гр. дело №2а-6025/15
строка 63
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«13» октября 2015 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Сахаровой Е.А.
при секретаре Мазиной Н.И.
с участием адвоката Харенко А.А.
с участием административного истца Иконникова А.В., заинтересованных лиц Иконникова В.В., Шушпановой З.А., представителя административного ответчика ДИЗО Воронежской области по доверенности ПолухинойМ.В., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению административного истца Иконникова ФИО11 к административному ответчику Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании отказа в утверждении схемы расположения земельного участка № по <адрес> г.<адрес>ю 1227 кв.м. на кадастровом плане территории, незаконными, обязании принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка № по <адрес> г.<адрес>ю 1227 кв.м. на кадастровом плане территории согласно плана границ земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.,
У С Т А Н О В И Л :
Иконников А.В. обратился в суд и указывает, что является участником общей долевой собственности – домовладения№ по <адрес>. Желая реализовать свое право на приобретение земельного участка в собственность Иконников А.В. обратился в ДИЗО Воронежской области для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровой плате территории площадью 1227 кв.м., так как первоотводные документы на земельный участок отсутствуют. Однако, сообщением от ДД.ММ.ГГГГ. в утверждении схемы было отказано со ссылкой на то, что площадь земельного участка превышает предельные нормы для предоставления земли под строительство, предусмотренные ПЗЗ городского округа <адрес>. полагая отказ незаконным Иконников А.В. обратился в суд с указанными требованиями.
Административный истец Иконников А.В. и представитель административного истца по ордеру адвокат Харенко А.А. поддержали исковые требования и пояснили, что земельный участок указанной площади длительное время находится в фактическом пользовании участников общей долевой собственности.
Представитель административного ответчика ДИЗО Воронежской области по доверенности Полухина М.В. иск не признала и пояснила, что основанием для отказа является то обстоятельство, что площадь земельного участка по <адрес> превышает предельно допустимые нормы, что является отказом в утверждении схемы.
Заинтересованные лица Иконников В.В., Шушпанова З.А. полагают, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Заинтересованное лицо Сукочева Н.Б. в судебное заседание не явилась, о дне рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив, представленные по делу доказательства, приходит к следующим выводам.
С ДД.ММ.ГГГГ. вступил в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации. Согласно ст.3 от 8.03.2015г.№22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства» дела, находящиеся в производстве … судов общей юрисдикции и не рассмотренные до ДД.ММ.ГГГГ., полежат рассмотрению и разрешению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства РФ.
Согласно ст.ст.4, 218 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Постановлением Правительства Воронежской обл. от 08.05.2009 N 365 (ред. от 26.03.2015) утверждено Положение о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области", согласно п.5.39 которого указано, что Департамент обязан…проводить экспертизу документации по изготовлению, утверждению и использованию схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий, находящихся в городском округе город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена, для последующего утверждения схем расположения этих земельных участков администрацией городского округа город Воронеж и их постановки на государственный кадастровый учет.
Согласно ст.2 Закона Воронежской области от 30.12.2014 N 217-ОЗ "О перераспределении отдельных полномочий органов местного самоуправления городского округа город Воронеж и исполнительных органов государственной власти Воронежской области" Правительство Воронежской области определяет уполномоченные исполнительные органы государственной власти Воронежской области, которые осуществляют следующие полномочия органов местного самоуправления городского округа город Воронеж...утверждение схемы расположения земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, на кадастровом плане соответствующей территории…
Согласно ст.6 указанного Закона к полномочиям правительства Воронежской области в сфере земельных отношений в соответствии с действующим законодательством относятся…определение уполномоченного органа государственной власти…
Согласно п.п. 3.1.20, 3.3.21 Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области" в соответствии с возложенными задачами Департамент исполняет следующие государственные функции…распоряжение земельными участками, расположенными на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Законом Воронежской области от 30.12.2014 N 217-ОЗ "О перераспределении отдельных полномочий органов местного самоуправления городского округа город Воронеж и исполнительных органов государственной власти Воронежской области". Департамент предоставляет следующие государственные услуги…утверждение схемы расположения земельных участков, расположенных на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена.
Таким образом, Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области на территории городского округа город Воронеж является уполномоченным органом по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 утверждены Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе. Схема расположения земельного участка подготавливается в отношении земельного участка или земельных участков, образуемых в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно п.п.3,6 Требований…схемой расположения земельного участка определяются проектируемые местоположение границ и площадь земельного участка или земельных участков, которые предполагается образовать и (или) изменить. В целях направления решения (соглашения) об утверждении схемы расположения земельного участка и схемы расположения земельного участка в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - Росреестр), в соответствии с пунктом 20 статьи 11.10 Земельного кодекса для отображения сведений на кадастровых картах, предназначенных для использования неограниченным кругом лиц, схема расположения земельного участка изготавливается в форме электронного документа, в котором местоположение границ земельного участка или земельных участков, которые предполагается образовать и (или) изменить, должно соответствовать местоположению границ земельного участка или земельных участков, указанному в схеме расположения земельного участка, подготовленной в форме документа на бумажном носителе, за исключением случаев, установленных Земельным кодексом. В схеме расположения земельного участка приводятся:
условный номер каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка (в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков);
проектная площадь каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;
список координат характерных точек границы каждого образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости;
изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения (далее - графическая информация).
Согласно ст.11.10 п.16 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Согласно ст. 34 п.29 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в утверждении данной схемы, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).
Ст. II Приказа Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской обл. от 28.07.2015 N 1257 "Об утверждении Положения о порядке оформления документов по распоряжению земельными участками"предусматривает, что при обращении гражданина или юридического лица с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, занимаемого принадлежащим заявителю на праве собственности зданием, строением, сооружением, с приложением подготовленной схемы департамент принимает решение об утверждении либо отказе в утверждении такой схемы. При этом департамент осуществляет проверку поступившей схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории требованиям, установленным действующим законодательством. В случае, если представленная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не соответствует требованиям, установленным действующим законодательством, департамент в 10-дневный срок с момента ее поступления принимает решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка.
На основании заявления, сообщения, свидетельств, судом установлено, что Иконников А.В., Шушпанова З.А., Иконников В.В., Сукочева Н.Б. являются совладельцами домовладения№ по <адрес>. Иконников А.В., Шушпанова З.А., Иконников В.В., Сукочева Н.Б. обратились в Департамент имущественных и земельных отношений <адрес> с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, при этом представили схему от ДД.ММ.ГГГГ., согласие смежный землепользователей и иные документы, предусмотренные законом. Административный ответчик своим письмом №з от ДД.ММ.ГГГГ. в утверждение схемы было отказано со ссылкой на Правила землепользования и застройки городского округа <адрес>, утвержденным Решением Воронежской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ. №, согласно которым площадь земельного участка превышает предельно допустимые параметры разрешенного строительства, которым предусмотрено максимальный размер земельного участка 0,08 гектара.
Однако, суд полагает, что отказ ДИЗО <адрес> является незаконным, так как ЗК РФ не содержит указанных оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Нормативными документами субъекта таких оснований для отказа так же не предусмотрено. Кроме того, статья 19 Правил содержит характеристику территориальных зон, перечень мероприятий и параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в соответствии со следующими основными требованиями. Так, в ст.19 для жилых зон – для зоны малоэтажной индивидуальной застройки предусмотрены параметры: архитектурно-строительные требования для индивидуального жилищного строительства минимальный размер земельного участка - 0,03 гектара; максимальный размер земельного участка - 0,08 гектара, на землях, требующих рекультивации, - 0,1 гектара. При этом, Правила не содержат предельно допустимых норм для предоставления в собственность земельных участков не для строительства, а по фактическом пользованию уже застроенной территории.
Кроме того, земельный участок по <адрес> находится в фактическом пользовании совладельцев на законных основаниях, так как согласно решения № от ДД.ММ.ГГГГ. <адрес> совета народных депутатов исполком «Об увеличении площади земельного участка и принятии в эксплуатацию второго этажа дома в домовладении№ по <адрес>» площадь земельного участка была увеличена на 555 кв.м. и считается по документам 1155 кв.м. При этом, из материалов инвентарного дела усматривается, что первоначально земельный участок указанного домовладения был предоставлен по ходатайству Вагоно<данные изъяты>, на основании протокола цехового комитета профсоюза цеха ЦМВ и на 1956г. год числился за домовладением№ (сейчас №) земельный участок на основании договора о предоставлении земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № р№. Исходя из требований земельного законодательства Согласно ст.11.9 п.п. 4 и 6 не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. В данном случае с учетом количества совладельцев, и указанной в схеме площади земельного участка на котором расположены строения, принадлежащие совладельцам, утверждение схемы земельного участка меньшей площади приведет к ущемлению прав совладельцев и нарушению требований указанной статьи.
Таким образом, суд полагает, что указанным отказом Департамента земельный и имущественных отношений Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ. нарушаются права истца, так как создаются препятствия для реализации права, предусмотренного законом - предоставление земельного участка в собственность, в связи с чем, отказ признается судом незаконным. С целью восстановления права суд полагает необходимым обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка № по <адрес> г.<адрес>ю 1227 кв.м. на кадастровом плане территории согласно плана границ земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ
Руководствуясь ст. ст. 84, 175, 177, 179, 180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области в утверждении схемы расположения земельного участка № по <адрес> г.<адрес>ю 1227 кв.м. на кадастровом плане территории по заявлению Иконникова ФИО12.
Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка № по <адрес> г.<адрес>ю 1227 кв.м. на кадастровом плане территории согласно плана границ земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: