Дело №2а-5/2021 (2а-724/2020)
68RS0024-01-2020-000695-53
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 января 2021 года р.п.Сосновка Тамбовской области
Сосновский районный суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Охотниковой Е.А.,
при секретарях судебного заседания Щербаковой Н.Н., Кирилловой Е.А..
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Сосновского района Тамбовской области о признании незаконным действия администрации, об обязанности утверждении схемы расположения земельного участка,
установил:
Первоначально ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации Сосновского района Тамбовской области о признании незаконным отказа об утверждении схемы расположения земельного участка, просила суд признать действия администрации Сосновского района Тамбовской области незаконными, обязать администрацию Сосновского района Тамбовской области утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 2995 кв.м, образуемого путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером № площадью 2695 кв.м. и земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 300 кв.м.
В ходе судебного заседания административный истец ФИО1 уточнила административные требования, указав, что земельный участок площадью 299 кв.м. не имеет собственников, относится к землям неразграниченной муниципальной собственности, границы его не определены в соответствии с действующим законодательством. Считает, что отказ администрации нарушает ее право на приобретение земельного участка в собственность. Просила суд признать действия администрации Сосновского района Тамбовской области незаконными, обязать администрацию Сосновского района Тамбовской области утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 2994 кв.м., образуемого путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером № площадью 2695 кв.м. и земель, государственная собственность на которые неразграничена, площадью 299 кв.м.
В судебном заседании ФИО1 уточненные требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика ФИО2 административные исковые требования не поддержала по доводам, указанным в возражении на иск.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, иным лицам стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1 статьи 219 КАС РФ). Оспариваемый ответ администрации Сосновского района вынесен 08.05.2020 года. С административным иском административный истец обратилась 28.07.2020 года, т.е. в установленный законом срок.
Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
На основании ч.ч. 9, 10 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия(бездействие).
В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений. Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу пунктов 1, 8 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Подпункт 3 пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ предусматривает, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
В решении об утверждении схемы расположения земельного участка, согласно части 18 пункта 1 статьи 11.10 ЗК РФ, указывается на право гражданина или юридического лица, обратившихся с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, на обращение без доверенности с заявлением о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка и о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации или права муниципальной собственности на образуемый земельный участок.
Таким образом, по смыслу указанных положений закона утверждение схемы расположения земельного участка относится к процедуре образования земельного участка как объекта вещного права, является одним из этапов приобретения вещного права на земельный участок и предполагает возникновение вещного права у инициатора обращения на образуемый земельный участок.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся муниципальной собственности, согласно пункта 3 части 1 статьи 39.28 ЗК РФ, допускается в случаях: перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков (часть 2 статьи 39.28 ЗК РФ) и в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (часть 3 статьи 39.28 ЗК РФ).
Статьей 39.29 ЗК РФ определен порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности. В силу подпункта 2 пункта 3 указанной статьи схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков, представляется в уполномоченный орган для утверждения непосредственно с заявлением о перераспределении земельных участков.
В судебном заседании установлено, что ФИО3 принадлежит на праве собственности земельный участок КН № площадью 2695 кв.м., адрес (местоположение) <адрес>, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства.
16.04.2020 года ФИО3 обратилась в администрацию Сосновского района с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 2995 кв.м., образуемого путем перераспределения земельного участка КН № и земель, государственная собственность на которые не разграничена площадью 300 кв.м. Представила схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плате территории, указав площадь земельного участка 2995 кв.м. и обозначение характерных точек границ земельного участка в системе координат МСК-68, изготовленную кадастровым инженером ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ.
Письмом от 08.05.2020 года №10/283 администрация Сосновского района отказала ФИО3 в утверждении схемы расположения земельного участка в связи с тем, что полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования, ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 метров (ст. 6 Водного кодекса РФ). Границы испрашиваемого земельного участка образуемого путем перераспределения, накладываются на земли общего пользования, установленные Водным кодексом РФ, а также площадь перераспределяемых земель, государственная собственность на которые не разграничена, 300,00 кв.м., равна предельному минимальному размеру, установленному для образуемых земельных участков в целях ведения личного подсобного хозяйства, согласно Правилам землепользования и застройки <адрес>.
Суд полагает, что позиция административного ответчика не основана на законе, исходя при этом из нижеследующего.
Пунктом 8 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ установлено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:
1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;
2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
В соответствии с п.п. 11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В соответствии со ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
По делу 10.12.2020 года была проведена судебная землеустроительная экспертиза №, согласно выводам которой расстояние от береговой линии, содержащейся в ЕГРН до границ земельного участка площадью 300 кв.м., государственная собственность на которые не разграничена, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, обозначенного на схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории как Т/п1, составленной кадастровым инженером ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ, составляет от 30,23 м. до 33.38 м.
В судебном заседании эксперт ФИО5 показал, что расстояние от береговой линии, содержащейся в ЕГРН до границ земельного участка площадью 299 кв.м., государственная собственность на которые не разграничена, обозначенного на схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории как Т/п1, составленной кадастровым инженером ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ, составляет от 30,23 м. до 33.38 м.. Местоположение береговой линии определяется по среднемноголетнему уровню вод.
Анализируя исследованные доказательства, суд приходит к выводу о том, что заключение эксперта от 10.12.2020 года №, с учетом пояснения эксперта ФИО5 в судебном заседании, соответствует требованиям ст.82 КАС РФ, содержит подробное описание проведённого исследования и ссылки на используемую нормативную и методическую литературу. Эксперт предупреждён об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что расстояние от береговой линии, содержащейся в ЕГРН до границ земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, составляет от 30,23 м до 33.38 м, границы испрашиваемого земельного участка, при перераспределении, не будут накладываться на границы земель общего пользования.
В силу статей 11.2, 11.3, 11.7 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, при наличии в письменной форме согласия землевладельцев. Такое согласие не требуется в случае образования земельных участков на основании решения суда, предусматривающего раздел, объединение, перераспределение или выдел земельных участков. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
В силу ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, допускается, если площадь земельного участка, находящегося в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределение не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Таким образом, суд приходит к выводу, что отказ администрацией Сосновского района Тамбовской области ФИО1 в согласовании схемы расположения земельного участка не может быть признан судом законным и обоснованным, так как в ходе рассмотрения дела не нашли подтверждения обстоятельства, явившиеся основанием для отказа в согласовании схемы, а именно, факты того, что расстояние от береговой линии, содержащейся в ЕГРН до границ земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, составляет 20 м., что границы испрашиваемого земельного участка будут накладываться на границы земель общего пользования, в связи с чем, суд считает что оспариваемый отказ администрации Сосновского района Тамбовской области в утверждении схемы расположения земельного участка нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
С учетом изложенного, для устранения в полном объеме допущенного нарушения прав административного истца, суд приходит к выводу о возложении на администрацию Сосновского района Тамбовской области обязанности утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 2994 кв.м., образуемого путем перераспределения земельного участка № площадью 2695 кв.м. и земель, государственная собственности на которые не разграничена площадью 299,00 кв.м. в установленном законом порядке.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, ст.227 КАС РФ,
решил:
Административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным действия администрации Сосновского района Тамбовской области связанные с отказом администрации Сосновского района Тамбовской области в утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером № от 08.05.2020 года №10/283.
Обязать администрацию Сосновского района Тамбовской области утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 2994 кв.м., образуемого путем перераспределения земельного участка № площадью 2695 кв.м. и земель, государственная собственности на которые не разграничена площадью 299,00 кв.м.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Сосновский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 22 января 2021 года.
Председательствующий
Судья Е.А.Охотникова