ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6057/17 от 20.06.2017 Прикубанского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

Дело № 2а-6057/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 июня 2017 года

Прикубанский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего Бережинской Е.Е.

с участием секретаря Быковченко М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ТСЖ «123» в лице председателя Дудник П.Г. к администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконным решения об отказе утверждения схемы размещения земельного участка на кадастровом плане,

УСТАНОВИЛ:

ТСЖ «123» в лице председателя Дудник П.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе утверждения схемы размещения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении земельного участка из земель находящихся в муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар, расположенного по адресу: <адрес>, в кадастровом квартале , общей уточненной площадью <данные изъяты> кв.м., необходимый для обслуживания многоквартирного жилого дома, находящегося под управлением ТСЖ «123».

В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что ТСЖ «123» в лице председателя Дудник П.Г. подано заявление с полным пакетом требуемых документов в департамент архитектуры и градостроительства о формировании земельного участка, необходимого для эксплуатации МКД. Однако ответчик отказал в утверждении схемы размещения земельного участка, сославшись на отсутствие утвержденного проекта планировки территории, в границах которой расположен многоквартирный дом по <адрес>. С указанным решением административный истец не согласен, считает его не законным, нарушающим права ТСЖ «123». Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения административного истца в суд с административным иском.

Административный истец в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в административном исковом заявлении, настаивал на их удовлетворении.

Представитель администрации муниципального образования город Краснодар по доверенности Мишукова О.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного искового заявления, полагала отказ администрации законным и обоснованным. Указав, что в соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 11.3 ЗК РФ (изменения вступили в силу 01.03.2015) исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами. Образование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории не допустимо. В связи с чем, утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории по ул. им. Герцена, 184 в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара не представляется возможным.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с п.1 ст.218 КАС РФ гражданин, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В судебном заседании установлено, в целях формирования земельного участка для эксплуатации многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (далее МКД), в соответствии с постановлением главы муниципального образования г. Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ, после проведения общего собрания собственников жилых помещений дома в декабре 2013г. (протокол от ДД.ММ.ГГГГ.) Дудник П.Г., как уполномоченному лицу по представлению интересов ТСЖ «123», подано заявление с пакетом требуемых документов в департамент архитектуры и градостроительства о формировании земельного участка, необходимого для эксплуатации МКД.

Письмом Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ, отказано в утверждении указанной схемы размещения земельного участка, сославшись на отсутствие утвержденного проекта планировки территории, в границах которой расположен многоквартирный дом по <адрес>.

Административный истец, полагая данный отказ незаконным, обратился с административным иском в суд.

Суд находит основания для признания законными требования административного истца по следующим основаниям.

Согласно статье 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в результате градостроительного зонирования могут быть установлены жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон. Аналогичные виды территориальных зон предусмотрены статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

В статье 34 Градостроительного кодекса РФ установлен перечень условий, с учетом которых устанавливаются границы территориальных зон, в том числе возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков, сложившейся планировки территорий и существующего 1емлепользования, планируемых изменений границ земель различных категорий в соответствии с документами территориального планирования и документацией по планировке территории.

Таким образом, при установлении, изменении территориальных зон должны учитываться фактическая застройка города, формирование его архитектурного облика, экономические и социальные потребности, а также права и интересы правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.

Также в силу статьи 30 Градостроительного кодекса РФ границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.

Частью 9 статьи 31 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.

Порядок подготовки и принятия правил землепользования и застройки, в том числе и внесение в них изменений, регулируются главой 4 Градостроительного кодекса РФ, правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утверждёнными решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 № 19 п. 6, положением о порядке организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании город Краснодар, утверждённым решением городской Думы от 22.03.2007 № 21 п. 1, включая принятие решения главой местной администрации о подготовке проекта правил землепользования и застройки либо внесении изменений в них, проведение публичных слушаний и опубликование информации в установленном порядке и внесение в представительный орган муниципального образования проекта правил землепользования и застройки либо внесение изменений в них для утверждения.

В соответствии с ч. 2 ст. 33 Градостроительного кодекса, основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются, в том числе несоответствие правил генеральному плану поселения, городского округа, поступления предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.

Таким образом, за физическими и юридическими лицами закреплено право на внесение замечаний и предложений в проект изменений в Правила землепользования и застройки, что и было совершено административным истцом при подаче вышеуказанного заявления.

Согласно п. 3-4 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221 «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе. Кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы).

Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Пункт 3 ст. 20 указанного закона устанавливает, что с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости.

В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункты 2 и 3 названной выше статьи).

Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенном использовании, в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в государственный кадастр недвижимости (п.13, п.14 ч.2 ст.7 Закона РФ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).

Согласно сведениям, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, у соседнего многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу <адрес> сформирован земельный участок для его эксплуатации и поставлен на кадастровый учет (кадастровый ).

Сформированный земельный участок, испрашиваемый ТСЖ «123» также расположен в зоне Ж2 и следовательно не нарушает требования утвержденного ПЗЗ и права третьих лиц.

Отказ администрации г. Краснодара в утверждении схемы размещения земельного участка испрашиваемого ТСЖ «123» нарушает права и законные интересы собственников указанного МКД, лишает возможности собственников провести благоустройство прилегающей к дому территории и оплачивать в местный бюджет земельный налог.

В соответствии с ч.2 ст. 227 КАС РФ суд признает незаконным решение департамента архитектуры и градостроительства от ДД.ММ.ГГГГ в утверждении схемы размещения земельного участка, и считает необходимым обязать уполномоченный орган поставить сформированный земельный участок на государственный кадастровый с условием снятия с кадастрового учета исходного земельного участка с кадастровым номером 23:43:0137008:572.

Руководствуясь ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск ТСЖ «123» в лице председателя Дудник П.Г. к администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконным решения об отказе утверждения схемы размещения земельного участка на кадастровом плане– удовлетворить.

Признать незаконным решение Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ об отказе утверждения схемы размещения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении земельного участка из земель находящихся в муниципальной собственности муниципального образования <адрес>, расположенного по адресу: <адрес> в кадастровом квартале общей уточненной площадью <данные изъяты> кв.м., необходимый для обслуживания многоквартирного жилого дома, находящегося под управлением ТСЖ «123».

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю поставить сформированный земельный участок на государственный кадастровый учет с условием снятия с кадастрового учета исходного земельного участка с кадастровым номером

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Прикубанский районный суд г. Краснодара в течение месяца.

Председательствующий: