РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 мая 2017 года г. Новомосковск
Новомосковский городской суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Кондратьева С.Ф.,
при секретаре Сивце И.В.,
с участием помощника прокурора г. Новомосковска Строковой А.Е.,
представителя административного ответчика администрации муниципального образования г. Новомосковск по доверенности ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-600 по административному иску Новомосковского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования г. Новомосковск о признании незаконным бездействия, выразившегося в не издании постановления, утверждающего административный регламент предоставления муниципальной услуги отвод земельного участка для захоронения (погибшего) и выделение мест под захоронение, возложении обязанности по устранению допущенных нарушений,
установил:
Новомосковский городской прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования г. Новомосковск о признании незаконным бездействия, выразившегося в не издании постановления, утверждающего административный регламент предоставления муниципальной услуги отвод земельного участка для захоронения (погибшего) и выделение мест под захоронение, возложении обязанности по устранению допущенных нарушений.
В обоснование требований ссылается, что прокуратурой проведена проверка исполнения федерального закона № 210-ФЗ от 27.07.2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее Закон № 210) и федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон № 131), и противодействия коррупции.
В ходе проведенной проверки установлено, что в соответствии с п. 2 ст. 25 ФЗ № 8-ФЗ от 12.01.1996 года «О погребении и похоронном деле», пп. 23 п. 1 ст. 16 Закона № 131, пп. 23 п. 1 ст. 7 «Устава муниципального образования г. Новомосковск», принятого решением Собрания депутатов муниципального образования г. Новомосковск от 05.12.2008 года № 9-1, п. 7 раздела 5 «Положения об организации похоронного дела в муниципальном образовании горд Новомосковск», утвержденного решением Собрания депутатов муниципального образования г. Новомосковск от 23.08.2011 года № 59-4, организована специализированная служба по вопросам похоронного дела – муниципальное казенное учреждение «Комбинат специального обслуживания» (МКУ «КСО»), учредителем и собственником имущества которого является муниципальное образование г. Новомосковск, предметом деятельности учреждения является организация выполнения работ по содержанию мест захоронения и оказание комплекса ритуальных услуг населению на территории муниципального образования г. Новомосковск.
Решением Собрания депутатов муниципального образования г. Новомосковск от 23.08.2011 года № 59-4 утверждено Положение об организации похоронного дела в муниципальном образовании город Новомосковск.
Административный истец считает, что в нарушение ст. 12 Закона № 210, п. 2 ст. 25 закона «О погребении и похоронном деле» п. 22 ч. 1 ст. 14 закона № 131 администрацией не разработан и не утвержден регламент предоставления муниципальной услуги – отвод земельного участка для захоронения умершего (погибшего) и выделение мест под захоронение, в реестр муниципальных услуг данная услуга не включена.
Отсутствие постановления по утверждению регламента предоставления указанной муниципальной услуги ответчиком нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку становится невозможным решение вопросов местного значения, предусмотренных указанными нормами федерального законодательства на территории городского округа по заявлению заинтересованных лиц – получателей соответствующей муниципальной услуги
Кроме того игнорирование требований законодательства о погребении и похоронном деле может привести к нарушению одних из основных принципов законодательства о противодействии коррупции, предусмотренных ФЗ № 273 от 25.12.2008 года.
Просит признать незаконным бездействие, выразившееся в не издании постановления, утверждающего административный регламент предоставления муниципальной услуги отвод земельного участка для захоронения (погибшего) и выделение мест под захоронение, возложении обязанности по устранению допущенных нарушений.
Обязать администрацию муниципального образования г. Новомосковск устранить допущенные нарушения закона, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, возложив на нее обязанность в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, издать постановление, утверждающее административные регламенты предоставления муниципальной услуги, отвод земельного участка для захоронения умершего (погибшего) и выделение мест под захоронение, включив их в реестр муниципальных услуг, предоставляемых администрацией муниципального образования г. Новомосковск.
В судебном заседании помощник прокурора Строкова А.Е. иск поддержала по указанным основаниям.
Представитель администрации муниципального образования г. Новомосковск ФИО1 иск не признала. Ссылаясь на то, что в соответствии с действующим законодательством, решениями Собрания депутатов муниципального образования г. Новомосковск, в муниципальном образовании г. Новомосковск созданы специализированные службы, включая муниципальное казенное учреждение «Комбинат специального обслуживания (МКУ «КСО»), полномочия которого определены в разделе 5 Решения № 59-4 и Уставе МКУ «КСО», утвержденным постановлением администрации муниципального образования г. Новомосковск от 20.02.2012 года № 453 (п. 2).
