ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-59/20 от 20.01.2019 Советского районного суда (Республика Крым)

Дело № 2а-59/2020

91RS0020-01-2019-000635-48

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 марта 2020 года Советский районный суд Республики Крым в составе:

председательствующего - судьи Дмитриева Т.М.,

при секретаре - Аппазове М.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании бездействия по устранению ошибок при регистрации объектов недвижимости незаконным, обязании снять объекты недвижимости с кадастрового учета в Едином государственном реестре недвижимости, заинтересованное лицо - администрация Советского сельского поселения Советского района Республики Крым,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании бездействия по устранению ошибок при регистрации объектов недвижимости незаконным, обязании снять объекты недвижимости с кадастрового учета в Едином государственном реестре недвижимости. Исковые требования мотивированы тем, что ФИО1 является собственником <адрес> расположенной по адресу: <адрес>, пгт. Советский, <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. м. Квартира административного истца состоит из двух реконструированных квартир: и . После реконструкции квартир ФИО1 в соответствии с утвержденным актом государственной технической комиссии по приемке законченных строительством жилых домов было выдано свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество. Однако в соответствии с законодательством РФ на основании архивных данных органа БТИ на кадастровый учет были поставлены две ранее существовавшие квартиры истца под и . Административный истец указывает, что имеются основания для снятия указанных квартир с кадастрового учета, при этом иного вне судебного порядка действующим законодательством не предусмотрено.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, направил в адрес суда заявление о рассмотрении настоящего административного дела в его отсутствие.

Представитель административного ответчика Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, в материалах дела имеется возражение, в котором он просит рассмотреть настоящее административное дело в его отсутствие, при этом указывает, что объект недвижимого имущества площадью 89,5 кв.м по указанному адресному ориентиру на государственном кадастровом учете не состоит, что исключает возможность выявления дублирующих сведений в ЕГРН, кроме того, ссылаясь на разъяснения Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" указывает, что административный истец не обжалует действия Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, не просит признать их незаконными, а доводы, на которые административный истец ссылается основаны на предположениях.

Представитель заинтересованного лица администрации Советского сельского поселения Советского района Республик Крым в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Суд, руководствуясь положениями ч.2 ст. 150, ч.6 ст. 226 КАС РФ считает возможным провести судебное заседание в отсуствие неявившихся участников судебного разбирательства.

Исследовав материалы гражданского дела, суд установил следующие фактические обстоятельства и соответствующие им правоотношения.

Согласно архивной выписке из решения исполнительного комитета Советского поселкового совета Автономной Республики Крым № 69 от 21 июля 2004 года пос. Советский «О разрешении строительства и проектирования в пос. Советский» от 22 декабря 2017 года № <данные изъяты> ФИО1 были утверждены акты государственной технической комиссии по приемке законченных строительством жилых домов на реконструируемую <адрес> общей площадью <данные изъяты>.м жилой площадью <данные изъяты> кв.м (л.д.11).

Согласно свидетельству о праве собственности на недвижимое имущество серии САА ФИО1 на праве собственности принадлежит <адрес> в <адрес> Республики Крым (л.д.12).

В соотвествии с извлечением от ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Советского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельства о праве собственности серии <данные изъяты> ФИО1 на праве собственности принадлежит <адрес> в пгт.<адрес><адрес> (л.д.13).

В соответствии с техническим паспортом квартиры, принадлежащей ФИО1, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, составленным ДД.ММ.ГГГГ Джанкойским межрайонным бюро регистрации и технической инвентаризации, общая площадь вышеуказанной квартиры составляет <данные изъяты> кв.м, жилая площадь составляет <данные изъяты> кв.м (л.д.14).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на имя председателя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым было подано заявление о верификации и гармонизации сведений, содержащихся в ЕГРН в отношении квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, пгт.Советский, <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м и квартиры расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, поскольку ФИО1 принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес>, пгт.Советский, <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м, жилой площадью <данные изъяты> кв.м образованная в результате реконструкции (объединения) двух квартир и в <адрес>, в пгт.<адрес> Республики Крым (л.д.6-7).

Решением Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было отказано во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, в связи с тем, что сведения об объекте недвижимости, расположенном по адресу: <адрес>, <данные изъяты><адрес> внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014-2019)» с присвоением объекту кадастрового номера 90:13:010108:3629 (л.д.10).

Согласно информационному письму директора филиала ГУП РК «Крым БТИ» в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, пгт.Советский, <адрес> соединена с <адрес> на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности зарегистрировано Джанкойским БТИ в книге реестр <данные изъяты> за ФИО1 (л.д.92).

Как следует из выписки Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ на кадастровом учете состоит квартира, расположенная по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, общей площадью <данные изъяты>.м, ей присвоен кадастровый (л.д. 89-91).

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч.7 ст.1 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГN 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

В соответствии с ч.1 и ч.2 ст. 8 вышеуказанного закона в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки.

