ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-601/19 от 22.04.2019 Белорецкого городского суда (Республика Башкортостан)

Дело № 2а – 601/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 апреля 2019 года с. Старосубхангулово

Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Мустафиной З.З.,

при секретаре Валиуллиной Р.А.,

с участием представителя административного истца - заместителя прокурора Бурзянского района РБ Шамигуловой Н.М.,

административных ответчиков:

- и.о. председателя комитета по управлению собственностью Минземимущества РБ по Бурзянскому району ФИО1,

представителя комитета по управлению собственностью Минземимущества РБ по Бурзянскому району ФИО2, по доверенности,

представителя Администрации МР Бурзянский район РБ и Совета МР Бурзянский район РБ ФИО3, по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению прокурора Бурзянского района в защиту интересов неопределенного круга лиц, государства к Комитету по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, и.о. председателя Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан ФИО1, Администрации МР Бурзянский район РБ, Совету МР Бурзянский район РБ, Министерству земельных и имущественных отношений РБ о признании бездействия незаконным,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Бурзянского района РБ в защиту интересов неопределенного круга лиц и государства обратился в Белорецкий межрайонный суд РБ с административным исковым заявлением к Комитету по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, и.о. председателя Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан ФИО1, Администрации МР Бурзянский район РБ, Совету МР Бурзянский район РБ, Министерство земельных отношений и имущественных отношений РБ, Министерству земельных и имущественных отношений РБ о признании бездействия незаконным. В последующем уточнив исковые требования прокурор указал, что прокуратурой Бурзянского района в декабре 2018 года, по заданию прокуратуры республики проведена проверка соблюдения требований законодательства о приватизации муниципального имущества. Согласно ч.1 ст.14 Федерального закона от 21.12.2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее Закон) решение об условиях приватизации федерального имущества принимается в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества. Согласно ч.4 ст.14 Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества. Согласно ст.15 Закона под информационным обеспечением приватизации государственного и муниципального имущества понимаются мероприятия, направленные на создание возможности свободного доступа неограниченного круга лиц к информации о приватизации и включающие в себя размещение на официальном сайте в сети "Интернет" прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества, актов планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, муниципального имущества, решений об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества, информационных сообщений о продаже государственного и муниципального имущества и об итогах его продажи, ежегодных отчетов о результатах приватизации федерального имущества, отчетов о результатах приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, муниципального имущества. Официальным сайтом в сети "Интернет" для размещения информации о приватизации государственного и муниципального имущества, указанным в настоящем пункте, является официальный сайт Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенный Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт в сети "Интернет"). Информация о приватизации государственного и муниципального имущества, указанная в настоящем пункте, дополнительно размещается на сайтах в сети "Интернет". Информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества, об итогах его продажи размещается также на сайте продавца государственного или муниципального имущества в сети "Интернет". Информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества подлежит размещению на официальном сайте в сети "Интернет" не менее чем за тридцать дней до дня осуществления продажи указанного имущества, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Решение об условиях приватизации государственного и муниципального имущества размещается в открытом доступе на официальном сайте в сети "Интернет" в течение десяти дней со дня принятия этого решения. Согласно ст.28 Закона приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом. Кроме того, согласно ст.3 действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственного и муниципального жилищного фонда; Аналогичное ограничение отражено в решении Совета муниципального района Бурзянский район РБ от ...№... «Об утверждении Положения о порядке планирования приватизации муниципального имущества муниципального района Бурзянский район РБ». Законом РФ от ... N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда РФ" предусмотрен единственный порядок передачи жилых помещений, входящих в муниципальный жилищный фонд, в собственность иных лиц, это - бесплатная передача (приватизация) жилых помещений в собственность граждан. В соответствии с п. 1 ст. 4 ЖК РФ жилищное законодательство регулирует отношения по поводу возникновения, осуществления, изменения, прекращения права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилого фонда. Предметом договора купли-продажи является муниципальный жилой дом. Согласно требованиям действующего законодательства, жилые помещения не могут быть отчуждены органом местного самоуправления иначе, как путем бесплатной передачи, продажа жилищного фонда путем проведения торгов запрещена, следовательно, сделка по купле-продаже квартиры является ничтожной в силу ст. 168 ГК РФ. В результате проверки соблюдения требований законодательства о приватизации в администрации муниципального района Бурзянский район РБ и КУС Минземимущества РБ по Бурзянскому району выявлены вышеуказанные нарушения законодательства, в целях устранения которых ... в адрес и.