ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-59/2022 от 03.03.2022 Вачского районного суда (Нижегородская область)

Дело № 2а -59/2022 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Решение в окончательной форме принято 03 марта 2022 года

р.п. Вача 28 февраля 2022 года

Вачский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Бариновой Н.С.,

при секретаре судебного заседания Т.,

с участием административного истца пом. прокурора Вачского района Нижегородской области В. ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокурора Вачского района Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Вачского муниципального района Нижегородской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии полного комплекса мер по переходу на предоставление муниципальных услуг в электронном виде с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия; в непринятии мер по техническому оборудованию помещения, в котором хранятся документы государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей в соответствии с требованиями приказа Минпросвещения России от 15.06.2020 № 300 «Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей»; обязании в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить предоставление гражданам муниципальных услуг органом опеки и попечительства администрации Вачского муниципального района с использованием информационной системы межведомственного электронного взаимодействия, оборудовать помещение, в котором хранятся документы о детях-сиротах, о детях, оставшихся без попечения родителей в соответствии с требованиями приказа Минпросвещения России от 15.06.2020 № 300 «Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей», а именно: металлической входной дверью либо деревянной дверью, обитой железом или специальным оборудованием, или охраной в нерабочее время для исключения возможности неконтролируемого проникновения или пребывания в них посторонних лиц; окно оборудовать металлическими решетками, ставнями или другими средствами, препятствующими неконтролируемому проникновению в помещение,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Вачского района Нижегородской области, обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском в порядке ст. 39 КАС РФ к администрации Вачского муниципального района Нижегородской области о признании незаконным бездействия выразившегося в непринятии полного комплекса мер по переходу на предоставление муниципальных услуг в электронном виде с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия, в непринятии мер по техническому оборудованию помещения, в котором хранятся документы государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей в соответствии с требованиями приказа Минпросвещения России от 15.06.2020 № 300 «Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей»; обязании в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить предоставление гражданам муниципальных услуг органом опеки и попечительства администрации Вачского муниципального района с использованием информационной системы межведомственного электронного взаимодействия; оборудовать помещение, в котором хранятся документы о детях-сиротах, о детях, оставшихся без попечения родителей в соответствии с требованиями приказа Минпросвещения России от 15.06.2020 № 300 «Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей», а именно: металлической входной дверью либо деревянной дверью, обитой железом или специальным оборудованием, или охраной в нерабочее время для исключения возможности неконтролируемого проникновения или пребывания в них посторонних лиц; окно оборудовать металлическими решетками, ставнями или другими средствами, препятствующими неконтролируемому проникновению в помещение.

В обоснование указанных требований административный истец указал следующее:

Прокуратурой Вачского района во исполнение организационно-распорядительных документов прокуратуры области проведена проверка соблюдения законодательства об опеке и попечительстве, в ходе которой установлено следующее.

В силу норм закона единая система межведомственного электронного взаимодействия, являясь федеральной государственной информационной системой, содержит информацию, находящуюся в федеральных информационных системах, т.е. сведения, содержащиеся в такой системе, предоставляются об объекте поиска в целом по всей территории Российской Федерации.

Как следует из нормативных правовых актов орган опеки и попечительства в течение 2 рабочих дней со дня подачи заявления запрашивает у соответствующих уполномоченных органов подтверждение сведений, указанных в заявлении в соответствии с абзацами четвертым - шестым пункта 4 настоящих Правил.

Межведомственный запрос направляется в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.

Орган опеки и попечительства в течение 5 рабочих дней со дня получения указанных документов направляет в налоговый орган по месту нахождения организации запрос о предоставлении сведений об организации, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц.

Указанный запрос и ответ на него направляются в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а в случае отсутствия у соответствующего органа доступа к единой системе межведомственного электронного взаимодействия - в форме документа на бумажном носителе с соблюдением норм законодательства Российской Федерации о защите персональных данных.

Орган опеки и попечительства на каждого подопечного формирует личное дело, в котором хранятся справка медико-социальной экспертизы установленного образца о признании подопечного инвалидом, его индивидуальная программа реабилитации или абилитации или сведения, подтверждающие факт установления инвалидности подопечному, а также сведения, содержащие рекомендации по его реабилитации или абилитации. Такие сведения орган опеки и попечительства в порядке межведомственного электронного взаимодействия запрашивает в Пенсионном фонде Российской Федерации. Межведомственный запрос направляется в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. Опекун или попечитель (далее - опекун) вправе по собственной инициативе представить в качестве необходимых сведений справку медико-социальной экспертизы установленного образца о признании подопечного инвалидом и его индивидуальную программу реабилитации или абилитации.

Постановлением администрации Вачского муниципального района от \\ (в редакции постановления от \\) утвержден Административный регламент предоставления администрацией Вачского муниципального района, наделенной отдельными государственными полномочиями, государственной услуги «Принятие решения о невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются».

Согласно положениям Административного регламента, документы, указанные в подпунктах 3,4, подпунктах «в» и «г» подпункта 5 пункта 2.7 настоящего административного регламента, заявитель вправе не представлять. Согласно Федеральному закону от 27 июля 2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» орган местного самоуправления в течение трех рабочих дней со дня регистрации заявления самостоятельно запрашивает документы, указанные в подпунктах 3, 4, подпунктах «в», «г» подпункта 5 пункта 2.7 настоящего административного регламента, в порядке межведомственного взаимодействия.

Согласно п. 2.6.2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление информации, прием документов органами опеки и попечительства от лиц, желающих установить опеку (попечительство) над несовершеннолетними гражданами, на территории Вачского муниципального района, утв. постановлением администрации Вачского муниципального района от \\, органом опеки и попечительства в порядке межведомственного взаимодействия у соответствующих уполномоченных органов запрашиваются следующие документы: выписка из домовой книги в месте жительства или иной документ, подтверждающий право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, и копию финансового лицевого счета с места жительства; справка органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие у гражданина, выразившего желание стать опекуном, судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан; справка из территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или иного органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.

В ходе проверки установлено, что в органе опеки и попечительства администрации Вачского муниципального района отсутствует информационная система межведомственного электронного взаимодействия, которая позволяет обмениваться данными, необходимыми для оказания гражданам муниципальных услуг в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

В связи с отсутствием в органе опеки и попечительства администрации Вачского муниципального района информационной системы межведомственного взаимодействия, граждане для получения муниципальных услуг обязаны предоставлять документы, которые в силу закона они не обязаны предоставлять, что является нарушением требований законодательства и прав неопределенного круга лиц на получение муниципальных услуг своевременно и в соответствии со стандартом предоставления муниципальной услуги.

Кроме того, отсутствие информационной системы возлагает на граждан дополнительные обязанности сбора документов в различных государственных органах, что не отвечает интересам несовершеннолетних, так как увеличивает сроки предоставления муниципальных услуг, в том числе оформление опеки над детьми, оставшимися без попечения родителей, поскольку самостоятельное получение гражданами документов требует значительно больше времени, чем получение данных документов посредством системы межведомственного взаимодействия.

Отсутствие информационной системы не позволяет органу опеки и попечительства администрации Вачского муниципального района предоставлять муниципальные услуги в соответствии с требованиями законодательства и стандартов оказаний услуг, установленных административными регламентами.

Вместе с тем, основной задачей при осуществлении деятельности по опеке и попечительству является защита прав и интересов несовершеннолетних. Все действия, совершаемые опекуном, органом опеки и попечительства должны быть направлены на обеспечение прав и законных интересов детей, оказание помощи опекунам и попечителям несовершеннолетних граждан в реализации и защите прав подопечных.

Однако, в органе опеки и попечительства администрации Вачского муниципального района в помещении, в котором формируются, ведутся и используются сведения государственного банка о детях, оставшихся без попечения родителей, а также личные дела опекаемых и усыновленных детей, расположенном на первом этаже двухэтажного здания, окно не оборудовано металлическими решетками, ставнями или другими средствами, препятствующими неконтролируемому проникновению в помещение. Дверь в помещение деревянная, не обита железом, помещение не оборудовано охранной сигнализацией, охрана в здании отсутствует.

