ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6051/17 от 18.01.2018 Октябрьского районного суда г. Самары (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

дата. Октябрьский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Митиной Е.А.,

при секретаре Альшиной Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №... по административному исковому заявлению ФИО1 к Председателю Правительства Самарской области ФИО2 о признании решения, действия и бездействия должностного лица незаконными

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с указанным административным иском, в котором просил суд признать решение председателя правительства Самарской области ФИО2 от дата по не принятию мер, направленных на восстановление законности и защиту прав и законных интересов истца, как *** с дата года, не основанными на законе, незаконным, нарушающим права и законные интересы истца, как инвалида с дата, на меры социальной поддержки, установленные п. 24 ч. 2 ст. 26.3 Закона РФ № 184-ФЗ, и препятствующие к их осуществлению и реализации; признать действия (бездействие) должностного лица Председателя правительства ФИО2: по не осуществлению объективного и всестороннего рассмотрения его обращения от дата., не принятию мер, направленных на восстановление и защиту прав и законных интересов истца, как инвалида, не дачи ответа по существу поставленных в обращение вопросов, как того требует установленная законом порядок рассмотрения обращений граждан, не основанными на законе, незаконными, административным правонарушением по ст. 5.59 КоАП РФ; обязать должное лицо -Председателя Правительства Самарской области ФИО2 исполнить Конституцию РФ, соблюсти закон РФ 184-ФЗ и устранить допущенные нарушения прав и законных интересов истца, как *** с дата года и незамедлительно решить вопрос социальной поддержки истца, как *** с дата года, в том числе, за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособия истцу, как *** с дата года, на оплату проезда на общественном транспорте.

В обоснование заявленных требований указал, что он с дата. является *** в связи с получением трудового увечья на производстве. С указанного времени ему как *** государством было предоставлено льготное право бесплатного проезда на общественном транспорте по всей территории РФ в соответствии со ст. 30 Закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Однако в 2004г. была осуществлена реформа системы социального обеспечения – замена льгот в натуральной форме на денежные компенсации. Согласно п.п. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" дополнительные меры социальной поддержки инвалидам производятся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Однако Правительством Самарской области в отношении *** Самарской области не решен вопрос о предоставлении указанных мер социальной поддержки, а именно, не предоставлены субвенции местному бюджету г. Самары для выплаты инвалидам пособий на оплату проезда на общественном транспорте, пособия инвалидам, в том числе, истцу на оплату проезда на общественном транспорте не выплачены. В связи с изложенным, истцом дата. на имя Губернатора Самарской области подана жалоба на бездействия Правительства Самарской области. В ответе Председателя Правительства Самарской области от дата. изложено решение по жалобе истца, которое является незаконным, препятствует осуществлению прав и законных интересов истца как инвалида.

В судебном заседании ФИО1 заявленные требования поддержал согласно доводам административного искового заявления, просил их удовлетворить в полном объеме.

Административный ответчик в судебное заседание не явился, извещался судом надлежащим образом о дате и времени судебного разбирательства, о причинах неявки суду не сообщил. Неявка административного ответчика без уважительных причин в силу ст. 150 КАС РФ не является основанием для отложения судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела по существу.

Заслушав пояснения административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ если данным Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ, для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Как установлено судом, дата. ФИО1, являющийся с дата. *** в связи с получением трудового увечья на производстве, обратился с письменным обращением к Губернатору Самарской области, в котором указал, что в Самарской области принято Постановление Правительства от 23.07.2014г. № 418 "Об утверждении государственной программы Самарской области "Развитие социальной защиты населения в Самарской области" на 2014 - 2019 годы", которым установлена ЕДВ по оплате проезда на общественном транспорте в размере 270 рублей в месяц только пенсионерам, не отнесенным к федеральным и региональным льготополучателям. В размещенной на сайтах Правительства Самарской области информации отсутствуют сведения о принятых законах, правовых актах и государственных программах о мерах социальной помощи самарским инвалидам в части выплаты им пособий на оплату проезда на общественном транспорте, таким образом, Правительством Самарской области не исполняются полномочии, указанные в п.п. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", что привело к невыплате и неполучению инвалидами пособий на оплату проезда на общественном транспорте.

Из материалов дела следует, что на указанное обращение истца письмом Правительства Самарской области за подписью Первого вице-губернатора, Председателя Правительства ФИО2 от дата. № №... заявителю было разъяснено о том, что финансирование дополнительных мер социальной поддержки не является обязанностью субъекта РФ, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета (л.д. 8-9).

Из материалов дела также усматривается, что ФИО1 обращался к Прокурору Самарской области с жалобой о нарушении Председателем Правительства Самарской области установленного законом порядка рассмотрения его обращения от дата. и привлечении должностного лица к административной ответственности.

Определением первого заместителя Прокурора Самарской области от дата. в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Председателя Правительства Самарской области по обращению ФИО1 было отказано.

С данным административным иском ФИО1 обратился в суд дата., т.е. в установленный законом трехмесячный срок с момента вынесения оспариваемого решения Председателя Правительства Самарской области от дата.

В силу ч.1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований (ч.2 ст. 62 КАС РФ).

В обоснование заявленных требований истец ссылается на непринятие Председателем Правительства Самарской области мер социальной поддержки, установленных п. 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона РФ № 184-ФЗ. По мнению истца, он был незаконно лишен мер социальной поддержки, связанных с предоставлением бесплатного проезда на общественном транспорте.

Предоставление мер социальной поддержки (льгот) по транспортному обслуживанию инвалидов ранее было урегулировано статьей 30 Закона Российской Федерации от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которая Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" признана утратившей силу, а льготы в натуральной форме заменены ежемесячной денежной выплатой.

Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов, являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации (абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

Из смысла данного правового регулирования следует, что все льготы, предоставлявшиеся инвалиду до 1 января 2005 года в натуральной форме заменены указанной ежемесячной денежной выплатой, за исключением тех мер социальной поддержки, которые установлены федеральным законодательством.

Субъекты Федерации, в частности Самарская область, в соответствии с п. 6 ст. 5 Закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", пп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" вправе устанавливать дополнительные меры социальной поддержки инвалидам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Самарской области от 23.07.2014 N 418 "Об утверждении государственной программы Самарской области "Развитие социальной защиты населения в Самарской области" на 2014 - 2019 годы" в целях обеспечения пенсионеров мерами социальной поддержки по оплате проезда на городском и внутрирайонном общественном транспорте (кроме такси) пенсионерам, проживающим на территории Самарской области, пенсии которым установлены территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации, не имеющим права на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и иной ежемесячной денежной выплаты по федеральному и областному законодательству, установлена ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) на оплату проезда на городском и внутрирайонном общественном транспорте (кроме такси) за счет средств областного бюджета в размере 270 (двухсот семидесяти) рублей.

Истец выражает несогласие с непринятием Правительством Самарской области мер социальной поддержки на оплату проезда на общественном транспорте, между тем, как указано выше, установление таких мер является правом субъекта РФ. Исковые требования административного истца адресованы при этом к Председателю Правительства Самарской области как должностному лицу, который самостоятельными полномочиями по принятию указанных мер социальной поддержки субъектом РФ не наделен.

Согласно ст. 84 Устава Самарской области от 18.12.2006 N 179-ГД первый вице-губернатор - председатель Правительства Самарской области обеспечивает оперативное руководство деятельностью Правительства Самарской области, организует его работу и реализацию основных направлений деятельности Правительства Самарской области, определенных Губернатором Самарской области.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона Самарской области от 30.09.2011 N 80-ГД "О Правительстве Самарской области" Председатель Правительства Самарской области обеспечивает оперативное руководство деятельностью Правительства Самарской области, организует его работу и реализацию основных направлений деятельности Правительства Самарской области, определенных Губернатором Самарской области.

В связи с изложенным, оснований для удовлетворения требований истца о признании решения Председателя Правительства Самарской области ФИО2 от дата. по не принятию мер социальной поддержки инвалидов, установленных п. 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и обязании данного должного лица незамедлительно решить вопрос социальной поддержки истца как *** с дата года за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособия на оплату проезда на общественном транспорте, не имеется.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (ч. 1 ст. 1).

В силу п. 3 ст. 5 указанного Федерального закона при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Согласно частям 1 и 2 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Из материалов дела следует, что обращение истца от дата. рассмотрено уполномоченным органом в установленный законом срок, в соответствии с его компетенцией заявителю был дан обоснованный ответ по изложенным в обращении вопросам.

Несогласие истца по существу с ответом на его обращение не является основанием для признания действий ответчика по рассмотрению указанного обращения незаконными. Как разъяснено в п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

При указанных обстоятельствах суд не находит также оснований для признания действия (бездействия) должностного лица -Председателя правительства ФИО2 по не осуществлению объективного и всестороннего рассмотрения обращения истца вх. от дата. незаконными.

В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175-178 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

административные исковые требования ФИО1 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда изготовлено 23.01.2018г.

Судья (подпись) Е.А. Митина

Копия верна.

Судья секретарь