Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Симферополь Дело № 2а-59/2019
Верховный Суд Республики Крым в составе:
судьи Верховного Суда Республики Крым Яковлева С.В.
при секретаре Ёна А.О.,
при участии представителя Администрации г. Ялта Республики Крым Подружко В.Н., прокурора Бирюк Д.Ю., рассмотрев в откртыом судебном заседании административное исковое заявление Карплюк Светланы Анатольевны к Ялтинскому городскому совету, заинтересованные лица Администрация г. Ялта Республики Крым, Глава Администрации г. Ялта Челпанов А.В., Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Ялты, Глава муниципального образования городской округ Ялта – председатель Ялтинского городского совета Деркач Р.П., Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым о признании нормативного правового акта недействующим в части, выслушав объяснения представителя Администрации г. Ялта Республики Крым, позицию прокурора,
У С Т А Н О В И Л
Ялтинским городским советом Республики Крым на 75 сессии 1 созыва 03 декабря 2018 года принято решение №3 «Об утверждении генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым», в соответствии с пунктом 1 которого утвержден генеральный план муниципального образования городской округ Ялта ( далее Генеральный план).
Карплюк Светлана Анатольевна (далее истец) обратилась в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим генеральный план муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденный решением Ялтинского городского совета от 03.12.2018 года № 3 «Об утверждении генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым», в той мере, в какой земельный участок с кадастровым номером 90:25:090102:336 расположен в функциональной зоне сельскохозяйственного назначения (использования).
Определением от 12 марта 2019 года указанное выше административное исковое заявление принято к производству Верховного Суда Республики Крым.
Определениями от 27 марта 2019 года, 24 апреля 2019 года, 15 мая 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация г.Ялта Республики Крым ( далее Администрация), Глава Администрации г. Ялта Челпанов А.В. (далее Глава администрации), Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Ялты ( далее Департамент), Глава муниципального образования городской округ Ялта – председатель Ялтинского городского совета Деркач Р.П. (Председатель совета), Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым ( далее Министерство).
В судебное заседание 13 июня 2019 года истец, Совет, Глава администрации, Департамент, Председатель совета, Министерство явку своих представителей не обеспечили о дне и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, представитель Администрации г. Ялта Республики Крым возражал против удовлетворения заявленных требований.
От ответчика и заинтересованных лиц поступили письменные возражения на административное исковое заявление, в которых указано на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ( далее КАС РФ) Верховный суд Республики Крым, принимая во внимание извещение истца, ответчика и заинтересованных лиц о днях и времени рассмотрения административного искового заявления, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей участников процесса.
Прокурор в судебном заседании 13 июня 2019 года представил заключение, указав на то, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению.
Исследовав материалы дела, изучив доводы искового заявления, выслушав пояснения представителя Администрации г. Ялта Республики Крым, заключение прокурора, Верховный Суд Республики Крым пришел к следующим выводам.
Как указано выше, Советом на 75 сессии 1 созыва 03 декабря 2018 года принято решение №3 «Об утверждении генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» ( далее Решение №3), в соответствии с пунктом 1 которого утвержден Генеральный план.
Решение № 3 было опубликовано в газете «Ялтинские ведомости» №46-47 (159-160) от 08 декабря 2018 года, размещено на официальном сайте муниципального образования городской округ Ялта (htth:// yalta.rk.gov.ru).
Согласно пунктам 5 и 6 части 2 статьи 209 КАС РФ в административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, а также требования о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим с указанием на несоответствие законодательству Российской Федерации всего нормативного правового акта или отдельных его положений.
В соответствии с пунктом 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25декабря 2018 года N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом.
Истец, обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением, указывает на то, что он является, лицом, у которого подтверждается право собственности на земельный участок площадью 0,095 га, расположенный по адресу: <адрес>, район <адрес> – <адрес>, с кадастровым №.
Согласно части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьям 24, 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка и утверждение генеральных планов и правил землепользования и застройки городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.
Подготовка и утверждение проекта генерального плана поселения регламентирована статьёй 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В силу пункта 15 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.
Материалы дела свидетельствуют о том, что Алупкинским городским советом на 46 сессии 5 созыва 30 июля 2010 года принято решение № 25/41, согласно пункту 1 которого истцу предоставлено разрешение на выполнение проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность ориентировочной площадью 0,095 га расположенного по адресу : <адрес> – <адрес>, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений.
В силу изложенного Верховный Суд Республики Крым пришел к выводу о том, что нашел подтверждения факт того, что истец являются субъектом отношений, регулируемых решением № 3.
В соответствии с частью 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, в том числе, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов, форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты, процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу, соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Аналогичные требования закреплены в пунктах 28-31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 « О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».
Согласно части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон №131-ФЗ), статьям 24, 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ), подготовка и утверждение генеральных планов и планов землепользования и застройки городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.
Согласно части 1 статьи 24 ГрК РФ генеральный план городского округа утверждается соответственно представительным органом местного самоуправления городского округа.
В соответствии с частью 2 статьи 24 ГрК РФ, решение о подготовке проекта генерального плана принимается главой местной администрации городского округа ( часть 2 статьи 24 ГрК РФ).
Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 данного кодекса (часть 11 статьи 24 ГрК РФ). Обязательными приложениями к проекту генерального плана являются протоколы общественных обсуждений или публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких общественных обсуждений или публичных слушаний (части 12, 13 статьи 24 ГрК РФ).
Решением Совета от 21 июня 2018 года N 9 утверждено Положения об организации и проведении общественных обсуждений и ( или) публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (далее Положение). В соответствии с подпунктом 2.1.1 пункта 2.1 этого Положения обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаньях подлежат, в том числе, проект генерального плана городского округа, которые согласно пункту 3.2 Положения назначаются Главой муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым – председателем Ялтинского городского совета путем издания соответствующего постановления.
Материалы дела свидетельствуют о том, что постановлением Главы муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым – председателя Ялтинского городского совета № 16 от 19 июля 2018 года назначены общественные обсуждения по проекту Генерального плана, определен порядок их проведения, на Администрацию возложена обязанность размещения материалов проекта Генерального плана на официальной странице муниципального образования, их публикации в газете «Ялтинские ведомости», создана временная комиссия по организации и проведению общественных обсуждений по проекту Генерального плана, утверждено положение о временной комиссии по организации и проведению общественных обсуждений по проекту Генерального плана.
Верховным Судом Республики Крым установлено, что во исполнение постановления Главы муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым – председателя Ялтинского городского совета № 16 от 19 июля 2018 года в каждом населенном пункте городского округа Ялта Республики Крым в период со 20 июля 2018 года по 24 августа 2018 года были проведены общественные обсуждения по проекту Генерального плана, по окончании которых составлены протоколы. По результатам проведения этих общественных обсуждений 22 августа 2018 года было подготовлено заключение, утвержденное председателем временной комиссии по организации и проведению общественных обсуждений по проекту Генерального плана, которое вместе с необходимыми документами, было направлено в адрес Главы администрации.
Главой администрации 31 октября 2018 года было принято Постановление №2137-П, которым согласован проект Генерального плана, который вместе с картой по несогласованным вопросам был направлен в Совет для принятия решения об его утверждении или отклонении.
На заседании 75 сессии 1 созыва Ялтинского городского совета, состоявшейся 03 декабря 2018 года, единогласно было принято Решение № 3 об утверждении Генерального плана, которое опубликовано в газете «Ялтинские ведомости» №46-47 (159-160) от 08 декабря 2018 года, размещено 06 декабря 2018 года на официальном сайте муниципального образования городской округ Ялта (htth:// yalta.rk.gov.ru/ru/index).
В силу изложенного Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу о том, что материалами дела подтверждается, что Решение №3 принято полномочным представительным органом местного самоуправления муниципального образования городской округ Ялта в пределах его компетенции, с соблюдением требований об официальном опубликовании, процедура принятия этого решения, включающая проведение общественных обсуждений, подготовку заключения по результатам их проведения, соблюдена. Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются. В материалах дела отсутствуют доказательства нарушения прав истца при проведении общественных обсуждений, подготовке проекта Решения № 3, его принятия.
В пункте 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25декабря 2018 года N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» установлено, что если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации и других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (части 1 и 4 статьи 3 ГрК РФ).
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются в том числе на принципе обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории (пункт 1 статьи 2 ГрК РФ).
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).
Генеральный план городского округа является одним из документов территориального планирования муниципального образования (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ) и утверждается на срок не менее чем двадцать лет (часть 11 статьи 9 ГрК РФ).
