ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6027/2023 от 26.10.2023 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

УИД - 23RS0059-01-2023-008167-41

К делу № 2а-6027/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Сочи 26 октября 2023 года

Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Шевелева Н.С.

с участием:

представителя административного истца Карушевой А.Ю.Ткачевой Н.М., действующей на основании доверенности,

представителя административных ответчиков администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи, Департамента имущественных отношений администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи, Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи – Асланян А.П., действующей на основании доверенности,

при секретаре судебного заседания Чепнян С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда города Сочи административное дело по административному исковому заявлению Карушевой А. Ю. к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи, Администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи, Департаменту имущественных отношений администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи об оспаривании отказа в предоставление муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка»,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Карушева А.Ю. обратилась в Центральный районный суд города Сочи с административным исковым заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи, Администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи, Департаменту имущественных отношений администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи об оспаривании отказа в предоставление муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка».

Заявленные требования мотивированы тем, что Карушева А.Ю. является многодетной матерью, у нее трое несовершеннолетних детей, в связи с чем, она имеет право на предоставление ей земельного участка в аренду. Распоряжением Департамента имущественных отношений Администрации города Сочи Краснодарского края Карушева А.Ю. поставлена на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка, в собственность для индивидуального жилищного строительства. Согласно приложения к распоряжению -р от ДД.ММ.ГГГГ в списке их семья числилась под регистрационным номером МФЦ от ДД.ММ.ГГГГ учетный номер ДД.ММ.ГГГГ-08.35.04. Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных требований Закона от ДД.ММ.ГГГГ-К3 органом местного самоуправления до настоящего времени меры по предоставлению земельного участка многодетной семье Карушевой А.Ю. не приняты, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГКарушева А.Ю. обратилась с заявлением в Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края по вопросу согласования внесения в перечень и предоставления в собственность земельного участка , площадью: 999 кв.м., расположенного: Краснодарский край, город Сочи, <адрес>, пгт. Красная Поляна, <адрес>, зона «Ж2», вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, категория земель - земли населенных пунктов. Ответом Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ в заявлении было отказано. Карушева А.Ю. считает отказ административного ответчика незаконным ввиду следующего. В настоящее время Карушева А.Ю. состоит в списке лиц, имеющих право на предоставление земельного участка в собственность, утвержденного Распоряжением Департамента имущественных отношений Администрации города Сочи Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ-р. До настоящего времени меры по предоставлению земельного участка многодетной семье Карушевой А.Ю. не приняты. Ранее земельный участок многодетной семье Карушевой А.Ю. не предоставлялся, не имеют земельных участков в собственности, на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования на территории Краснодарского края, а также не являются собственниками жилых домов на территории края. Указанные нарушения существенно ущемляют права многодетной семьи Карушевой А.Ю. на получение земельного участка для использования его в целях улучшения жилищных условий. Таким образом, Карушева А.Ю. считает, что администрацией муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края грубо нарушаются вышеуказанные требования Закона, что в свою очередь влечет нарушение прав и законных интересов ее семьи.

На основании изложенного, уточнив в порядке ст. 45, 46 КАС РФ первоначально заявленные требования, административный истец просила:

признать незаконным, изложенное в письменном сообщении Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ в части предоставления Карушевой А.Ю. земельного участка общей площадью 999 кв.м., расположенного: Краснодарский край, город Сочи, <адрес>, пгт. Красная Поляна, <адрес>, зона «Ж2», вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, категория земель - земли населенных пунктов, образуемого в границах кадастрового квартала :ЗУ1 в собственность бесплатно;

- признать утвержденной и согласованной в установленном порядке подготовленную схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории от ДД.ММ.ГГГГ, выполненную ООО «Эксперт консалдинг», земельного участка общей площадью 999 кв.м., расположенного: Краснодарский край, город Сочи, <адрес>, пгт. Красная Поляна, <адрес>, зона «Ж2», вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, категория земель - земли населенных пунктов, образуемого в границах кадастрового квартала :ЗУ1, в приведенных координатах в МСК 23;

- указать, что решение является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю по заявлению Карушевой А.Ю. (или ее представителя по доверенности) произвести государственный кадастровый учет образуемого земельного участка общей площадью общей площадью 999 кв.м., расположенного: Краснодарский край, город Сочи, <адрес>, пгт. Красная Поляна, <адрес>, зона «Ж2», вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, категория земель - земли населенных пунктов, образуемого в границах кадастрового квартала :ЗУ1, в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленной ООО «Эксперт консалдинг» от ДД.ММ.ГГГГ, без истребования иных документов и согласований;

- обязать администрацию муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края в лице Департамента имущественных отношений предоставить в собственность бесплатно Карушевой А.Ю. земельный участок общей площадью 999 кв.м., расположенного: Краснодарский край, город Сочи, <адрес>, пгт. Красная Поляна, <адрес>, зона «Ж2», вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, категория земель - земли населенных пунктов, образуемого в границах кадастрового квартала :ЗУ1;

- указать, что решение суда является основанием (без предоставления дополнительных документов) для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю по заявлению Карушевой А.Ю. (или ее представителя по доверенности) произвести государственную регистрацию права собственности Карушевой А.Ю. на земельный участок общей площадью 999 кв.м., расположенного: Краснодарский край, город Сочи, <адрес>, пгт. Красная Поляна, <адрес>, зона «Ж2», вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, категория земель - земли населенных пунктов, образуемого в границах кадастрового квартала :ЗУ1.

В судебное заседание административный истец Карушева А.Ю. в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте назначенного судебного заседания извещена надлежащим образом, для участия в деле обеспечила явку своего представителя.

Представитель административного истца Карушевой А.Ю.Ткачева Н.М., действующая на основании доверенности, поддержала доводы, изложенные в административном исковом заявлении, на удовлетворении заявленных требований настаивала и просила их удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель административных ответчиков администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи, Департамента имущественных отношений администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи, Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи – Асланян А.П., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования не признал, возражала против их удовлетворения, представила суду письменные возражения на административный иск, в которых изложена следующая позиция относительно заявленных требований. Порядок предоставления земельных участков многодетным семьям на территории муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края регламентируется Законом Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ-K3 «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности». Решение об утверждении Перечня земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, публикуется в газете «Новости Сочи» и размещается на официальном сайте администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края в сети «Интернет» - «https://sochi.ru». Таким образом, предоставление земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, осуществляется исключительно из утвержденного Перечня. Иного порядка предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, Законом -K3 не предусмотрено. Кроме того, не предусмотрен порядок льготного предоставления земельных участков в целом. Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. Таким образом, в случае включения испрашиваемого земельного участка в Перечень земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, у истца не будет преимущественного права на приобретение испрашиваемого земельного участка. В удовлетворении административного искового заявления заявлению Карушевой А.Ю. к администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края об оспаривании действий (бездействия) органа местного самоуправления - отказать в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте назначенного судебного заседания извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суд не уведомил, о рассмотрении дела в свое отсутствие, а равно как об отложении судебного разбирательства суд не просил.

На основании ч. 2 ст. 150 КАС РФ лица, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Лица, участие которых при рассмотрении административного дела в силу закона является обязательным или признано судом обязательным, должны сообщить о причинах неявки в судебное заседание и представить суду соответствующие доказательства. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.

Согласно ч. 6 ст. 226 КАС РФ, лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Поскольку явку заинтересованного лица суд обязательной не признал и указанные обстоятельства не являются препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, суд считает возможным рассмотреть данное административное дело в его отсутствие.

Заслушав доводы и пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив материалы данного административного дела, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд находит требования административного истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Задачами административного судопроизводства, в силу ст. 3 КАС РФ, являются: обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений; защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел; укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Статьей 4 КАС РФ установлено, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Принуждение к отказу от права на обращение в суд является недопустимым.

