ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-604/2016 от 11.10.2016 Хоринского районного суда (Республика Бурятия)

Административное дело а-604/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Хоринск 11 октября 2016 года

Хоринский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего – судьи Гармаевой Н.Л., при секретаре Бузиной М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокурора Хоринского района Республики Бурятия к Совету депутатов муниципального образования сельского поселения «Краснопартизанское», ФИО1 о признании решений незаконными, признании ФИО1 прекратившей полномочия главы сельского поселения с момента вступления обвинительного приговора в законную силу, понуждении вынести решение о досрочном прекращении полномочий главы МО СП «Краснопартизанское» ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

Обращаясь в суд, прокурор Хоринского района РБ просит признать решение Совета депутатов МО СП «Краснопартизанское» № 22 от 06.09.2016 г. незаконным, признать ФИО1 прекратившей полномочия с момента вступления обвинительного приговора Хоринского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ в законную силу, обязать Совет депутатов МО СП «Краснопартизанское» вынести решение о досрочном прекращении полномочий главы МО СП «Краснопартизанское» ФИО1

Иск мотивирован, что приговором Хоринского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 318 УК РФ, ей назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей. Приговор вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с пунктом 6 части 6 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда. Прокуратура района направила в представительный орган - Совет депутатов МО СП «Краснопартизанское» информацию с предложением рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий главы поселения ФИО1 на сессии Совета депутатов МО СП «Краснопартизанское». Согласно оспариваемому решению Совета депутатов МО СП «Краснопартизанское», на сессии был ДД.ММ.ГГГГ рассмотрен вопрос о досрочном прекращении полномочий главы МО СП «Краснопартизанское» ФИО1 и принято решение об оставлении ФИО1 на посту главы сельского поселения.

Факт оставления на посту главы МО СП «Краснопартизанское» ФИО1 нарушает интересы Российской Федерации, выражающиеся в необходимости соблюдения органами местного самоуправления Конституции РФ и законов РФ, Устава МО СП «Краснопартизанское», права неопределенного круга лиц, лишенных возможности реализации пассивного и активного избирательных прав на досрочных выборах главы МО СП «Краснопартизанское».

В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора Дашиева М.А. исковые требования уточнила и увеличила. Просила признать незаконным решение Совета депутатов МО СП «Краснопартизанское» № 22 от 06.09.2016, признать ФИО1 прекратившей полномочия с момента вступления обвинительного приговора Хоринского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ в законную силу, а также обязать Совет депутатов МО СП «Краснопартизанское» вынести решение о досрочном прекращении полномочий главы МО СП «Краснопартизанское» ФИО1

Кроме того, просила признать решение Совета депутатов МО СП «Краснопартизанское» № 23 от 23.09.2016 года незаконным, поскольку решение об удалении в отставку главы МО СП «Краснопартизанское» ФИО1 по собственному желанию было принято в отсутствие кворума (менее 50% от числа избранных депутатов), а также данное решение противоречит действующему законодательству. В обоснование иска привела доводы, изложенные в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Совета депутатов МО СП «Краснопартизанское» - и.о. председателя Совета депутатов МО СП «Краснопартизанское» -депутат ФИО2 исковые требования не признал, пояснил, что ФИО1 оплатила штраф, назначенный ей приговором суда, судимость погашена. Отсутствуют основания для отмены решения Совета депутатов МО СП «Краснопартизанское» от ДД.ММ.ГГГГ года, поскольку ДД.ММ.ГГГГ была проведена внеочередная сессия Совета депутатов, где был рассмотрен вопрос об удалении в отставку главы МО СП «Краснопартизанское» ФИО1 по собственному желанию.

Депутат Совета депутатов МО СП «Краснопартизанское» ФИО3, административный иск не признала, суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ Совет депутатов принял решение об оставлении ФИО1 в должности главы, т.к. они все вместе работали 3 года, провели большую работу. ФИО1 –общественный деятель, ведет активную работу по улучшению жизни сельского поселения, в селе самый современный детский сад, производятся ремонтные работы в Доме культуры, строится спортзал. Совет депутатов не согласен, чтобы их решение об оставлении главы в должности, было признано незаконным.

Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании административный иск не признала, суду пояснила, что она, являясь председателем Совета депутатов МО СП «Краснопартизанское», в силу своих полномочий не может повлиять на решения Совета депутатов, поскольку не имеет право голоса. Когда проводили внеочередную сессию, она уже оплатила штраф суда, и по ст. 86 УК РФ её судимость погашена. Она решила уйти с поста главы, о чем подала заявление об уходе в отставку по собственному желанию. На внеочередной сессии Совета депутатов было вынесено решение о прекращении её полномочий главы по собственному желанию.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с частью 4 статьи 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частями 1 и 5 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.

Решением Территориальной избирательной комиссии МО «Хоринский район» от 11.09.2013 г. № 18/4 ФИО1 признана избранной главой МО СП «Краснопартизанское». На основании распоряжения Главы МО СП «Краснопартизанское» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 назначена Главой МО СП «Краснопартизанское» с ДД.ММ.ГГГГ.