о. председателя КУС Минземимущества РБ по Бурзянскому району ФИО1 внесено представление, которые по существу не рассмотрены должностными лицами выявленные нарушения не признаны, меры с целью их устранения и недопущения впредь не приняты. В связи с чем, прокуратура Бурзянского района обращается в суд с настоящим административным исковым заявлением с целью недопущения указанного характера нарушений повторно. Решением Совета муниципального района Бурзянский район РБ от ...№... утвержден прогнозный план приватизации муниципального имущества муниципального района Бурзянский район РБ на 2018 год. Пунктом 2,3 Решения Совета от ...№... уполномоченным организатором приватизации определен Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений РБ по Бурзянскому району. Исполнение решение должны были обеспечить глава администрации муниципального района Бурзянский район РБ и КУС Минземимущества РБ по Бурзянскому району. В соответствие с п.2.5. решения установлен перечень муниципального имущества, планируемого к приватизации в 2018 году путем продажи на аукционе. Согласно данному пункту решение о приватизации и об условиях приватизации муниципального имущества муниципального района Бурзянский район РБ принимается главой администрации муниципального района Бурзянский район РБ по представлению уполномоченного организатора способов приватизации в сроки, позволяющие его приватизацию в соответствие с настоящим Прогнозным планом. В соответствие с прогнозным планом приватизации подлежат 8 объектов, прогнозный план публикован на официальном сайте, torgi.gov. Установлено, что решение об условиях приватизации 7 объектов внесенных в прогнозный план в течение 2018 года администрацией муниципального района Бурзянский район РБ не принято, оценка стоимости подлежащего приватизации муниципального имущества не проведена, аукцион с целью продажи муниципального имущества не проведена, в силу бездействия со стороны администрации муниципального района Бурзянский район РБ и КУС ФИО4 по Бурзянскому району прогнозный план приватизации муниципального имущества остался не выполненным. Изучено постановление главы администрации муниципального района Бурзянский район РБ от ...№...-п о приватизации земельного участка, где расположен объект недвижимости. В соответствии с указанным постановлением, ФИО5 предоставлена в собственность путем выкупа, земельный участок общей площадь ....м., из категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером: №..., находящийся по адресу: ..., вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства. На земельном участке имеется: здание, назначение: жилой дом. 1-этажный, общая площадь 120,1 кв.м. В соответствие с договором купли-продажи земельного участка земля реализована администрацией района покупателю за ... рублей. Установлено, что жилой дом, находящийся на указанном земельном участке ФИО5 приобретен по результатам аукциона проведенного на основании распоряжения главы администрации муниципального района Бурзянский район РБ от ...№...-р. В соответствие с указанным распоряжением, утверждена аукционная документация на право заключения договора купли-продажи имущества, жилой дом с земельным участком, расположенного по адресу: .... Изучением аукционной документации установлено следующее, директором ООО «Регион» ФИО6 проведена оценка рыночной стоимости жилого дома с земельным участком. В материалах оценки имеется технический паспорт домовладения, согласно данным которого, общая площадь жилого дома составляет 120,1 кв.м., общая площадь жилых помещений 86. 9 кв.м, в том числе жилая площадь 53, 7 кв.м. В соответствие со свидетельством о государственной регистрации прав от ... общая площадь жилого дома составляет 86, 9 кв.м. Между тем, в извещении о проведении торгов №... указана неверная площадь жилого дома, вместо фактической площади жилого дома 120.1. кв.м., он уменьшен до 54 кв.м. Кроме того, в нарушение распоряжения главы администрации муниципального района Бурзянский район РБ от ...№...-р, прогнозного плана о проведении приватизации утвержденного решением Совета муниципального района Бурзянский район РБ от ...№..., в извещении не указано о реализации земельного участка тоже. Вышеуказанные незаконные действия лиц проводивших торги, уменьшивших общую площадь жилого дома, не указавших о реализации земельного участка тоже, привело к незаинтересованности лиц в приобретении жилого дома. В итоге, победителем в аукционе явился ФИО5, который изначально и обратился с заявлением о приватизации вышеуказанного жилого дома. Кроме того, согласно действующим требованиям законодательства муниципальный жилой фонд может быть приватизирован только на основании Законом РФ от ... N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда РФ". Администрацией муниципального района Бурзянский район РБ и КУС Минземимущества РБ по Бурзянскому району грубо нарушены требования законодательства о приватизации муниципального имущества. Тем самым, нарушаются права муниципального района Бурзянский район, по получению максимальной прибыли с реализуемого муниципального имущества, нарушаются права неопределенного круга лиц в желающих участвовать в аукционе и приобрести муниципальное имущество.

