ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6052/2021 от 15.03.2022 Ленинскогого районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан)

УИД 05RS0031-01-2021-031175-43

2а-679/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Махачкала 15.03.2022 г.

Ленинский районный суд г. Махачкалы в составе:

председательствующего судьи – Магомедовой Х.М.,

при секретаре судебного заседания – Исмаиловой Ф.Р.,

с участием представителя административного истца по доверенности – Изиева Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Центрального Банка РФ в лице Отделения – Национального банка по Республике Дагестан к Кредитному потребительскому кооперативу «Ким Финанс», ООО «ЮТК-С», ООО «Спецстрой», ООО «Стройкомплект», Иманалиеву ФИО11, Хаирову ФИО12, Умарову ФИО13 о ликвидации и возложении обязанности произвести все необходимые действия, связанные с ликвидацией потребительского кооператива и предоставить документы, необходимые для внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности,

УСТАНОВИЛ:

Центральный Банк Российской Федерации в лице Отделения - Национального банка по <адрес> (далее - административный истец) обратился в суд с административным иском к кредитному потребительскому кооперативу «Ким Финанс», ООО «ЮТК-С», ООО «Спецстрой», ООО «Стройкомплект», ФИО2, ФИО4, ФИО3 о ликвидации кредитного потребительского кооператива «Ким Финанс» и возложении обязанности на КПК «Ким Финанс» (ОГРН - 1110570001960; ИНН - 0570007287, 367013, <адрес>); дата государственной регистрации - ДД.ММ.ГГГГ), а также на членов (пайщиков) КПК «КИМ ФИНАНС»: ООО «ЮТК-С» (ИНН: 0506064898, ОГРН: 1090506000144), ООО «Спецстрой» (ИНН: 0509105528, ОГРН: 1110570001960), ООО «Стройкомплект» (ИНН: 0521009348, ОГРН: 1090521000239), ФИО2 (дата рождения: ДД.ММ.ГГГГ, место рождение: <адрес>), ФИО4 (<адрес>), ФИО3 (дата рождения: ДД.ММ.ГГГГ, место рождение: <адрес>, паспорт гражданина Российской Федерации серия: <адрес>) в шестимесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда о ликвидации произвести все необходимые действия, связанные с ликвидацией потребительского кооператива и предоставить в уполномоченный орган, осуществляющий государственную ликвидацию юридических лиц, документы, необходимые для внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности КПК «Ким Финанс».

Требования мотивированы тем, что в ходе осуществления контрольно-надзорных мероприятий, анализа сведений Государственного реестра кредитных потребительских кооперативов и реестров членов СРО, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайтах Банка России и СРО установлено, что КРЕДИТНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КОПЕРАТИВ «Ким Финанс» (далее - КПК «Ким Финанс») 13.05.2021 исключен из членов СРО АССОЦИАЦИИ «Саморегулируемая организация кредитных потребительских кооперативов «КООПЕРАТИВНЫЕ ФИНАНСЫ» (ОГРН - 1107799013002), Крайний день для вступления в КПК «Ким Финанс» в СРО - 11.08.2021г.

По результатам анализа представленной СРО информации установлено, что в течении девяноста дней, следующих за днем прекращения членства в СРО, КПК «Ким Финанс» не вступил в члены СРО, в нарушение требований части 1 статьи 35 Федерального закона № 190-ФЗ.

В связи с неисполнением запроса о предоставлении документов и информции от 02.07.2021 №ТЗ-2-11/16332 Банком России КПК «Ким Финанс» направлено предписание об устранении нарушений законодательства РФ от 15.07.2021 №ТЗ-2-11/17700 в электронном виде с электронной подписью через личный кабинет участника информационного обмена со сроком исполнения 23.07.2021, которое не исполнено. В связи с чем КПК «Ким Финанс» направлено уведомление о неисполнении предписания от 28.07.2021 №ТЗ-2-11/19043 в электронном виде с электронной подписью через личный кабинет участника информационного обмена. Предписание по настоящее время не исполнено.

Также в связи с неисполнением запроса о предоставлении документов и информации от 09.07.2021 №ТЗ-2-11/17083 Банком России КПК «Ким Финанс» направлено предписание об устранении нарушений законодательства от 13.08.2021 №ТЗ-2-11/20789 в электронном виде с электронной подписью через личный кабинет участника информационного обмена со сроком исполнения 20.08.2021г., которое не исполнено. В связи с чем КПК «Ким Финанс» направлено уведомление о неисполнении предписания от 25.08.2021 №ТЗ-2-11/21829 в электронном виде с электронной подписью через личный кабинет участника информационного обмена. Предписание по настоящее время не исполнено.

