ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-602/2021 от 17.06.2021 Поронайского городского суда (Сахалинская область)

УИД 65RS0011-01-2021-000445-31

Дело № 2а-602/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 июня 2021 года г. Поронайск

Поронайский городской суд Сахалинской области в составе председательствующего судьи Поповой Т.В., при секретаре судебного заседания Коробовой В.В., с участием представителя административного истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Стрелковый клуб Викинг» к отделению лицензионно разрешительной работы (по Макаровскому, Поронайскому и Смирныховскому районам) Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Сахалинской области, Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Сахалинской области о признании отказа в выдаче лицензии на коллекционирование оружия, основных частей и патронов необоснованным и незаконным, возложении обязанности выдать лицензию,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Стрелковый клуб Викинг» (далее ООО «СК Викинг») обратилось в суд с иском к отделению лицензионно разрешительной работы (по Макаровскому, Поронайскому и Смирныховскому районам) Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Сахалинской области (далее ОЛРР по Макаровскому, Поронайскому и Смирныховскому районам Управления Росгвардии по Сахалинской области) об оспаривании отказа в выдаче лицензии, указав в обоснование, что Обществом дата подано ответчику заявление о выдаче лицензии на коллекционирование и (или) экспонирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию. Уведомлением начальника ОЛРР по Макаровскому, Поронайскому, Смирныховскому районам Управления Росгвардии по Сахалинской области от дата * в выдаче лицензии отказано. Отказ обоснован тем, что ООО «СК Викинг» исходя из целей его создания и видов осуществляемой деятельности не является субъектом, имеющим право на приобретение оружия в целях коллекционирования. Считает отказ незаконным, нарушающим права и интересы организации, поскольку основным видом экономической деятельности ООО «Стрелковый клуб Викинг» является деятельность спортивных клубов, в соответствии с пунктом 5 статьи 10 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» установлено, что физкультурно-спортивные организации и (или) спортивные клубы, осуществляющие свою деятельность в соответствующих виде или видах спорта, связанных с использованием оружия (спортивные организации) являются субъектами, имеющими право на приобретение оружия в целях коллекционирования и (или) экспонирования, что также следует из пункта 2 Приказа Росгвардии от 24 апреля 2018 года № 148, пунктов 1, 2 и 3 статьи 19 Федерального закона от 4 декабря 2007 года «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

В иске ООО «СК Викинг» просит суд признать отказ начальника Управления Федеральной службы войск национальной гвардии по Сахалинской области от дата * в выдаче лицензии необоснованным и незаконным, обязать ОЛРР по Макаровскому, Поронайскому и Смирныховскому районам Управления Росгвардии по Сахалинской области выдать Обществу лицензию на коллекционирование и (или) экспонирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию

В судебном заседании представитель ООО «СК Викинг» ФИО1 административный иск поддержал по изложенным нем доводам, настаивал на удовлетворении требований.

Представители Управления Росгвардии по Сахалинской области, ОЛРР по Макаровскому, Поронайскому и Смирныховскому районам в судебное заседание не явились, о дате и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, об отложении слушания не просили. В ходе рассмотрения дела в судебном заседании 10 июня 2021 года представители ФИО2 и ФИО3, действующие на основании доверенностей, выразили несогласие с административным иском по доводам указанным в предоставленном суду возражении на иск, в котором просят в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на то, что в соответствии с Административным регламентом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче юридическому или физическому лицу лицензий на коллекционирование и (или) экспонирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию, утвержденным приказом Росгвардии от 24 апреля 2018 года № 148, по результатам проведенной проверки в связи с поступившим заявлением о выдаче лицензии на коллекционирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию с учетом положений статьей 3, 9, 10 и 25 Федерального закона «Об оружии», Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года № 814, установлено, что ООО «СК Викинг» исходя из целей создания и видов осуществляемой деятельности, субъектом, имеющим право на приобретение оружия в целях коллекционирования, не является. Возражение с аналогичными основаниями предоставлено в суд 17 июня 2021 года представителем ответчика Управления Росгвардии по Сахалинской области ФИО4

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков.

Выслушав участника процесса, исследовав материалы дела и оценив имеющиеся доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При разрешении административного искового заявления для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемых решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этими решением, действиями (бездействием) прав либо свобод административного истца (часть 2 статьи 227 КАС РФ).

Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО «Спортивный клуб Викинг» дата обратилось в ОЛРР по Макаровскому, Поронайскому и Смирныховскому районам Управления Росгвардии по Сахалинской области с заявлением о выдаче лицензии на коллекционирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию с указанием вида оружия (патронов) подлежащих коллекционированию – гражданское оружие и патроны к нему, с приложением к заявлению – Выписки из ЕГРЮЛ в отношении юридического лица, Устава, договора аренды нежилого помещения, приказа о назначении лица, ответственного за сохранность и учет оружия, списка работников.

Согласно выписки из ЕГРЮЛ и Устава ООО «СК Викинг» основным видом деятельности последнего является деятельность спортивных клубов, а также Общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законодательством.

дата в адрес административного истца по результатам рассмотрения указанного выше заявления направлено уведомление об отказе в выдаче лицензии на основании статей 1, 3, 9, 10, 25 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии», Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года № 814, пунктом 14 Административного регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче юридическому или физическому лицу лицензии на коллекционирование и (или) экспонирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию, утвержденного приказом Росгвардии от 24 апреля 2018 года № 148 (далее – Административный регламент), поскольку ООО «СК Викинг» исходя из целей создания и видов осуществляемой деятельности, субъектом, имеющим право на приобретение оружия в целях коллекционирования, не является.

Приказом Росгвардии от 24 апреля 2018 года № 148 утвержден Административный регламент Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче юридическому или физическому лицу лицензии на коллекционирование и (или) экспонирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию, который определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) должностных лиц Росгвардии и ее территориальных органов по предоставлению государственной услуги по выдаче юридическому или физическому лицу лицензии на коллекционирование и (или) экспонирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию.

Согласно пункту 2 названного Административного регламента заявителями являются юридические и физические лица, занимающиеся коллекционированием и (или) экспонированием оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию, указанные в статье 9, пунктах 4 и 8 статьи 10, статьях 13 и 25 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии».

В соответствии с пунктами 6, 7, 9 и 14 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является, в частности выдача/отказ в выдачи лицензии.

Выдача/отказ в выдачи лицензии осуществляется в срок не более 30 календарных дней со дня регистрации заявления.

Для предоставления государственной услуги в получении лицензии предоставляются – заявление о выдаче лицензии (согласно приложению № 1 к настоящему Административному регламенту) и следующие документы: документы, подтверждающие наличие у юридического лица на праве собственности или на ином законном основании помещений, предназначенных для хранения и (или) экспонирования оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; документы, подтверждающие получение согласия лиц, не являющихся заявителями (при наличии таковых лиц), на обработку персональных данных; приказ руководителя юридического лица о назначении лица, ответственного за учет оружия и патронов, обеспечение их сохранности и безопасности хранения; список работников юридического лица, допущенных к работе с оружием и патронами (согласно приложению № 2 к настоящему Административному регламенту).

Основаниям для отказа в предоставлении государственной услуги являются: предоставление документов, предусмотренных пунктом 9 настоящего Административного регламента, не в полном объеме; неуплата государственной пошлины; основания, предусмотренные частью 4 статьи 9 Федерального закона «Об оружии».

В силу части 4 статьи 9 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» (далее Федеральный закон №150-ФЗ) основаниями для отказа в выдаче лицензии являются: непредставление заявителем необходимых сведений либо представление им неверных сведений; невозможность обеспечения учета и сохранности оружия либо необеспечение этих условий; другие предусмотренные настоящим Федеральным законом основания.

Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации регулируются Федеральным законом № 150-ФЗ, а также Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, которые регулируют оборот гражданского и служебного оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов (составных частей патронов) к нему, включая производство, торговлю, продажу, передачу, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозку, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации (далее – Правила оборота оружия), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года № 814.

Оборот оружия включает, в том числе его приобретение, коллекционирование и хранение (абзац 12 части 1 статьи 1 Федерального закона № 150-ФЗ).

Частью 1 статьи 9 Федерального закона № 150-ФЗ предусмотрено, что приобретение, экспонирование и коллекционирование оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации подлежат лицензированию, за исключением случаев, установленных частью 6 настоящей статьи.

Лицензии на приобретение, экспонирование и коллекционирование оружия и патронов к нему выдаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальными органами на основании заявлений граждан Российской Федерации (часть 2 статьи 9 Федерального закона № 150-ФЗ).

В части 3 названной статьи определен порядок подачи заявления о выдачи лицензии, сроки его рассмотрения и перечень документов, предоставляемых вместе с заявлением.

Оружие в зависимости от целей его использования соответствующими субъектами, а также по основным параметрам и характеристикам подразделяется на: гражданское; служебное; боевое ручное стрелковое и холодное (статья 2 Федерального закона № 150-ФЗ).

Согласно статье 25 Федерального закона № 150-ФЗ коллекционированием и экспонированием оружия на территории Российской Федерации имеют право заниматься юридические лица и граждане, имеющие соответствующие лицензии федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, или его территориального органа. Коллекционирование и экспонирование оружия, которое приобретается без лицензии и регистрация которого в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия или его территориальном органе не требуется, осуществляются без лицензии.

Правила коллекционирования и экспонирования оружия, а также конструктивно сходных с оружием изделий, порядок их производства, торговли ими, их продажи, передачи, приобретения, экспонирования, хранения и транспортирования, а также номенклатура оружия устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона № 150-ФЗ право на приобретение оружия на территории Российской Федерации имеют:

1) государственные военизированные организации;

2) юридические лица с особыми уставными задачами;

3) юридические лица - поставщики;

4) юридические и физические лица, занимающиеся коллекционированием или экспонированием оружия;

5) физкультурно-спортивные организации и (или) спортивные клубы, осуществляющие свою деятельность в соответствующих виде или видах спорта, связанных с использованием оружия (спортивные организации), и организации, ведущие охотничье хозяйство;

6) организации, занимающиеся оленеводством и коневодством, подразделения Российской академии наук, проводящие полевые работы, связанные с геологоразведкой, охраной природы и природных ресурсов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие рыболовство в отношении морских млекопитающих, а также специализированное предприятие, осуществляющее гидрографическое обеспечение судоходства на трассах Северного морского пути;

7) образовательные организации;

8) граждане Российской Федерации;

9) иностранные граждане.

В соответствии с пунктом 31 Правил оборота оружия коллекцией признается оружие, приобретенное юридическим лицом с целью коллекционирования, а также приобретенное с этой же целью гражданином Российской Федерации и превышающее количество, установленное статьей 13 Федерального закона «Об оружии».

Согласно пункту 32 Правил оборота оружия в целях коллекционирования разрешается приобретать: оружие, не запрещенное к обороту на территории Российской Федерации, огнестрельное, холодное и иное оружие, снятое с вооружения государственных военизированных организаций; патроны к указанному в этом пункте оружию.

В силу пункта 41 Правил оборота оружия юридическим и физическим лицам запрещается:

а) коллекционировать оружие и патроны без получения соответствующей лицензии;

б) коллекционировать виды, типы и модели оружия и патронов, не предусмотренные лицензией на коллекционирование.

Таким образом, исходя из анализа вышеприведенных норм права суд приходит к выводу, что заявителями на получение государственной услуги выдачи лицензии на коллекционирование являются юридические лица, занимающиеся коллекционированием и экспонированием оружия, и находит обоснованным довод административного ответчика, что особенность оборота оружия, приобретаемого в целях коллекционирования юридическим лицом, заключается в неразрывности связи между выдачей заявителю лицензии на приобретение оружия в целях коллекционирования и лицензии на коллекционирование оружия и патронов, поскольку для принятия решения о выдачи лицензии на коллекционирование, лицензирующий орган обязан определить является ли заявитель субъектом, имеющим право на приобретение оружия в целях его дальнейшего коллекционирования.

Следовательно, при установленных по делу обстоятельствах суд не находит оснований для признания незаконным и необоснованным отказа ОЛРР по Макаровскому, Поронайскому и Смирныховскому района Управления Росгвардии по Сахалинской области в выдаче ООО «СК Викинг» лицензии на коллекционирование, так как юридическое лицо не обладает правом на приобретение оружия в целях его коллекционирования, о чем Общество было уведомлено в установленные законодательством сроки, поэтому в удовлетворении административного иска отказывает в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227, 228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного иска ООО «Стрелковый клуб Викинг» к отделению лицензионно разрешительной работы (по Макаровскому, Поронайскому и Смирныховскому районам) Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Сахалинской области, Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Сахалинской области о признании отказа в выдаче лицензии на коллекционирование оружия, основных частей и патронов необоснованным и незаконным, возложении обязанности выдать лицензию отказать.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Поронайский городской суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательном виде.

Мотивированное решение суда постановлено 1 июля 2021 года.

Судья Поронайского городского суда Т.В. Попова