Порядок погребения умерших (погибших), порядок оформления заказа и разрешения на погребение умерших (погибших) специализированной службой, включая необходимые документы, сроки оформления документов, основания для отказа в оформлении документов, регламентированы разделами 3, 4, 5 Решения № 59-5. Лица, чьи права и законные интересы нарушены в результате неисполнения и (или) ненадлежащего исполнения Администрацией, специализированной службой требований, установленных Решениями 59-4 и № 59-5, вправе обжаловать действия (бездействие) Администрации и (или) специализированной службы в судебном порядке.
Заслушав участвующих в деле лиц, специалиста, показания свидетеля, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Из материалов дела следует и установлено судом, что прокуратурой проведена проверка исполнения федерального закона № 210-ФЗ от 27.07.2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее Закон № 210) и федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон № 131), и противодействия коррупции.
В соответствии с п. 23 ч. 1 ст. 16 Закона № 131 к вопросам местного значения городского округа отнесены, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Статьей 7 пунктом 23 Устава муниципального образования город Новомосковск определены вопросы местного значения муниципального образования город Новомосковск, включая организацию ритуальных услуг и содержание мест захоронения (п. 23 ст. 7).
В соответствии со ст. 25, 29, 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Федеральный закон № 8-ФЗ) установлены специальные нормы в сфере погребения и похоронного дела в части организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения органами местного самоуправления.
Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Гарантии осуществления погребения умершего реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности.
Органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела (далее - специализированная служба) определяется органами местного самоуправления.
Услуги по погребению оказываются специализированной службой.
Перечень услуг по погребению: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.
В соответствии с указанными законодательными актами, а также правовыми актами, регулирующими сферу организации похоронного дела, включая санитарные и экологические требования, муниципальным образованием город Новомосковск приняты соответствующие муниципальные правовые акты:
решение Собрания депутатов муниципального образования город Новомосковск от 23.08.2011 № 59-4 «Об утверждении Положения об организации похоронного дела в муниципальном образовании город Новомосковск» (далее - Решение № 59-4);
решение Собрания депутатов муниципального образования город Новомосковск от 23.08.2011 № 59-5 «Об утверждении Правил содержания общественных кладбищ и погребения умерших (погибших) на территории муниципального образования город Новомосковск» (далее - Решение № 59-5);
Созданы специализированные службы, включая муниципальное казенное учреждение «Комбинат специального обслуживания» (далее - МКУ «КСО»), полномочия которого определены Решением № 59-4 (раздел 5) и уставом МКУ «КСО», утвержденным постановлением администрации муниципального образования город Новомосковск от 20.02.2012 № 453 (п. 2.1).
Порядок погребения умерших (погибших), порядок оформления заказа и разрешения на погребение умерших (погибших) специализированной службой, включая необходимые документы, сроки оформления документов, основания для отказа в оформлении документов и т.п., порядок установки намогильных сооружений регламентированы Решением №59-5 в разделах 3, 4, 5.
Лица, чьи права и законные интересы нарушены в результате неисполнения и (или) ненадлежащего исполнения Администрацией, специализированной службой требований, установленных Решениями № 59-4 и № 59-5 вправе обжаловать действия (бездействие) Администрации и (или) Специализированной службы в судебном порядке.
В судебном порядке могут быть обжалованы перечисленные муниципальные правовые акты.
Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ) услуги, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежат включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставляются в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом в том случае, если указанные услуги включены в перечень, установленный Правительством Российской Федерации (Перечень услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестры государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.04.2011 № 729-р (далее - Перечень).
Из содержания части 1 статьи 11 Закона № 210, следует, что государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг.
При этом суд отмечает, что никакие услуги в сфере похоронного дела и погребения умерших в указанный Перечень не включены, и соответственно не включены в реестр муниципальных услуг.
В силу части 1 статьи 12 данного Закона, предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Часть 1 статьи 1 Закона № 210 регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.
Пунктом 2 статьи 2 Закона № 210 определено, что муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.
Как ранее было отмечено, услуги по погребению в муниципальном образовании город Новомосковск оказываются специализированной службой - МКУ «КСО».
Оценивая положения вышеприведенных норм, суд приходит к выводу, что у административного ответчика отсутствуют основания для принятия административного регламента предоставления муниципальной услуги – отвод земельного участка для захоронения умершего (погибшего) и выделение мест под захоронение, поскольку на органы местного самоуправления возложено не оказание ритуальных услуг, а организация таковых, то есть, создание условий, при которых гражданам обеспечивается предоставление этих услуг.
Как усматривается из материалов дела, функциями по отводу земельного участка для захоронения и выделению мест под захоронение наделена специализированная служба, созданная органом местного самоуправления как того требует действующее законодательство.
В ходе рассмотрения дела прокурор не представил доказательств, с достоверностью подтверждающих нарушение административным ответчиком прав, гарантий и законных интересов неопределенного круга лиц на получение гарантированного перечня ритуальных услуг по погребению.
При разрешении заявления административного ответчика о пропуске прокурором срока обращения в суд с административным иском, суд исходит из следующего. Частью 1 статьи 219 КАС РФ закреплено, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда.
Из материалов дела следует, что сообщение из администрации муниципального образования г. Новомосковск об отсутствии регламента предоставления муниципальной услуги, - отвод земельного участка для захоронения (погибшего) и выделение мест под захоронение, прокуратурой г. Новомосковска было получено ДД.ММ.ГГГГ.
Административное исковое заявление прокурора поступило в суд в пределах установленного срока ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы прокурора о несоблюдении административным ответчиком требований Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в части принципов противодействия коррупции, установленных статьей 3 указанного закона, суд признает несостоятельными, так как лица, чьи права и законные интересы нарушены в результате неисполнения и (или) ненадлежащего исполнения Администрацией, специализированной службой требований, установленных Решениями № 59-4 и № 59-5, вправе обжаловать действия (бездействие) Администрации и (или) Специализированной службы в судебном порядке, в котором могут быть обжалованы и муниципальные правовые акты.
Решения № 59-4 и № 59-5 опубликованы в газете «Новомосковская правда» и размещены на официальном сайте муниципального образования город Новомосковск в информационно - телекоммуникационной сети Интернет.
Довод прокурора о том, что административный регламент об оказании указанных муниципальных услуг подлежит принятию в связи с отменой административным ответчиком постановления от 14.08.2013 года № 2670 «Об утверждении стандарта муниципальной услуги «Организация захоронения умершего (погибшего) на общественном кладбище» суд признает не состоятельными.
Стандарт и базовый перечень муниципальных услуг были разработаны в связи с принятием Федерального закона от 08.05.2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правого положения государственных (муниципальных) учреждений», которым были внесены изменения в Бюджетный кодекс РФ.
Федеральный закон № 210 регламентирует предоставление муниципальных услуг органами местного самоуправления в ходе реализации ими своих функций при осуществлении ими возложенных на них полномочий, в то время как положения Федерального закона от 08.05.2010 года № 83-ФЗ, и соответственно Бюджетного кодекса РФ применяются к услугам, которые оказывают не органы местного самоуправления, а подведомственные им учреждения, к которым в рассматриваемом случае относится специализированное учреждение МКУ «КСО». При этом в Бюджетном кодексе отсутствуют требования об оказании муниципальных услуг учреждениями на основании административных регламентов.
Федеральным законом от 23.07.2013 года № 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в статью 69.2 Бюджетного кодекса РФ в соответствии с которой определено, что базовые перечни государственных и муниципальных услуг и работ формируются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, то есть не органами местного самоуправления. В связи с этим административный ответчик своими постановлениями признал утратившими силу нормативные правовые акты определяющими базовый перечень и утверждению стандарта муниципальной услуги.
Доводы административного ответчика о том, что в связи с отсутствием административного регламента отсутствует возможность привлечения к административной ответственности за нарушение в сфере предоставления ритуальных услуг, отклоняются судом как несостоятельные поскольку ст. 5.41 КоАП РФ, предусмотрена ответственность за непредоставление на безвозмездной основе услуг, предусмотренных гарантированным перечнем услуг по погребению, а равно невыплата социального пособия на погребение супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей.
Оценив в своей совокупности представленные доказательства с учетом положений ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что административный ответчик, в соответствии с установленными законом требованиями осуществил организацию по оказанию ритуальных услуг гражданам, в связи с чем, оснований для удовлетворения требований прокурора не имеется.
Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Новомосковскому городскому прокурору в защиту интересов неопределенного круга лиц отказать в удовлетворении административного иска к администрации муниципального образования г. Новомосковск о признании незаконным бездействия, выразившегося в не издании постановления, утверждающего административный регламент предоставления муниципальной услуги отвод земельного участка для захоронения (погибшего) и выделение мест под захоронение, возложении обязанности по устранению допущенных нарушений.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Новомосковский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 15 мая 2017 года.
Судья