвенского городского округа обязанность привести участок автомобильной дороги по ул. Вокзальная, п. Новоильинский от дома № 44 до знака 5.23.1 «Начало населенного пункта» (Новая Станция) в соответствие с требованиями с п. 4.6.1.1. «ГОСТ Р 52766- 2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» в части обустройства стационарного электрического освещения в срок до 31.12.2026.

3. Возложить на Муниципальное образование «Нытвенский городской округ Пермского края» администрации Нытвенского городского округа обязанность привести участок автомобильной дороги «Нытва - Новоильинский» - Новая Станция» от знака 5.23.1 «Начало населенного пункта» (Новая Станция) и на протяжении 100 метров в соответствие с требованиями с п.п. 4.6.1.1. ГОСТ Р 52766-2007. «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» в части обустройства стационарного электрического освещения в срок до 31.12.2026.

4. Возложить на Муниципальное образование «Нытвенский городской округ Пермского края» администрации Нытвенского городского округа

обязанность привести участок автомобильной дороги «Сукманы - Уральский» в месте расположения остановочного комплекса «Новая Станция» в соответствие с требованиями с п.п. 4.5.2.4, 5.3.2.1 ГОСТ Р 52766-2007. «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» в части обустройства стационарного электрического освещения с обеих сторон дороги и автопавильона (навес), скамьи с правой стороны дороги по направлению д. Сукманы в срок до 31.12.2026.

В судебном заседании помощник прокурора Нытвенского района Куликова Е.В. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, пояснила, что со стороны муниципального образования имеется бездействие, так как к их полномочиям относится дорожная деятельность в границах городского округа. Сама администрация не приняла мер, после внесения представления также нарушения не устранены.

Представитель административного ответчика Поносов В.В. с исковыми требованиями согласен частично, не согласен с п.1 требований, поскольку бездействия не допущено, на устранение нарушений, указанных в представлении, требуется большое количество работ и соблюдение процедур.

Представитель административного соответчика МБУ «Благоустройство» Чичев Т.Г. с исковыми требованиями согласен частично, просит отказать в удовлетворении п.1 исковых требований.

Суд, заслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Согласно положениям данного Федерального закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, при этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований (ч. 4 ст. 6).

В силу ч. 1, 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

В соответствии со ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: создание условий предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального, городского округа, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального, регионального, межмуниципального, местного значения. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.

Под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Элементами обустройства автомобильных дорог понимаются сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса (пункт 5 ст. 3 ФЗ № 257-ФЗ).ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 г. № 270-ст, устанавливает основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог.

Пунктом 4.5.2.4 «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" предусмотрено, что пешеходный переход должен быть оборудован дорожными знаками, разметкой, стационарным наружным освещением (с питанием от распределительных сетей или автономных источников).

В соответствии с п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.

Наружные осветительные установки включают в вечерние сумерки при естественной освещенности менее 20 лк, а отключают - в утренние сумерки при естественной освещенности более 10 лк.

В темное время суток не допускается отключение наружного освещения или снижение освещенности поверхности проезжей части в местах пешеходных переходов, расположенных в населенных пунктах, за исключением случаев аварийного нарушения электроснабжения.

Согласно п.5.3.1 «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", остановочные пункты общественного пассажирского транспорта (остановочные пункты) для организации ожидания, высадки и посадки пассажиров маршрутных транспортных средств оборудуются на дорогах с регулярным движением маршрутных транспортных средств в местах промежуточных остановок на маршруте следования.

Остановочный пункт должен состоять из следующих элементов:

- остановочная площадка;

- посадочная площадка;

- площадка ожидания;

- переходно-скоростные полосы;

- заездной "карман" (при размещении остановки в зоне переходно-скоростной полосы у пересечений и примыканий автомобильных дорог);

- боковая разделительная полоса (для дорог I - III категорий);

- тротуары и пешеходные дорожки;

- пешеходный переход;

- автопавильон;

- скамьи;

- туалет (через 10 - 15 км для дорог I - III категорий);

- контейнер и урны для мусора (для дорог IV категории только урна);

- технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения);

- освещение (при расстоянии до места возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м) (п.5.3.2.1 «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования").

Исходя из п. 5.3.3.10. «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", посадочные площадки на всех остановочных пунктах в районах с холодным климатом должны быть, как правило, оборудованы павильонами для пассажиров, а в районах с умеренным или жарким климатом - навесами.

На основании обращений ФИО1 от 27.02.2023, 15.03.2023 по факту ненадлежащего состояния автомобильной дороги от микрорайона Новая Станция, п.Новоильинский Нытвенского городского округа до автобусной остановки общественного транспорта «Долгий мост» п.Новоильинский, прокуратурой Нытвенского района в отношении МБУ «Благоустройство» в период с 28.02.2023 по 29.03.2023 проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения и дорожной деятельности, в связи с чем, 01.03.2023 прокуратурой района в администрации Нытвенского городского округа и МБУ «Благоустройство» были истребованы информация и документы (л.д. 12-18).

В ответ на требование МБУ «Благоустройство» 06.03.2023 сообщает, что обращения по вопросам о ненадлежащем состоянии автомобильной дороги от микрорайона Новая Станция п.Новоильинский до автобусной остановки общественного транспорта «Долгий мост» от ФИО2 поступали путем портала «Управляем вместе» от 25.01.2023, 27.02.2023 и ПОС от 24.01.2023, ответы направлены модератору согласно правил (л.д.19-20).

Выписками из ЕГРН от 15.02.2023 подтверждается, что автодорога Сукманы –Уральский 000+000-007+057 к.н.59:26:0000000:7495 с 01.11.2022, а также автодорога «Нытва-Новоильинский» - Новая Станция» к.н. 59:26:0000000:8374 с 26.11.2022, находятся в собственности МО Нытвенский городской округ Пермского края (л.д.21-27).

На л.д. 28-32 имеются: акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), составленный государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД по Нытвенскому городскому округу от 06.03.2023, о том, что на участке а/д Нытва-Новоильинский – Новая Станция 1 км. на проезжей части дороги перед населенным пунктом «Новая Станция», обозначенного дорожными знаками 5.23.1 «Начало населенного пункта», отсутствует уличное освещение, предусмотренное п.4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007;

- акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), составленный государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД по Нытвенскому городскому округу от 23.03.2023, о том, что на участке а/д Сукманы-Уральский 3 км.+500м. на проезжей части дороги, в месте расположения автобусной остановки, обозначенных дорожными знаками 5.15 «Место автобусной остановки» были выявлены следующие недостатки в её содержании: с правой стороны по направлению г.Нытва отсутствует автопавильон, уличное освещение, скамья, урны для мусора; с левой стороны по направлению г.Нытва отсутствует уличное освещение, чем установлено событие п.5.3.2, 4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007, фотографии;

- справка помощника прокурора Нытвенского района от 06.03.2023 о том, что в нарушение п.4.6.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 на участке автомобильной дороги от дома №47 по ул.Вокзальная до знака 5.23.1. «Населенный пункт» («Новая Станция») и от знака на протяжении 100м. отсутствует стационарное уличное освещение.

27.03.2023 прокурором Нытвенского района в адрес МБУ «Благоустройство» внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, о дорожной деятельности (л.д. 33-39).

12.04.2023 дан ответ на представление, из которого следует, что подрядной организацией выполнены работы по составлению дефектной ведомости по строительству сетей наружного освещения: на участке автомобильной дороги «Нытва-Новоильинский» - Новая Станция на протяжении 100 м. до знака 5.23.1 «Начало населенного пункта» и от этого знака до д.№47 по ул.Вокзальная; на участке автомобильной дороги от дома №19 по ул.Стадионная до дома №13 по ул.Вокзальная. В настоящее время составляется локальный сметный расчет. Вышеуказанные работы будут выполнены после определения источника финансирования и выделения денежных средств. Устройство элементов автобусных остановок относится к работам, проводимым при капитальном ремонте автомобильных дорог. Разработка проектно-сметной документации и капитальный ремонт возможны только после включения данной автодороги в муниципальную программу «Развитие дорожной инфраструктуры Нытвенского городского округа». На данный момент необходимая проектно-сметная документация отсутствует, а программа дорожных работ на 2023-2025г.г не предусматривает мероприятий по обустройству данной автобусной остановки (л.д.44-45).