В судебном заседании заместитель прокурора Бурзянского района РБ Шамигулова Н.М. полностью поддержала требования и дала пояснения, аналогичные изложенному в иске. Просит признать незаконными действия комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений в РБ по Бурзянскому району и администрации муниципального района Бурзянский район РБ выразившиеся в проведение аукциона по продаже муниципального имущества: жилого дома по адресу: ..., с нарушением требований Федерального закона от ... № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», Закона РФ от ... N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда РФ".; признать незаконными действия (бездействие) и.о. начальника КУС Минземимущества РБ по Бурзянскому району ФИО1, выразившиеся в ненадлежащем рассмотрении представления прокуратуры Бурзянского района от ... «Об устранении нарушений законодательства о приватизации муниципального имущества», в не принятии мер по устранению имеющихся нарушений, в принятии мер с целью недопущения данных нарушений повторно; признать незаконным бездействие комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений в РБ по Бурзянскому району и администрации муниципального района Бурзянский район РБ выразившееся в неисполнении решения Совета муниципального района Бурзянский район РБ от ...№... «Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества муниципального района Бурзянский район РБ на 2018 год», а именно выразившееся в не принятии решения о приватизации и об условиях приватизации муниципального имущества муниципального района Бурзянский район РБ на 2018 год, позволяющее его приватизацию в соответствие с Прогнозным планом на 2018 год, и организацию работы с целью приватизации имущества перечень которых отражены в указанном решении; обязать комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений в РБ по Бурзянскому району и Совет муниципального района Бурзянский район РБ вернуться к рассмотрению представления прокуратуры района от ... «Об устранении нарушений законодательства о приватизации муниципального имущества».

