ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6022/19 от 23.09.2019 Люберецкого городского суда (Московская область)

Дело № 2а-6022/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 сентября 2019г. Люберецкий городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Сорокиной Т.В., при секретаре Кривошей Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным решения о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности объекта недвижимости, обязании поставить на государственный кадастровый учет и произвести государственную регистрацию права собственности на жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 в обоснование административного иска указал, что он является участником строительства многоквартирного жилого дома, расположенного по строительному адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГ между ООО «Рефкомплект» и ФИО2 был заключен договор уступки прав № в соответствии с которым ООО «Рефкомплект» передал ФИО2 все предусмотренные договором долевого участия права и обязанности, объектом долевого строительства по которому является однокомнатная квартира, с условным номером <адрес>

Обязательства по оплате были выполнены ФИО2, ею выплачено 5 177 180,26 рублей, что подтверждается заявлением на перевод денежных средств от 18.02.2015г на счет ООО «Рефкомплект».

ДД.ММ.ГГ. между ФИО2 и ФИО1 был заключен договор № уступки прав и обязанностей по договору участия в долевом строительстве многоквартирного дома, в соответствии с условиями которого, участник долевого строительства передал истцу все предусмотренные условиями договора, принадлежащие ему права и обязанности в отношении указанного объекта долевого строительства.

Указал, что обязательства по оплате, в размере 5 177 180,26 руб., были им выполнены надлежащим образом, своевременно и в полном объеме, что подтверждается актом от ДД.ММ.ГГ. к договору № от ДД.ММ.ГГ. уступки прав и обязанностей по договору участия в долевом строительстве многоквартирного дома.

Отсутствие финансовых претензий со стороны застройщика подтверждает и подписанный акт приема-передачи квартиры от ДД.ММ.ГГ, в соответствии с п. 3 акта условия по оплате цены договора выполнены, стороны считают взаимные обязательства исполненными и не имеют в рамках договора взаимных финансовых и иных претензий.

Административный истец указал, что многоквартирный дом построен и введен в эксплуатацию на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию № от ДД.ММ.ГГ выданного уполномоченным органом (Министерством строительного комплекса Московской области), объекту присвоен официальный адрес: <адрес>, городской округ Котельники, <адрес>, а квартире - официальный номер в соответствии с Постановлением Администрации городского округа Котельники Московской области ДД.ММ.ГГ

Застройщиком строительства многоквартирного жилого дома является ООО «СтройКомфорт».

Земельный участок находится в собственности застройщика, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права серии 50-A3N выданным 28.02.2014г. Управлением Росреестра Московской области, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 28.02.2014г. сделана запись регистрации .

Согласно данным Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером , общей площадью <...> кв.м., вид разрешенного использования: для общественно-деловых целей и строительства ДД.ММ.ГГ Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Московской области разделен на 15 участков с кадастровыми номерами: .

ООО «СтройКомфорт» зарегистрировал право собственности на все вновь образованные земельные участки за от ДД.ММ.ГГ

Строительство указанного многоквартирного дома осуществлялось на основании разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГ., выданного Администрацией городского округа Котельники Московской области со сроком действия до ДД.ММ.ГГ. и проектной декларации, размещенной на веб-сайте http://belaros.com/.

Истец указал, что строительство объекта на земельном участке велось в соответствии с разработанной в установленном порядке документацией и выданным разрешением на строительство.

Многоквартирный дом построен и введен в эксплуатацию на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГ., выданного уполномоченным органом Министерством строительного комплекса Московской области.

В многоквартирном доме проводились обмеры Бюро технической инвентаризации и составлен 1 технический плана здания (многоэтажного жилого дома - корпус 7), подготовленного ДД.ММ.ГГ кадастровым инженером ФИО3 (номер квалификационного аттестата <...> технического паспорта здания (инвентарный ), составленного Котельническим отделом Люберецкого филиала ГУП МО «МОБТИ», инвентарный номер

Данный многоквартирный жилой дом был поставлен на кадастровый учет как объект незавершенного строительства, кадастровый , расположенный на земельном участке с кадастровым номером , ему присвоен адрес: <адрес><адрес>

Данные доводы подтверждаются Разрешением на ввод, в котором на последней странице прописано о Техническом плане, так и Постановлением о присвоении почтового адреса, в котором указан кадастровый номер многоквартирного дома.

ФИО1 обратился в Люберецкий городской суд с исковым заявлением о признании права собственности на квартиру.

Указал, что решением Люберецкого горсуда от ДД.ММ.ГГ за ним было признано право собственности на квартиру по почтовому адресу: Р. Ф., <адрес>, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГ.

Указал, что вступившие в законную силу судебные акты, в силу пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» являются основаниями для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Судебное решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело. В силу ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Однако, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области вступившее в законную силу судебное постановление о признании права не исполнило.

Просил признать незаконным решение Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности объекта недвижимости в виде квартиры от ДД.ММ.ГГ за и приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в отношении объекта недвижимости - квартиры, расположенной по адресу: <адрес>

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществить государственный кадастровый учёт и государственную регистрацию права, поставить на государственный кадастровый учет и зарегистрировать право собственности <адрес>

В суде представитель административного истца поддержал иск.

Представитель административного ответчика иск не признал, представил письменный отзыв, в котором указал, что при отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о государственном кадастровом учете возможность постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав на квартиру в многоквартирном доме (здании, как объекте государственного кадастрового учета) Закон о регистрации не предусматривает.

Указал, что на момент подачи заявления о государственной регистрации права многоквартирный жилой дом, со строительным адресом: <адрес>, являлся объектом незавершенного строительства, не был введен в эксплуатацию.

Регистрация права собственности на объект незавершенного строительства не производилась, он не был поставлен на кадастровый учет.

Существование объекта незавершенного строительства подразумевает возможность его дальнейшего изменения и преобразования в здание или сооружение, что может повлечь как изменение имущества, которое может быть отнесено к общему, так и изменение количества и характеристик помещений в таком объекте. Поэтому до окончания строительства и ввода объекта в эксплуатацию невозможно установить ни число и характеристики помещений в нем, ни доли в общей собственности на общее имущество; до ввода объекта недвижимости в эксплуатацию невозможно нормальное использование инженерного оборудования, а, следовательно, и нормальная эксплуатация помещений.

В силу части 10 статьи 40 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок.

Особенности подготовки в зависимости от вида и назначения здания, сооружения, помещения, а также требования к составу сведений в графической и текстовой частях технического плана с ДД.ММ.ГГ установлены статьей 24 Закона N 218-ФЗ. Требования к подготовке технического плана и составу содержащихся в нем сведений утверждены приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГ N 953 (далее -Требования N 953). Так в соответствии с пунктом 21 Требований N 953 технический план подготавливается в форме электронного документа в виде XML-документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера. Представление документа в ином формате не обеспечивает осуществление государственного кадастрового учета объекта капитального строительства.

Выслушав лиц, участвующих по делу, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что административный иск подлежит удовлетворению.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГ административным истцом на основании решения Люберецкого горсуда от ДД.ММ.ГГ, которым за ним было признано право собственности на квартиру по почтовому адресу: Р. Ф., <адрес>, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГ был подан необходимый пакет документов в орган Росреестра в целях осуществления государственной регистрации прав и кадастрового учета на жилое помещение, в том числе решение суда о признании права собственности и изготовленный самостоятельно привлечением специализированного аттестованного кадастрового инженера, технический план на квартир, заявление о государственном кадастровом учете и заявление о государственной регистрации права .

Далее, ДД.ММ.ГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра картографии по Московской области получено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права (л.д. 25-27).

В соответствии со статьей 26.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» административным истцом было подано соответствующее заявление в апелляционную комиссию по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Решением заседания апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по итогам рассмотрения заявления от ДД.ММ.ГГ года принято решение об отклонении заявления, Решение о приостановлении государственного кадастрового учета признано соответствующим основаниям, предусмотренном п. 5, 7 ч. 1 ст. 26 ФЗ от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Суд пришел к выводу, что исковые требования истца обоснованны.

Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации. Собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.

