УИД: 91RS0023-01-2021-001020-27
Дело № 2а-602/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25.10.2021 года Черноморский районный суд Республики Крым в составе
председательствующего - судьи Ерохиной И.В.
при секретаре Олевском О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО4 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору ФИО2, заинтересованное лицо ФИО3, администрация <адрес>, администрация Межводненского сельского поселения о признании незаконными решения об отказе в государственной регистрации права и обязании произвести регистрацию права собственности
у с т а н о в и л:
ФИО4 обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с целью регистрации права собственности на земельный участок, площадью 1 500 кв.м. по <адрес> в <адрес> кадастровый №. ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором ФИО10 было принято решение об отказе государственной регистрации прав, изложенное в уведомлении об отказе в государственной регистрации прав № КУВД-001/2021-10618832/3 от ДД.ММ.ГГГГ. Из уведомлений усматривается, что основанием для отказа в государственной регистрации прав послужил п. 4 ч. 1 ст. 26 Федерального закона 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», согласно которому, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не поступил ответ на межведомственный запрос в администрацию <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ.
Истец указывает, что при принятии решения об отказе в государственной регистрации прав, регистратором неверно применены нормы действующего законодательства Российской Федерации. Не предоставление (несвоевременное предоставление) органом или организацией по межведомственному запросу документов не может являться основанием для отказа в предоставлении заявителю государственной или муниципальной услуги. Заявитель не может нести ответственность за неполучение государственным регистратором ответа на межведомственный запрос. Кроме того, согласно телефонограмме из администрации <адрес> ответ на межведомственный запрос был направлен ДД.ММ.ГГГГ. Решение об отказе государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ нарушает права ФИО4 на регистрацию права собственности на объект недвижимости. Просит признать незаконным решение об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, изложенное в уведомлении об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав №КУВД-001/2021-10618832/3 от ДД.ММ.ГГГГ; обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым зарегистрировать за ФИО4 право собственности на земельный участок с кадастровым номером: 90:14:070401:756, расположенный по <адрес> в <адрес> на основании заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ № MFC-0683/2021-44298 и поданных с ним документов.
В судебном заседании представитель административного истца – ФИО9 исковые требования поддержал в полном объеме, пояснил в соответствии с вышеизложенным, просил административный иск удовлетворить.
Представитель ответчика - Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, действующая на основании доверенности и административный ответчик - заведующая <адрес> отделом Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым – государственный регистратор ФИО10 в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска. Просила в удовлетворении иска отказать.
Заинтересованное лицо - администрация <адрес>, в лице представителя ФИО6 полагала, что административный иск не подлежит удовлетворению.
Заинтересованные лица ФИО3, администрация Межводненского сельского поселения в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями.
Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу, что иск является не обоснованным и не подлежит удовлетворению.
Согласно ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Статьей 60 КАС РФ предусмотрено, что суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела, а согласно ст. 61 КАС РФ доказательства являются допустимыми, если они отвечают требованиям, указанным в статье 59 настоящего Кодекса. Обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.
В соответствии с со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).
Согласно ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствии с п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных муниципальных служащих» при рассмотрении дела по заявлению, вытекающему из публичных правоотношений, суду надлежит выяснить: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия ;соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом, в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Конституцией Российской Федерации гарантирована государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Предусмотрено, что каждый может защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45).
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
На основании ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) публичного органа необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов лица, обратившегося в суд.
Согласно пунктам 1 - 3 части 3 статьи 3 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ (далее - Закона № 218-ФЗ) к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся, в том числе, прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав.
Согласно части 1 статьи 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с частью 4 статьи 18 Закона № 218-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные данным Законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ).
В силу пункта 3 части 1 статьи 29 Закона № 218-ФЗ при проведении государственной регистрации прав регистрирующим органом осуществляется проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В силу части 2 статьи 49 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в части 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на этом земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется в соответствии с положениями настоящей статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на этот земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на этот земельный участок могут быть представлены следующие документы: свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение; один из документов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на этот земельный участок.
Согласно части 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В соответствии с частью 4 статьи 18 Закона № 218-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Судом установлено, что представителем административного истца при обращении к ответчику с заявлением о регистрации права собственности на земельный участок за ФИО4, приложен документ, устанавливающий право прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на данный земельный участок (в соответствии со статьей 49 Закона № 218-ФЗ), то есть правоустанавливающий документ в соответствии со статьей 39.1 ЗК РФ.
Так, с целью регистрации права собственности на земельный участок площадью 1500 кв.м., расположенный по <адрес> в <адрес>, кадастровый № истец ДД.ММ.ГГГГ обратился в Госкомрегистр Республики Крым, что подтверждается материалами реестрового дела № (л.д. 30-55).
Из материалов реестрового дела № усматривается, что представителем ФИО4 – ФИО9 предоставлено на регистрацию решение Межводненского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО11 передан в частную собственность земельный участок площадью 0,15 га для обслуживания жилого дома, хозпостроек, расположенный по <адрес> в <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в адрес администрации <адрес> направлен межведомственный запрос о предоставлении информации об актуальности вышеуказанного решения и предоставлении его копии (л.д. 44).
ДД.ММ.ГГГГ вынесено уведомление о приостановлении государственной регистрации прав, поскольку ответ на межведомственный запрос не поступил (л.д. 51).
Из материалов реестрового дела усматривается, что администрацией <адрес> ответ на межведомственный запрос был направлен ДД.ММ.ГГГГ.
Осуществление действий по государственной регистрации прав приостанавливается до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ вынесено уведомление о приостановлении государственной регистрации прав по тем основаниям, что в ответ на межведомственный запрос государственного регистратора администрацией <адрес> была предоставлена надлежащим образом заверенная копия решения Межводненского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ№.
В рамках проведения правовой экспертизы предоставленных документов было установлено, что согласно сведениям ЕГРН жилой дом с кадастровым номером 90:14:000000:1289 расположен в границах иного земельного участка с кадастровым номером 90:14:070401:505. В отношении земельного участка с указанным кадастровым номером заключен договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ№. Арендатором является ФИО4 (л.д. 52-53).
Согласно статьи 27 Закона № 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГФИО4 было отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав (л.д. 54-55).
Из материалов реестрового дела № усматривается, что правообладателем земельного участка, расположенного по <адрес> в <адрес>, является муниципальное образование Межводненское сельское поселение <адрес> в соответствии с Законом Республики Крым №-ЗРК от ДД.ММ.ГГГГ «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (л.д. 83-84).
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Межводненского сельского поселения и ФИО3 заключен Договор аренды № земельного участка расположенного по <адрес> в <адрес> (л.д. 91-99).
Как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ между ФИО3 (наследницей ФИО12 Ризы) и ФИО4 заключен договор купли-продажи жилого дома, расположенного по <адрес> в <адрес>, кадастровый №.
Согласно п. 1.2 Договора жилой дом расположен на земельном участке общей площадью 1958 кв.м. с кадастровым номером 90:14:070401:505, расположенном по этому же адресу, который находится во временном владении и пользовании ФИО3 на основании Договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией Межводненского сельского поселения и ФИО3 (л.д. 56-60).
ДД.ММ.ГГГГ заключено Соглашение о замене стороны по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ в связи с заключением договора купли-продажи жилого дома.
В соответствии с данным Соглашением все права и обязанности арендатора по Договору аренды земельного участка переходят к ФИО4 (л.д. 106-108).
В судебном заседании ответчик – государственный регистратор ФИО10 пояснила, что при вынесении уведомления об отказе государственной регистрации права имеет место техническая ошибка в том, что отказано в регистрации права в связи с не поступлением ответа на межведомственный запрос по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Основаниями для отказа также послужило не устранение оснований для приостановления государственной регистрации прав в соответствии с уведомлением о приостановлении регистрации от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель администрации <адрес>ФИО7 пояснила, что регистрация права собственности за ФИО4 на спорный земельный участок невозможна ввиду того, что земельный участок с кадастровым номером 90:14:070401:756 полностью поглощен земельным участком с кадастровым номером 90:14:070401:505, который находится в аренде.
В судебном заседании представитель административного истца – ФИО9 не оспаривал факт наложения земельного участка с кадастровым номером 90:14:070401:756 на земельный участок с кадастровым номером 90:14:070401:505.
Восстановление нарушенного права и законных интересов должно быть непосредственным следствием реализации способа защиты права. Указанное следует, в частности, из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предписывающей в случае признания оспариваемого решения органа, наделенного публичными полномочиями, не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, принять решение об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.
Исходя из указанного, административное исковое заявление об оспаривании незаконных решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод административного истца и с непременным указанием на способ восстановления такого права.
Вместе с тем, суд исходит из того, что удовлетворение административного иска ФИО4 не восстановит ее права при настоящем избранном способе защиты права.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
Вопрос о государственной регистрации прав относится к исключительной компетенции Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.
Руководствуясь ст. ст. 175-182, 218-228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск ФИО4 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору ФИО2, заинтересованное лицо ФИО3, администрация <адрес>, администрация Межводненского сельского поселения о признании незаконными решения об отказе в государственной регистрации права и обязании произвести регистрацию права собственности – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым суд через Черноморский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья И.В. Ерохина,