ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6023/2021 от 20.07.2021 Люберецкого городского суда (Московская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ Р. Ф.

ДД.ММ.ГГ<адрес>

Люберецкий городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Михайлиной Н.В.,

при секретаре судебного заседания Ваняевой Е.В.

с участием в судебном заседании

административного истца п,

представителя административного ответчика Паниной И.Н.,

представителей заинтересованного лица – Кузьминой И.М. заместителя главы администрации городского округа Котельники Московской области; ц начальника управления развития отраслей социальной сферы администрации городского округа Котельники

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело а-6023/2021 по административному иску п к Администрации городского округа Котельники Московской области о признании незаконным бездействия и обязании совершить действия; заинтересованное лицо Управление развития отраслей сферы городского округа Котельники Московской области,

У С Т А Н О В И Л:

п обратилась в суд с административным иском к Администрации городского округа Котельники Московской области со следующими исковыми требованиями:

1) Признать незаконным и дискриминационным бездействие Администрации в решении вопроса устройства несовершеннолетнего ребенка, щ, ДД.ММ.ГГ года рождения, местом в дошкольном учреждении, находящемся в доступной близости от места проживания.

2) Обязать Администрацию реализовать право несовершеннолетнего ребенка на бесплатное дошкольное образование, предусмотренное ст. 43 Конституции Российской Федерации, путем создания и предоставления в течение одного месяца со дня вступления в силу решения суда, щ, ДД.ММ.ГГ года рождения, места в АНО ДОО «Акварель».

Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГп, обратилась с заявлением через сайт Госуслуги, которое было направлено в Управление развития отраслей социальной сферы администрации городского округа Котельники Московской области в интереса несовершеннолетнего сына, щ, ДД.ММ.ГГ год рождения, о постановке ребенка на учет для получения места в дошкольном образовательном учреждении. В качестве приоритетного учреждения выбрана Автономна некоммерческая организация Дошкольная образовательная организация «Акварель». ДД.ММ.ГГ в целях реализации ее ребенком права на образование она обратилась в Управление с письменным заявлением о предоставлении места в выбранном ДОУ с сентября 2021 года. Обращения, поступившие в Управление, рассматриваются в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». ДД.ММ.ГГ Управлением направлен ответ об отказе в предоставлении ребенку места в запрашиваемом дошкольном образовательном учреждении без указания законных причин. Уполномоченный орган лишь сообщил о том, что направление в дошкольную образовательную организацию осуществляется в автоматическом режиме посредством системы БИС ДОУ. Также сообщил, что в необходимом саду АНО ДОО «Акварель» нет группы возрастной категории 2-3 года, т.к. помещения для указанных трупп не предусмотрено проектной документацией дошкольного учреждения. Ребенок будет направлен в ДОУ в период основного комплектования с учетом изменений дошкольных образовательных учреждений с возрастной категорией 2-3 года. Законодательство не предусматривает такого основания для отказа в приеме в образовательную организацию. Альтернативных мест, в группах полного дня других дошкольных образовательных организациях, находящихся в доступной близости от места проживания ребенка не предложено. В целях защиты прав ребенка административный истец обратилась с жалобой в Прокуратуру, к Уполномоченному по правам ребенка в МО, Администрацию президента. По результатам обращений вопрос остался нерешенным. Действующее законодательство не предусматривает ограничения в виде определения возраста исключительно на 1 сентября, возраст ребенка позволяет ему быть принятым в ДОУ в сентябре 2021 года ребенку 2 г. 10 мес..

Заявитель настаивает на необходимости предоставления ребенку места именно в том дошкольном образовательном учреждении, которое выбрано его родителями. До настоящего времени вопрос о предоставлении места ребенку в выбранном дошкольном образовательном учреждении, остался не решенным.

Административный истец полагает, что поскольку на момент обращения в Администрацию у истца имелись все необходимые объективные предпосылки для получения места в детском саду - достижение ребенком требуемого возраста, постановка в очередь на предоставление места в дошкольном учреждении, соответствующее обращение в уполномоченный орган, то у административного ответчика возникла обязанность обеспечить ребенка местом в одном из выбранных дошкольных образовательных учреждений для получения бесплатного дошкольного образования, однако Администрацией данная обязанность исполнена не была. Поэтому считает отказ в предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении незаконным, нарушающим права ребенка на общедоступное и бесплатное дошкольное образование.