Ссылка государственного регистратора на п. 10 ст.24 (не представлена проектная документация) не является законной и допустимой, так как у заявителя отсутствует копия проектной документации дома, в связи с этим в соответствии с п. 20 Требований к подготовке технического плана и составу содержащихся в нем сведений, утвержденных приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГ технический план изготовлен на основании договора участия в долевом строительстве и акта приема-передачи объекта долевого строительства.

Электронные образы Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (жилого дома) и технического плана, являющегося приложением к нему представлены в том виде, в котором получены от застройщика жилого дома. Заявитель не имеет возможности представить другие электронные образы указанных документов, так как оригиналы этих документов находятся у застройщика, и копии этих документов в органах и организациях, их выдавших, может получить только застройщик.

Также в порядке межведомственного взаимодействия органы Росреестра могут получить как Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГ №RU, так и постановления о присвоении адреса дому.

Как следует из этого документа (Приказ Минэкономразвития России от 18.12.2015г. ), технический план, в котором надлежит указывать кадастровый номер здания, в пределах которого расположено помещение (квартира, в данном случае), составляется и заверяется квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера.

Административный истец не относится к данной категории субъектов правоотношений (кадастровый инженер) - кадастровым инженером признается физическое лицо, являющееся членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров (ст.29 Закона 218-ФЗ). Поэтому, от воли административного истца не зависит наличие либо отсутствие в текстовой части технического плана кадастрового номера здания. Более того, кадастровый инженер также не имеет возможности указать такой номер в случае, если само здание, в котором расположена квартира, на кадастровый учёт не поставлено и. соответственно, зданию государственным регистратором не присвоен кадастровый номер. Постановку многоквартирного здания на кадастровый учёт с присвоением зданию соответствующего номера, в котором расположена принадлежащая административному истцу квартира, должен осуществить соответствующий субъект правоотношений - организация-застройщик, либо орган власти. Таким образом, отсутствие кадастрового номера объекта (многоквартирного дома), в котором расположена принадлежащая административному истцу квартира, - последствие бездействия структуры, обязанной поставить дом на кадастровый учёт, при том, что ранее Администрация городского округа Котельники Московской области указывала со ссылкой на техническую документацию на то, что дому присвоен инвентарный и кадастровый .

Согласно публичным данным Росреестра данный объект стоит на государственном кадастровом учете, как ранее ученный, имеет кадастровый .

Кадастровый номер — уникальный номер объекта недвижимости, присваиваемый ему при осуществлении кадастрового и технического учета.

Следовательно, из материалов дела прямо усматривается, что дом, как ранее учтенный объект был поставлен на государственный кадастровый учет. Этот номер не изменится, в связи с его уникальностью.

В силу ч. 2 ст. 64 КАС РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

В соответствии со ст. 13 ГПК РФ - вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что приостановление государственного кадастрового учета является незаконным, так как принято без установленных законом оснований и без учета принятого Люберецкого городского суда Московской области решения от ДД.ММ.ГГ. о признании за истцом права собственности на квартиру по адресу: <адрес>

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу статьи 6 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГ N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 2 пункта 52 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.

Таким образом, указанные в сообщении ответчика доводы не могут служить основанием для отказа в постановке либо приостановления государственного кадастрового учета принадлежащей административному истцу недвижимости и права собственности на нее.

Суд пришел к выводу, что следует признать незаконным решение Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности объекта недвижимости в виде квартиры от ДД.ММ.ГГ за и о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в отношении объекта недвижимости - квартиры, расположенной по адресу: <адрес>

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществить государственный кадастровый учёт и государственную регистрацию права, поставить на государственный кадастровый учет и зарегистрировать право собственности ФИО1 на <адрес>

Руководствуясь ст.ст. 177-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности объекта недвижимости в виде квартиры от ДД.ММ.ГГ за и о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в отношении объекта недвижимости - квартиры, расположенной по адресу: <адрес>

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществить государственный кадастровый учёт и государственную регистрацию права, поставить на государственный кадастровый учет и зарегистрировать право собственности ФИО1 на <адрес> по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Люберецкий горсуд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГