Дело №2а-6011/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
22 июля 2019 г. г.Хабаровск
Центральный районный суд г.Хабаровск Хабаровского края в составе председательствующего судьи Митчиной Л.А., при секретаре Лютоваой А.А., с участием: представителя административного истца ФИО1, представителей административного ответчика ФИО2 и ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Прокурора города Хабаровска к Администрации города Хабаровска о признании незаконным бездействия административного ответчика, выразившегося в неразмещении решений Хабаровской городской Думы в течение 2011-2013 годов с подписями уполномоченных должностных лиц на официальном сайте Хабаровской городской Думы, возложении обязанности на административного ответчика разместить решения Хабаровской городской Думы, принятые в течение 2011-2013 годов, с подписями уполномоченных лиц, на официальном сайте Хабаровской городской Думы в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу,
установил:
прокурор г.Хабаровск обратился в суд с административным иском к администрации г.Хабаровск о признании незаконным бездействия административного ответчика, выразившегося в неразмещении решений Хабаровской городской Думы в течение 2011-2013 годов с подписями уполномоченных должностных лиц на официальном сайте Хабаровской городской Думы, возложении обязанности на административного ответчика разместить решения Хабаровской городской Думы, принятые в течение 2011-2013 годов, с подписями уполномоченных лиц, на официальном сайте Хабаровской городской Думы в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В обоснование заявленных требований указал, что в январе-феврале 2019 г. прокуратурой города проведена проверка по обращению ФИО5 о несоблюдении органами местного самоуправления требований федерального законодательства при размещении муниципальных правовых актов в сети Интернет на официальном сайте органов местного самоуправления г.Хабаровск. Обязательным требованием к муниципальному нормативному правовому акту является его принятие в установленном порядке уполномоченным органом и должностным лицом, что, в свою очередь подтверждается наличием подписи должностного лица. Данное требование должно быть соблюдено как при издании акта на бумажном носителе, так и при его размещении на официальном сайте органов местного самоуправления в сети Интернет. По результатам мониторинга официального сайта Хабаровской городской Думы, проведенного в рамках рассмотрения обращения ФИО5, установлено, что принятые в 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018 годах отдельные решения Хабаровской городской Думы размещены без подписи главы муниципального образования городской округ «Город Хабаровск» и председателя Хабаровской городской Думы, что влечет нарушение прав граждан на получение достоверной информации о действующих муниципальных правовых актах. Просит признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившегося в неразмещении решений Хабаровской городской Думы в течение 2011-2013 годов с подписями уполномоченных должностных лиц на официальном сайте Хабаровской городской Думы, возложить обязанность на административного ответчика разместить решения Хабаровской городской Думы, принятые в течение 2011-2013 годов, с подписями уполномоченных лиц, на официальном сайте Хабаровской городской Думы в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель административного истца в судебном заседании поддержала административные требования по доводам административного иска, на удовлетворении требований настаивала. Дополнительно пояснила, что доказательств, подтверждающих, что административный ответчик издавал муниципальные акты, которые бы не были подписаны при их принятии, не имеется. Также пояснила, что какие-либо нормативные акты, изданные административным ответчиком, в том числе, предусматривающие порядок опубликования муниципальных нормативных актов, административным истцом не оспаривались. Не оспаривала того, что представленные представителями административного ответчика скриншоты электронных страниц, в том числе, с сайта Генеральной прокуратуры Российской Федерации, содержат опубликованные нормативные акты, в которых при наличии сведений о лицах, их подписавших, отсутствуют подписи указанных лиц.
Представители административного ответчика в судебном заседании просили отказать в удовлетворении административных требований по доводам возражений, приобщенных к делу, согласно которым действующее законодательство не устанавливает требований в части размещения муниципальных правовых актов органов местного самоуправления с подписями уполномоченных лиц. Административный истец ссылается на то, что сайт Хабаровской городской Думы является источником официального опубликования муниципальных правовых актов, однако, в соответствии с Уставом городского округа «Город Хабаровск» официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в газете «Хабаровские вести». В соответствии с п.5 решения Хабаровской городской Думы от 29.12.2009 №167, городская Дума организует доступ к информации о своей деятельности в сети Интернет путем размещения информации на официальном сайте Думы – duma.khabarovskadm.ru. Мэром г.Хабаровск 31.01.2008 принято постановление №126, которым были определены принципы построения и организации работы Web-портала администрации города, права и обязанности лиц, обеспечивающих организационное, информационное, технологическое, программное, нормативное, финансовое сопровождение функционирования Web-портала и определен портал в сети Интернет http://www.khabarovskadm.ru официальным порталом администрации города. Указанное постановление действовало по 2013 год, в связи с чем решения городской Думы, принятые в течение указанного времени были размещены в соответствии с указанным постановлением, согласно п.3.1 которого предусмотрено, что информация размещается на Web-портале с помощью текстового редактора Microsoft Word, который не предоставляет возможности отображения подписи. Кроме того, настаивают на том, что при опубликовании нормативных актов, не требуется наличие подписи лиц, принявших данные акты, в подтверждение чего представили скриншоты электронных страниц сайтов Правительства Российской Федерации (с опубликованными постановлениями, Генеральной прокуратуры Российской Федерации (с опубликованными приказами), Законодательной Думы Хабаровского края (с опубликованными изменениями в Устав). Просят в удовлетворении административного иска отказать.
Выслушав представителей сторон, изучив и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст.218 Кодекса административного судопроизводства (далее КАС РФ), предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами (ч.1 ст.39 КАС РФ).
Административным истцом оспаривается бездействие административного ответчика, выразившееся в неразмещении решений Хабаровской городской Думы в течение 2011-2013 годов с подписями уполномоченных должностных лиц на официальном сайте Хабаровской городской Думы в нарушение требований Федерального закона от 09.02.2009 №8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно разделу I "Методических рекомендаций по подготовке муниципальных нормативных правовых актов" (утв. Минюстом России) муниципальный акт должен соответствовать требованиям, предъявляемым к его форме и содержанию. Различают внутреннюю и внешнюю форму муниципального акта. К внешней форме муниципального акта относятся его реквизиты, являющиеся постоянным элементом содержания акта, которые придают ему официальный характер и обеспечивают возможность его идентификации. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления создаются на бумажном носителе с соблюдением всех необходимых реквизитов. Официальный текст муниципального акта имеет следующие реквизиты: официальные символы муниципального образования; полное наименование органа (должностного лица) местного самоуправления, принявшего (издавшего) документ; наименование вида акта; дата и номер принятия (подписания, издания); место нахождения органа местного самоуправления, принявшего муниципальный акт (при необходимости); наименование акта, отражающее предмет правового регулирования (заголовок). В конце текста правового акта указываются следующие реквизиты: наименование должности, фамилия, инициалы и подпись лица, уполномоченного на подписание соответствующего правового акта. При подписании муниципального акта соблюдаются следующие требования: должно быть указано полное и официальное наименование должности уполномоченного лица в соответствии с уставом муниципального образования; личная подпись уполномоченного лица проставляется только на подлиннике правового акта; необходима расшифровка подписи, которая состоит из следующих инициалов: первая буква имени и отчества (с точкой) и фамилия (указывается полностью без сокращений).
Согласно разделу II указанных Методических рекомендаций в соответствии с п.6 ст.44 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон №131-ФЗ) уставом муниципального образования определяются виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных актов. Муниципальный акт должен соответствовать требованиям, предъявляемым не только к его содержанию, но и к порядку его принятия и официального опубликования (обнародования). К основным стадиям деятельности по принятию муниципального акта относятся: подготовка проекта муниципального акта (предпроектная работа); внесение проекта на рассмотрение; рассмотрение проекта, согласование доработанного проекта и принятие (издание) муниципального акта; подписание и официальное опубликование (обнародование); вступление в силу. Опубликование (обнародование) муниципального акта является завершающим этапом муниципального нормотворческого процесса. Порядок опубликования (обнародования) муниципальных актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан.
В силу ч.3 ст.15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
На основании статьи 6 Федерального закона от 9 февраля 2009 года №8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее Федеральный закон №8-ФЗ) доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться различными способами, в том числе путем обнародования (опубликования) государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации; размещения государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет".
Частью 3 статьи 12 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" определено, что официальное опубликование законов и иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов осуществляется в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами порядком их официального опубликования.
В соответствии с подп.7 п.1 ст.17 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по учреждению печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации.
Частью 3 статьи 47 указанного закона предусмотрено, что порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Статьей 40-1 "Устава городского округа "Город Хабаровск" (принят решением Хабаровской городской Думы от 13.07.2004 №509) (Зарегистрировано в Законодательной Думе Хабаровского края 28.07.2004 №1484) в редакции, действовавшей на момент оспариваемых публикаций муниципальных актов, предусмотрено, что правовые акты городской Думы, мэра города, администрации города вступают в силу со дня их подписания, если действующим законодательством, настоящим Уставом или в самом акте не предусмотрено иное. Официальным опубликованием нормативного правового акта считается первая публикация его полного текста в официальных изданиях, определенных правовым актом городской Думы. В случае опубликования текста правового акта частями, датой официального опубликования является дата публикации его последней части. Опубликование нормативных правовых актов осуществляется администрацией города.
Решением Хабаровской городской Думы от 29.12.2009 №167 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Хабаровской городской Думы" (далее – Решение), в редакции, действовавшей на момент оспариваемых публикаций муниципальных актов предусмотрено, что информация о деятельности Думы предоставляется в устной форме, а также в виде документированной информации, в том числе в виде электронного документа (п.2 Решения).
Доступ к информации о деятельности Думы обеспечивается следующими способами: 1) обнародование (опубликование) информации о своей деятельности в средствах массовой информации; 2) размещение информации о своей деятельности в сети Интернет; 3) размещение информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых Думой, и в иных отведенных для этих целей местах; 4) ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности Думы в помещениях, занимаемых Думой; 5) присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях Думы; 6) предоставление информации пользователям информацией по их запросу; 7) другими способами, предусмотренными законами и (или) нормативными правовыми актами Думы (п.3 Решения).
Дума организует доступ к информации о своей деятельности в сети Интернет путем размещения информации на официальном сайте Думы - duma.khabarovskadm.ru (п.5 Решения).
Согласно ч.ч.1 и 4 ст.10 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", в редакции, действовавшей на момент оспариваемых публикаций муниципальных актов предусмотрено, что государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть Интернет, в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района. Требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами иных государственных органов, а также органов местного самоуправления устанавливаются в пределах своих полномочий указанными органами.
Постановлением Мэра города Хабаровска от 31.01.2008 №126 "О Web-портале администрации города" (далее Положение), в редакции, действовавшей на момент оспариваемых публикаций муниципальных актов предусмотрено, что Положение определяет принципы построения и организации работы Web-портала администрации города, права и обязанности должностных лиц, обеспечивающих организационное, информационное, технологическое, программное, нормативное, финансовое сопровождение функционирования Web-портала, а также его безопасность. Информация размещается ответственными за размещение в структурных подразделениях лицами с помощью текстового редактора Microsoft Word в соответствующие разделы портала.
Ходатайств о проведении судебной экспертизы для установления возможности размещения текстов муниципальных актов, содержащих подписи уполномоченных должностных лиц, в сети Интернет с помощью текстового редактора Microsoft Word, стороной административного истца не заявлялось.
По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Анализ вышеприведенных норм позволяет сделать вывод о том, что размещение органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет" является способом обеспечения доступа к информации о деятельности для всеобщего сведения, и предусматривает возможность обеспечения неограниченному кругу лиц ознакомиться с муниципальными правовыми актами непосредственно через информационно - телекоммуникационную сеть "Интернет", при этом нормы, приведённые административным истцом и проанализированные судом, не содержат требований, относительно необходимости размещения в сети "Интернет" муниципальных актов с наличием графической подписи уполномоченных должностных лиц, а личная подпись уполномоченного лица, исходя из вышеприведенных норм и Методических рекомендаций, проставляется только на подлиннике правового акта.
Согласно п.1 ст.8 Федерального закона №8-ФЗ пользователь информацией имеет право получать достоверную информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Доказательств того, что размещенные в течение 2011-2013 годов на официальном сайте Хабаровской городской Думы решения Хабаровской городской Думы являются недостоверной информацией или не совпадают с подлинниками правовых актов, суду стороной административного истца не представлено.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований не имеется.
Руководствуясь ст.ст.174-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня составления судом 29 июля 2019 года решения в мотивированной форме, с подачей жалобы или представления через Центральный районный суд г.Хабаровск.
Председательствующий Л.А. Митчина
-----------------------------------------¬
¦"КОПИЯ ВЕРНА"
¦Судья ______________________
¦ Л.А. Митчина
¦Секретарь
¦ А.А. Лютова
¦ _______________________
¦"__" _____________ 20__ г.
L-----------------------------------------
Решение суда не вступило в законную силу
Уникальный идентификатор дела 27RS0001-01-2019-005733-68
Подлинник решения подшит в дело №2а-6011/2019
и хранится в Центральном районном суде г.Хабаровск