В судебном заседании административные ответчики и.о. председателя и представитель КУС Минземимущества Бурзянского района РБ ФИО1 и ФИО7, действующий по доверенности, исковые требования не признали и пояснили суду, что поскольку ограничении для продажи жилого дома не имелось, в 2016 году было принято решение о включении жилого дома с земельным участком расположенного по адресу: РБ, Бурзянский район, с. Старосубхангулово, ул. Ленина, д. 75 в прогнозный план приватизации муниципального района Бурзянский район РБ. Реализация жилого дома осуществлена с использованием аукционных процедур, путем публичных торгов. Жилое здание является ветхим, и пришло в такое состояние лишь из-за отсутствия ухода (длительное время данное здание пустовало) требовало проведения капитального ремонта. Капитальный ремонт осуществляется только за счет собственника, а именно бюджета муниципального района Бурзянский район, что является недопустимым. При таких условиях, экономически выгодным является реализация ветхого фонда. Законодательного запрета на продажу жилого фонда не имеется, как и нет запрета на приватизацию специализированного жилищного фонда в льготном (безвозмездном) порядке, при условии сохранения органами местного самоуправления массива жилых помещений. Данная правовая позиция установлена постановлением Конституционного суда Российской Федерации №... от .... По факту рассмотрения представления истца от ... «Об устранении нарушений законодательства о приватизации муниципального имущества» считают, что рассмотрено в надлежащем порядке по следующим пунктам: во – первых, требование прокурора «о предоставлении в прокуратуру района информации о приватизации муниципального имущества за 2015, 2016 года, с перечислением информации о приватизированном имуществе, о дате приватизации» поступило в Комитет ..., где прокуратуре Бурзянского района ими были представлены копии документов, на основании которых имущество приватизировано в 2015, 2016 годах «Решение Совета «Об утверждении прогнозного плана приватизации муниципального имущества муниципального района Бурзянский район, за 2015, 2016 года. Распоряжение об утверждении аукционной документации, извещение о проведение торгов, Договора купли-продажи жилого дома с земельным участком расположенного по адресу ...». На данное требование было внесено представление «Об устранение нарушений законодательства о приватизации муниципального имущества расположенного по адресу ... на аукционе» от ..., где представление прокуратуры было рассмотрено с участием представителя прокуратуры района, так же Комитетом был дан письменный ответ следующего содержания: «Приватизация муниципального имущества осуществлено на основании Федерального закона от ... № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», основанием для принятия решения «О включение жилого дома с земельным участком в прогнозный план приватизации, являлось устное обращение ФИО5». Во-вторых, требование «О предоставлении документов по отнесению жилого помещения к специализированному жилищному фонду, об исключении жилого дома из категории служебного жилого фонда, договор на основании которых был предоставлен жилой дом по адресу ... для проживания» поступило в Комитет ..., где Комитетом был представлен письменный ответ с приложением копий документов по указанным в требовании пунктам «Основанием для принятия постановления об исключении жилого дома из категории служебного, являлось обращение ФИО5 о желании выкупить данное имущество, основанием для предоставления имущества по Договору служебного жилого дома являлось обращение ФИО5 в Администрацию муниципального района с приложением необходимых документов». В третьих, требование «О расторжении договора купли- продажи с ФИО5, о необеспеченности муниципальных служащих жилым помещением, об исключении жилого дома из категории служебного» поступило ..., где был дан письменный ответ ... «Так как решение об отнесении жилого дома к специализированному жилищному фонду, не регистрировано в органе, осуществляющий регистрацию прав, обременение в виде «Специализированный жилищный фонд» не установлено. Нуждаемости государственных и муниципальных служащих в жилищном фонде не было, на этот период пустовало муниципальное помещение по адресу ... же необходимо учесть, что продажа одного жилого дома привело к незначительному, на 15 % снижению жилого массива. Вместе, с тем, в 2016 году массив муниципальных жилых домов увеличился на 30% за счет новых построенных муниципальных жилых домов, по адресам ...В, 1Б», с приложением информации согласно требованию прокуратуры. В четвертых, требование «О представлении в прокуратуру района информации о приватизации муниципального имущества в 2016-2018 гг» поступило в Комитет ..., где согласно требованию нами были представлены все запрашиваемые материалы, а именно документы по приватизации муниципального имущества за 2016-2018 года, где также были приложены материалы по приватизации жилого дома с земельным участком по адресу .... Представление согласно данному требованию прокуратуры «О не выполнении плана приватизации муниципального имущества за 2018 год. О приватизации земельного участка, где расположен объект недвижимости по адресу ... Об уменьшении фактической площади жилого дома с 120,1 кв.м., до 54 кв.м.» получили ..., где представление было рассмотрено с участием представителя прокуратуры района, так же направлен письменный ответ «План приватизации на 2018 год не выполнен, в связи с отсутствием желающих выкупить муниципальное имущество. Так как аукцион был проведен только в отношении жилого дома без земельного участка, земельный участок под указанной недвижимостью был предоставлен в собственность путем выкупа ФИО5 В извещении о проведении торгов площадь жилого дома вместо 86,9 кв.м. указана площадь 54 кв.м., в связи с тем, что при проведении оценочных процедур оценщиком была допущена техническая ошибка, при этом оценка производилась с расчетом на 86,9 кв.м.». Согласно Соглашению о взаимодействии Комитета по управлению собственностью Минземимущества РБ по Бурзянскому району с Администрацией муниципального района Бурзянский район РБ по вопросам управления и распоряжения муниципальным имуществом Решения о приватизации и об условиях приватизации муниципального имущества принимаются Администрацией муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан, а не Комитетом. Просят в удовлетворении иска отказать

