Дело № 2а-62/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 февраля 2020 года г.Котовск
Котовский городской суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Федорова В.В.,
при секретаре Свиридовой А.М.,
с участием:
представителя административного истца ФИО1– по ходатайству ФИО2,
представителя административного ответчика – Администрации г.Котовска по доверенности ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Администрации г.Котовска Тамбовской области о признании незаконным отказ в присвоении адреса объекту адресации и возложении обязанности рассмотрения заявления в предусмотренные законодательством сроки,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в Котовский городской суд Тамбовской области с административным иском к администрации города Котовска, в котором просил: признать незаконным отказ администрации города Котовска Тамбовской области № 1.01-13/4415 от "15" ноября 2019 года и обязать администрацию города Котовска рассмотреть заявление в срок, установленный законодательством (с учетом уточнений исковых требований в судебном заседании представителем). В обоснование требований указал, что он является собственником нежилого здания с кадастровым номером №_________, расположенного по адресу: АДРЕС. Указанное здание расположено на 3 земельных участках с кадастровыми номерами:
- №_________, имеющего адрес: АДРЕС.
- №_________, имеющего адрес: АДРЕС
- №_________, имеющего адрес: АДРЕС
В администрацию города Котовска 07.11.2019г. им было подано заявление о присвоении объекту адреса. Однако 15.11.2019 года им был получен ответ от администрации города Котовска №01.01-13/4415, которым ему отказано в присвоении адреса зданию, поскольку адрес должен соответствовать адресу земельного участка, в границах которого расположено соответствующее здание.
С данным ответом ФИО1 не согласен и считает незаконным по следующим основаниям: согласно пункту 41 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов (далее - Правила) утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 № 1221 «Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов» решение об отказе в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса должно содержать причину отказа с обязательной ссылкой на положения пункта 40 настоящих Правил, являющиеся основанием для принятия такого решения. Основания для отказана предусмотрены пунктом 40 названных Правил. Адрес объекта недвижимости - это характеристика, которая определяет местоположение объекта недвижимости в пределах населенного пункта либо за его пределами. Поэтому адрес должен быть уникальным и неповторяющимся, то есть определенный адрес может быть присвоен только одному объекту. Для того, чтобы адрес был упорядочен, легитимен, Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2014 г. № 1221 утверждены правила присвоения, изменения и аннулирования адресов. Адрес присваивает орган местного самоуправления по собственной инициативе или на основании заявления правообладателя объекта недвижимости. В случае образования нового объекта недвижимости адрес присваивается одновременно с его образованием, то есть постановка на государственный кадастровый учет и (или) регистрация права осуществляется уже в отношении объекта недвижимости с присвоенным адресом, что также подтверждает уникальность объекта недвижимости - не повторяющийся кадастровый номер и индивидуальный адрес. Одновременно с присвоением соответствующим органом местного самоуправления адреса объекту недвижимости, данный адрес вносится в ФИАС.
Постановлением администрации города Котовска №300 от 25.02.2016 адрес зданию был присвоен, но не закреплен в техническом плане. На сегодняшний день у него отсутствует возможность приведения в соответствие с законодательством своего имущества. По данному адресу находится помещение, из которого происходит приемка и выдача товара, отсутствие адреса затрудняет его работу. Оспариваемые действия не соответствуют действующему законодательству РФ: пункту 21 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и положениям Постановления Правительства РФ от 19 ноября 2014 г. N1221 «Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов».
Согласно письменным возражениям представителя ответчика - администрации г.Котовска по доверенности ФИО3 (л.д.117-120), заявленные исковые требования являются необоснованными и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям: так, 07.11.2019 заявитель направил в администрацию города заявление о присвоении объекту адресации адреса (вх.№6783 от 07.11.2019), к которому приложил в том числе копии выписок из ЕГРН на: нежилое здание с кадастровым номером №_________, земельный участок с кадастровым номером №_________.
Согласно подпункту 2.18.4 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Присвоение адреса объекту адресации или аннулирование адреса» в предоставлении муниципальной услуги заявителю отказывается в случаях, если отсутствуют случаи и условия для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, указанные в пунктах 5,8-11 и 14-18 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 49.11.2014 № 1221.
Пунктом 9 Правил установлено, что при присвоении адресов зданиям, сооружениям и объектам незавершенного строительства такие адреса должны соответствовать адресам земельных участков, в границах которых расположены соответствующие здания, сооружения и объекты незавершенного строительства.
Согласно разрешению на строительство от ДАТА №№_________ строительство нежилого здания мастерской должно было осуществляться на земельных участках с кадастровыми номерами №_________, расположенных по адресу: АДРЕС. Поэтому при присвоении адреса объекту незавершенного строительства постановлением администрации города от 25.02.2016 №300 учитывался адрес указанных в разрешении на строительство двух земельных участков, и объекту незавершенного строительства был присвоен адрес: АДРЕС
29.03.2016 на основании обращения ФИО1 в разрешение на строительство были внесены изменения (пункт 3 разрешения на строительство был дополнен земельным участком с кадастровым номером №_________), поэтому в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию от 19.01.2018 №68-RU68302000-1-2018 указано, что нежилое здание мастерской расположено на земельных участках с кадастровыми номерами №_________
Согласно представленной ФИО1 вместе с заявлением о присвоении адреса выписке из ЕГРН от 08.02.2018, нежилое здание мастерской с кадастровым номером №_________ расположено на трех земельных участках с кадастровыми номерами №_________ (АДРЕС), №_________ (АДРЕС), №_________ (АДРЕС) Учитывая требования пункта 9 Правил, администрация города письмом от 15.11.2019 №01.01-13/4415 в соответствии с подпунктом 2.18.4 Административного регламента отказала в присвоении адреса нежилому зданию с кадастровым номером 68:25:0000013:162, расположенному на земельных участках с адресами: <...> (кадастровые номера №_________) и Тамбовская область, город АДРЕС (кадастровым номером №_________ в соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 28.12.2013 №443-ФЗ и пункту 27 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ администрация города обязана разместить постановление о присвоении адреса в государственном адресном реестре в соответствии с порядком ведения государственного адресного реестра (утвержден приказом Минфина России от 31.03.2016 №37н «Об утверждении Порядка ведения государственного адресного реестра»). Постановлением Правительства от 29.04.2014 №384 оператором федеральной информационной адресной системы определена Федеральная налоговая служба
Согласно пункту 34 Правил ведения государственного адресного реестра при формировании и размещении сведений об адресе объекта адресации указываются в том числе: адрес объекта адресации и уникальный номер адреса земельного участка, на котором располагается элемент объекта адресации - здание, сооружение (при присвоении адреса зданию, сооружению). Информация об уникальном номере адреса земельного участка, на котором располагается элемент объекта адресации - здание, сооружение (для элементов объектов адресации - здание, сооружение), формируется в системе путем выбора соответствующей реестровой записи адреса объекта адресации в реестре. Учитывая требования пункта 9 Правил, присваиваемый нежилому зданию адрес должен соответствовать адресам земельных участков, на которых расположен.
Постановлением Правительства от 29.04.2014 №384 Министерство финансов РФ определено как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в области отношений, возникающих в связи с ведением государственного адресного реестра, эксплуатацией федеральной информационной адресной системы, а также с использованием содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах. Согласно разъяснениям Министерства финансов РФ от 30.08.2017 в случае присвоения адреса зданию (сооружению), расположенному на двух или более земельных участках, целесообразно:
- произвести объединение указанных земельных участков;
присвоить адрес вновь образованному земельному участку;
присвоить адрес объекту адресации, расположенному на вновь образованном земельном участке.
При этом в соответствии с пунктом Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов адрес здания (сооружения) должен соответствовать адресу вновь образованного земельного участка.
Все вышеуказанные обстоятельства были отражены в оспариваемом ФИО1 письменном отказе в присвоении адреса нежилому зданию от 15.11. 2019г. №01.01-134415.
Определением суда от 10.01.2020г. в качестве заинтересованных лиц по делу привлечены сособственники земельного участка с кадастровым номером №_________, расположенного по адресу: АДРЕС ФИО4 и ФИО5
Определением суда от 21.01.2020г. в качестве заинтересованных лиц по делу привлечены межрайонная ИФНС России №4 по Тамбовской области и ФКУ «Налог-Сервис» ФНС в лице филиала по Тамбовской области, деятельность которых связана с размещением сведений в государственном адресном реестре, техническом и информационном сопровождении, наполнением электронных баз ФНС.
Согласно отзыву, представленному ФКУ «Налог-Сервис» ФНС в лице филиала по Тамбовской области (л.д.139-141), в соответствии с Уставом Учреждения, утвержденным приказом ФНС России от 24 декабря 2015 года № ММВ-7-1/596@, предметом и основной целью деятельности Учреждения является осуществление организационно-технического и информационного обеспечения деятельности ФНС России и ее территориальных органов, в пределах полномочий, переданных Учреждению от ФНС России.
ФНС России письмом от 2 июня 2016 г. № ЗН-4-1/9880 «О временномрегламенте взаимодействия налоговых органов с ФКУ «Налог-Сервис» ФНСРоссии утвержден Временный порядок взаимодействия между управлениямиФНС России по субъектам Российской Федерации и филиалами и отделениямиФедерального казенного учреждения «Налог-Сервис» Федеральной налоговойслужбы при выполнении ФНС России функций оператора федеральнойинформационной адресной системы. В соответствии с пунктом 38 Временного порядка Учреждение осуществляет проверку на региональном и федеральном уровне сведений об адресах, вносимых в государственный адресный реестр органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения. Так, в соответствии с пунктом 39 Временного порядка Учреждением в государственном адресном реестре размещаются сведения об адресах, которые должны отвечать следующим условиям:
- открытость и общедоступность сведений об адресе, в том числе соответствие положениям действующего законодательства Российской Федерации о государственной тайне, об иных ограничениях по распространению адресных сведений;
- соответствие структуре адреса объекта адресации, установленной Правилами присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2014 года № 1221;
- наличие кода ОКТМО/ОКАТО для каждого объекта адресации;
- наличие реквизитов решения органа местного самоуправления, органа государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения о присвоении адреса объекту адресации или аннулирования его адреса;
- соответствие адреса объекта адресации положениям решения органа местного самоуправления, органа государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения о присвоении адреса объекту адресации или аннулирования его адреса.
Иные сведения об адресах Учреждением не рассматриваются. Вопрос о возможности присвоения адреса объекту адресации, расположенному на нескольких земельных участках, находится за рамками установленной компетенции.
В данном случае, решение суда по административному делу не может повлиять на права и обязанности Филиала по отношению к административному истцу или административному ответчику, так как у Филиала отсутствуют самостоятельные материально-правовые притязания и Филиал не является субъектом спорного публичного материального правоотношения. Кроме того на Филиал не могут быть возложены какие-либо материально-правовые обязательства в рамках данного дела.
В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела с участием его представителя по ходатайству ФИО2
В судебном заседании ФИО2 на исковых требованиях настаивала, указав, что ФИО1 построил здание, расположенное на трех земельных участках по ул. Гаврилова и зарегистрировал на него права. В выписке ЕГРН номер здания в адресе не указан. На обращение истца о присвоении адреса объекту недвижимости администрация города Котовска ответила отказом. Истец не согласен с мотивами отказа, поскольку полагает, что присвоение адреса объекту недвижимости в данном случае возможно.