Кроме того, в связи с непредставлением отчетности по форме ОКУД 0420820 «Отчет о деятельности кредитного потребительского кооператива» за полугодие 2021 года в адрес КПК «КИМ ФИНАНС» направлено предписание Банка России об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от 26.07.2021 №Т 128-99-2/20048 в электронном виде с электронной подписью через личный кабинет участника информационного обмена, со сроком исполнения 10.08.2021. В установленный срок предписание не исполнено, в связи с чем КПК «КИМ ФИНАНС» направлено уведомление о неисполнении предписания от 16.08.2021 №ТЗ-2-11/21511 в электронном виде с электронной подписью через личный кабинет участника информационного обмена. На дату составления настоящего искового заявления предписание не исполнено и остается на контроле.

Также Кооперативом не исполнено предписание Банка России об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от 09.08.2021 №59-3-7/39492, направленное в электронном виде с электронной подписью через личный кабинет участника информационного обмена, со сроком исполнения 30.08.2021. В установленный срок предписание не исполнено. На дату составления настоящего искового заявления предписание не исполнено и остается на контроле.

Согласно сведениям, содержащимся в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (далее по тексту - ЕГРЮЛ) по состоянию на 18.10.2021 Кооператив не обладает признаками недействующего юридического лица, сведения о добровольной ликвидации либо об исключении КПК «КИМ ФИНАНС» из ЕГРЮЛ отсутствуют.

При таких обстоятельствах Банк России считает, что препятствия для ликвидации Кооператива отсутствуют.

Согласно расширенной выписке из ЕГРЮЛ от 10.09.2021, представленной УФНС по Республике Дагестан письмом от ДД.ММ.ГГГГ в ответ на запрос Южного ГУ Банка России от ДД.ММ.ГГГГ №ТЗ-11-2- 10/19478, учредителями КПК «КИМ ФИНАНС» являются: ФИО10 ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕСТВЕННОСТЬЮ «ЮТК-С» (ИНН: 0506064898, ОГРН:1090506000144); ООО «СПЕЦСТРОЙ» (ИНН: 0509105528, ОГРН:1110570001960); ООО «СТРОЙКОМПЛЕКТ» (ИНН:0521009348, ОГРН: 1090521000239); ФИО2; ФИО3; ФИО4.

Представитель административного истца ФИО8 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме и просил удовлетворить административный иск.

Административные ответчики - представитель КПК «Ким Финанс», ООО «ЮТК-С», ООО «Спецстрой», ООО «Стройкомплект», ФИО2, ФИО4 Ш.Х., ФИО3 в суд не явились, извещения, направленные в их адрес, возвращены в суд с отметкой "истек срок хранения". Возражения на административный иск и ходатайств об отложении судебного заседания от административных ответчиков не поступили.

Заинтересованное лицо УФНС по РД, надлежаще извещенный, в суд не явился, направил возражения на административное исковое заявление, согласно которым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у кредитного потребительского кооператива «КИМ ФИНАНС» ИНН 0570007287 имеется задолженность по налогам и сборам в размере 15.707,00 рублей, а также пеня в размере 5.454,00 рублей. Регистрирующим органом принято решение от ДД.ММ.ГГГГ о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ. Решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» от ДД.ММ.ГГГГ. УФНС России по <адрес> не осуществляет государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Просит рассмотреть дело без участия их представителя.

Положениями ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Частью 1 ст. 14 КАС РФ предусмотрено, что административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Закон предоставляет равный объем процессуальных прав, как административному истцу, так и административному ответчику, запрещая допускать злоупотребление правом в любой форме.

Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, что не противоречит положениям ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. ст. 7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что в условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав неявку административных ответчиков, в судебное заседание нельзя расценивать как нарушение принципа состязательности и равноправия сторон, поскольку он извещался надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие административных ответчиков.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 262 КАС РФ административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.

В силу п. 9 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп.

В соответствии с пунктом 12 статьи 76.1 Закона № 86-ФЗ лица, осуществляющие деятельность кредитных потребительских кооперативов, признаются некредитными финансовыми организациями.

Согласно пункту 7 части 2 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» Банк России осуществляет контроль и надзор за соблюдением кредитными кооперативами требований данного Федерального закона, других федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России с учетом особенностей, установленных статьей 35 данного Федерального закона.

В силу пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» в отношении кредитных кооперативов Банк России вправе проводить проверки соблюдения установленных финансовых нормативов и соответствия деятельности кредитного кооператива настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам, нормативным правовым актам Российской Федерации и нормативным актам Банка России в порядке, установленном Банком России.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» членство финансовой организации в саморегулируемой организации, вид которой соответствует виду деятельности, осуществляемому такой финансовой организацией, является обязательным в случае наличия саморегулируемой организации соответствующего вида.

В соответствии с подпунктом 3 части 1 статьи 35 Федерального закона «О кредитной кооперации» отношения, возникающие в связи с приобретением и прекращением некоммерческими организациями статуса саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих кредитные кооперативы, осуществлением ими прав и обязанностей, регулируются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» и принятыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 9 части 3 статьи 5 Федерального закона «О кредитной кооперации» в случае нарушения установленного ст. 8 Федерального закона «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» требования об обязательном членстве в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, Банк России вправе обращаться в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Кредитный потребительский кооператив «КИМ ФИНАНС» зарегистрирован ИФНС России по Ленинскому ФИО5<адрес> Республики Дагестан ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> -А, <адрес>.

Саморегулируемая организация в сфере финансового рынка, объединяющая кредитные кооперативы, осуществляет контроль за соблюдением кредитными кооперативами, являющимися членами этой саморегулируемой организации, требований настоящего Федерального закона и (или) принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России.

До вступления в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, кредитные кооперативы не имеют права привлекать денежные средства членов кредитного кооператива (пайщиков) и принимать в кредитный кооператив новых членов кредитного кооператива (пайщиков).

Как следует из административного искового заявления, в ходе осуществления контрольно-надзорных мероприятий, анализа сведений Государственного реестра кредитных потребительских кооперативов и реестров членов СРО размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайтах Банка России и СРО, установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ КПК «КИМ-Финанс» прекратил членство в Ассоциации «Саморегулируемая организация кредитных потребительских кооперативов «Кооперативные финансы».

Указанные обстоятельства административными ответчиками не оспорены.

Таким образом, анализируя требования административного иска в совокупности с представленными в материалы дела доказательствами и доводами сторон в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ и применительно к требованиям Закона «О кредитной кооперации», суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований, поскольку неисполнение кооперативом обязанности по вступлению в саморегулируемую организацию, установленной Законом о кредитной кооперации, является грубым нарушением положений части 3 статьи 35 Закона о кредитной кооперации и служит основанием для ликвидации указанного кооператива.

В соответствии с подпунктом 2 части 1 статьи 10 Федерального закона «О кредитной кооперации» кредитный кооператив может быть ликвидирован по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В силу подпункта 2 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией.

В соответствии с пунктом 5 статьи 61 Гражданского кодекса РФ решением суда о ликвидации юридического лица обязанности по осуществлению ликвидации могут быть возложены на его учредителей (участников).

Как разъяснено в п. 7 Информационного письма Президиума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации», в случае возложения судом обязанности по ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, в решении суда о ликвидации должны указываться сроки представления ими в суд утвержденного ликвидационного баланса и завершения ликвидационной процедуры.

Для внесения в ЕГРЮЛ сведений о принятом решении о ликвидации кредитного кооператива учредителям необходимо представить в налоговый орган уведомление о ликвидации по форме Р15001 и решение о ликвидации (статья 20 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»), однако доказательства совершения таких действий в материалах дела отсутствуют.

Абзацам 2 части 3 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» установлено, что права и обязанности учредителя (участника) некоммерческой корпорации либо права и обязанности учредителя фонда или автономной некоммерческой организации в случае его выхода из состава учредителей и (или) участников прекращаются со дня внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц.

Однако административными ответчиками не представлены надлежащие доказательства, подтверждающие выход из числа учредителей КПК «КИМ ФИНАНС» и направление документов, подтверждающих выход из числа учредителей КПК «КИМ ФИНАНС», направлении сведений о своем выходе из числа учредителей КПК «КИМ ФИНАНС» в регистрирующий орган, как это предусмотрено положениями Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска.

При этом суд полагает возможным установить ответчикам срок для представления в суд утвержденного ликвидационного баланса КПК «КИМ ФИНАНС» и завершения ликвидационной процедуры, не превышающий шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Центрального Банка РФ к Кредитному потребительскому кооперативу «Ким Финанс», ООО «ЮТК-С», ООО «Спецстрой», ООО «Стройкомплект», ФИО2, ФИО4, ФИО3 о ликвидации и возложении обязанности произвести все необходимые действия, связанные с ликвидацией потребительского кооператива и предоставить документы, необходимые для внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности – удовлетворить.

Возложить на КРЕДИТНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КООПЕРАТИВ «КИМ ФИНАНС» (ОГРН - 1110570001960; ИНН - 0570007287, 367013, <адрес>. 1); дата государственной регистрации - ДД.ММ.ГГГГ), а также на членов (пайщиков) КПК «КИМ ФИНАНС»: ООО «ЮТК-С» (ИНН: 0506064898, ОГРН: 1090506000144), ООО «Спецстрой» (ИНН: 0509105528, ОГРН: 1110570001960), ООО «Стройкомплект» (ИНН: 0521009348, ОГРН: 1090521000239), ФИО2 (дата рождения: ДД.ММ.ГГГГ, место рождение: <адрес>), ФИО4 (дата рождения: ДД.ММ.ГГГГ, место рождение: <адрес>), ФИО3 (<адрес>, обязанность в шестимесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда о ликвидации КПК «КИМ ФИНАНС» произвести все необходимые действия, связанные с ликвидацией потребительского кооператива, предусмотренные законом и предоставить в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документы, необходимые для внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности КПК «КИМ ФИНАНС».

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной формулировке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан, путем подачи апелляционной жалобы, через Ленинский районный суд г. Махачкалы.

Решение в окончательной форме изготовлено 29.03.2022 г.

Председательствующий Х.М. Магомедова