Административный истец п в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить с учетом возражений на письменные пояснения представителя административного ответчика. Просил суд обязать ответчика предоставить ее ребенку место в АНО ДОО «Акварель», поскольку он территориально располагается ближе других дошкольных учреждений к месту проживания ребенка, иные дошкольные образовательные учреждения не рассматриваются, поскольку они территориально удалены и заявителя не устраивает их комплектация и в целом сами образовательные учреждения.

Представитель административного ответчика Панина И.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требования по доводам письменных возражений.

Заместитель главы администрации городского округа Котельники Московской области Кузьмина И.М. и начальник управления развития отраслей социальной сферы администрации городского округа Котельники ц, в ходе судебного заседания пояснили, что истец обратилась с заявлением о постановке ребенка на учет для получения места в дошкольном образовательном учреждении по средствам системы ЕПГУ ДД.ММ.ГГ с желаемой датой зачисления в дошкольное учреждение - ДД.ММ.ГГ. В заявлении были указаны в качестве предпочитаемых учреждений АНО ДОО «Акварель», АНО ДО «Детский сад «Любимка», МАДОУ д/с «Аленка». На момент подачи указанного заявления прием в дошкольные образовательные организации городского округа Котельники Московской области осуществлялся в соответствии с Порядком приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 08.04.2014 (в редакции от ДД.ММ.ГГ), по состоянию на желаемую дату зачисления ДД.ММ.ГГ количество полных лет щ составлял - 1 год, которому соответствовала группа возрастной категории 1-2 года. Однако, группы возрастной категории 1-2 года в АНО ДОО «Акварель», АНО ДО «Детский сад «Любимка» и МАДОУ д/с «Аленка» в 2020 2021 учебном году отсутствовали. Таким образом, предоставления места в АНО ДОО «Акварель», АНО ДО «Детский сад «Любимка» и МАДОУ д/с «Детство» на 2020 - 2021 учебный год щ не представлялось возможным. ДД.ММ.ГГ истец обратился в Управление развития отраслей социальной сферы Администрации городского округа Котельники Московской области с заявлением об обеспечении несовершеннолетнего щДД.ММ.ГГ местом в группе полного дня в АНО ДОО «Акварель» с сентября 2021 года. В указанном заявлении заявитель указал, что в случае не предоставления места ребенку в группе полного дня в дошкольном учреждении будет свидетельствовать о нарушении конституционного права на доступное и бесплатное дошкольное образование. Своим ответом от ДД.ММ.ГГ № б/н Управление развития отраслей социальной сферы Администрации городского округа Котельники Московской области разъяснило порядок приема в дошкольные образовательные организации городского округа Котельники Московской области. Кроме того, указало на отсутствие групп возрастной категории 2-3 года в АНО ДОО «Акварель». Пояснили, что АНО ДОО «Акварель» является автономной некоммерческой организацией Дошкольной образовательной организацией (Лицензия от ДД.ММ.ГГ). АНО ДОО «Акварель» и Администрация городского округа Котельники Московской области осуществляет взаимодействие в рамках частно-государственного партнерства на основании соглашений о предоставлении субсидии из бюджета городского округа Котельники Московской области за счет средств субвенции из бюджета Московской области на возмещение затрат по финансовому обеспечению получения гражданами дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях городского округа Котельники Московской области, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) в 2021 году, а также Соглашения между администрацией городского округа Котельники Московской области автономной некоммерческой организацией Дошкольная образовательная организация «Акварель» о предоставлении субсидии на государственную поддержку частных дошкольных образовательных организаций в Московской области с целью возмещения расходов на присмотр и уход, содержание имущества и арендную плату за использование помещений в соответствии с государственной программой Московской области «Образование Подмосковья» на 2017 - 2025 годы в соответствующем финансовом году от ДД.ММ.ГГ. В соответствии с п. 2.1.2 Соглашения от ДД.ММ.ГГ субсидия перечисляется ежемесячно из расчета на одного воспитанника в группе общеразвивающей направленности с режимом работы полного дня для детей во возрасте от трех лет. Группы полного дня возрастной категории 2-3 года в АНО ДОО «Акварель» для детей направляемых из единой городской очереди (муниципальные группы) в 2020-2021 учебном году, а также 2021-2022 учебном году открыты не были, о чем свидетельствует скрин-шот перечня групп АНО ДОО «Акварель» системы ЕИС ДОУ. Таким образом, предоставления места з, ДД.ММ.ГГ года рождения, возраст которого на ДД.ММ.ГГ составляет 2 года 9 месяцев, в группе 2-3 года в АНО ДОО «Акварель» на новый 2021 - 2022 учебный год не представляется возможным в виду отсутствия групп возрастной категории 2-3 года для приема детей из единой городской очереди. Одновременно Управление развития отраслей социальной сферы Администрации проинформировало Заявителя, что на ДД.ММ.ГГ возрастная категория щ составляет 2-3 года, такие группы функционируют в пяти образовательных организациях. Кроме того Заявителю был разъяснен порядок, изменения предпочитаемых дошкольных образовательных организаций городского округа Котельники Московской области в личном кабинете электронной системы ЕИС ДОУ. При необходимости изменить ДОУ в направленном заявлении, необходимо обратиться в сектор дошкольного и дополнительного образования развития образования управления развития отраслей социальной сферы до начала основного комплектования (до ДД.ММ.ГГ). С целью внесения изменений в Заявление в перечень предпочитаемых дошкольных образовательных организаций обращений в сектор дошкольного и дополнительного образования управления развития отраслей социальной сферы администрации городского округа Котельники Московской области Заявитель не обращался. Кроме того, в ответе указано что очередь щ АНО ДОО «Акварель» (по территориальному закреплению) - 43, АНО ДО «Детский сад «Любимка» (без территориального закрепления) - 20, МАДОУ д/с л/с «Аленка» (по территориальному закреплению) - 44. При отсутствии свободных мест в выбранных ДОО Заявителю могут быть предложены места в других ДОО. С целью защиты конституционного права ребенка на образование, с учетом изменений дошкольных образовательных учреждений с возрастной категорией 2-3 года ребенок будет направлен в ДОУ в период основного комплектования в срок до ДД.ММ.ГГ.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в административном деле, проверив и оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, проанализировав действующее законодательство, подлежащее применению к спорным публичным правоотношениям, приходит к следующему выводу.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГп, обратилась с заявлением через сайт Госуслуги, которое было направлено в Управление развития отраслей социальной сферы администрации городского округа Котельники Московской области в интереса несовершеннолетнего сына, щ, ДД.ММ.ГГ год рождения, о постановке ребенка на учет для получения места в дошкольном образовательном учреждении с желаемой датой зачисления в дошкольное учреждение - ДД.ММ.ГГ.

В заявлении были указаны в качестве предпочитаемых учреждений АНО ДОО «Акварель», АНО ДО «Детский сад «Любимка», МАДОУ д/с «Аленка». На момент подачи указанного заявления прием в дошкольные образовательные организации городского округа Котельники Московской области осуществлялся в соответствии с Порядком приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 08.04.2014 (в редакции от ДД.ММ.ГГ).

В соответствии с п.7. указанного порядка Прием в образовательную организацию осуществляется в течение всего календарного года при наличии свободных мест. Муниципальная услуга по приему заявлений, постановка на учет и направление детей в образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, расположенных на территории городского округа Котельники Московской области, осуществлялась в соответствии с административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и направление детей в образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, расположенных на территории городского округа Котельники Московской области» утвержденном постановлением главы городского округа Котельники Московской области от ДД.ММ.ГГПГ.

Данный Административный регламент устанавливает стандарт предоставления Муниципальной услуги, состав, последовательность и сроки выполнения: административных процедур по предоставлению Муниципальной услуги, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме, а также особенности выполнения административных процедур в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг в Московской области, формы контроля за предоставлением Муниципальной услуги, досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействий) Администрации, должностных лиц, муниципальных служащих, работников структурного подразделения Администрации, осуществляющего полномочия в сфере образования (далее - Подразделение) и работников МФЦ.

В соответствии с п. 16.10.1 административного регламента направление ребенка в ДОО осуществляется: Подразделением в автоматическом режиме посредством ЕИСДОУ. Органом, ответственным за организацию предоставления муниципальной услуги является Администрация городского округа Котельники Московской области (п. 5.1.)

На основании заявлений родителей (законных представителей) формируется единый электронный реестр заявлений по каждой ДОО по учебным годам с учетом следующих данных: а) даты желаемого поступления ребенка в ДОО, заявленной на начало учебного года (1 сентября желаемого года поступления, например: ДД.ММ.ГГ); б) возрастных категорий детей и возрастных групп на начало учебного года (для детей от 6 до 7 лет, от 5 до б лет, от 4 до 5 лет, от 3 до 4 лет, от 2 до 3 лет, от 1,5 до 3 лет и др.); в) даты постановки на учет ребенка для поступления в ДОО; г) наличие льготы для получения услуги; д) наличие свободных мест в ДОО для каждой возрастной категории детей в соответствующей возрастной группе; е) регистрации по месту жительства на территории, закрепленной за ДОО (указать наименование муниципального образования Московской области); ж) регистрации по месту жительства на территории городского округа Котельники Московской области, но нет регистрации по месту жительства на территории, закрепленной за ДОО; з) регистрации по месту пребывания на территории городского округа Котельники Московской области, закрепленной за ДОО; и) регистрации по месту пребывания на территории городского округа Котельники Московской области, но нет регистрации по месту пребывания на территории, закрепленной за ДОО.