Указанные нарушения свидетельствуют о ненадлежащем исполнении должностными лицами администрации Вачского муниципального района своих должностных обязанностей, влекут нарушение прав неопределенного круга лиц, в том числе детей, опекунов (попечителей), поскольку создают угрозу сохранности сведений и документов государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, а также сведений составляющих тайну усыновления, поскольку личные дела граждан, усыновивших детей хранятся в указанном кабинете.

\ прокурором по данным нарушениям главе местного самоуправления Вачского муниципального района было внесено представление об их устранении, по результатам рассмотрения которого в прокуратуру района представлен ответ, из которого следует, что вопрос финансирования мероприятий по устранению указанных нарушений будет рассмотрен в процессе исполнения районного бюджета в 2021 году.

Однако до настоящего времени, данный вопрос не рассмотрен, меры по обеспечению органа опеки и попечительства администрации Вачского муниципального района информационной системой межведомственного электронного взаимодействия, а также техническому оборудованию помещения, не приняты.

В данном судебном заседании административный истец пом. прокурора Вачского района Нижегородской В. административные исковые требования поддержала в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в иске. Просила:

1. Признать незаконным бездействие администрации Вачского муниципального района Нижегородской области, выразившееся в непринятии полного комплекса мер по переходу на предоставление муниципальных услуг в электронном виде с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия.

2. Признать незаконным бездействие администрации Вачского муниципального района Нижегородской области, выразившееся в непринятии мер по техническому оборудованию помещения, в котором хранятся документы государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей в соответствии с требованиями приказа Минпросвещения России от 15.06.2020 № 300 «Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

3. Обязать администрацию Вачского муниципального района в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить предоставление гражданам муниципальных услуг органом опеки и попечительства администрации Вачского муниципального района с использованием информационной системы межведомственного электронного взаимодействия.

4. Обязать администрацию Вачского муниципального района в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать помещение, в котором хранятся документы о детях-сиротах, о детях, оставшихся без попечения родителей в соответствии с требованиями приказа Минпросвещения России от 15.06.2020 № 300 «Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей», а именно:

- металлической входной дверью либо деревянной дверью, обитой железом или специальным оборудованием, или охраной в нерабочее время для исключения возможности неконтролируемого проникновения или пребывания в них посторонних лиц;

- окно оборудовать металлическими решетками, ставнями или другими средствами, препятствующими неконтролируемому проникновению в помещение.

Представитель административного ответчика администрации Вачского муниципального района Нижегородской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, каких-либо ходатайств в адрес суда от административного ответчика не поступило.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, оценив, согласно ст. ст. 60, 61 КАС РФ, относимость, допустимость, достоверность каждого из представленных доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к убеждению, что административные исковые требования подлежат удовлетворению, исходя из следующего:

Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами (п. 1 ст. 39 КАС РФ). Согласно ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела:

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (п. 4 ст. 218 КАС РФ).

Конституция Российской Федерации определяет, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст.2), каждый имеет право на жизнь (ч. 1 ст. 20), на охрану здоровья (ч. 1 ст. 45), государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется (ч. 1 ст. 45).

В силу ст. 15 Конституции Российской Федерации должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Согласно ст. 5 Закона Нижегородской области от 29.12.2004 № 161-З «Об организации деятельности по охране прав детей, нуждающихся в государственной защите, в Нижегородской области», в соответствии с федеральным законодательством и переданными законом Нижегородской области государственными полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов Нижегородской области осуществляют следующие полномочия: организуют выявление, учет и устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обеспечивают содержание, воспитание и образование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до их устройства в семьи или учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях, предусмотренных федеральным законодательством; осуществляют надзор за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; осуществляют защиту прав и законных интересов несовершеннолетних граждан, в том числе: представляют законные интересы несовершеннолетних граждан в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов несовершеннолетних подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству Нижегородской области или интересам несовершеннолетних либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов несовершеннолетних подопечных; осуществляют подбор, учет и подготовку в установленном Правительством Российской Федерации порядке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах; оказывают содействие опекунам и попечителям несовершеннолетних, осуществляют проверку условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых федеральным законодательством.

Частью 1 статьи 7.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Федеральный закон № 210-ФЗ) установлено, что предоставление документов и информации, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, а также предоставление документов и информации в случае, предусмотренном частью 4 статьи 19 настоящего Федерального закона, осуществляется, в том числе, в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия по межведомственному запросу органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организации, участвующей в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, либо многофункционального центра.

В соответствии с пунктами 1 и 2 Положения о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 № 697, единая система межведомственного электронного взаимодействия является федеральной государственной информационной системой, устанавливающей основы информационного обмена, осуществляемого с ее применением между информационными системами федеральных органов исполнительной власти в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.

Участниками межведомственного электронного взаимодействия (участниками СМЭВ) являются федеральные органы исполнительной власти, государственные внебюджетные фонды, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, многофункциональные центры, иные органы и организации.

Целью создания СМЭВ является повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций за счет использования общих информационных ресурсов, уменьшения времени на поиск и обработку информации в электронной форме.

Пункт 10 указанного Положения предусматривает, что подключению к единой системе межведомственного электронного взаимодействия подлежат региональные системы межведомственного электронного взаимодействия, создаваемые в субъектах Российской Федерации в целях обеспечения предоставления в электронной форме государственных услуг и исполнения государственных функций исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также предоставления муниципальных услуг и исполнения муниципальных функций органами местного самоуправления;

В силу приведенных норм единая система межведомственного электронного взаимодействия, являясь федеральной государственной информационной системой, содержит информацию, находящуюся в федеральных информационных системах, т.е. сведения, содержащиеся в такой системе, предоставляются об объекте поиска в целом по всей территории Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» утверждены:

- Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах,

- Правила осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

- Правилами ведения личных дел несовершеннолетних подопечных.

Как следует из указанных нормативных правовых актов орган опеки и попечительства в течение 2 рабочих дней со дня подачи заявления запрашивает у соответствующих уполномоченных органов подтверждение сведений, указанных в заявлении в соответствии с абзацами четвертым - шестым пункта 4 настоящих Правил.

Межведомственный запрос направляется в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.

Орган опеки и попечительства в течение 5 рабочих дней со дня получения указанных документов направляет в налоговый орган по месту нахождения организации запрос о предоставлении сведений об организации, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц.

Указанный запрос и ответ на него направляются в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а в случае отсутствия у соответствующего органа доступа к единой системе межведомственного электронного взаимодействия - в форме документа на бумажном носителе с соблюдением норм законодательства Российской Федерации о защите персональных данных.

Орган опеки и попечительства на каждого подопечного формирует личное дело, в котором хранятся справка медико-социальной экспертизы установленного образца о признании подопечного инвалидом, его индивидуальная программа реабилитации или абилитации или сведения, подтверждающие факт установления инвалидности подопечному, а также сведения, содержащие рекомендации по его реабилитации или абилитации. Такие сведения орган опеки и попечительства в порядке межведомственного электронного взаимодействия запрашивает в Пенсионном фонде Российской Федерации. Межведомственный запрос направляется в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. Опекун или попечитель (далее - опекун) вправе по собственной инициативе представить в качестве необходимых сведений справку медико-социальной экспертизы установленного образца о признании подопечного инвалидом и его индивидуальную программу реабилитации или абилитации.

В силу пункта 1 части 1 статьи 7 Федерального закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

По смыслу Федерального закона № 210-ФЗ заявитель обязан подготовить пакет документов в соответствии с утвержденным перечнем и представить его в уполномоченный орган, а все иные необходимые действия подлежат исполнению самим органом в целях обеспечения надлежащего и своевременного предоставления услуги.

Постановлением администрации Вачского муниципального района от \\ (в редакции постановления от \\) утвержден Административный регламент предоставления администрацией Вачского муниципального района, наделенной отдельными государственными полномочиями, государственной услуги «Принятие решения о невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются».