На основании ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Частью 9 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Как следует из материалов дела, распоряжением № 122-р от 21.04.2023 года Департамента имущественных отношений администрации города Сочи в соответствии с законом Краснодарского края от 26.12.2014 года № 3085-КЗ «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», Карушева А.Ю. поставлена на учет граждан, имеющих трех и более детей, в качестве лиц, имеющих право на предоставление участка в аренду, для индивидуального жилищного строительства (учетный номер ДД.ММ.ГГГГ-08.35.04).

Так, Карушева А.Ю. является многодетной матерью, поскольку имеет троих несовершеннолетних детей: Лебедь А. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Лебедь В. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Карушев Р. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

По заказу Карушевой А.Ю. специалистом ООО «Эксперт Консалтинг» подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: Краснодарский край, город Сочи, <адрес>, пгт. Красная Поляна, <адрес>, зона «Ж2», вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, категория земель - земли населенных пунктов, площадью 999 кв.м., с кадастровым номером 23:49:0420012:ЗУ1.

В дальнейшем Карушева А.Ю. через Филиал ГАУ КК «МФЦ КК» в г. Сочи обратилась в Департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Сочи по вопросу оказания муниципальной услуги «Предварительное согласования предоставления земельного участка» и просила согласовать ей предоставление указанного земельного участка как гражданину, имеющих трех и более детей.

Письменным ответом Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ, Карушевой А.Ю. отказано в предоставлении земельного участка расположенного по адресу: Краснодарский край, город Сочи, <адрес>, пгт. Красная Поляна, <адрес>.

Данный отказ мотивирован тем, что в заявлении не указан вид права, на котором Карушева А.Ю. желает приобрести земельный участок. Кроме того, согласно части 1 статьи 6 Закона № 3085-K3 в целях предоставления заявителям земельных участков в собственность бесплатно соответствующие органы местного самоуправления формируют и утверждают Перечни. В Перечни включаются земельные участки, поставленные на кадастровый учет, с указанием кадастрового номера, местоположения (адреса), вида разрешенного использования земельного участка и его площади. Утвержденный Перечень подлежит опубликованию в порядке установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещается на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение 10 рабочих дней после его утверждения. Постановлением администрации города Сочи от 25.12.2020 № 2296 утвержден административный регламент предоставления муниципальное услуги «Предоставление земельного участка в собственность бесплатно». Уполномоченным органом по оказанию указанной муниципальной услуги, в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, является департамент имущественных отношений администрации города Сочи. В настоящее время обеспечивается поиск земельных участков, подходящих по своим характеристикам для предоставления указанной категории граждан для индивидуального жилищного строительства или личного подсобного хозяйства, в том числе точечно, по мере их выявления в рамках инвентаризации земель. Предоставление земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей будет осуществляться порядке, предусмотренном статьей 7 Закона № 3085-K3. После формирования Перечня и определения количества земельных участков будет составлен реестр граждан, состоящих на учете в порядке очередности постановки на учет которые будут уведомлены в течение 10 календарных дней с момента его публикации.

Административный истец считает данный отказ незаконным и просит суд считать согласованной и утвержденной схему предварительного согласования расположения земельного участка на кадастровом плане территории от ДД.ММ.ГГГГ, выполненную ООО «Эксперт Консалтинг», земельного участка общей площадью 999 кв.м., расположенного: Краснодарский край, город Сочи, <адрес>, пгт. Красная Поляна, <адрес>, зона «Ж2», вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, категория земель - земли населенных пунктов, образуемого в границах кадастрового квартала :ЗУ1, в приведенных координатах в МСК 23; обязать администрацию города Сочи предоставить в собственность бесплатно Карушевой А.Ю. указанный земельный участок.

Отказывая административному истцу в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 14.1 Закона Краснодарского края от 5 ноября 2002 г. N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" предусмотрено, что граждане (один из родителей), имеющие трех и более детей, имеющих гражданство Российской Федерации (далее также - заявитель), однократно без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов имеют право на предоставление им в аренду земельного участка, включенного в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления в аренду заявителям (далее - Перечень), общей площадью от 600 до 5000 квадратных метров для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) в Краснодарском крае в размере, установленном представительным органом местного самоуправления муниципального района (городского округа) при утверждении Перечня, с учетом правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации, при соблюдении следующих условий на момент подачи заявления:

- ни одному из таких родителей на территории муниципального района (городского округа, в том числе вошедшего в состав муниципального района в процессе преобразования), в границах которого испрашивается земельный участок, ранее не предоставлялись в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение земельные участки, предназначенные для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (приусадебные земельные участки), садоводства, огородничества (данную информацию, органы местного самоуправления получают из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, из государственного кадастра недвижимости, из похозяйственных книг и иных правоустанавливающих документов); возраст одного из детей заявителя не должен превышать: 18 лет; 19 лет - проходящих военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации; 23 лет - обучающихся в общеобразовательных организациях и государственных образовательных организациях по очной форме обучения;

- заявитель в течение последних пяти лет должен проживать (факт проживания по месту жительства подтверждается регистрацией или судебным решением) на территории муниципального района (городского округа, в том числе вошедшего в состав муниципального района в процессе преобразования), в границах которого испрашивается земельный участок.

В Перечень на заседаниях представительного органа местного самоуправления вносятся изменения по включению в него земельных участков и по исключению из него земельных участков, по которым заключены с заявителями договоры аренды или в течение 180 дней не поданы заявления. В Перечень включаются земельные участки, поставленные на кадастровый учет в результате проведенных межевых работ, а также стоящие на кадастровом учете как ранее учтенные с указанием кадастрового номера, местоположения, вида разрешенного использования земельного участка и его площади. Заявитель, заинтересованный в предоставлении земельного участка, предварительно ознакомившись с местоположением свободных земельных участков, указанных в Перечне, подает по месту проживания в орган местного самоуправления (муниципальный район или городской округ) письменное заявление, в котором должны быть указаны кадастровый номер, местоположение, площадь, вид разрешенного использования и срок аренды земельного участка.

С 1 марта 2015 года в связи с вступлением в силу Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", действует статья 39.5 Земельного кодекса РФ, содержащая перечень случаев предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа, одним из которых является предоставление земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации (подпункт 6).

Так, в настоящее время пунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса РФ установлено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Механизм предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, на территории Краснодарского края разработан и утвержден Законом Краснодарского края от 26 декабря 2014 г. N 3085-КЗ "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности".

Данным Законом закреплено право на приобретение земельного участка гражданами имеющими трех и более детей в аренду.

В соответствии с Законом Краснодарского края от 26 декабря 2014 г. N 3085-КЗ "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" гражданин (один из родителей), имеющий трех и более детей, имеющих гражданство Российской Федерации (далее - заявитель), без торгов имеет право на предоставление ему земельного участка в собственность бесплатно в порядке, установленном настоящим Законом, с момента возникновения права собственности на построенный на этом земельном участке жилой дом, не предназначенный к разделу на квартиры (дом, пригодный для постоянного проживания), высотой не выше трех надземных этажей. При этом, согласно указанному Закону первичное предоставление земельного участка осуществляется в аренду.

При этом, должны быть соблюдены следующие условия: 1) ни одному из указанных родителей на территории городского округа, городского поселения, сельских поселений в составе муниципального района, в границах которого испрашивается земельный участок, ранее не предоставлялся в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение земельный участок, предназначенный для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства (далее - ЛПХ); 2) дети заявителя не переданы под опеку (попечительство) (за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 13 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"); 3) возраст младшего из детей заявителя не должен превышать: а) 18 лет; б) 19 лет - для проходящих военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации; в) 23 лет - для обучающихся по очной форме обучения в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования; 4) заявитель в течение последних пяти лет до подачи заявления должен проживать (факт проживания по месту жительства подтверждается регистрацией с учетом положений статьи 6 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" или судебным решением) на территории городского округа, поселений в составе одного муниципального района, в границах которого испрашивается земельный участок.

Исходя из положений ч. 3 ст.7 Закона Краснодарского края от 26 декабря 2014 г. N 3085-КЗ "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" земельный участок предоставляется многодетной семье путем заключения договора аренды.

В соответствии со ст. 6 Закона Краснодарского края от 26 декабря 2014 г. N 3085-КЗ "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" в целях предоставления заявителям земельных участков в аренду соответствующие органы местного самоуправления с учетом положений частей 2 и 3 статьи 2 настоящего Закона формируют и утверждают Перечень.

Перечень утверждается представительным органом местного самоуправления не позднее 180 календарных дней после постановки на учет первого заявителя.

В Перечень представительным органом местного самоуправления вносятся изменения по включению в него земельных участков не позднее чем через 180 календарных дней после постановки заявителя на учет и по исключению из него земельных участков, по которым заключены с заявителями договоры аренды или в течение 180 календарных дней не поданы заявления. В Перечень включаются земельные участки, поставленные на кадастровый учет в результате проведенных межевых работ, а также стоящие на кадастровом учете как ранее учтенные с указанием кадастрового номера, местоположения, вида разрешенного использования земельного участка и его площади.

Перечень земельных участков, находящихся в федеральной собственности, предназначенных для предоставления в аренду заявителям (далее - Перечень федеральных земельных участков), полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти Краснодарского края, утверждается высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края.

В Перечне федеральных земельных участков указываются кадастровые номера, местоположение, вид разрешенного использования и площадь земельных участков.

В течение трех рабочих дней со дня утверждения Перечень федеральных земельных участков направляется в орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположены земельные участки.

Представительным органом муниципального образования земельные участки, содержащиеся в Перечне федеральных земельных участков, включаются в Перечень.

На основании ст. 7 Закона Краснодарского края от 26 декабря 2014 г. N 3085-КЗ "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" заявитель, заинтересованный в предоставлении земельного участка, предварительно ознакомившись с местоположением земельных участков, указанных в Перечне, подает по месту проживания в орган местного самоуправления письменное заявление только на один земельный участок, указанный в Перечне, по форме согласно приложению 2 к настоящему Закону.

В случае подачи в течение 20 календарных дней с момента публикации решения представительного органа муниципального образования об утверждении Перечня нескольких заявлений от различных заявителей на предоставление одного и того же земельного участка заявления рассматриваются в порядке очередности постановки заявителей на учет. По истечении указанного срока заявления рассматриваются в порядке очередности их подачи.

В течение не более 30 календарных дней с момента регистрации заявления орган местного самоуправления проверяет заявителя на соответствие условиям, предусмотренным статьей 1 настоящего Закона, и принимает решение: о предоставлении земельного участка в аренду; об отказе в предоставлении земельного участка в аренду с обоснованием отказа.

Заявитель, по заявлению которого принято решение органом местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка в аренду в связи с более поздней постановкой на учет или поздней подачей заявления на предоставление земельного участка в аренду, имеет право на повторную подачу заявления на другой земельный участок, включенный в перечень.

Орган местного самоуправления не позднее чем через 5 рабочих дней со дня принятия решения выдает заявителю под роспись или направляет заказным письмом с уведомлением копию принятого решения, а в случае положительного решения - с приложением трех экземпляров проектов договоров аренды.

Заявитель, в отношении которого принято решение о предоставлении земельного участка в аренду, должен в течение 30 календарных дней с момента получения проекта договора аренды обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации права на земельный участок и не позднее трех рабочих дней с момента государственной регистрации договора представить органу, принявшему решение о предоставлении земельного участка, один экземпляр зарегистрированного договора аренды земельного участка. В случае невыполнения данного требования решение органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка подлежит отмене с одновременной постановкой заявителя снова на учет с даты принятия решения об отмене.

Земельный участок предоставляется заявителю сроком на 20 лет. Права по договору аренды земельного участка не подлежат переуступке третьим лицам (кроме детей, супругу или супруге).

На основании ст. 9 Закона Краснодарского края от 26 декабря 2014 г. N 3085-КЗ "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" заявитель, состоящий на учете, имеет право получить земельный участок в предельных (минимальных и максимальных) размерах, установленных частью 2 настоящей статьи.

Предельные (минимальные и максимальные) размеры земельного участка, включенного в Перечень, составляют от 600 до 5000 квадратных метров для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок). Размер земельного участка устанавливается представительным органом местного самоуправления при утверждении Перечня с учетом правил землепользования и застройки, землеустроительной и градостроительной документации.

В Перечень включаются земельные участки, поставленные на кадастровый учет в результате проведенных межевых работ, а также стоящие на кадастровом учете как ранее учтенные с указанием кадастрового номера, местоположения, вида разрешенного использования земельного участка и его площади.

Решение об утверждении Перечня земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, публикуется в газете «Новости Сочи» и размещается на официальном сайте администрации города Сочи в сети «Интернет» - «www.sochi.ru».

Таким образом, предоставление земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, осуществляется исключительно из утвержденного Перечня земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей.

После формирования Перечня земельных участков и определения количества земельных участков, будет составлен реестр граждан, состоящих на учете, в порядке очередности постановки на учет, которые будут уведомлены (в количестве, соответствующем числу земельных участков, включенных в Перечень) о дате, месте, времени проведения распределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности в течение 10 календарных дней с момента публикации решения представительного органа муниципального образования об утверждении Перечня с учетом требований статьи 7 указанного выше Закона Краснодарского края от 26 декабря 2014 г. N 3085-КЗ "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности".

На момент обращения административного истца в администрацию города Сочи по вопросу предоставления земельного участка общей площадью 999 кв.м., расположенного: Краснодарский край, город Сочи, <адрес>, пгт. Красная Поляна, <адрес>, зона «Ж2», вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, категория земель - земли населенных пунктов, образуемого в границах кадастрового квартала :ЗУ1, как многодетной семье, имеющей трех и более детей, названный Перечень утвержден не был.

Кроме того, Карушева А.Ю. представила на согласование схему расположения земельного участка общей площадью общей площадью 999 кв.м., расположенного: Краснодарский край, город Сочи, <адрес>, пгт. Красная Поляна, <адрес>, зона «Ж2», вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, категория земель - земли населенных пунктов, образуемого в границах кадастрового квартала :ЗУ1, который не включался в Перечень земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей.

Схема расположения земельного участка общей площадью общей площадью 999 кв.м., расположенного: Краснодарский край, город Сочи, <адрес>, пгт. Красная Поляна, <адрес>, подготовлена ООО «Эксперт Консалтинг» в отношении земельного участка, который выбран Карушевой А.Ю. самостоятельно, что не предусмотрено Порядком формирования перечней земельных участков, предназначенных для предоставления в аренду заявителям, установленным в ст. 6 Закона Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ N 3085-КЗ "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности".

Испрашиваемый Карушевой А.Ю. земельный участок не входит в Перечень земельных участков, утвержденных в установленном порядке.

Кроме того, утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории гражданам, имеющим трех и более детей, в рамках предварительного согласования предоставления земельного участка, также не предусмотрено положениями Закона Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ N 3085-КЗ "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности".

Порядок и условия предоставления земельных участков в аренду гражданам, имеющим трех и более детей, установлены административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков в аренду гражданам, имеющим трех и более детей», утвержденным постановлением администрации города Сочи от 25.10.2015 № 2365.

Кроме того, действующим законодательством не предусмотрен порядок льготного предоставления земельных участков в целом.

Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, в случае включения испрашиваемого земельного участка в Перечень земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, у административного истца не будет преимущественного права на приобретение испрашиваемого земельного участка.

Такой земельный участок, в случае включения его в Перечень земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, будет предоставлен в порядке, предусмотренном статьей 7 Закона Закона Краснодарского края от 26 декабря 2014 г. N 3085-КЗ "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности", то есть в порядке очередности постановки на учет.

Кроме того, Закон Краснодарского края от 24.07.2020 № 4338-K3 «О внесении изменений в Закон Краснодарского края «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» внесены изменения в Закон № 3085-K3, вступившие в силу 04.08.2020, в том числе в части порядка предоставления земельных участков указанной категории граждан.

Так, до внесения изменений в Закон Краснодарского края от 26 декабря 2014 г. N 3085-КЗ "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности", предоставление земельных участков указанной категории граждан носило заявительный характер независимо от даты постановки на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка.

При этом, в случае подачи в течение 20 календарных дней с момента публикации решения представительного органа муниципального образования об утверждении Перечня нескольких заявлений от различных заявителей на предоставление одного и того же земельного участка заявления рассматривались в порядке очередности постановки заявителей на учет. По истечении указанного срока заявления рассматривались в порядке очередности их подачи.

Таким образом, статьей 7 Закона Краснодарского края от 26 декабря 2014 г. N 3085-КЗ "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" в редакции, действовавшей до 04.08.2020, был предусмотрен один из основных принципов предоставления муниципальных услуг - заявительный порядок обращения за предоставлением муниципальной услуги (пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).

Однако, изменения в Закона Краснодарского края от 26 декабря 2014 г. N 3085-КЗ "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности", вступившие в силу 04.08.2020, существенно изменили порядок предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, а именно, предоставление земельных участков стало носить не заявительный, а уведомительный характер.

То есть, Законом Краснодарского края от 26 декабря 2014 г. N 3085-КЗ "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" более не предусмотрена подача гражданином заявления.

В действующей редакции Закона Краснодарского края от 26 декабря 2014 г. N 3085-КЗ "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" предоставление земельных участков носит уведомительный характер.

Таким образом, предоставление земельных участков указанной категории граждан с учетом действующей редакции Закона Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ N 3085-КЗ "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" должно осуществляться не в рамках предоставления муниципальной услуги, а в порядке, предусмотренном непосредственно статьи 7 Закона Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ N 3085-КЗ "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности".

Таким образом, на основании исследованных в судебном заседании доказательств, представленных сторонами, суд приходит к выводу, что отказ Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ, которым Карушевой А.Ю. возвращено заявление о предоставлении муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка» и приложенные к нему документы, является законным и обоснованным, а доводы, приведенные административным истцом, не являются основанием для признания данного отказа незаконным, что исключает возможность удовлетворения требований административного истца.

Также суд учитывает, в настоящее время администрацией города Сочи обеспечивается поиск земельных участков, подходящих по своим характеристикам для предоставления указанной категории граждан для индивидуального жилищного строительства или личного подсобного хозяйства, в том числе точечно, по мере их выявления в рамках инвентаризации земель.

После формирования Перечня земельных участков и определения количества земельных участков, будет составлен реестр граждан, состоящих на учете, в порядке очередности постановки на учет, которые будут уведомлены в течение 10 календарных дней с момента его публикации.

При изложенных обстоятельствах, руководствуясь п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд находит необходимым отказать в удовлетворении заявленных Карушевой А.Ю. требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Карушевой А. Ю. к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи, Администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи, Департаменту имущественных отношений администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи об оспаривании отказа в предоставление муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка» – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Н.С. Шевелев

Мотивированное решение суда составлено и подписано судьей 08.11.2023 года.

«Решение в законную силу на момент опубликования не вступило»

"Согласовано"