Кроме того, п.п. 16.12 и 16.13 административного регламента предусмотрено, что при ежегодном основном направлении детей в ДОО возраст ребенка определяется на 1 сентября нового учебного года. Возрастные категории рассчитываются автоматически. Все дети внутри своей возрастной категории упорядочиваются по дате постановке на учет с учетом критериев, указанных в п. 16.10.1. настоящего Административного регламента.

Таким образом, по состоянию на желаемую дату зачисления ДД.ММ.ГГ количество полных лет щ составлял - 1 год, которому соответствовала группа возрастной категории 1-2 года. Однако, группы возрастной категории 1-2 года в АНО ДОО «Акварель», АНО ДО «Детский сад «Любимка» и МАДОУ д/с «Аленка» в 2020-2021 учебном году отсутствовали. Таким образом, предоставления места в АНО ДОО «Акварель», АНО ДО «Детский сад «Любимка» и МАДОУ д/с «Детство» на 2020 - 2021 учебный год щ не представлялось возможным.

ДД.ММ.ГГ административный истец обратился в Управление развития отраслей социальной сферы Администрации городского округа Котельники Московской области с заявлением об обеспечении несовершеннолетнего щДД.ММ.ГГ местом в группе полного дня в АНО ДОО «Акварель» с сентября 2021 года.

Своим ответом от ДД.ММ.ГГ № б/н Управление развития отраслей социальной сферы Администрации городского округа Котельники Московской области разъяснило порядок приема в дошкольные образовательные организации городского округа Котельники Московской области. Кроме того, указало на отсутствие групп возрастной категории 2-3 года в АНО ДОО «Акварель».

Из материалов дела также следует, что АНО ДОО «Акварель» является автономной некоммерческой организацией Дошкольной образовательной организацией (Лицензия от ДД.ММ.ГГ).

АНО ДОО «Акварель» и Администрация городского округа Котельники Московской области осуществляет взаимодействие в рамках частно-государственного партнерства на основании соглашений о предоставлении субсидии из бюджета городского округа Котельники Московской области за счет средств субвенции из бюджета Московской области на возмещение затрат по финансовому обеспечению получения гражданами дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях городского округа Котельники Московской области, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) в 2021 году, а также Соглашения между администрацией городского округа Котельники Московской области автономной некоммерческой организацией Дошкольная образовательная организация «Акварель» о предоставлении субсидии на государственную поддержку частных дошкольных образовательных организаций в Московской области с целью возмещения расходов на присмотр и уход, содержание имущества и арендную плату за использование помещений в соответствии с государственной программой Московской области «Образование Подмосковья» на 2017 - 2025 годы в соответствующем финансовом году от ДД.ММ.ГГ.

В соответствии с п. 2.1.2 Соглашения от ДД.ММ.ГГ субсидия перечисляется ежемесячно из расчета на одного воспитанника в группе общеразвивающей направленности с режимом работы полного дня для детей во возрасте от трех лет.

Группы полного дня возрастной категории 2-3 года в АНО ДОО «Акварель» для детей направляемых из единой городской очереди (муниципальные группы) в 2020-2021 учебном году, а также 2021-2022 учебном году открыты не были, что подтверждается перечнем групп АНО ДОО «Акварель» из системы ЕИС ДОУ, сведения из которой представлены в материалы дела в ходе судебного заседания.

Таким образом, предоставления места з, ДД.ММ.ГГ года рождения, возраст которого на ДД.ММ.ГГ составляет 2 года 10 месяцев, в группе 2-3 года в АНО ДОО «Акварель» на новый 2021 - 2022 учебный год не представляется возможным в виду отсутствия групп возрастной категории 2-3 года для приема детей из единой городской очереди.