Согласно положениям Административного регламента, документы, указанные в подпунктах 3,4, подпунктах «в» и «г» подпункта 5 пункта 2.7 настоящего административного регламента, заявитель вправе не представлять. Согласно Федеральному закону от 27 июля 2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» орган местного самоуправления в течение трех рабочих дней со дня регистрации заявления самостоятельно запрашивает документы, указанные в подпунктах 3, 4, подпунктах «в», «г» подпункта 5 пункта 2.7 настоящего административного регламента, в порядке межведомственного взаимодействия.

Согласно п. 2.6.2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление информации, прием документов органами опеки и попечительства от лиц, желающих установить опеку (попечительство) над несовершеннолетними гражданами, на территории Вачского муниципального района, утв. постановлением администрации Вачского муниципального района от 06.03.2013 № 239, органом опеки и попечительства в порядке межведомственного взаимодействия у соответствующих уполномоченных органов запрашиваются следующие документы: выписка из домовой книги в месте жительства или иной документ, подтверждающий право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, и копию финансового лицевого счета с места жительства; справка органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие у гражданина, выразившего желание стать опекуном, судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан; справка из территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или иного органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.

В ходе рассмотрения дела установлено, что в органе опеки и попечительства администрации Вачского муниципального района отсутствует информационная система межведомственного электронного взаимодействия, которая позволяет обмениваться данными, необходимыми для оказания гражданам муниципальных услуг в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

В связи с отсутствием в органе опеки и попечительства администрации Вачского муниципального района информационной системы межведомственного взаимодействия граждане для получения муниципальных услуг обязаны предоставлять документы, которые в силу закона они не обязаны предоставлять, что является нарушением требований законодательства и прав неопределенного круга лиц на получение муниципальных услуг своевременно и в соответствии со стандартом предоставления муниципальной услуги.

Кроме того, отсутствие информационной системы возлагает на граждан дополнительные обязанности сбора документов в различных государственных органах, что не отвечает интересам несовершеннолетних, так как увеличивает сроки предоставления муниципальных услуг, в том числе оформление опеки над детьми, оставшимися без попечения родителей, поскольку самостоятельное получение гражданами документов требует значительно больше времени, чем получение данных документов посредством системы межведомственного взаимодействия.

В этой связи суд считает, что отсутствие информационной системы не позволяет органу опеки и попечительства администрации Вачского муниципального района предоставлять муниципальные услуги в соответствии с требованиями законодательства и стандартов оказаний услуг, установленных административными регламентами.

Вместе с тем, основной задачей при осуществлении деятельности по опеке и попечительству является защита прав и интересов несовершеннолетних. Все действия, совершаемые опекуном, органом опеки и попечительства должны быть направлены на обеспечение прав и законных интересов детей, оказание помощи опекунам и попечителям несовершеннолетних граждан в реализации и защите прав подопечных.

Приказом Минпросвещения России от 15.06.2020 № 300 утвержден Порядок формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее – Порядок), согласно которому помещения, в которых хранятся документы, должны иметь входные двери (металлические или деревянные, обитые железом), оборудованные замками, гарантирующими надежное закрытие помещений, или специальным оборудованием, или иметь охрану в нерабочее время для исключения возможности неконтролируемого проникновения или пребывания в них посторонних лиц.

Окна помещений, расположенных на первых или последних этажах зданий, а также окна, находящиеся около пожарных лестниц и других мест, откуда возможно проникновение в помещение посторонних лиц, оборудуются металлическими решетками, ставнями или другими средствами, препятствующими неконтролируемому проникновению в помещения (п. 99).

Однако, судом установлено, что в органе опеки и попечительства администрации Вачского муниципального района в помещении, в котором формируются, ведутся и используются сведения государственного банка о детях, оставшихся без попечения родителей, а также личные дела опекаемых и усыновленных детей, расположенном на первом этаже двухэтажного здания, окно не оборудовано металлическими решетками, ставнями или другими средствами, препятствующими неконтролируемому проникновению в помещение. Дверь в помещение деревянная, не обита железом, помещение не оборудовано охранной сигнализацией, охрана в здании отсутствует.

Указанные нарушения свидетельствуют о ненадлежащем исполнении должностными лицами администрации Вачского муниципального района своих должностных обязанностей, влекут нарушение прав неопределенного круга лиц, в том числе детей, опекунов (попечителей), поскольку создают угрозу сохранности сведений и документов государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, а также сведений составляющих тайну усыновления, поскольку личные дела граждан, усыновивших детей хранятся в указанном кабинете.

Из материалов дела следует, что \ прокурором \ по данным нарушениям главе местного самоуправления Вачского муниципального района было внесено представление об их устранении, по результатам рассмотрения которого в прокуратуру района представлен ответ, из которого следует, что вопрос финансирования мероприятий по устранению указанных нарушений будет рассмотрен в процессе исполнения районного бюджета в 2021 году.

Однако до настоящего времени, данный вопрос не рассмотрен, меры по обеспечению органа опеки и попечительства администрации Вачского муниципального района информационной системой межведомственного электронного взаимодействия, а также техническому оборудованию помещения, не приняты.

Доказательств обратного материалы дела не содержат и административным ответчиком не представлено.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что требования административного истца о признании незаконными бездействия администрации Вачского муниципального района Нижегородской области, выразившегося в непринятии полного комплекса мер по переходу на предоставление муниципальных услуг в электронном виде с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия, в непринятии мер по техническому оборудованию помещения, в котором хранятся документы государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей в соответствии с требованиями приказа Минпросвещения России от 15.06.2020 № 300 «Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей» являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При таких обстоятельствах, суд находит необходимым обязать администрацию Вачского муниципального района обеспечить предоставление гражданам муниципальных услуг органом опеки и попечительства администрации Вачского муниципального района с использованием информационной системы межведомственного электронного взаимодействия; оборудовать помещение, в котором хранятся документы о детях-сиротах, о детях, оставшихся без попечения родителей в соответствии с требованиями приказа Минпросвещения России от 15.06.2020 № 300 «Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей», а именно:

- металлической входной дверью либо деревянной дверью, обитой железом или специальным оборудованием, или охраной в нерабочее время для исключения возможности неконтролируемого проникновения или пребывания в них посторонних лиц;

- окно оборудовать металлическими решетками, ставнями или другими средствами, препятствующими неконтролируемому проникновению в помещение.

Согласно ч. 2 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Согласно ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Руководствуясь положениями ст. 187 КАС РФ, исходя из характера требований, суд считает необходимым предоставить административному ответчику срок для исполнения решения суда – 2 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, и руководствуясь 175-180, 187 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Административные исковые требования Прокурора Вачского района Нижегородской области к администрации Вачского района Нижегородской области, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Вачского муниципального района Нижегородской области, выразившееся в непринятии полного комплекса мер по переходу на предоставление муниципальных услуг в электронном виде с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия.

Признать незаконным бездействие администрации Вачского муниципального района Нижегородской области, выразившееся в непринятии мер по техническому оборудованию помещения, в котором хранятся документы государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей в соответствии с требованиями приказа Минпросвещения России от 15.06.2020 № 300 «Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

Обязать администрацию Вачского муниципального района обеспечить предоставление гражданам муниципальных услуг органом опеки и попечительства администрации Вачского муниципального района с использованием информационной системы межведомственного электронного взаимодействия.

Обязать администрацию Вачского муниципального района оборудовать помещение, в котором хранятся документы о детях-сиротах, о детях, оставшихся без попечения родителей в соответствии с требованиями приказа Минпросвещения России от 15.06.2020 № 300 «Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей», а именно:

- металлической входной дверью либо деревянной дверью, обитой железом или специальным оборудованием, или охраной в нерабочее время для исключения возможности неконтролируемого проникновения или пребывания в них посторонних лиц;

- окно оборудовать металлическими решетками, ставнями или другими средствами, препятствующими неконтролируемому проникновению в помещение.

В соответствии с ч.2 ст.178 КАС РФ установить административному ответчику срок для совершения вышеуказанных действий в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Вачский районный суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Н. С. Баринова