В силу ст. 12 Федеральный конституционный закон от ДД.ММ.ГГГГN 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" На территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности не кредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами <адрес>, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

Согласно разделу I Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГN 903 "О федеральной целевой программе "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2020 годы)". В связи с вступлением в силу Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и <адрес>" Программой предусмотрен ряд мероприятий, направленных на дальнейшую интеграцию новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, а также в систему органов государственной власти Российской Федерации. Для обеспечения единства государственной политики Российской Федерации в сфере земельно-имущественных отношений, направленной на рациональное использование земельных ресурсов и объектов недвижимости как важнейших составляющих национального богатства Российской Федерации, а также для обеспечения равной защиты прав собственности на объекты недвижимости для всех участников рынка необходимо обеспечить на территориях Республики Крым и <адрес> устойчивые условия для создания системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости.

В рамках реализации Программы предусмотрен комплекс мероприятий, обеспечивающих создание на территориях Республики Крым и <адрес> информационных ресурсов, содержащих полные и достоверные сведения об объектах недвижимого имущества и зарегистрированных правах, внедрение системы государственной кадастровой оценки недвижимости. Указанные меры позволят обеспечить оптимальные условия для предоставления государственных услуг, в том числе в электронном виде, а также создадут необходимые предпосылки для перехода на российскую систему налогообложения и увеличения доходной части бюджетов за счет расширения налогооблагаемой базы.

В соответствии с положениями ст. 40 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГN 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет помещений, машино-мест в связи с изменением их характеристик или вновь созданных или образованных помещений, машино-мест, расположенных в здании, сооружении, в результате реконструкции которых изменены параметры здания, сооружения (количество этажей, площадь, высота, произведена надстройка, перестройка, расширение), осуществляется одновременно с государственным кадастровым учетом изменений характеристик таких реконструированных здания, сооружения в случае, если в отношении указанных помещений, машино-мест ранее был осуществлен государственный кадастровый учет. При снятии с государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прекращения прав на здание, сооружение в связи с прекращением их существования одновременно осуществляются снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на все помещения и машино-места в таких здании, сооружении. Снятие с государственного кадастрового учета объекта незавершенного строительства в связи с прекращением его существования осуществляется одновременно с государственной регистрацией прекращения прав на него.

Согласно ч.1 ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

По смыслу вышеизложенных норм, дав правовую оценку всем представленным и исследованным в судебном заседании доказательствам в совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению исходя из следующего.

Изменение характеристик объектов недвижимости в следствие реконструкции (соединения) квартир и в <адрес> в пгт.<адрес> Республики Крым было осуществлено ФИО1 и зарегистрировано Джанкойским межрайонным бюро регистрации и технической инвентаризации в 2004 году. На образованную в результате реконструкции <адрес> в пгт.<адрес> Республики Крым общей площадью 89,5 кв.м за ФИО1 было зарегистрировано право собственности. Сведения о соединении указанных выше квартир и характеристики образованной в результате такого соединения квартиры были зарегистрированы Джанкойским БТИ в книге реестр 1787 в 2004 году. Изменение характеристик объекта недвижимости были произведены ФИО1 до реализации федеральной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014-2019)» и хранились в органе регистрации и технической инвентаризации (Джанкойском БТИ, книга реестр 1787).

Таким образом, судом установлено, что объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, не существовал в момент внесения сведений о нём в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014-2019)», объект недвижимости с кадастровым номером 90:13:010108:3629, расположенный по адресу: Республика, <адрес>, пгт.Советский, <адрес>А, <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м также не существовал в момент внесения сведений о нём в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014-2019)».

При указанных выше обстоятельствах, отказ Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру <адрес> ФИО1 по внесению сведений в государственный кадастр недвижимости объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, противоречит целям и задачам, установленным в Постановлении Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГN 903 "О федеральной целевой программе "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2020 годы)" о создание на территориях Республики Крым и <адрес> информационных ресурсов содержащих полные и достоверные сведения об объектах недвижимого имущества и зарегистрированных правах, внедрение системы государственной кадастровой оценки недвижимости и является незаконным.

Судом изучены доводы возражения представителя ответчика, изложенные в письменном возражении. Указанные доводы признаны судом несостоятельным, поскольку они опровергаются исследованными в судебном заседании доказательствами и не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Кроме того, довод представителя ответчика со ссылкой на разъяснения Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" не может быть принят во внимание, поскольку указанный документ утратил силу в связи с изданием Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГN 36.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180, ст. 296-298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,

решил:

административное исковое заявление ФИО1 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании бездействия по устранению ошибок при регистрации объектов недвижимости незаконным, обязании снять объекты недвижимости с кадастрового учета в Едином государственном реестре недвижимости, заинтересованное лицо - администрация Советского сельского поселения Советского района Республики Крым – удовлетворить.

Признать бездействие Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым по устранению ошибок при регистрации квартир (объектов недвижимости) – незаконным.

Обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым снять с кадастрового учета в Едином государственном реестре недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости: квартиру с кадастровым номером <данные изъяты> расположенную по адресу: Республика, <адрес>, пгт.Советский, <адрес>А, <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м и квартиру с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенную по адресу: Республика, <адрес>, <адрес>, <адрес>А, <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд Республики Крым.

Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.

Судья: Т.М.Дмитриев