Одновременно Управление развития отраслей социальной сферы Администрации проинформировало административного истца, что на ДД.ММ.ГГ возрастная категория щ составляет 2-3 года, такие группы функционируют в пяти образовательных организациях, был разъяснен порядок, изменения предпочитаемых дошкольных образовательных организаций городского округа Котельники Московской области в личном кабинете электронной системы ЕИС ДОУ. При необходимости изменить ДОУ в направленном заявлении, необходимо обратиться в сектор дошкольного и дополнительного образования развития образования управления развития отраслей социальной сферы до начала основного комплектования (до ДД.ММ.ГГ).

С целью внесения изменений в Заявление в перечень предпочитаемых дошкольных образовательных организаций обращений в сектор дошкольного и дополнительного образования управления развития отраслей социальной сферы администрации городского округа Котельники Московской области административный истец не обращался, что не оспаривалось в ходе судебного заседания.

Кроме того, в ответе Управления развития отраслей социальной сферы Администрации указано, что очередь щ АНО ДОО«Акварель» (по территориальному закреплению) - 43, АНО ДО «Детский сад «Любимка» (без территориального закрепления) - 20, МАДОУ д/с л/с «Аленка» (по территориальному закреплению) - 44.

Согласно п.6.26. Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и направление детей в образовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования, расположенные на территории городского округа Котельники Московской области, утвержденного постановлением главы городского округа Котельники Московской области от ДД.ММ.ГГ (вступившего в силу с ДД.ММ.ГГ) при отсутствии свободных мест в выбранных ДОО Заявителю могут быть предложены места в других ДОО. Органом, ответственным за организацию предоставления муниципальной услуги также является Администрация городского округа Котельники Московской области (п. 5.1.)

Указанный п.6.26. не противоречит п.5. Порядка приема на обучение по образовательных программам дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства просвещения РФ от ДД.ММ.ГГ: «В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных статьей 88 Федерального закона от ДД.ММ.ГГг. N273-03 "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N53, ст. 7598; 2019, N30, ст. 4134). В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования».

При этом, в соответствии с п.6.17 действующего административного регламента направление (комплектование) в ДОО на новый учебный год завершается 31 августа текущего года.

Согласно пояснениям представителей заинтересованного лица, с учетом изменений дошкольных образовательных учреждений с возрастной категорией 2-3 года ребенок административного истца будет направлен в ДОУ в период основного комплектования в срок до ДД.ММ.ГГ. Учитывая данные обстоятельства суд также приходит к выводу, что срок, установленный ст. 219 КАС РФ на обращение в суд с настоящим административным иском п не пропущен, поскольку реализация права на предоставление места в дошкольном образовательном учреждении носит длящийся характер.

Разрешая возникший спор по существу, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска, и исходит из того, что действия административного ответчика полностью соответствуют положениям Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка на учет и направление детей в образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, расположенные на территории городского округа Котельники Московской области" утвержденного постановлением главы городского округа Котельники от ДД.ММ.ГГПГ и ДД.ММ.ГГПГ, в связи с чем, прав административного истца не нарушают, что в выбранном дошкольном учреждении возрастных групп 1-2 и 2-3 не имеется, оснований для преимущественного (первоочередного или внеочередного) права для зачисления ребенка не установлено, в результате чего, с учетом имеющихся сведений о том, что административным истцом в качестве альтернативы были предложены места в других дошкольных учреждениях, расположенных в пределах городского округа Котельники, с последующим переводом в выбранный детский сад, приходит к выводу об отсутствии оснований для признания бездействия незаконным.

Положения статьи 43 Конституции Российской Федерации устанавливают право каждого на образование и гарантируют общедоступность и бесплатность, в том числе, дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

Конвенция о правах ребенка в статье 3 предписывает уделять первоочередное внимание наилучшему обеспечению интересов ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, устанавливает обязанность государств-участников обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимать все соответствующие законодательные и административные меры.

Согласно статье 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые. В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления: создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Взаимосвязанные положения статей 9 и 67 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" относят организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, закрепляют право получения дошкольного образования в образовательных организациях по достижении детьми возраста двух месяцев, определяют, что правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, а также обуславливают отказ в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию только причиной отсутствия в ней свободных мест.

В силу статьи 67 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (часть 3).

В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и статьи 88 настоящего Федерального закона. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования (часть 4).

Согласно положениям пунктов 9, 19 и 20 Рекомендаций по порядку комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, изложенных в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N 08-1063, список детей, нуждающихся в предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении с 1 сентября текущего календарного года, формируется на определенную дату; дети, родители которых заполнили заявление о постановке на учет после установленной даты, включаются в список детей, которым место необходимо предоставить с 1 сентября следующего календарного года; при отсутствии свободных мест в выбранных дошкольных образовательных учреждениях родителям могут быть предложены свободные места в других учреждениях в доступной близости от места проживания ребенка; при отказе родителей или при отсутствии их согласия/отказа от предложенных учреждений изменяется желаемая дата поступления на следующий учебный год с сохранением даты постановки на учет.