В судебном заседании представитель административного ответчика – администрации города Котовска по доверенности ФИО3 возражала против удовлетворения административных исковых требований, по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Дополнительно пояснила, что из кадастрового паспорта следует, что здание, собственником которого является ФИО1, расположено на трех земельных участках. При этом земельные участки с кадастровыми номерами №_________ имеют адрес: АДРЕС а участок с кадастровым номером №_________ имеет адрес: АДРЕС В силу п.2.18.4 Регламента администрация отказывает в присвоении адреса, если отсутствуют условия его присвоения. В данном случае такие условия отсутствуют.
Заинтересованные лица - сособственники земельного участка с кадастровым номером №_________, расположенного по адресу: АДРЕС ФИО4 и ФИО5 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены судом надлежащим образом, письменно ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие. При этом ФИО4 не возражала против удовлетворения исковых требований.
Представители заинтересованных лиц межрайонная ИФНС России №4 по Тамбовской области и ФКУ «Налог-Сервис» ФНС в лице филиала по Тамбовской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены судом надлежащим образом. При этом ФКУ «Налог-Сервис» ФНС в лице филиала по Тамбовской области в своем письменном отзыве ходатайствовало о проведении разбирательства в их отсутствие.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям:
Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих осуществляется в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ).
В соответствии с положениями с.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ для признания решения, действия I бездействия) должностного лица, незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Из положений ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 2 мая 2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» следует, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 2 мая 2006 г. №59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправлении или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
Согласно положениям п.7 ст.11 Федерального закона от 2 мая 2006 г. №59-ФЗ в случае, если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, гражданин вправе вновь направить обращение в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу.
Как следует из положений ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. №59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 28.12.2013 №443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия:
1) присваивают адреса объектам адресации, изменяют адреса объектов адресации, аннулируют их в соответствии с установленными Правительством РФ правилами присвоения, изменения. Аннулирования адресов;
2) размещают сведения об адресах в государственном адресном реестре в соответствии с порядком ведения государственного адресного реестра.
Согласно пункту 27 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименований элементам планировочной структуры в границах муниципального, городского округа, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре.
Порядок присвоения адресов объектам недвижимости регулируется Правилами присвоения, изменения и аннулирования адресов (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 №1221 «Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов».
Согласно пункту 6 Правил присвоение объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса осуществляется органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения или органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, уполномоченными законами указанных субъектов Российской Федерации на присвоение объектам адресации адресов (далее -уполномоченные органы), с использованием федеральной информационной адресной системы.
Пунктом 9 Правил установлено, что при присвоении адресов зданиям, сооружениям и объектам незавершенного строительства такие адреса должны соответствовать адресам земельных участков* в границах которых расположены соответствующие здания, сооружения и объекты незавершенного строительства.
На территории города Котовска данная процедура является муниципальной услугой, которая оказывается в соответствии с Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Присвоение адреса объекту адресации или аннулирование адреса» (далее - Административный регламент), утвержденным постановлением администрации города от 12.01.2017 №30.
Согласно п.2.9 Административного регламента решение о присвоении объекту адресации адреса или аннулирование его адреса, а также решение об отказе в таком присвоении или аннулировании принимается администрацией в срок не более 18 рабочих дней со дня поступления заявления (л.д.27).
В соответствии с пунктами 3.24, 3.26 Регламента в случае отрицательного решения ответственный исполнитель в течение 8 рабочих дней готовит решение об отказе в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса с указанием причин отказа по форме согласно приложению №5 настоящего административного регламента. Результатом административной процедуры является принятие постановления о присвоении объекту адреса либо решение об отказе в присвоении объекту адреса.
Судом приняты во внимание вышеприведенные положения закона, и исследованы предусмотренные ими обстоятельства.
Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником нежилого здания с кадастровым номером №_________, расположенного по адресу: АДРЕС (л.д. 9-10, 50-53, 64-67, 98-100, 111-113).
Указанное здание расположено на 3 земельных участках с кадастровыми номерами:
- №_________, имеющего адрес: АДРЕС
- №_________, имеющего адрес: АДРЕС
- №_________, имеющего адрес: АДРЕС
Земельными участками с кадастровыми номерами: №_________ ФИО1 владеет единолично на праве собственности (л.д.7-8, 15-16, 80-87, 88-94).
Земельный участок с кадастровым номером: №_________ находится в долевой собственности следующих лиц: ФИО1 (<данные изъяты> доли), ФИО5 (<данные изъяты> доли), ФИО4 (<данные изъяты> доли) (л.д.17, 54-63, 70-79).
Согласно разрешению администрации города Котовска на строительство № 68-RU68302000-2-2016 от 25.02.2016г. ФИО1 в соответствии со ст.51 Градостроительного кодекса РФ разрешено строительство объекта капитального строительства - здания мастерской, расположенного по адресу АДРЕС на земельных участках с кадастровыми номерами: №_________ (л.д. 102-105).
Согласно постановлению администрации г.Котовска №300 от 25.02.2016г. «О присвоении адреса» строящемуся зданию мастерской, расположенному на земельных участках с кадастровыми номерами: №_________, присвоен адрес; РФ, АДРЕС (л.д. 11, 97).
Согласно разрешению администрации города Котовска на ввод объекта в эксплуатацию № 68-RU68302000-1-2018 от 19.01.2018г. ФИО1 в соответствии со ст.55 Градостроительного кодекса РФ разрешен ввод в эксплуатацию построенного здания мастерской, расположенного по адресу АДРЕС на земельных участках с кадастровыми номерами: №_________:18 (л.д. 13-14).
В администрацию города Котовска 07.11.2019г. ФИО1 было подано заявление о присвоении адреса зданию мастерской (л.д.107-110).
Согласно ответу администрации города Котовска №01.01-13/4415 от 15.11.2019 года ФИО1 отказано в присвоении адреса зданию, поскольку в соответствии с п.9 Правил присвоения, изменения, аннулирования адресов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.11.2014г. №1221, при присвоении адресов зданиям, сооружениям и объектам незавершенного строительства, такие адреса должны соответствовать адресам земельных участков, в границах которых расположены соответствующие здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (л.д. 12, 96).
Таким образом, из представленных сторонами и изученных судом материалов дела, следует, что должностными лицами администрацией г.Котовска решение об отказе в присвоении адреса объекту недвижимости по заявлению ФИО1 вынесено в нарушении установленной Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Присвоение адреса объекту адресации или аннулирование адреса» (утвержденным постановлением администрации города от 12.01.2017 №30) процедуры оказания муниципальной услуги (п.п. 3.24, 3.26 Регламента) и не соответствует по своей форме решения об отказе в присвоении адреса установленной регламентном (приложение 5), в связи с чем обжалуемое решение не может быть признанно законным.
При вышеизложенных обстоятельствах административные исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 178-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ФИО1 к Администрации г.Котовска Тамбовской области о признании незаконным отказ в присвоении адреса объекту адресации и возложении обязанности рассмотреть заявление в предусмотренные законодательством сроки, удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации г.Котовска Тамбовской области №01.01-13/4415 от 15.11.2019г. принятый по заявлению ФИО1 от 07.11.2019г. о присвоении адреса объекту адресации.
Возложить обязанность на администрацию г.Котовска Тамбовской области устранить допущенные нарушения прав истца, путем рассмотрения заявления ФИО1 о присвоении адреса объекту адресации в порядке и в сроки предусмотренные административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Присвоение адреса объекту адресации или аннулирование адреса» утвержденным Постановлением администрации города Котовска №30 от 12.01.2017г.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Котовский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья /подпись/ В.В.Федоров
Решение в окончательной форме принято 17.02.2020г.
Судья /подпись/ В.В.Федоров