Приговором Хоринского районного суда Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 318 Уголовного кодекса Российской Федерации, с назначением наказания в виде штрафа в размере 10 тыс. руб. Указанный приговор вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктом 6 части 6 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда.

Досрочное прекращение полномочий главы поселения в связи с вступлением в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда предусмотрено пунктом 7 части 7 статьи 23 Устава МО СП «Краснопартизанское», принятого решением Совета депутатов МО СП «Краснопартизанское» от 04.06.2012 г. № 15 (далее - Устав).

Согласно части 8 статьи 23 Устава решение о досрочном прекращении полномочий главы поселения за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3,9, 11 и 12 части 7 настоящей статьи, принимается Советом депутатов поселения не позднее чем через 30 календарных дней после наступления обстоятельства, являющегося основанием для досрочного прекращения полномочий Главы поселения.

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в представительный орган - Совет депутатов МО СП «Краснопартизанское» направлена информация с предложением рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий главы поселения ФИО1 на сессии Совета депутатов МО СП «Краснопартизанское».

ДД.ММ.ГГГГ состоялась внеочередная сессия Совета депутатов МО СП «Краснопартизанское».

Согласно решению Совета депутатов МО СП «Краснопартизанское» № 22 от 06.09.2016 года на сессии рассмотрен вопрос о досрочном прекращении полномочий главы МО СП «Краснопартизанское» ФИО1, принято решение оставить ФИО1 на посту главы сельского поселения.

Данное решение Совета депутатов МО СП «Краснопартизанское» нельзя признать законным.

Согласно пункту 6 части 6 статьи 36 и пункту 5 части 10 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия главы муниципального образования, депутата, члена выборного органа местного самоуправления или выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда.

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет законность деятельности и ответственность органов местного самоуправления, депутатов и иных выборных лиц местного самоуправления в качестве принципов местного самоуправления (часть 2 статьи 1, статьи 70 - 72). Одной из форм ответственности и элементом статуса главы муниципального образования, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления является предусмотренное названным Федеральным законом досрочное прекращение их полномочий в случае вступления в отношении них в законную силу обвинительного приговора суда (пункт 6 части 6 статьи 36 и пункт 5 части 10 статьи 40).

Это мера публично-правовой ответственности, которая применяется на основании данного Федерального закона и в порядке, определенном уставом муниципального образования (пункт 6 части 6 статьи 36, пункт 5 части 10 статьи 40, пункт 8 части 1 статьи 44).

Право быть избранным в органы государственной власти непосредственно связано с правом занимать публичную должность и тем самым осуществлять политическую власть, в том числе принимать нормативные правовые и правоприменительные акты, обязательные для других. К репутации лиц, занимающих публичные должности, федеральным законодателем предъявляются повышенные требования и обусловлено это тем, чтобы у граждан не рождались сомнения в их морально-этических и нравственных качествах и, соответственно, в законности и бескорыстности их действий как носителей публичной власти. Указанная правовая позиция закреплена в определении Верховного суда Российской Федерации от 13.09.2014 г. № 83-АПГ14-20.

При принятии уполномоченным органом решения о досрочном прекращении полномочий указанных лиц (при условии, что обвинительный приговор суда в отношении них вступил в законную силу), не имеют значения характер преступления и вид наказания за него.

Определяющим фактором является презумпция того, что лицо, конфликтующее с уголовным законом, не отвечает нравственным требованиям, предъявляемым к публичным должностям, осуществляющим политическую власть. (позиция Конституционного суда РФ, изложенная в Определении от 15.04.2008 г. № 285-О-О).

Таким образом, доводы ФИО1 о том, что она уплатила уголовный штраф, судом не принимаются, поскольку данный факт не устраняет наличие у нее конфликта с уголовным законом, и не является основанием к отказу в удовлетворении требований прокурора. Преступление, совершенное ФИО1, а именно применение насилия в отношении представителя власти, относится к числу преступлений против порядка управления. Совершение данного преступления высшим должностным лицом муниципального образования подрывает авторитет органа местного самоуправления.

Кроме того, из сопоставительного анализа положений частей 6 и 6.1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", предусматривающих основания досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, следует, что полномочия должностных лиц (главы) местного самоуправления прекращаются после вступления в отношении их в законную силу обвинительного приговора суда независимо от вида наказания и проведения процедур отстранения указанного должностного лица от исполнения служебных обязанностей каким-либо органом или уполномоченным лицом.

Таким образом, полномочия ФИО1 в качестве главы муниципального образования прекращаются после вступления в отношении нее в законную силу обвинительного приговора суда, даже при отсутствии соответствующего решения представительного органа сельского поселения о прекращении полномочий (Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 18.02.2016 N 30-АПГ16-1).

Требования прокурора о признании незаконным решения Совета депутатов МО СП «Краснопартизанское» № 23 от 23.09.2016 года, также подлежат удовлетворению.

Оспариваемым решением Совета депутатов МО СП «Краснопартизанское» № 23 от 23.09.2016 года ФИО1 была удалена в отставку по собственному желанию.

В соответствии с ч.1.1 ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов.

Согласно ч.2 ст. 22 Устава МО СП «Краснопартизанское», заседание Совета депутатов поселения правомочно, если на нем присутствует не менее двух третей от установленной численности депутатов.

Частью 2 статьи 20 Устава определен количественный состав Совета депутатов МО СП «Краснопартизанское» - 10 депутатов. На сессии Совета депутатов МО СП «Краснопартизанское», проведенной ДД.ММ.ГГГГ, присутствовало 5 депутатов. Таким образом, на заседании не был достигнут кворум, в связи с чем принятое решение о прекращении полномочий главы ФИО1 по собственному желанию досрочно является незаконным и не имеет юридической силы.

Кроме того, по основаниям указанным выше, Совет депутатов МО СП «Краснопартизанское», в силу наличия предусмотренного пунктом 6 части 6 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ основания для досрочного прекращения полномочий главы МО СП «Краснопартизанское» ФИО1 в связи с вступлением в отношении неё в законную силу обвинительного приговора суда, принял незаконное решение о прекращении полномочий главы ФИО1 по собственному желанию досрочно.

В этой связи, решения Совета депутатов МО СП «Краснопартизанское» № 22 от 06.09.2016 года и № 23 от 23.09.2016 года по разрешению вопросов о досрочном прекращении полномочий главы МО СП «Краснопартизанское» ФИО1, нельзя признать законными, в связи с чем, требования прокурора в этой части являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований прокурора, суд также исходит из того, что оспариваемыми решениями, в том числе, нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц на осуществление местного самоуправления через выборные и иные органы местного самоуправления, на реализации пассивного и активного избирательных прав на досрочных выборах главы МО СП «Краснопартизанское».

Вместе с тем, суд не находит предусмотренных законом оснований для удовлетворения требований прокурора о возложении на Совет депутатов МО СП «Краснопартизанское» обязанности вынести решение о прекращении полномочий главы МО СП «Краснопартизанское» ФИО1

В статье 10 Конституции Российской Федерации закреплен принцип разделения властей. Власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную. Все органы власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга. В частности, суд не может обязать орган исполнительной или законодательной власти принять какое-либо конкретное решение, если принятие такого решения относится к исключительной компетенции данной ветви власти.

Местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, запретом на ограничение прав местного самоуправления (статьи 12, 18,46 и 133 Конституции Российской Федерации).

Порядок деятельности и компетенция представительного органа муниципального образования определены в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Таким образом, у суда отсутствует правовые основания возложения подобной обязанности на представительный орган местного самоуправления муниципального образования, в котором соответствующие решения принимаются открытым голосованием большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов.

Понуждение депутатов к принятию конкретного решения по данному вопросу в обход процедуры, установленной Законом об общих принципах организации местного самоуправления, противоречит конституционному принципу самостоятельности органов местного самоуправления.

В связи с изложенным, требования прокурора подлежат удовлетворению частично.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Прокурора Хоринского района Республики Бурятия к Совету депутатов муниципального образования сельского поселения «Краснопартизанское», ФИО1 о признании решений незаконными, признании ФИО1 прекратившей полномочия главы сельского поселения с момента вступления обвинительного приговора в законную силу, понуждении вынести решение о досрочном прекращении полномочий главы МО СП «Краснопартизанское» ФИО1, удовлетворить частично.

Признать решение Совета депутатов муниципального образования сельского поселения «Краснопартизанское» № 22 от 06 сентября 2016 года «О рассмотрении вопроса о досрочном прекращении полномочий главы МО СП «Краснопартизанское» ФИО1», которым ФИО1 оставлена на посту главы МО СП «Краснопартизанское», незаконным.

Признать решение Совета депутатов муниципального образования сельского поселения «Краснопартизанское» № 23 от 23 сентября 2016 года «О рассмотрении вопроса о досрочном прекращении полномочий главы МО СП «Краснопартизанское» ФИО1 по собственному желанию», которым полномочия главы ФИО1 прекращены по собственному желанию, незаконным.

Признать ФИО1 прекратившей полномочия главы сельского поселения с момента вступления обвинительного приговора в законную силу.

Отказать в удовлетворении административных исковых требований прокурора Хоринского района Республики Бурятия в части понуждения Совета депутатов муниципального образования сельского поселения «Краснопартизанское» вынести решение о досрочном прекращении полномочий главы МО СП «Краснопартизанское» ФИО1

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Верховный Суд Республики Бурятия со дня изготовления мотивированного текста решения путем подачи апелляционной жалобы через Хоринский районный суд РБ.

Судья: Н.Л. Гармаева