Представитель Администрации МР Бурзянский район ФИО3 и он же представитель административного ответчика: Совета МР Бурзянский район РБ, действующий по доверенности, исковые требования не признал и пояснил суду, что статьей 219 КАС РФ установлено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Вопрос продажи муниципального имущества - жилого дома расположенного по адресу: ..., рассматривался в ходе прокурорской проверки в декабре 2016 года и являлся предметом рассмотрения представления от ..., соответственно административному истцу было известно о данном факте в декабре 2016 г., в связи с вышеизложенным, считает истекшим сроки обращения в суд с административным исковым заявлением. По вопросу исполнения прогнозного плана приватизации муниципального имущества: Прогнозный план (программа) приватизации муниципального имущества муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан на 2018 год разработан в соответствии Федеральным законодательством. Уставом муниципального района и утвержден решением Совета от ...№.... В прогнозный план(программу) приватизации включены 2 объекта муниципального имущества. Решением Совета от ...№... в прогнозный план приватизации внесены изменения и дополнительно включены 6 объектов муниципального имущества. Данные решения опубликованы на официальном сайте в сети интернет www.torgi.gov.ru и на официальном сайте муниципального района Бурзянский район РБ. Соответственно требования законодательства об официальном опубликовании объектов включенных в план приватизации исполнено. Оценка объектов включенных в план не проводилась, так как в соответствии с Федеральным законом от ... N 1Э5-ФЗ (ред. от ...) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" - Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, определенная в отчете, за исключением кадастровой стоимости, является рекомендуемой для целей определения начальной цены предмета аукциона или конкурса, совершения сделки в течение шести месяцев с даты составления отчета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Соответственно, при отсутствии потенциальных покупателей, проведение оценки имущества включенного в план приватизации повлекло бы неэффективное использование бюджетных средств. Отсутствие потенциальных покупателей на включенные в план приватизации имущества, а также невыполнение прогнозного плана не может быть квалифицировано, как бездействие Администрации, так как все предусмотренные законом меры были приняты. Просит в удовлетворении административного иска отказать.

Представитель административного ответчика Министерство земельных отношений и имущественных отношений РБ в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя, в удовлетворении административного иска отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Выслушав, лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив материалы дела, проверив все юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с п. 8, 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч.1 ст.14 Федерального закона от 21.12.2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее Закон) решение об условиях приватизации федерального имущества принимается в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества.

Согласно ч.4 ст.14 Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества.

Согласно ст.15 Закона под информационным обеспечением приватизации государственного и муниципального имущества понимаются мероприятия, направленные на создание возможности свободного доступа неограниченного круга лиц к информации о приватизации и включающие в себя размещение на официальном сайте в сети "Интернет" прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества, актов планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, муниципального имущества, решений об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества, информационных сообщений о продаже государственного и муниципального имущества и об итогах его продажи, ежегодных отчетов о результатах приватизации федерального имущества, отчетов о результатах приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, муниципального имущества.

Официальным сайтом в сети "Интернет" для размещения информации о приватизации государственного и муниципального имущества, указанным в настоящем пункте, является официальный сайт Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенный Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт в сети "Интернет"). Информация о приватизации государственного и муниципального имущества, указанная в настоящем пункте, дополнительно размещается на сайтах в сети "Интернет".

Информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества, об итогах его продажи размещается также на сайте продавца государственного или муниципального имущества в сети "Интернет".

Информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества подлежит размещению на официальном сайте в сети "Интернет" не менее чем за тридцать дней до дня осуществления продажи указанного имущества, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Решение об условиях приватизации государственного и муниципального имущества размещается в открытом доступе на официальном сайте в сети "Интернет" в течение десяти дней со дня принятия этого решения.

Согласно ст.28 Закона приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Кроме того, согласно ст.3 действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственного и муниципального жилищного фонда;

Аналогичное ограничение отражено в решении Совета муниципального района Бурзянский район РБ от ...№... «Об утверждении Положения о порядке планирования приватизации муниципального имущества муниципального района Бурзянский район РБ».

Законом РФ от ... N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда РФ" предусмотрен единственный порядок передачи жилых помещений, входящих в муниципальный жилищный фонд, в собственность иных лиц, это - бесплатная передача (приватизация) жилых помещений в собственность граждан.

В соответствии с п. 1 ст. 4 ЖК РФ жилищное законодательство регулирует отношения по поводу возникновения, осуществления, изменения, прекращения права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилого фонда.

Предметом договора купли-продажи является муниципальный жилой дом. Согласно требованиям действующего законодательства, жилые помещения не могут быть отчуждены органом местного самоуправления иначе, как путем бесплатной передачи, продажа жилищного фонда путем проведения торгов запрещена, следовательно, сделка по купле-продаже квартиры является ничтожной в силу ст. 168 ГК РФ.

Специальные нормы, определяющие порядок продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, закреплены в статье 18 Федерального закона N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", согласно положениям, которого на аукционе продается государственное или муниципальное имущество в случае, если его покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества. Право его приобретения принадлежит покупателю, который предложит в ходе торгов наиболее высокую цену за такое имущество. Аукцион является открытым по составу участников. Аукцион, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся.

Для участия в аукционе претендент вносит задаток в размере 10 процентов начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества (п. 6 ст. 18 Федерального закона N 178-ФЗ). Документом, подтверждающим поступление задатка на счет, указанный в информационном сообщении, является выписка с этого счета.

Согласно п. 8 ст. 18 вышеуказанного закона претендент не допускается к участию в аукционе по следующим основаниям: представленные документы не подтверждают право претендента быть покупателем в соответствии с законодательством Российской Федерации; представлены не все документы в соответствии с перечнем, указанным в информационном сообщении (за исключением предложений о цене государственного или муниципального имущества на аукционе), или оформление указанных документов не соответствует законодательству Российской Федерации; заявка подана лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий; не подтверждено поступление в установленный срок задатка на счета, указанные в информационном сообщении. Перечень оснований отказа претенденту в участии в аукционе является исчерпывающим.

В силу п. 16 ст. 18 Федерального закона N 178-ФЗ не урегулированные настоящей статьей и связанные с проведением аукциона отношения регулируются Правительством РФ.

В соответствии с п. "п" ст. 3 Постановления Правительства РФ N 585 "Об утверждении Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе" продавец в соответствии с законодательством Российской Федерации при подготовке и проведении аукциона, в том числе, организует подготовку и публикацию информационного сообщения об итогах аукциона, а также его размещение в сети Интернет в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества" и настоящим Положением.

Согласно п. 5 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, для участия в аукционе претендент представляет продавцу в установленный срок заявку по форме, утверждаемой продавцом, и иные документы в соответствии с перечнем, опубликованным в информационном сообщении о проведении аукциона, а также вносит задаток на счет, указанный в информационном сообщении (п. 6 вышеуказанного Положения). Информационное сообщение о проведении аукциона наряду со сведениями, предусмотренными Федеральным законом N 178-ФЗ, должно содержать сведения о размере задатка, сроке и порядке его внесения, назначении платежа, реквизитах счета, порядке возвращения задатка, а также указание на то, что данное сообщение является публичной офертой для заключения договора о задатке в соответствии со статьей 437 ГК РФ, а подача претендентом заявки и перечисление задатка являются акцептом такой оферты, после чего договор о задатке считается заключенным в письменной форме. Документом, подтверждающим поступление задатка на счет продавца, является выписка со счета продавца, а в случае продажи приватизируемого федерального имущества - выписка с лицевого счета Федерального агентства по управлению государственным имуществом либо его территориального органа.