17.07.2023 старшим госинспектором ОГИБДД ОМВД России по Нытвенскому ГО в присутствии помощника прокурора Нытвенского района, представителя администрации Нытвенского ГО, инженера МБУ «Благоустройство», проведено обследование участка автодороги п.Новая Станция, ул.Вокзальная, в ходе которого были выявлены следующие недостатки: отсутствует освещение от дома №44 ул.Вокзальная в направлении улицы Строительная и за переделами населенного пункта на расстоянии от него не менее 100м чем установлено событие п.4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (л.д.63-65).

Согласно акту от 17.07.2023, проведено обследование участка автодороги Сукманы-Уральский остановка «Новая Станция», установлено, что отсутствует стационарное электрическое освещение, чем установлено событие п.4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»; отсутствует автопавильон или навес, чем установлено событие п.5.3.2 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (л.д.66-67).

Из Устава МБУ «Благоустройство» следует, что его учредителем является МО Нытвенский городской округ, предметом деятельности учреждения является: в т.ч. дорожная деятельность, деятельность по организации освещения улиц округа (п.п. 2.2.1, 2.2.4).

Таким образом, в судебном заседании установлено, что на участке автомобильной дороги по ул. Вокзальная п. Новоильинский от дома № 44 до знака 5.23.1 «Начало населенного пункта» (Новая Станция), а также на участке автомобильной дороги «Нытва - Новоильинский» - Новая Станция» от знака 5.23.1 «Начало населенного пункта» (Новая Станция) и на протяжении 100 метров по направлению к остановке отсутствует стационарное электрическое освещение; на участке автомобильной дороги «Сукманы-Уральский» в месте расположения остановочного комплекса «Новая Станция» отсутствует стационарное электрическое освещение с обеих сторон дороги, а также автопавильон (навес), скамья с правой стороны дороги по направлению д. Сукманы.

Указанные нарушения непосредственно влияют на безопасность движения, нарушают права граждан на пользование дорогами. Данный факт ответчиками не опровергнут надлежащими и достоверными доказательствами, в том числе и на момент рассмотрения настоящего иска судом.

Суд не находит оснований для удовлетворения требований о признании незаконным бездействия администрации Нытвенского городского округа, выразившегося в не приведении вышеуказанных участков автомобильных дорог в соответствие с п.4.6.1.1., п.4.5.2.4., п.5.3.2.1 «ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», поскольку в деле не имеется доказательств длительного бездействия ответчиков. Так, из материалов дела следует, что обращения Катаевой поступили в администрацию в январе и феврале 2023. Представление в МБУ «Благоустройство» внесено 27.03.2023, в ответе на представление от 12.04.2023 указано на составление дефектной ведомости по строительству сетей наружного освещения на участке автомобильной дороги «Нытва-Новоильинский» - Новая Станция на протяжении 100 м. до знака 5.23.1 «Начало населенного пункта» и от этого знака до д.№47 по ул. Вокзальная. Исковое заявление подано в суд 21.04.2023. Таким образом, с требованием о признании бездействия администрации незаконным прокурор обратился практически сразу же после получения ответа на представление. Сведений о том, что до марта 2023 прокуратурой принимались меры прокурорского реагирования по нарушениям, указанным в иске, и ответчик при этом бездействовал, материалы дела не содержат. При таких обстоятельствах суд не усматривает в действиях администрации НГО бездействия.

