РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Починки 05 сентября 2022 года
Починковский районный суд Нижегородской области в составе:
председательствующего судьи Копнина С.Н.
при секретаре ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора к Министерству экологии и природных ресурсов Нижегородской области о возложении обязанности обеспечить постановку на государственный кадастровый учет охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения-памятника природы «Дубрава у », расположенного в Починковском муниципальном округе Нижегородской области,
УСТАНОВИЛ:
Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации с административным иском к Министерству экологии и природных ресурсов Нижегородской области и, в соответствии п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 39 КАС РФ, просит:
- Признать незаконным бездействие Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, выразившееся в не обеспечении постановки на кадастровый учет охранной зоны особо охраняемой природной территории - памятника природы регионального (областного) значения «Дубрава у », расположенного в границах Починковского муниципального округа Нижегородской области.
- Возложить на Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления в силу настоящего решения суда:
- описать границы охранной зоны особо охраняемой природной территории - памятника природы «Дубрава у », расположенного в Починковском муниципальном округе Нижегородской области, с указанием размеров охранной зоны - минимальной и максимальной ширины (км), координат и отображением указанных границ на картографических материалах.
- представить в орган государственного кадастрового учета в соответствии с требованиями действующего законодательством документы, необходимые для постановки на государственный кадастровый учет границ охранной зоны особо охраняемой природной территории - памятника природы «Дубрава у », расположенного в Починковском муниципальном округе Нижегородской области.
В обоснование иска указывает, что Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ исполнения требований законодательства об особо охраняемых природных территориях регионального значения, по результатам которого установлено, что министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области не реализуются полномочия по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения, расположенной в Починковском муниципальном округе Нижегородской области. Природоохранной прокуратурой установлено, что в соответствии с Положением о министерстве экологии и природных ресурсов Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 31 декабря 2010 г. № 965 (далее - Положение), министерство является органом исполнительной власти Нижегородской области, обеспечивающим осуществление государственной политики Нижегородской области и государственного управления в сфере охраны окружающей среды. Министерство является правопреемником комитета охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области. Министерство в соответствии с разделом 3 Положения: участвует в образовании особо охраняемых природных территорий регионального значения, осуществляет управление в сфере охраны и использования таких территорий; организует работу по ведению государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального значения; управляет средствами областного бюджета, выделяемыми на осуществление своих функций, содействует эффективному использованию этих средств. Исходя из вышеизложенных норм, определяющих компетенцию министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, установление и описание границ охранных зон особо охраняемых природных территорий регионального значения, а также предоставление в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории охранной зоны памятника природы, для постановки на государственный кадастровый учет границ памятника природы входит в компетенцию министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области. Так, на территории Починковского муниципального округа Нижегородской области расположен памятник природы регионального значения: «Дубрава у », созданный постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ. Паспортом на государственный памятник природы регионального (областного) значения, утвержденным постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что вокруг памятника природы выделяется охранная зона площадью 181,8 га. Вместе с тем, в нарушение требований законодательства сведения о границах охранных зон вышеуказанных особо охраняемых природных территорий в Единый государственный кадастр недвижимости не внесены. В силу п. 1 ст. 58 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. В соответствии со ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Федеральный закон № 33-ФЗ) памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Согласно ч. 1 ст. 27 Федерального закона № ЗЗ-ФЗ на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. В силу ст. 26 вышеуказанного Федерального закона природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников, природы, находящихся в их ведении. В соответствии с ч. 4 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации могут устанавливаться ограничения прав на землю, такие как ограничение использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий. Согласно п. 6 ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случае и порядке, которые установлены федеральными законами. В соответствии с п. 6 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон» сведения о границах охранных зон подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости. В силу ст. 7 Федерального закона № 218-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный Закон № 218-ФЗ) в едином государственном реестре недвижимости должны содержаться достоверные систематизированные сведения в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения), в том числе реестр сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий. Состав сведений реестра недвижимости о таких зонах определен ст. 10 Федерального Закона № 218-ФЗ. К указанным сведениям, в том числе, относятся описание местоположения границ зон и территорий, наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решение об установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон, о создании или об изменении таких территорий, содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон или территорий и источники официального опубликования этих решений. Статьей 32 вышеуказанного Федерального закона установлена обязанность органа государственной власти и органов местного самоуправления направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий. Согласно ст. 44 Федерального Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет части земельного участка, образованной в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории, осуществляется без соответствующего заявления одновременно с внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений о такой зоне в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Исключение сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, о такой части земельного участка осуществляется без соответствующего заявления одновременно с внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений о прекращении существования такой зоны в порядке межведомственного информационного взаимодействия. В силу ст. 131 Гражданского Кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Кроме того, Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, согласно которому ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок установления правила формирования и ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, который включает в себя, в том числе сведения о площади охранной зоны особо охраняемой природной территории (далее - ООПТ), а также указывается режим охранной зоны ООПТ (приводятся следующие сведения: реквизиты правового акта, которым создана охранная зона; размеры охранной зоны - минимальная и максимальная ширина (км); описание границ охранной зоны; реквизиты последнего по времени принятия документа, устанавливающего режим охраны и использования этой территории; основные ограничения хозяйственной и иной деятельности; основные разрешенные виды природопользования и иной хозяйственной деятельности (на какой площади разрешена деятельность, допустимые объемы природопользования). Органы кадастрового учета при предоставлении выписок из кадастра объектов недвижимости в отношении земель, одновременно сообщают заинтересованным органам государственной власти, местного самоуправления, иным организациям и физическим лицам о расположении в пределах интересующей территории зон с особыми условиями. Соответственно при отсутствии соответствующих сведений, при рассмотрении вопросов, в частности, предоставления земельных участков, в отношении территорий, фактически являющихся зонами с особыми условиями, возможно принятие неправомерного решения об использовании соответствующих земель с отступлением от установленных требований, нарушением прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии. Однако, до настоящего времени, министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области описание границ охранных зон особо охраняемых территорий в предусмотренном законодательством порядке не обеспечено, соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости не представлены и не включены, что является нарушением закона и свидетельствует о бездействии административного ответчика. Выявленное в деятельности государственного органа нарушение закона не обеспечивает защиту гарантированного ст. 42 Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду. Отсутствие обозначенных в натуре границ особо охраняемых природных территорий может повлечь за собой неправомерное занятие и использование территорий расположения природных объектов. Согласно ст. 17, 18 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием. В соответствие со ст. 2 Конституции Российской Федерации признание, соблюдение и защита права каждого на благоприятную окружающую среду - обязанность государства. Право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду является неотчуждаемым, непосредственно действующим, защищается гражданским законодательством и обеспечивается правосудием. Исходя из положения преамбулы Федерального закона № 33-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния. Согласно ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 21-ФЗ (далее — КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Пункт 2 ч. 6 ст. 180 КАС РФ предусмотрено, что в решении суда указываются выводы суда по вопросам, разрешенным судом исходя из обстоятельств административного дела, в том числе указание на порядок и срок исполнения решения суда. Исходя из положений п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случаЬ удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений. В соответствии со статьями 17, 218 КАС РФ Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции и мировые судьи рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями. Памятник природы регионального (областного) значения «Дубрава у » расположен в границах Починковского судебного района Нижегородской области. Согласно ч. 2 ст. 22 КАС РФ и разъяснений п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» в случае, если полномочия органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего распространяются на несколько районов, административное исковое заявление подается в суд того района, на территории которого возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых административным истцом действий (бездействия) либо на территории которого исполняется оспариваемое решение.
Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области предоставило отзыв на административное исковое заявление о возложении обязанности обеспечить постановку на государственный кадастровый учет особо охраняемой природной территории регионального значении -памятника природы "Дубрава у ", расположенного в Починковском муниципальном округе Нижегородской области и просит отказать Нижегородскому межрайонному природоохранному прокурору в удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование отзыва указывает, что Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области несогласно с доводами, изложенными в административном исковом заявлении, считает его необоснованным по следующим основаниям. Охранные зоны памятников природы не могут существовать без собственно самих ООПТ. Постановка на кадастровый учет ООПТ регионального значения, включая их охранные зоны, осуществляется в рамках подпрограммы 4 «Биологическое разнообразие» государственной программы «Охрана окружающей среды Нижегородской области», утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ№, в пределах средств, предусмотренных законом об областном бюджете на очередной финансовый год. Работа проводится ежегодно. С 2019 года данные мероприятия осуществляются подведомственным Минэкологии Нижегородской области учреждением - ГБУ НО «Экология региона» по государственному заданию. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ из 406 ООПТ регионального значения на кадастровый учет постановлено 172 ООПТ регионального значения, из которых 38 - как земельные участки; из 131 охранной зоны ООПТ регионального значения, границы которых установлены паспортами об ООПТ и положениями об охранных зонах, в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о 64. На настоящий момент, исходя из закона об областном бюджете на 2022 год и плановый период 2023-2024 гг., а также принимая во внимание предыдущие судебные решения об обязанности постановки на кадастровый учет ООПТ регионального значения (порядка 40 судебных решений), в 2021 году было сформировано государственное задание ГБУ НО «Экология региона» на 2022- 2024 гг. В указанный период предусмотрено внесение в ЕГРН сведений о 202 объектах (ООПТ и охранные зоны ООПТ), из них по 46 охранным зонам памятников природы. При этом планирование кадастровых работ исходит из того, что постановка на кадастровый учет охранной зоны конкретной ООПТ регионального значения осуществляется совместно с внесением в ЕГРН сведений о самой ООПТ. В соответствии с государственным заданием ГБУ НО «Экология региона» документацию для внесения сведений в ЕГРН о памятнике природы регионального значения "Дубрава у " и его охранной зоне планируется направить в орган кадастрового учета (Филиал ФКП «Росреестра» по Нижегородской области) в 2023 году. Дополнительно по исковому заявлению Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратуры сообщаем, что требование об указании минимальной и максимальной ширины охранной зоны (в км) при описании границ объекта неправомерно. Требования к форме описания границ зон с особыми условиями использования, к которым относятся и охранные зоны ООПТ регионального значения, при проведении кадастровых работ для внесения сведений о таких зонах в ЕГРН
установлены приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении формы графического описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, формы текстового описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, требований к точности определения координат характерных точек границ населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего сведения о границах населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, и о признании утратившими силу приказов Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№». Указание требуемых прокуратурой сведений этим документом не предусмотрено. В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» для внесения в ЕГРН сведений об ООПТ регионального значения в орган регистрации прав необходимо направить документы, содержащие реквизиты решений органов государственной власти об утверждении положения об ООПТ (охранной зоне ООПТ) или о внесении изменений в них. Обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав являются подготовленные в электронной форме графическое описание местоположения границ ООПТ (охранной зоны ООПТ), перечень координат характерных точек границ таких территорий в системе координат, используемой для ведения ЕГРН. Таким образом, для постановки на кадастровый учет ООПТ регионального значения, заявленных в исках Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратуры, потребуется проведение кадастровых работ с целью подготовки в электронной форме графического описания местоположения и перечня координат характерных точек границ данных территорий. Проведение этих работ с учетом сбора исходных данных занимает порядка 1-2 месяцев. Срок внесения сведений в ЕГРН в соответствии со статьей 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» составляет 15 рабочих дней с даты получения документов органом регистрации прав. Более того, в административном исковом заявлении природоохранная прокуратура просит возложить на министерство обязанность в течении 12 месяце со дня вступления в законную силу решения суда поставить на кадастровый учет ООПТ расположенного в Починковском муниципальном округе Нижегородской области. Хотелось бы отметить, что указанный в административном исковом заявлении срок Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратурой не обоснован и не подкреплен ссылкой на нормативно - правовой акт. Учитывая, что перечень ООПТ, подлежащих постановке на кадастровый учет в текущем году уже сформирован и работы по объектам начаты, а также другие иски Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратуры, проведение кадастровых работ с целью внесения в ЕГРН сведений о памятнике природы регионального значения "Дубрава у " возможно не ранее 2024 - 2026 года при условии выделения необходимого объема бюджетных средств на кадастровые работы.
В судебном заседании старший помощник Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора ФИО3 административные исковые требования поддержала и подтвердила доводы изложенные а административном исковом заявлении.
В судебном заседании представитель Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области ФИО4 административные исковые требования Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора признала частично поскольку не согласна с сроком исполнения решения суда. Просит установить срок исполнения решения суда не в течении года после его вступления в законную силу, а в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Доводы изложенные в отзыве на административное исковое заявление поддерживает.
Представитель заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Нижегородской области (филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Нижегородской области), будучи надлежащим образом, извещен о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился, об уважительных причинах неявки не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил и не ходатайствовал об отложении дела, возражений по существу иска не предоставил.
Представитель заинтересованного лица Министерства финансов Нижегородской области, будучи надлежащим образом, извещен о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился, об уважительных причинах неявки не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил и не ходатайствовал об отложении дела, возражений по существу иска не предоставил.
Исследовав материалы дела, суд считает, что административные исковые требования Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора к Министерству экологии и природных ресурсов Нижегородской области о возложении обязанности обеспечить постановку на государственный кадастровый учет охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения-памятника природы «Дубрава у с. Пеля-Хованская», расположенного в Починковском муниципальном округе Нижегородской области, подлежат удовлетворению.
В соответствии с Положением о министерстве экологии и природных ресурсов Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 31 декабря 2010 г. № 965, министерство является органом исполнительной власти Нижегородской области, обеспечивающим осуществление государственной политики Нижегородской области и государственного управления в сфере охраны окружающей среды. Министерство является правопреемником комитета охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области.
Министерство в соответствии с разделом 3 Положения: участвует в образовании особо охраняемых природных территорий регионального значения, осуществляет управление в сфере охраны и использования таких территорий; организует работу по ведению государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального значения; управляет средствами областного бюджета, выделяемыми на осуществление своих функций, содействует эффективному использованию этих средств.
Приказом Минприроды России от 19.03.2012 № 69 утвержден Порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, согласно которому ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок установления правила формирования и ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, который включает в себя, в том числе сведения о площади охранной зоны особо охраняемой природной территории (далее - ООПТ), а также указывается режим охранной зоны ООПТ (приводятся следующие сведения: реквизиты правового акта, которым создана охранная зона; размеры охранной зоны - минимальная и максимальная ширина (км); описание границ охранной зоны; реквизиты последнего по времени принятия документа, устанавливающего режим охраны и использования этой территории; основные ограничения хозяйственной и иной деятельности; основные разрешенные виды природопользования и иной хозяйственной деятельности (на какой площади разрешена деятельность, допустимые объемы природопользования). Органы кадастрового учета при предоставлении выписок из кадастра объектов недвижимости в отношении земель, одновременно сообщают заинтересованным органам государственной власти, местного самоуправления, иным организациям и физическим лицам о расположении в пределах интересующей территории зон с особыми условиями.
В соответствии с п. 6 постановления Правительства Российской Федерации от 19.02.2015 № 138 «Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон» сведения о границах охранных зон подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников, природы, находящихся в их ведении.
В силу ст. 7 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости» в едином государственном реестре недвижимости должны содержаться достоверные систематизированные сведения в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения), в том числе реестр сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий.
Состав сведений реестра недвижимости о таких зонах определен ст. 10 Федерального Закона № 218-ФЗ. К указанным сведениям, в том числе, относятся описание местоположения границ зон и территорий, наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решение об установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон, о создании или об изменении таких территорий, содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон или территорий и источники официального опубликования этих решений.
Статьей 32 Федерального Закона № 218-ФЗ установлена обязанность органа государственной власти и органов местного самоуправления направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий.
Согласно ст. 44 Федерального Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет части земельного участка, образованной в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории, осуществляется без соответствующего заявления одновременно с внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений о такой зоне в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Исключение сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, о такой части земельного участка осуществляется без соответствующего заявления одновременно с внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений о прекращении существования такой зоны в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации могут устанавливаться ограничения прав на землю, такие как ограничение использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.
Согласно п. 6 ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случае и порядке, которые установлены федеральными законами.
В соответствии с ч. 4 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий.
В силу ст. 131 Гражданского Кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В судебном заседании установлено, что на территории Починковского муниципального округа Нижегородской области расположен памятник природы регионального значения: «Дубрава у с. Пеля-Хованская», созданный постановлением Правительства Нижегородской области № 38 от 29.01.2013.
Паспортом на государственный памятник природы регионального (областного) значения, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области № 38 от 29.01.2013 установлено, что вокруг памятника природы выделяется охранная зона площадью 181,8 га.
Согласно перечня территорий ООПТ планируемых к внесению в ЕГРН в 2023 году, внесение в ЕГРН памятника природы регионального значения: «Дубрава у » планируется в 2023 году.
В нарушение требований закона, сведения о границах охранных зон памятника природы регионального значения: «Дубрава у » в Единый государственный кадастр недвижимости до настоящего времени не внесены.
При указанных обстоятельствах бездействие Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области по постановке на кадастровый учет охранной зоны особо охраняемой природной территории - памятника природы регионального (областного) значения «Дубрава у », следует признать незаконным и возложить на Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления в силу настоящего решения суда:
- описать границы охранной зоны особо охраняемой природной территории - памятника природы «Дубрава у », расположенного в Починковском муниципальном округе Нижегородской области, с указанием размеров охранной зоны - минимальной и максимальной ширины (км), координат и отображением указанных границ на картографических материалах.
- представить в орган государственного кадастрового учета в соответствии с требованиями действующего законодательством документы, необходимые для постановки на государственный кадастровый учет границ охранной зоны особо охраняемой природной территории - памятника природы «Дубрава у », расположенного в Починковском муниципальном округе Нижегородской области.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.ст. 178-180, 291-294 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора к Министерству экологии и природных ресурсов Нижегородской области о возложении обязанности обеспечить постановку на государственный кадастровый учет охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения-памятника природы «Дубрава у », расположенного в Починковском муниципальном округе Нижегородской области, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, выразившееся в не обеспечении постановки на кадастровый учет охранной зоны особо охраняемой природной территории - памятника природы регионального (областного) значения «Дубрава у », расположенного в границах Починковского муниципального округа Нижегородской области.
Возложить на Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области обязанность: в течение 12 месяцев со дня вступления в силу настоящего решения суда, описать границы охранной зоны особо охраняемой природной территории - памятника природы «Дубрава у », расположенного в Починковском муниципальном округе Нижегородской области, с указанием размеров охранной зоны - минимальной и максимальной ширины (км), координат и отображением указанных границ на картографических материалах.
Возложить на Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области обязанность: в течение 12 месяцев со дня вступления в силу настоящего решения суда, представить в орган государственного кадастрового учета в соответствии с требованиями действующего законодательством документы, необходимые для постановки на государственный кадастровый учет границ охранной зоны особо охраняемой природной территории - памятника природы «Дубрава у », расположенного в Починковском муниципальном округе Нижегородской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течении месяца в Нижегородский областной суд через Починковский районный суд Нижегородской области.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: С.Н. Копнин
Копия верна: Судья С.Н. Копнин
Секретарь суда ФИО6