Из содержания ч. 2 ст. 15 "О приватизации государственного и муниципального имущества" следует, что информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества подлежит опубликованию в официальном печатном издании, а также размещению на официальном сайте в сети "Интернет", сайте продавца государственного или муниципального имущества в сети "Интернет", официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов (далее также - сайты в сети "Интернет") не менее чем за тридцать дней до дня осуществления продажи указанного имущества, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Сведения, которые должно содержать информационное сообщение закреплены в ч. 3 ст. 15 вышеуказанного закона.

Лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Нарушение порядка проведения торгов не может являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены решением суда.

Как следуют из материалов дела, прокуратурой Бурзянского района в связи с поступившим поручением из прокуратуры республики проведена проверка соблюдения требований законодательства о приватизации муниципального имущества.

В результате проверки соблюдения требований законодательства о приватизации в администрации муниципального района Бурзянский район РБ и КУС Минземимущества РБ по Бурзянскому району выявлены вышеуказанные нарушения законодательства, в целях устранения которых ... в адрес и.о. председателя КУС Минземимущества РБ по Бурзянскому району ФИО1 внесено представление, которые по существу не рассмотрены должностными лицами выявленные нарушения не признаны, меры с целью их устранения и недопущения впредь не приняты.

Решением Совета муниципального района Бурзянский район РБ от ...№... утвержден прогнозный план приватизации муниципального имущества муниципального района Бурзянский район РБ на 2018 год.

Пунктом 2,3 Решения Совета от ...№... уполномоченным организатором приватизации определен Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений РБ по Бурзянскому району.

Исполнение решение должны были обеспечить глава администрации муниципального района Бурзянский район РБ и КУС Минземимущества РБ по Бурзянскому району.

В соответствие с п.2.5. решения установлен перечень муниципального имущества, планируемого к приватизации в 2018 году путем продажи на аукционе.

Согласно данному пункту решение о приватизации и об условиях приватизации муниципального имущества муниципального района Бурзянский район РБ принимается главой администрации муниципального района Бурзянский район РБ по представлению уполномоченного организатора способов приватизации в сроки, позволяющие его приватизацию в соответствие с настоящим Прогнозным планом.

В соответствие с прогнозным планом приватизации подлежат 8 объектов, прогнозный план публикован на официальном сайте, torgi.gov.

Установлено, что решение об условиях приватизации 7 объектов внесенных в прогнозный план в течение 2018 года администрацией муниципального района Бурзянский район РБ не принято, оценка стоимости подлежащего приватизации муниципального имущества не проведена, аукцион с целью продажи муниципального имущества не проведена, в силу бездействия со стороны администрации муниципального района Бурзянский район РБ и КУС ФИО4 по Бурзянскому району прогнозный план приватизации муниципального имущества остался не выполненным.

Согласно постановления главы администрации муниципального района Бурзянский район РБ от ...№... о приватизации земельного участка, где расположен объект недвижимости, ФИО5 предоставлена в собственность путем выкупа, земельный участок общей площадь ... кв.м., из категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером: №..., находящийся по адресу: ..., вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства.

На земельном участке имеется: здание, назначение: жилой дом. 1-этажный, общая площадь 120,1 кв.м.

В соответствие с договором купли-продажи земельного участка земля реализована администрацией района покупателю за 1 816,04 рублей.

Установлено, что жилой дом, находящийся на указанном земельном участке ФИО5 приобретен по результатам аукциона проведенного на основании распоряжения главы администрации муниципального района Бурзянский район РБ от ...№...-р.

В соответствие с указанным распоряжением, утверждена аукционная документация на право заключения договора купли-продажи имущества, жилой дом с земельным участком, расположенного по адресу: ....

Изучением аукционной документации установлено следующее, директором ООО «Регион» ФИО6 проведена оценка рыночной стоимости жилого дома с земельным участком.

В материалах оценки имеется технический паспорт домовладения, согласно данным которого, общая площадь жилого дома составляет 120,1 кв.м., общая площадь жилых помещений 86. 9 кв.м, в том числе жилая площадь 53, 7 кв.м.

Согласно свидетельством о государственной регистрации прав от ... общая площадь жилого дома составляет 86, 9 кв.м.

Между тем, в извещении о проведении торгов №... указана неверная площадь жилого дома, вместо фактической площади жилого дома 120.1. кв.м., он уменьшен до 54 кв.м.

Кроме того, в нарушение распоряжения главы администрации муниципального района Бурзянский район РБ от ...№...-р, прогнозного плана о проведении приватизации утвержденного решением Совета муниципального района Бурзянский район РБ от ...№..., в извещении не указано о реализации земельного участка тоже.

Вышеуказанные незаконные действия лиц проводивших торги, уменьшивших общую площадь жилого дома, не указавших о реализации земельного участка тоже, привело к незаинтересованности лиц в приобретении жилого дома.

В итоге, победителем в аукционе явился ФИО5, который изначально и обратился с заявлением о приватизации вышеуказанного жилого дома.

Кроме того, согласно действующим требованиям законодательства муниципальный жилой фонд может быть приватизирован только на основании Законом РФ от ... N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда РФ".

Таким образом, в ходе судебного заседания установлено, что Администрацией муниципального района Бурзянский район РБ и КУС Минземимущества РБ по Бурзянскому району грубо нарушены требования законодательства о приватизации муниципального имущества.

Тем самым, нарушаются права муниципального района Бурзянский район, по получению максимальной прибыли с реализуемого муниципального имущества, нарушаются права неопределенного круга лиц в желающих участвовать в аукционе и приобрести муниципальное имущество.

Таким образом, выявленные факты наличия выявленных нарушений нашли подтверждение в ходе судебного заседания. Ответчиками не приведено доводов и не представлено доказательств в подтверждение того, что выявленные нарушения устранены либо предъявленные требования не соответствуют нормам действующего законодательства.

При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования прокурора Бурзянского района подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 218-228 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Уточненное административное исковое заявление прокурора Бурзянского района в защиту интересов неопределенного круга лиц и государства к Комитету по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, и.о. председателя Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан ФИО1, Администрации МР Бурзянский район РБ, Совету МР Бурзянский район РБ, Министерству земельных и имущественных отношений РБ о признании бездействия незаконным, удовлетворить.

Признать незаконными действия Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений в РБ по Бурзянскому району и Администрации муниципального района Бурзянский район РБ выразившиеся в проведение аукциона по продаже муниципального имущества: жилого дома по адресу: ..., с нарушением требований Федерального закона от ... № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», Закона РФ от ... N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда РФ".

Признать незаконными действия (бездействие) и.о. начальника КУС Минземимущества РБ по Бурзянскому району ФИО1, выразившиеся в ненадлежащем рассмотрении представления прокуратуры Бурзянского района от ... «Об устранении нарушений законодательства о приватизации муниципального имущества», в не принятии мер по устранению имеющихся нарушений, в принятии мер с целью недопущения данных нарушений повторно.

Признать незаконным бездействие Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений в РБ по Бурзянскому району и Администрации муниципального района Бурзянский район РБ выразившееся в неисполнении решения Совета муниципального района Бурзянский район РБ от ...№... «Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества муниципального района Бурзянский район РБ на 2018 год», а именно выразившееся в не принятии решения о приватизации и об условиях приватизации муниципального имущества муниципального района Бурзянский район РБ на 2018 год, позволяющее его приватизацию в соответствие с Прогнозным планом на 2018 год, и организацию работы с целью приватизации имущества перечень которых отражены в указанном решении.

Обязать Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений в РБ по Бурзянскому району и Совет муниципального района Бурзянский район РБ вернуться к рассмотрению представления прокуратуры района от ... «Об устранении нарушений законодательства о приватизации муниципального имущества».

Решение в окончательной форме изготовлено к 17 часам 26 апреля 2019 года.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через постоянное судебное присутствие Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан.

Председательствующий судья: З.З. Мустафина