ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-604/2017 от 18.01.2017 Выборгского городского суда (Ленинградская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 18 января 2017 г.

Решение в окончательной форме изготовлено 19 января 2017 г.

г.Выборг 18 января 2017 года

Дело N 2а-604/2017

Выборгский городской суд Ленинградской области в составе: председательствующего судьи Гомзякова А.Г., при секретаре Ковалевой Т.Б., с участием представителя административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ленинградской области Ивановой В.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ленинградской области к автономной некоммерческой организации «Православная Церковь онлайн» о ликвидации и исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ленинградской области (далее – Управление Минюста России по Ленинградской области, Управление) обратилось в суд с административным исковым заявлением к автономной некоммерческой организации «Православная Церковь онлайн» (далее – АНО «Православная Церковь онлайн», Организация) о ликвидации и исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), ссылаясь на то, что Организацией, зарегистрированной 26.12.2014 в качестве юридического лица, допускались неоднократные и грубые нарушения действующего законодательства Российской Федерации. Так, вопреки положениям пунктов 3, 3.1, 3.2 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 года N7 "О некоммерческих организациях" административный ответчик с 2015 года в нарушение установленного законом порядка не предоставляет в уполномоченный орган сведения, содержащие данные о своей деятельности, а также отчет или сообщение о продолжении своей деятельности в сети "Интернет", либо иных средствах массовой информации.

За непредставление сведений, предусмотренных п. 3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7 "О некоммерческих организациях" Управлением Минюста России по Ленинградской области вынесено предупреждение об устранении организацией имеющихся нарушений и срока их устранения. Несмотря на вынесенное предупреждение, привлечение к административной ответственности, организация необходимые сведения не представила, продолжая грубо нарушать действующее законодательство. Кроме того, в соответствии с ч. 7 ст. 32 ФЗ "О некоммерческих организациях", некоммерческая организация обязана информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного общественного объединения, об изменении сведений, в том числе об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица. Проверкой установлено, что организация по указанному в учредительных документах адресу не находится, что подтверждается возвратом конверта с отметкой об отсутствии адресата. Информация о смене места нахождения организации в Управление в течение 3-х дней не представлялась, чем нарушены положения п. 1 ст. 5 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Кроме того, согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ и Уставе АНО «Православная Церковь онлайн», полное наименование данной организации - автономная некоммерческая организация «Православная Церковь онлайн», однако в сети Интернет на главной странице сайта https://rpconline.ru указано следующее наименование данной организации, не соответствующее сведениям ЕГРЮЛ и содержащее слова на иностранном языке: Русская Православная Церковь OnLine.

Использование в наименование некоммерческой организации официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, без разрешения, выданного в установленном порядке, противоречит пунктам 3 и 4 статьи 4, пункту 2 статьи 14 ФЗ "О некоммерческих организациях", вводит в заблуждение пользователей сети Интернет и формирует ассоциативную связь у пользователей сети Интернет с Русской Православной Церковью.

Таким образом, организацией неоднократно нарушены требования пунктов п.3, 3.1, 3.2 и 7 ст. 32 Закона. В соответствии с п. 10 ст. 32 Закона неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных данной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

В судебном заседании представитель Управления Минюста России по Ленинградской области по доверенности Иванова В.М. поддержала заявленное требование по мотивам, изложенным в административном исковом заявлении.

Организация, извещенная по правилам ст.96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, не направила в суд своего полномочного представителя, возражений по существу административного иска не представила.

Изучив материалы дела, заслушав представителя административного истца Иванову В.М., исследовав и оценив собранные по делу доказательства согласно ст.ст.59,60,61 КАС РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, что АНО «Православная Церковь онлайн» зарегистрирована в качестве юридического лица с внесением записи в Единый государственный реестр юридических лиц 26.12.2014 за ОГРН 1144700011532.

Согласно выписки из ЕГРЮЛ от 18.11.2016 и Устава местом нахождения организации является <адрес>, численный состав учредителей на момент регистрации составляет 1 человек – Голяткин А.К.. Директором организации, имеющим право действовать без доверенности, является Голяткин А.К.

В соответствии с пунктом 2.1 Устава АНО «Православная Церковь онлайн» данная Организация создана в целях предоставления услуг, способствующих отказу человека от материалистического образа жизни и возвращению к своей истинной, духовной жизни.

Основные виды деятельности Организации предусмотрены пунктом 2.2 Устава АНО «Православная Церковь онлайн».

Согласно пункту 2.2 Устава Организации, все лицензируемые виды деятельности осуществляются в порядке, определяемом действующим законодательством Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 и пунктом 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на день рассмотрения дела) юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе религиозной организацией, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом. Данное требование может быть предъявлено в суд государственным органом, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

В силу пункта 4.1 статьи 32 названного Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций.

Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г. N 705 (далее - Положение).

Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.

Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт "а" пункта 6 Положения).

Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях", а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения). "

Должностные лица органов государственного надзора, указанные в пункте 9 Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом "б" пункта 10 Положения; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (подпункты "а", "г" и "д" пункта 10 Положения, а также подпункты 1, 4 и 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ).

В соответствии с п. 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 г. N 456, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным пунктом 10 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, Управление Минюста России по Ленинградской области является тем государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации предоставлено законом.

Пунктами 1 и 3 статьи 32 упомянутого Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ на некоммерческие организации возложена обязанность предоставлять информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации; представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом (пункт 3.1 статьи 32 указанного Федерального закона).

Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 статьи 32 этого же Федерального закона, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности. Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 3.2 статьи 32 названного Федерального закона).

Такой порядок установлен Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 7 октября 2010 г. N 252 "О Порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций", согласно которому названные отчеты и сообщения о деятельности некоммерческих организаций подлежат размещению на информационных ресурсах Министерства юстиции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Между тем в нарушение требований, предусмотренных пунктами 3, 3.1 и 3.2 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ, АНО «Православная Церковь онлайн» с 2015 года не представило в Управление Минюста России по Ленинградской области указанную информацию, а с 2009 года не размещает в сети Интернет и средствах массовой информации сообщение о продолжении своей деятельности.

По факту непредставления АНО «Православная Церковь онлайн» в Управление информации о своей деятельности за 2015 год, административным истцом было возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) – непредоставление сведений (информации).

В соответствии с решением мирового судьи судебного участка N25 Выборгского района Ленинградской области по административному делу N3-146/16-26 от 06.07.2016 АНО «Православная Церковь онлайн» привлечена к административной ответственности, за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 3000 рублей.

Кроме того, в связи с неисполнением АНО «Православная Церковь онлайн» предупреждения Управлением было возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ – невыполнение в устанволенный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.

Решением мирового судьи судебного участка N26 Выборгского района Ленинградской области по административному делу N3-225/16-26 от 26.10.2016 АНО «Православная Церковь онлайн» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.5 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере рублей.

Также в нарушение пункта 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", до настоящего времени в Управление не представлены обновленные сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа организации и документы, необходимые для внесения изменений в Устав и Единый государственный реестр юридических лиц в связи с изменением сведений об адресе.

Нарушение вышеуказанных норм федеральных законов подтверждается возвратом почтовой корреспонденции, направленной Управлением, с отметкой Почты России об истечении срока хранения, об отсутствии адресата.

Так в ходе осмотра Управлением главной страницы организации сайта https://rpconline.ru установлено, что адрес АНО «Православная Церковь онлайн»: <адрес>, который является действительным адресом организации, внесенным в ЕГРЮЛ. Однако телефон, указанный ниже (+7 (), не относится к субъекту Российской Федерации – Ленинградская область.

На странице Организации ниже размещены реквизиты, где указан юридический адрес: <адрес> а фактическим адресом является: <адрес>

27 июля 2016 года Управлением Минюста России по Ленинградской области в адрес административного ответчика направлено предупреждение N47/02-3380 об устранении указанных нарушений ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", с указанием срока устранения нарушений до 12.09.2016. Однако требования, указанные в предупреждении, выполнены не были.

Кроме того, согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ и Уставе АНО «Православная Церковь онлайн», полное наименование данной организации - автономная некоммерческая организация «Православная Церковь онлайн», однако в сети Интернет на главной странице сайта https://rpconline.ru указано следующее наименование данной организации, не соответствующее сведениям ЕГРЮЛ и содержащее слова на иностранном языке: Русская Православная Церковь OnLine.

Использование в наименование некоммерческой организации официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, без разрешения, выданного в установленном порядке, противоречит пунктам 3 и 4 статьи 4, пункту 2 статьи 14 ФЗ "О некоммерческих организациях".

В соответствии с Уставом организации одним из основных видов деятельности АНО «Православная Церковь онлайн» является обеспечение развития Интернет-проекта «Православная Церковь онлайн».

Вместе с тем, размещенная на сайте https://rpconline.ru информация свидетельствует о создании и обеспечении АНО «Православная Церковь онлайн» деятельности Интернет-проекта с наименованием «Русская Православная Церковь OnLine», что является нарушением пункта 4 статьи 4 и пункта 2 статьи 14 ФЗ "О некоммерческих организациях", и вводит в заблуждение пользователей сети Интернет, формируя у них ассоциативную связь с Русской Православной Церковью.

Между тем, по результатам мониторинга Управлением глобальной компьютерной сети Интернет иных сайтов, содержащих сведения об АНО «Православная Церковь онлайн», или иных информационных ресурсов, подтверждающих принадлежность к АНО «Православная Церковь онлайн», не обнаружено.

Таким образом, со стороны административного ответчика на главной странице сайта https://rpconline.ru незаконно используется наименование «Русская Православная Церковь OnLine», несоответствующее наименованию, содержащемуся в ЕГРЮЛ и Уставе АНО «Православная Церковь онлайн».

Материалами дела также подтверждается, что ранее директором АНО «Православная Церковь онлайн» Голяткиным А.К. предпринималась попытка осуществить государственную регистрацию автономной некоммерческой организации «Русская Православная Церковь онлайн». Однако решением Управления от 14.11.2014 N830 в государственной регистрации создания данной организации с названным наименованием заявителю было отказано. Уведомление об отказе от 14.11.2014 N47/02-4175, получено представителем заявителя 19.11.2014.

Данные фактические обстоятельства дела административным ответчиком не оспорены и подтверждаются имеющимися в деле письменными доказательствами, при этом доказательств обратного административным ответчиком не представлено.

В результате осуществления Управлением Минюста России по Ленинградской области контроля в отношении АНО «Православная Церковь онлайн» установлено, что Организацией нарушены требования ст. 32 ФЗ "Об общественных объединениях".

На момент обращения Управления Минюста России по Ленинградской области с иском в суд нарушения законодательства Российской Федерации административным ответчиком устранены не были, что административным ответчиком не опровергнуто.

В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных данной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Частью 5 статьи 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ) юридическое лицо обязано в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса направить в орган государственного контроля (надзора) указанные в запросе документы.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что АНО «Православная Церковь онлайн» допущены неоднократные и грубые нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций, которые носят систематический характер, подтверждаются необходимым и достаточным количеством имеющихся в деле доказательств, каких-либо мер по устранению указанных нарушений организацией не предпринято.

Как следует из анализа представленных доказательств по делу, организация в течение длительного времени не предприняла никаких мер к устранению выявленных нарушений, что свидетельствует об отсутствии намерения устранять нарушения федерального законодательства и осуществлять в дальнейшем уставную деятельность в соответствии с его требованиями. Сама по себе незаконная деятельность организации является основанием для ее ликвидации как представляющая угрозу публичному порядку и режиму законности в деятельности всех институтов гражданского общества.

Удовлетворяя заявление Управления Минюста России по Ленинградской области о ликвидации АНО «Православная Церковь онлайн» и исключая указанное юридическое лицо из Единого государственного реестра, суд приходит к выводу о наличии обстоятельств, которые законодательство признает основанием для ликвидации некоммерческой организации.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Таким образом, с административного ответчика в доход бюджета муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 рублей в соответствии со ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст.84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Согласно ст.176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ленинградской области к АНО «Православная Церковь онлайн» о ликвидации и исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить.

Ликвидировать АНО «Православная Церковь онлайн» (запись о внесении сведений в Единый государственный реестр юридических лиц от 26 декабря 2014 года за ОГРН 1144700011532) и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

Взыскать с АНО «Православная Церковь онлайн» в доход бюджета муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области государственную пошлину в размере 6000 (шесть тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение одного месяца через Выборгский городской суд.

Судья А.Г.Гомзяков