Дело № 2а-604/2019
21RS0015-01-2019-000733-23
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 октября 2019 года гор. Цивильск
Цивильский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Ильина В.Г., при секретаре судебного заседания Степановой С.В., с участием заместителя прокурора Цивильского района Чувашской Республики Кудряшова А.Н. и представителя административного ответчика Николаева Г.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску и.о.прокурора Цивильского района Чувашской Республики к администрации Михайловского поселения Цивильского района Чувашской Республики о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора Цивильского района Чувашской Республики обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к администрации Михайловского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйной трансформаторной подстанции ОП-35/10, находящейся на земельном участке с кадастровым номером №, и трансформаторной подстанции ЗТП-10/0,4, находящейся на земельном участке с кадастровым номером №.
Административный иск прокурора мотивирован тем, что в ходе проведенной проверки соблюдения административным ответчиком требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства и муниципальной собственности выяснилось, что указанные трансформаторные подстанции находятся на территории Михайловского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики. Собственник указанных объектов неизвестен, что дает основания считать данные объекты бесхозяйными. Несмотря на то, что в силу п.3 ст. 225 ГК РФ и пункта 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утв. Приказом Министерства экономического развития России от 10 декабря 2015 года №931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований, административный ответчик мер по постановке вышеуказанных объектов недвижимого имущества в качестве бесхозяйного не принял. Прокурор считает, что бездействие административного ответчика влечет возникновение риска нарушения прав неопределенного круга лиц, поскольку с использованием спорных объектов осуществляется электроснабжение многоквартирных домов и других социально-значимых объектов в пос. Молодежный Цивильского района Чувашской Республики. В связи с чем, прокурор просил обязать административного ответчика принять меры по постановке на учет указанных объектов недвижимости в качестве бесхозяйных в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, путем обращения в этот орган с заявлением о принятии указанных объектов электроснабжения на учет в качестве бесхозяйных в течение 4-х месяцев после вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании прокурор Кудряшов А.Н. административный иск поддержал по основаниям, указанным в нем.
Представитель административного ответчика- глава Михайловского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики Николаев Г.И. административный иск признал полностью.
Извещенные надлежащим образом заинтересованные лица администрация Цивильского района Чувашской Республики и Межмуниципальный отдел по Козловскому, Красноармейскому и Цивильскому районам Управления Росреестра по Чувашской Республике участие своих представителей в суде не обеспечили.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее- КАС РФ) предоставляют гражданину право обратиться в суд в том числе с требованиями об оспаривании бездействия органа государственной власти иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами (часть 1). Прокурор, обратившийся в суд с административным исковым заявлением, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца (за исключением права на заключение соглашения о примирении и обязанности по уплате судебных расходов) (часть 4).
В силу ч.1 ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично. Суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц (часть 5).
Согласно ч.3 ст. 157 КАС РФ В случае признания административным ответчиком административного иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
Заявление представителя административного ответчика Николаев Г.И. о признание иска изложено в письменной форме и приобщено к административному делу. В заявлении представитель Николаев Г.И. подтвердил, что ему известны последствия признания административного иска.
Согласно ст. 255 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (пункт 1). Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (пункт 2).
В соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся, в том числе принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.
Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей утвержден приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года № 931 (далее- Порядок № 931).
В силу пункта 2 данного порядка принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав; территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
На учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались (пункт 3 Порядка N 931).
Процедура принятия бесхозяйных объектов недвижимого имущества на учет включает в себя: прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 Порядка N 931; проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом N 218-ФЗ к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия; внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества (пункт 4 Порядка N 931).
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований (пункт 5 Порядка N 931).
Из сообщения главы администрации Цивильского района ЧР от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что от трансформаторной подстанции 35/10/0,4 кВ, расположенной на территории бывшего ЦПК «Пищевик» запитаны 2 многоквартирных дома, котельная, здание магазина Цивильского РАЙПО и хозпостройки, находящиеся в <адрес>.
Из сообщения главы администрации Михайловского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ следует, что указанная трансформаторная подстанция находится в крайне аварийном состоянии. Этот объект электроснабжения на баланс сельского поселения не передавалась.
Согласно акту, составленному ДД.ММ.ГГГГ комиссией из представителей МУП БТИ администрации Цивильского района ЧР, администрации Цивильского района Чувашской Республики, главы администрации Михайловского сельского поселения Цивильского района и прокурора, видно, что на земельных участках с кадастровыми номерами № обнаружены два объекта капитального строительства- трансформаторные подстанции, участвующие в электроснабжении многоквартирных домов и социальных объектов <адрес>.
Из ответа заместителя главы администрации Цивильского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ следует, что право собственности на трансформаторные подстанции ОП-35/10 и ЗТП-10/0,4 не зарегистрировано. В перечень объектов принятых ДД.ММ.ГГГГ на учет в качестве бесхозяйных, указанные подстанции, не включались.
Согласно выпискам из ЕГРН о земельных участках с кадастровыми номерами №, находящихся в <адрес>, сведения о находящихся на них объектах недвижимости в государственный кадастр не внесены.
При таких обстоятельствах, административный ответчик в силу вышеприведенных положений ГК Российской Федерации, Закона № 131-ФЗ и Порядка № 931 должен был принять меры по принятию спорного имущества на учет как бесхозяйного. Бездействие административного ответчика не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц- жителей пос. Молодежный Цивильского района Чувашской Республики, пользователей электроэнергии, поступающей через спорные объекты электроснабжения.
С учетом указанного, признание административным ответчиком административного иска принимается судом, поскольку это не противоречит настоящему КАС РФ, другим федеральным законам, не нарушает права других лиц.
При таких обстоятельствах, административный иск прокурора Цивильского района Чувашской Республики подлежит удовлетворению.
В целях выполнения требований пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ суд устанавливает разумный и достаточный срок для совершения определенных действий, устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца (заинтересованного лица).
Указанный прокурором в административном иске срок совершения административным ответчиком действий по устранению нарушений прав и законных интересов лиц, в интересах которых заявлены требования, судом признается обоснованным и разумным для исполнения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 и 228 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административный иск и.о. прокурора Цивильского района Чувашской Республики к администрации Михайловского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики о признании незаконным бездействия удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Михайловского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйных трансформаторной подстанции ОП-35/10, находящейся на земельном участке с кадастровым номером №, и трансформаторной подстанции ЗТП-10/0,4, находящейся на земельном участке с кадастровым номером №.
Обязать администрацию Михайловского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики принять меры по постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимости, расположенных в <адрес>: трансформаторную подстанцию ОП-35/10, находящуюся на земельном участке с кадастровым номером №; трансформаторную подстанцию ЗТП-10/0,4, находящуюся на земельном участке с кадастровым номером №, путем обращения с заявлением о принятии их в качестве бесхозяйных в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Обязать администрацию Михайловского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики исполнить решение суда и сообщить об этом в суд и прокурору Цивильского района Чувашской Республики в течение четырех месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Цивильский районный суд Чувашской Республики.
Председательствующий, судья Ильин В.Г.
Решение в окончательной форме принято 07 октября 2019 года.
Председательствующий, судья Ильин В.Г.