ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6049/2023 от 14.11.2023 Ленинскогого районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан)

УИД 05RS0031-01-2022-013460-48

Дело №2а-6049/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Махачкала 14.11.2023

Ленинский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан в составе:

председательствующего Ершова Д.В.,

при секретаре судебного заседания Рагимове Т.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Дагестан к Автономной некоммерческой организации «Центр развития промышленного туризма» о ликвидации некоммерческой организации в качестве юридического лица,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по РД (далее Управление) обратилось в суд с административным иском к Автономной некоммерческой организации «Центр развития промышленного туризма о ликвидации некоммерческой организации в качестве юридического лица, указав, что Автономная некоммерческая организация «Центр развития промышленного туризма», зарегистрирована Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Дагестан 26.10.2020.

В нарушение пункта 3 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» руководящим органом Фонда не представлены отчеты о деятельности некоммерческой организации, сведениях о персональном составе ее руководящих органов, о расходовании некоммерческой организацией денежных средств и об использовании иного имущества, включая полученные от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства по формам № ОН0001, № ОН0002, утвержденным приказом Минюста России от 16.08.2018 № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций».

Срок предоставления отчетности за 2021 г. установлен Приказом Минюста России от 30.09.2021 №185 «О формах и сроках предоставления Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций» ежегодно не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Организацией в нарушение вышеуказанного закона не представлена информация по вышеуказанным формам за 2021 год.

Кроме того, в качестве напоминания о своевременной сдаче ежегодной отчетности Управлением, в адрес организации, было направлено, письменное уведомление от 17.05.2022 № 05/03-2533 за нарушение требований федерального законодательства. Однако конверт, с уведомлением возвращен, в связи с тем, что по указанному юридическому адресу организация уже не располагается.

Тем самым, организацией, также нарушены требования пункта 7 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях» согласно которому организация обязана информировать уполномоченный орган, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течении трех дней со дня наступления таких изменений.

Изложенное свидетельствует, что в деятельности организации имеются неоднократные нарушения действующего законодательства.

В судебное заседание представитель административного истца Управления министерства юстиции Российской Федерации по Республики Дагестан, не явился, о слушании дела уведомлен надлежащим образом, в административном исковом заявлении заявлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя.

Административный ответчик Автономная некоммерческая организация «Центр развития промышленного туризма» в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине. Извещение о времени и месте судебного заседания направлено ответчику по адресу, указанному в административном исковом заявлении, почтовому отправлению присвоен трек-номер (почтовый идентификатор почтового отправления 36701382594464, однако оно не было вручено ответчику по причине «истек срок хранения».

Кроме того информация о времени и месте судебного заседания по делу размещена на официальном сайте Ленинского районного суда г. Махачкалы в сети Интернет.

В силу ч. 4 ст. 96 КАС РФ судебное извещение, адресованное лицу, участвующему в деле, направляется по адресу, указанному лицом, участвующим в деле, или его представителем. В случае, если по указанному адресу гражданин фактически не проживает, извещение может быть направлено по месту его работы.

В силу ч. 5 ст. 99 КАС РФ в случае, если место пребывания адресата неизвестно, об этом делается отметка на подлежащей вручению судебной повестке с указанием даты и времени совершенного действия, а также источника информации.

Статьей 102 КАС РФ предусмотрено, что в случае, если место пребывания административного ответчика неизвестно, суд приступает к рассмотрению административного дела после поступления в суд сведений об этом с последнего известного места жительства административного ответчика.

Таким образом, в материалах дела имеются сведения об их надлежащем уведомлении. Оправдательных документов неприбытия в судебное заседание ответчик не представил, встречных административных исковых требований не предъявил.

Суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие. Таким образом, в силу действующего процессуального законодательства, обязанность сообщить суду о причинах неявки и представить доказательства их уважительности лежит на сторонах и других лицах, участвующих в деле.

С учётом сведений о надлежащем уведомлении суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие сторон.

Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что автономная некоммерческая организация «Центр развития промышленного туризма» зарегистрирована ИФНС России по Ленинскому району г. Махачкалы 05.11.2020.

В силу ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Некоммерческие организации могут создаваться помимо прочего в форме общественных или религиозных организаций (объединений), автономных некоммерческих организаций, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами (ч. 3 указанной выше статьи).

Таким образом, деятельность автономная некоммерческая организация центр развития промышленного туризма регламентируется Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Ликвидация некоммерческой организации является одним из видов ответственности юридических лиц за допущенные нарушения, порядок и основания применения которой предусмотрены ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и ст. 61 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ).

Подпунктом 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ установлено, что юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

На основании п. 4.1 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313, Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляет функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций.

Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2012 № 705.

В силу п. 3 и абз. 1 п. 5 названного Положения государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом «О некоммерческих организациях», а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований.

В соответствии с п. 106 Административного регламента осуществления Министерством юстиции Российской Федерации государственного контроля (надзора) за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста РФ от 30.12.2021 № 274, Минюст России (территориальный орган) по результатам государственного контроля (надзора) вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным пунктом 10 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 145; 2006, № 3, ст. 282), статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Дагестан является тем государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации предоставлено законом.

Пунктами 1 и 3 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» на некоммерческие организации возложена обязанность предоставлять информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации; обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов и работников, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также информацию о представлении аудиторского заключения в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотренный статьей 18 Федерального закона от 06.12.2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности), заявленные для осуществления и осуществляемые программы, иные документы, являющиеся основанием для проведения мероприятий, отчет об осуществлении программ и исполнении иных документов, являющихся основанием для проведения мероприятий, или информацию о том, что соответствующие мероприятия не проводились. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом (п. 3.1 статьи 32 указанного Федерального закона).

Некоммерческие организации, указанные в п. 3.1 ст. 32 этого же Федерального закона, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности. Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п. 3.2 ст. 32 названного Федерального закона).

При этом п. 2 Приказа Минюста России от 30.09.2021 № 185 «О формах и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций» установлено, что некоммерческая организация представляет в Минюст России (территориальный орган Минюста России) отчеты о ее деятельности, о персональном составе ее руководящих органов и работниках, а также о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, и (или) от граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников, либо действующих в качестве посредников при получении таких денежных средств и (или) иного имущества, и (или) от российских юридических лиц, бенефициарными владельцами которых в значении, определенном в пункте 8 статьи 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ №О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», являются иностранные граждане или лица без гражданства, ежегодно не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Форма отчета для общественных объединений утверждена Приказом Минюста РФ от 30.09.2021 № 185 «О формах и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций».

Кроме того, порядок установлен Приказом Минюста России от 07.10.2010 № 252 «О Порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций», согласно которому названные отчеты и сообщения о деятельности некоммерческих организаций подлежат размещению на информационных ресурсах Минюста России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

В соответствии с п. 10 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных данной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Согласно материалам административного дела, следует, что 17.05.2022 административным истцом в адрес автономной некоммерческой организации «Центр развития промышленного туризма», направлялось уведомление по факту непредставления вышеуказанных сведений за 2021.

Указанное уведомление административным ответчиком не получено, возвращено в адрес Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Дагестан, с отметкой отсутствие адресата.

Таким образом, в нарушение действующего законодательства автономная некоммерческая организация «Центр развития промышленного туризма» не представляла в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Дагестан с 2021 документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а также заявление, подтверждающее их соответствие пункта 7 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» согласно которому организация обязана информировать уполномоченный орган, об изменении сведений, указанных в пункте 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течении трех дней со дня наступления таких изменений.

Вместе с тем, согласно разъяснениям, содержащимся в п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», исходя из правовых оснований для ликвидации или запрета деятельности объединения граждан судам следует проверять причины, по которым объединение граждан не устранило выявленные нарушения законодательства. В частности, если такое объединение граждан предприняло все возможные действия для устранения названных нарушений, однако имели место объективные обстоятельства, препятствовавшие их устранению, и выявленные нарушения устранены до принятия судебного решения, суд с учетом указанных обстоятельств может принять решение об отказе в удовлетворении административного иска (пункт 30).

В пункте 32 упомянутого выше Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 года № 64 разъяснено, что, исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации оснований ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно, неоднократное нарушение требований закона, даже при условии их доказанности, само по себе не является безусловным основанием для ликвидации или запрета деятельности объединения граждан. Указанные меры реагирования должны быть соразмерны допущенным нарушениям и вызванным ими последствиям. С учетом изложенного в каждом конкретном случае суд оценивает существенность допущенных объединением граждан нарушений и их последствий, а также возможность их устранения без ликвидации либо запрета деятельности объединения.

Кроме того, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 18.07.2003 № 14-П, по конституционно-правовому смыслу положения пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, предполагается, что предусмотренная им санкция - ликвидация юридического лица не может быть назначена по одному лишь формальному основанию неоднократности нарушений законодательства, а должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

Из представленных в материалах дела представителем административного ответчика следует, что автономная некоммерческая организация «Центр развития промышленного туризма» представила в уполномоченный орган сообщение о продолжении деятельности.

Учитывая, что организация осуществляет свою некоммерческую деятельность с 2020 года, данная деятельность, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, в целом соответствует уставным целям, предоставляет бухгалтерскую и налоговую отчетность, то ее ликвидация, при условии устранения установленных нарушений, не будет преследовать социально значимую цель, являться необходимой в демократическом обществе.

При этом суд учитывает, что в материалах дела имеются доказательства фактического осуществления автономной некоммерческой организацией центр развития промышленного туризма уставной деятельности.

При таких обстоятельствах исковые требований Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Дагестан удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Дагестан к Автономной некоммерческой организации центр развития промышленного туризма о ликвидации некоммерческой организации в качестве юридического лица – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной формулировке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан, путем подачи апелляционной жалобы, через Ленинский районный суд г. Махачкалы суд Республики Дагестан.

Решение в окончательной форме изготовлено 14.11.2023.

Председательствующий Д.В. Ершов