В случае, если органы местного самоуправления не могут обеспечить местом в дошкольном образовательном учреждении ребенка из списка поставленных на учет с 1 сентября текущего года, они до предоставления такому ребенку места в дошкольном учреждении обеспечивают ему возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм, в том числе: в дошкольных группах, созданных в образовательных учреждениях других типов и видов; в семье посредством психолого-педагогического сопровождения его воспитания и образования; в негосударственном образовательном учреждении; в семейных дошкольных группах; в группах кратковременного пребывания; в иных формах и учреждениях, что предусмотрено п. 21 вышеназванных рекомендаций.

Таким образом, в случае соблюдения родителем (законным представителем) ребенка всех необходимых условий для получения места в детском саду для ребенка, уполномоченный орган обязан обеспечить ребенка местом в дошкольном учреждении для получения бесплатного дошкольного образования, с учетом его доступности относительно места жительства.

При этом законодательством не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления обеспечить место именно в избранном законным представителем ребенка дошкольном учреждении в отсутствие в нем мест и групп при наличии возможности обеспечения местом ребенка в аналогичных и иных расположенных на территории муниципального образования детских дошкольных учреждениях с учетом конкретных особенностей развития ребенка. А учитывая, что АНО ДОО «Акварель» является автономной некоммерческой организацией Дошкольной образовательной организацией (Лицензия от ДД.ММ.ГГ), АНО ДОО «Акварель» и Администрация городского округа Котельники Московской области осуществляет взаимодействие в рамках частно-государственного партнерства на основании соглашений и в соответствии с п. 2.1.2 Соглашения от ДД.ММ.ГГ субсидия перечисляется ежемесячно из расчета на одного воспитанника в группе общеразвивающей направленности с режимом работы полного дня для детей во возрасте от трех лет, то предоставление места в группе 1-2 и 2-3 в целом не предусмотрены соглашением, АНО ДОО «Акварель» по своему усмотрению имеет право формировать возрастные группы, поскольку является автономной некоммерческой организацией.

В выбранном административным истцом образовательном учреждении отсутствуют группы 1-2 года и 2-3 года возрастной категории, ввиду чего административным ответчиком предложены иные муниципальные дошкольные учреждения, кроме того реализация права несовершеннолетнего ребенка на получение дошкольного образования не должна нарушать прав других детей, поставленных в очередь ранее, а также то, что заявителю были предложены места в иных дошкольных учреждениях, находящихся в границах городского округа Котельники Московской области, которые имеют необходимую транспортную доступность, территориальную близость, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого бездействия незаконным. Вопреки утверждению административного истца, все предложенные административным ответчиком детские дошкольные образовательные учреждения находятся в транспортной доступности от места проживания ребенка, расположены на территории городского округа Котельники, в котором проживает административный истец с ребенком, в котором организовано регулярное транспортное сообщение. Обязанность органа местного самоуправления обеспечить ребенка дошкольным образованием в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, расположенном в радиусе пешеходной доступности, действующим законодательством не предусмотрена, административным истцом не было отказано в реализации права ее сына на общедоступное образование, каких-либо препятствий к осуществлению его права на дошкольное образование не создано, ребенок поставлен на учет уполномоченным на то органом, а право на образование сына административный истец имеет возможность реализовать в предложенных вариантах детских садов. Обязанность предоставить место в конкретном дошкольном образовательном учреждении, выбранном родителями ребенка, у административного ответчика отсутствует.

В соответствии со ст. 17 Конституции РФ осуществление прав свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

В связи с этим реализация административным истцом конституционных прав на получение ее сыном дошкольного образования должна осуществляться с соблюдением указанного принципа.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Совокупность таких условий при рассмотрении настоящего административного дела не установлена.

руководствуясь ст.176-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований п к Администрации городского округа Котельники Московской области о признании незаконным бездействия в решении устройства ребенка местом в дошкольном учреждении, находящемся в доступной близости от места проживания АНО ДОО «Акварель», обязании создать и предоставить в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда ребенку место в выбранном дошкольном учреждении АНО ДОО «Акварель» – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Люберецкий городской суд Московской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий судья Н.В. Михайлина

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГