ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6001/19 от 26.06.2019 Вологодского городского суда (Вологодская область)

Дело № 2а-6001/2019

УИД 35RS0010-01-2019-007154-75

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Вологда 26 июня 2019 года

Вологодский городской суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Цветковой Л.Ю.,

при секретаре судебного заседания Ревякиной К.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Полуянова Р. Н. к Департаменту строительства Вологодской области о признании незаконным отказа во включении в реестр пострадавших граждан, возложении обязанности устранить в полном объеме допущенное нарушение путем включения в реестр пострадавших граждан,

установил:

административный истец Полуянов Р.Н. обратился в суд с административным иском, мотивировав свои требования тем, что он является дольщиком ООО «Строительное управление - 1» по объекту, расположенному по адресу Вологодский район, Семенковский сельсовет, д. Алексино, пер. Алых Роз, кв. 9. 26.03.2019 он (Полуянов Р.Н.) обратился в Департамент строительства Вологодской области с заявлением о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, однако письмом от 13.05.2019 ему отказано во включении в список по причине несоответствия заявителя критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших. Считает отказ неправомерным, поскольку он в реестре по данному объекту либо по иным объектам не состоит, иного жилья не имеет.

Просит признать незаконным отказ во включении в реестр пострадавших граждан, выраженный в письме №12-3630/19 от 13.05.2019, возложить обязанность на Департамент строительства Вологодской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав административного истца путем включения его в реестр пострадавших граждан по объекту, расположенному по адресу Вологодский район, Семенковский сельсовет, д. Алексино, пер. Алых Роз, кв. 9.

В судебном заседании административный истец Полуянов Р.Н. требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить. Суду пояснил, что сбором документов занимался его представитель, квартиру у ФИО1 он решил приобрести в 2016 году, о сроке окончания строительства объекта ему не было известно, договор уступки права требования подписал лично.

В судебном заседании представитель административного ответчика Департамента строительства Вологодской области по доверенности Комаров А.А. возражал против удовлетворения заявленных требований. Суду пояснил, что в феврале 2019 года ФИО1 обратилась в Департамент с аналогичным заявлением, представив документы на две квартиры, в том числе, на объект, расположенный по адресу Вологодский район, Семенковский сельсовет, д. Алексино, пер. Алых Роз, кв. 9. Один пакет документов у ФИО1 был принят, в отношении второго объекта дан устный ответ о том, что она не может включиться в реестр пострадавших граждан по нескольким квартирам, сведений о том, что право требования по договору участия в долевом строительстве по одному из объектов переуступлено административному истцу еще в ноябре 2018 года, в Департамент строительства Вологодской области представлено не было.

Суд, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с положениями части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требования об оспаривании решения, действия органа государственной власти, если установит, что оспариваемые решение, действие нарушают права и свободы административного истца, а также не соответствуют нормативным правовым актам (пункт 1).

В случае отсутствия совокупности названных условий суд отказывает в удовлетворении требования о признании незаконными оспариваемых решения, действия (пункт 2).

Из материалов дела следует, что 16.09.2015 ООО «КлимовСтрой» заключило с ООО «Строительное управление 1» договор №25-15 долевого участия в строительстве жилого дома по адресу Вологодский район, Семенковский сельсовет, д. Алексино, пер. Алых Роз.

По условиям договора ООО «Строительное управление 1» обязалось получить разрешение на ввод в эксплуатацию жилого дома в третьем квартале 2016 года и в течение 10 рабочих дней передать ООО «КлимовСтрой» объекты долевого строительства.

26.11.2016 между ООО «КлимовСтрой» и ООО «СтройТехСервис» заключен договор уступки права требования по договору участия в долевом строительстве №25-15 от 16.09.2015, согласно которому право требования на получение от ООО «Строительное управление 1» квартиры , расположенной по адресу Вологодский район, Семенковский сельсовет, д. Алексино, пер. Алых Роз, переуступлено ООО «СтройТехСервис».

28.12.2016 между ООО «СтройТехСервис» и ФИО1 заключен договор уступки права требования по договору участия в долевом строительстве №25-15 от 16.09.2015, согласно которому право требования на получение от ООО «Строительное управление 1» квартиры , расположенной по адресу Вологодский район, Семенковский сельсовет, д. Алексино, пер. Алых Роз, переуступлено ФИО1

По условиям договора планируемый срок окончания строительства жилого дома - второй квартал 2017 года, в течение трех месяцев с момента ввода в эксплуатацию объект долевого строительства передается ФИО1, при условии исполнения последней своих обязательств по договору.

02.11.2018 между ФИО1 и Полуяновым Р.Н. заключен договор уступки права требования №1 по договору участия в долевом строительстве №25-15 от 16.09.2015, согласно которому право требования на получение от ООО «Строительное управление 1» квартиры , расположенной по адресу Вологодский район, Семенковский сельсовет, д. Алексино, пер. Алых Роз, переуступлено Полуянову Р.Н.

По условиям договора планируемый срок окончания строительства жилого дома - второй квартал 2017 года, в течение трех месяцев с момента ввода в эксплуатацию объект долевого строительства передается Полуянову Р.Н., при условии исполнения последним своих обязательств по договору.

01.03.2019 произведена регистрация указанного договора в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области.

Постановлением следователя по ОВД СУ МВД России по Вологодской области от 11.06.2019 Полуянов Р.Н. признан гражданским истцом по уголовному делу в отношении ФИО2 и ФИО3 по признакам преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 159, ч. 4 ст. 159 УК РФ.

05.02.2019 Полуянов Р.Н. обратился в Департамент строительства Вологодской области с заявлением о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

Письмом Департамента строительства Вологодской области от 13.05.2019 за № ИХ. 12-3630/19 во включении в указанный список ему было отказано на основании подпункта 7 пункта 2 Критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших, утвержденных приказом Минстроя России от 12.08.2016 № 560/пр.

В соответствии с частью 7 статьи 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.

Согласно пункту 1.1 Положения о Департаменте строительства Вологодской области, утвержденного Постановлением Правительства Вологодской области от 11.07.2016 N 597 «О Департаменте строительства Вологодской области» Департамент строительства Вологодской области является органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим полномочия в сферах строительства, жилищных отношений (за исключением регионального государственного жилищного надзора), а также региональный государственный строительный надзор на территории области, региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной со строительством многоквартирных домов.

Приказом Минстроя России от 12.08.2016 N 560/пр утверждены Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан (далее - Критерии), а также Правила ведения реестра пострадавших граждан (далее - Правила).

Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших устанавливаются исключительно в целях ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

Судом установлено и не оспаривалось административным истцом, что 05.02.2019 ФИО1 обратилась с заявлением в Департамент строительства Вологодской области о включении в реестр пострадавших граждан, при этом, предоставив два пакета документов – в отношении объекта долевого строительства, расположенного по адресу Вологодский район, Семенковский сельсовет, д. Алексино, пер. Алых Роз, кв. , а также - Вологодский район, Семенковский сельсовет, д. Алексино, пер. Алых Роз, кв. .

Между тем, с учетом утвержденных Приказом Минстроя России № 560/пр от 12.08.2016 Критериев, в том числе критерия - отсутствие заявителя в реестре пострадавших граждан в отношении того же и (или) иного проблемного объекта (пп. 7. п. 2 Критериев), ФИО1 было разъяснено, что предоставление компенсационной квартиры - отдельного жилого помещения, дважды не допускается, в связи с чем, от ФИО1 было принято заявление только в отношении объекта долевого строительства, расположенного по адресу Вологодский район, Семенковский сельсовет, д. Алексино, пер. Алых Роз, кв. .

Разрешая заявленные требования, суд учитывает, что 02.11.2018 при заключении Полуяновым Р.Н. договора уступки права требования с ФИО1 по договору участия в долевом строительстве №25-15 от 16.09.2015, административному истцу было известно, что определенный условиями договора планируемый срок окончания строительства жилого дома - второй квартал 2017 года, уже истек, таким образом, Полуянов Р.Н. должен был осознавать юридические риски заключения данного договора.

При этом суд принимает во внимание, что, несмотря на заключенный 02.11.2018 с Полуяновым Р.Н. договор уступки права требования №1, ФИО1 05.02.2019 обратилась с заявлением в Департамент строительства Вологодской области о включении в реестр пострадавших граждан, при этом, предоставив два пакета документов, в том числе и в отношении объекта долевого строительства, расположенного по адресу Вологодский район, Семенковский сельсовет, д. Алексино, пер. Алых Роз, кв. , что не оспаривалось административным ответчиком, сведений о заключенном с административным истцом договоре уступки права требования №1 от 02.11.2018 в контролирующий орган не представила.

Доводы административного истца о том, что он полностью выполнил условия договора, оплатил денежные средства, суд признает несостоятельными, поскольку Полуянов Р.Н. не лишен права воспользоваться иным способом защиты права, предусмотренным действующим законодательством, при этом суд учитывает, что в настоящее время Полуянов Р.Н. признан гражданским истцом по уголовному делу в отношении ФИО2 и ФИО3 по признакам преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 159, ч. 4 ст. 159 УК РФ.

На основании изложенного, учитывая, что оспариваемое решение принято в пределах компетенции Департамента строительства Вологодской области и соответствует требованиям действующего законодательства, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований Полуянову Р.Н. в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований Полуянову Р. Н. - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Л.Ю. Цветкова

Мотивированное решение изготовлено 01 июля 2019 года.