Как указано выше, подготовка и утверждение проекта генерального плана поселения регламентирована статьей 24 ГрК РФ. В силу пункта 15 статьи 24 ГрК РФ, правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.
Из системного анализа приведенных положений ГрК РФ следует, что с учетом необходимости гармоничного развития территорий муниципального образования городского округа документы территориального планирования, определяющие стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности, содержащие в себе долгосрочные ориентиры их развития, призваны обеспечивать не только права и интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и публичные интересы, связанные, в том числе, с устойчивым развитием территорий муниципального образования. При этом действующее законодательство предусматривает не только права собственников и обладателей иных прав на земельные участки участвовать в обсуждении проектов документов территориального планирования муниципального образования, но и обжаловать их положения в суде.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, административное процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения (определения от 28 января 2016 года N109-О и от 26 мая 2016 года N 1145-О, от 25 октября 2016 года № 2302-О).
Истец, обращаясь в суд с настоящим административным иском, указывает на то, что в силу положений Закона Республики Крым № 38- ЗРК от 31 июня 2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», имеет право на земельный участок площадью 0,095га, расположенный по адресу: <адрес>, район <адрес> – <адрес> ( кадастровый №), разрешение на составление проекта отвода которого ему предоставлено решением № 25/41 от 30 июля 2010 года 46 сессии 5 созыва Алупкинского городского совета.
Статьёй 1 Федерального Конституционного закона Российской Федерации от 21марта 2014года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее Закон №6-ФКЗ) закреплено, что Республика Крым принимается в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и на основании указанного Закона.
Закон Республики Крым № 38- ЗРК от 31июля 2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее Закон №38-ЗРК) устанавливает особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым.
Статья 1 этого закона определяет, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее Федеральный конституционный закон), Конституция Республики Крым, а также иные федеральные законы и нормативные правовые акты Республики Крым с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
В части 1 статье 13 Закона №38-ЗРК установлено, что завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
Согласно части 2 статьи 13 Закона №38-ЗРК предоставление земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта, бесплатно в собственность в том числе гражданам Российской Федерации.
Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым ( части 5 статьи 13 Закона №38-ЗРК).
Обращаясь с настоящим административным иском, истец указывает на то, что, действуя согласно указанным выше положениям Закона №38-ЗРК, он направлял в компетентный орган муниципального образования городской округ Ялта заявление о завершении оформления права на земельный участок площадью 0,095га, расположенный по адресу: <адрес>, район <адрес> – <адрес> (кадастровый №), которое не рассмотрено.
Однако, в нарушение положений статьи 62 КАС РФ доказательства такого обращения истцом не представлены.
Несмотря на определение суда от 29 мая 2019 года истцом не представлены документы, подтверждающие право собственности (пользования) земельным участком площадью 0,095 га, расположенный по адресу: <адрес>, район <адрес> – <адрес> ( кадастровый №).
В судебном заседании 13 июня 2019 года прокурором представлена копия постановления Администрации г.Ялта Республики Крым №1243-п от 03 июля 2019 года, которым отменено решение 46 сессии 5 созыва Алупкинского городского совета от 30 июля 2010 года № 25/41 « О разрешении выполнения проекта землеустройства по отводу земельного участка гражданке Карплюк С.А.».
Изучив материалы дела, Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу, что истец правообладателем (собственником и обладателем иных прав) земельного участка площадью 0,095 га, расположенного по адресу: <адрес>, район <адрес> – <адрес> ( кадастровый №), не является, им не представлены доказательства того, что установление функциональной зоны указанному земельному участку повлекло или может повлечь нарушение его прав или законных интересов.
С учетом изложенного, Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу о том, что принятое в установленном законом порядке компетентным органом решение № 3 не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, права либо законные интересы истца не нарушает, вследствие чего отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь статьями 175-180, 215, 295,296 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л :
Отказать в удовлетворении административного искового заявления Карплюк Светланы Анатольевны к Ялтинскому городскому совету, заинтересованные лица Администрация г. Ялта Республики Крым, Глава Администрации г. Ялта Челпанов А.В., Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Ялты, Глава муниципального образования городской округ Ялта – председатель Ялтинского городского совета Деркач Р.П., Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым.
Решение суда может быть обжаловано и опротестовано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 18 июня 2019 года.
Судья подпись С.В. Яковлев
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>