Вместе с тем, руководствуясь приведенными выше нормами права, приняв во внимание фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что прокурором доказано нарушение прав неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности дорожного движения. На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что имеются правовые основания для удовлетворения иска прокурора о возложении обязанности на административного ответчика в части организации стационарного уличного электрического освещения и обустройства автопавильона (навеса), скамьи на вышеуказанных участках автодороги в соответствии с требованиями «ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».

Поскольку предметом деятельности МБУ «Благоустройство», созданного в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления Нытвенского городского округа в том числе, в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, освещения улиц, является: в т.ч. дорожная деятельность, деятельность по организации освещения улиц округа, а учредителем МБУ «Благоустройство» выступает МО Нытвенский городской округ, то обязанность по организации стационарного уличного электрического освещения и обустройства автопавильона (навеса), скамьи суд возлагает на МБУ «Благоустройство», а обязанность произвести финансирование МБУ «Благоустройство» для устранения указанных нарушений законодательства суд возлагает на Муниципальное образование «Нытвенский городской округ».

Кроме того, на основании распоряжения Управления земельно-имущественных отношений администрации Нытвенского городского округа от 01.11.2022 №485 из казны муниципального образования «Нытвенский городской округ» МБУ «Благоустройство» в безвозмездное пользование переданы дороги общего пользования местного значения Нытвенского городского округа, в том числе вышеуказанные дороги (л.д.36).

МБУ «Благоустройство» в соответствии с п.3.1.1.3 Устава осуществляет содержание данных автомобильных дорог.

Суд, учитывая принцип исполнимости решения, характер заявленных требований, требования разумности, требования бюджетного законодательства, сезонный характер работ, связанных с дорожными работами, а также принимая во внимание, что выполнение работ по обустройству освещения и остановочного комплекса является продолжительным по времени и требующим значительных финансовых средств мероприятием, устанавливает срок исполнения решения суда до 31.12.2026.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

отказать в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия администрации Нытвенского городского округа, выразившегося в неприведении участков автомобильных дорог по ул. Вокзальная п. Новоильинский от дома № 44 до знака 5.23.1 «Начало населенного пункта» (Новая Станция), «Нытва-Новоильинский-Новая Станция» от знака 5.23.1 «Начало населенного пункта» (Новая Станция) и на протяжении 100 метров в соответствие с п. 4.6.1.1. «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования (утвержденным Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст), в неприведении участка автомобильной дороги «Сукманы-Уральский» в месте расположения остановочного комплекса «Новая Станция» в соответствие с требованиями п.п. 4.5.2.4, 5.3.2.1 «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования (утвержденным Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст).

Возложить на МБУ «Благоустройство» обязанность привести участок автомобильной дороги по ул. Вокзальная п. Новоильинский от дома № 44 до знака 5.23.1 «Начало населенного пункта» (Новая Станция) в соответствие с требованиями с п. 4.6.1.1. «ГОСТ Р 52766- 2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» в части обустройства стационарного электрического освещения в срок до 31.12.2026.

Возложить на МБУ «Благоустройство» обязанность привести участок автомобильной дороги «Нытва - Новоильинский» - Новая Станция» от знака 5.23.1 «Начало населенного пункта» (Новая Станция) и на протяжении 100 метров по направлению к остановке в соответствие с требованиями с п.п. 4.6.1.1. ГОСТ Р 52766-2007. «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» в части обустройства стационарного электрического освещения в срок до 31.12.2026.

Возложить на МБУ «Благоустройство» обязанность привести участок автомобильной дороги «Сукманы-Уральский» в месте расположения остановочного комплекса «Новая Станция» в соответствие с требованиями с п.п. 4.5.2.4, 5.3.2.1 ГОСТ Р 52766-2007. «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» в части обустройства стационарного электрического освещения с обеих сторон дороги, а также автопавильона (навеса), скамьи с правой стороны дороги по направлению д. Сукманы в срок до 31.12.2026.

Возложить на Муниципальное образование «Нытвенский городской округ» обязанность произвести финансирование МБУ «Благоустройство» для устранения указанных нарушений законодательства в срок до 31.12.2026 г.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Л.В. Волкова