ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6058/2022 от 24.08.2022 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2а-6058/2022

14RS0035-01-2022-010122-22

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Якутск 24 августа 2022 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Новиковой Н.И., при секретаре Скрябиной В.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Якутского природоохранного прокурора к Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» о признании бездействия незаконным и обязании устранить нарушения требований законодательства о гидрометеорологической службе,

установил:

Якутский природоохранный прокурор в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с настоящим иском. В обоснование своих требований указывает, что якутской природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения ФГБУ «Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» экологического законодательства, законодательства о гидрометеорологической службе при установлении охранных зон метеорологических станций. По результатам проверки выявлено бездействие Учреждения в части установления охранных зон вокруг стационарных пунктов наблюдений, непринятие Учреждением мер по обозначению указателями местоположения стационарных пунктов наблюдений на местности. 28.04.2021 природоохранной прокуратурой в адрес начальника Учреждения направлено представление об устранении нарушений закона с предложением принятия конкретных мер по устранению допущенных нарушений законодательства о гидрометеорологической службе. 19.05.2022 по результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования сообщено, что указанные нарушения не могут быть фактически устранены в связи с отсутствием финансирования, долгосрочным характером их устранения (мероприятия по установлению охранных зон требуют 11 млн. руб., мероприятия по обозначению указателями – 1,5 млн. руб.). На момент подачи административного искового заявления выявленные нарушения не устранены. Бездействие Учреждения по установлению охранных зон вокруг стационарных пунктов наблюдений, по обозначению указателями местоположения стационарных пунктов наблюдений на местности может повлиять на достоверность получаемой информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, в том числе экстренной информации в населенном пункте, что приведет к нарушению конституционного права граждан, органов власти на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, угрозе жизни и здоровью граждан, что напрямую затрагивает интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц. С учетом уточнения, просит: признать бездействие ФГБУ «Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» в части непринятия мер по осуществлению подготовки и представления необходимых документов по созданию охранных зон вокруг пунктов наблюдения государственной наблюдательной сети в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными документами Росгидромет незаконными; обязать «Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» принять в течение одного года с момента вступления в законную силу решения суда меры к устранению нарушений требований законодательства о гидрометеорологической службе путем осуществления подготовки и представления в Департамент Росгидромета по дальневосточному федеральному округу документов, предусмотренных п. 6 Положения об охранной зоне стационарных пунктов наблюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, утвержденного постанволением Правительства РФ от 17.03.2021 № 392, для создания охранных зон вокруг 193 стационарных пунктов наблюдений в соответствии с уточненными сведениями об установленных охранных зонах вокруг стационарных пунктов наблюдений ФГБУ «Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», их регистрации в органах Росреестра; обязать ФГБУ «Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» принять в течение одного года с момента вступления в законную силу решения суда меры по устранению нарушений требований законодательства о гидрометеорологической службе путем обозначения указателями 262 стационарных пункта наблюдений на местности.

Представитель административного истца Яхонтов Ю.И. административное исковое заявление, с учетом письменных уточнений, поддержал, просит иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика Понедзельская Н.С., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласилась по доводам, изложенным в письменном отзыве. Считает, что нарушений, вменяемых якутской природоохранной прокуратурой, со стороны Учреждения не имеется, в том числе положений Постановления РФ № 392 от 17.03.2021 года. Охранная зона стационарных пунктов наблюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнением определена пунктом 12 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации в перечне видов зон с особыми условиями использования территорий. Федеральным законом № 342-ФЗ предусмотрены переходные положения в связи с введением главы XIX Земельного кодекса РФ. Так, в части 8 статьи 26 установлено, что до 01.01.2028 зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости. Проверка соблюдения Учреждением законодательства о гидрометеорологической службе является преждевременной, с учетом установленного переходного периода. Просит в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме.

Представитель Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Ходатайства не направил, причину неявки не сообщил.

Суд определил рассмотреть дело при данной явке лиц.

Суд, заслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.

Согласно статье 1 Федерального закона от 19.07.1998 г. № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды - долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценка состояние окружающей среды, ее загрязнения.

В соответствии с п. 4 Положения о государственном мониторинге состояния и загрязнения окружающей среды, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.2013 № 477, государственный мониторинг осуществляется на основе государственной системы наблюдений, включающей в себя стационарные и подвижные пункты наблюдений за состоянием окружающей среды.

Государственная система наблюдений включает в себя государственную наблюдательную сеть, формирование и функционирование которой обеспечивается Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а также территориальные системы наблюдений за состоянием окружающей среды, формирование и обеспечение функционирования которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке.

Согласно статье 1 Федерального закона «О гидрометеорологической службе» от 19.07.1998 № 113-ФЗ стационарный пункт наблюдения за состоянием окружающей природной среды - комплекс, включающий в себя земельный участок или часть акватории с установленными на них приборами и оборудованием, предназначенными для определения характеристик окружающей природной среды, ее загрязнения.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 19.07.1998 № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» государственная наблюдательная сеть, в том числе отведенные под нее земельные участки и части акваторий, относится исключительно к федеральной собственности и находится под охраной государства.

Наблюдательная сеть Республики Саха (Якутия) состоит из 300 стационарных и подвижных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, из них: стационарных пунктов - 279.

Положениями подпункта 1 пункта 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены ограничения прав на землю, в том числе ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.

Согласно пункту 3 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда, а ограничения, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с настоящим Кодексом.

Охранная зона стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением является одним из видов зон с особыми условиями использования территорий (подпункт 12 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий утверждает Правительство Российской Федерации. В таком положении должны быть определены, в том числе порядок подготовки и принятия решений об установлении, изменении, о прекращении существования указанных зон; федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении, изменении, о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территории, за исключением случаев, если федеральным законом принятие указанных решений отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

В соответствии с частью третьей статьи 13 Федерального закона «О гидрометеорологической службе» от 19.07.1998 № 113-ФЗ в целях получения достоверной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений создаются охранные зоны, в которых устанавливаются ограничения использования земельных участков. Положение об охранных зонах стационарных пунктов наблюдений утверждается Правительством Российской Федерации.

Частью 16 ст. 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что до утверждения Правительством Российской Федерации положения о зоне с особыми условиями использования территории соответствующего вида в соответствии со ст. 106 Земельного кодекса Российской Федерации решение об установлении такой зоны принимается или ее установление путем согласования границ осуществляется в соответствии с требованиями этой статьи в порядке, установленном до дня официального опубликования настоящего Федерального закона Правительством Российской Федерации для зоны с особыми условиями использования территории соответствующего вида.

Постановлением Правительства РФ от 17.03.2021 N 392 утверждено Положение об охранной зоне стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением (далее – Положение), данным же постановлением признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 27 августа 1999 г. N 972 и признано не действующим на территории Российской Федерации постановление Совета Министров СССР от 06.01.1983 г. N 19.

Данное Положение определяет порядок установления, изменения и прекращения существования охранной зоны стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, входящих в государственную наблюдательную сеть и находящихся в федеральной собственности (далее соответственно - стационарные пункты наблюдений, охранная зона).

Охранная зона устанавливается для стационарных пунктов наблюдений, расположенных на земельных участках, которые находятся в постоянном (бессрочном) пользовании организаций, подведомственных Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (далее - организации наблюдательной сети), или на части акватории водного объекта (пункт 2 Положения).

Охранная зона устанавливается на срок существования стационарного пункта наблюдений (пункт 3 Положения)

Решение об установлении охранной зоны принимается территориальным органом Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (далее - территориальный орган) по месту нахождения стационарного пункта наблюдений, для которого устанавливается охранная зона (пункт 4 Положения).

С заявлением об установлении охранной зоны обращается организация наблюдательной сети (пункт 5 Положения).

Согласно пункту 6 Положения для принятия решения об установлении охранной зоны в территориальный орган представляются следующие документы: а) заявление об установлении охранной зоны; б) сведения о границах охранной зоны, которые содержат графическое описание местоположения границ охранной зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости; в) копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на земельный участок, указанный в пункте 2 настоящего Положения, в границах которого расположен стационарный пункт наблюдений.

Согласно пункту 15 Положения местоположение стационарного пункта наблюдений, для размещения которого устанавливается охранная зона, обозначается на местности указателем, который устанавливается в границах охранной зоны и на котором размещается следующая информация: а) наименование стационарного пункта наблюдений; б) наименование и контактная информация организации наблюдательной сети, обеспечивающей функционирование стационарного пункта наблюдений; в) сведения о границах охранной зоны и ограничениях, установленных в соответствии с настоящим Положением.

В силу пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 № 372 Росгидромет является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей среды, ее загрязнения.

Пунктом 5.4.3 Положения о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на службу возложены обязанности по формированию и обеспечению функционирования государственной наблюдательной сети, в том числе организации и прекращении деятельности стационарных и подвижных пунктов наблюдений.

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 Положения о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды).

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» является подведомственной организацией Росгидромета.

В соответствии с утвержденным приказом Росгидромета от 19.04.2018 № 167 Уставом Федерального государственного бюджетного учреждения «Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», последнее является унитарной некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в сфере гидрометеорологии и смежной с ней областях в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на территории Республики Саха (Якутия) и прилегающих к ней акваториях моря Лаптевых и Восточно-Сибирского моря, а также выполнение отдельных функций, установленных настоящим Уставом.

Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание, что государственный мониторинг за состоянием атмосферного воздуха включает в себя реализацию мероприятий по созданию охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, при этом, на момент настоящего спора охранные зоны вокруг 193 стационарных пунктов в республике не установлены, указатели в целях обозначения местоположения 262 стационарных пунктов наблюдения отсутствуют, что стороной административного ответчика не оспаривается, суд приходит к выводу об удовлетворении требования Якутского природоохранного прокурора о признания бездействия Учреждения незаконным.

В целях устранения выявленного нарушения ФГБУ «Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» надлежит подготовить и представить в Департамент Росгидромета по Дальневосточному Федеральному округу документы, предусмотренные пунктом 6 Положения об охранной зоне стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2021 № 392, для создания охранных зон вокруг 193 стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, их регистрации в органах Росреестра.

Суд также приходит к выводу об обязании ФГБУ «Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» установить в целях обозначения местоположения стационарных пунктов наблюдения указатели в соответствии с требованиями, указанных в пункте 15 Положения об охранной зоне стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2021 № 392, поскольку указатели установлены не во всех стационарных пунктах наблюдения, что представителем ответчика не оспаривалось.

Вместе с тем, заявленный Якутским природоохранным прокурором годичный срок для устранения выявленных нарушений, принимая во внимание большое количество стационарных пунктов наблюдения, территорию республики, труднодоступность и отдаленность местностей, где расположены стационарные пункты наблюдения, необходимость проведения землеустроительных мероприятий, является неразумным, заведомо неисполнимым. Суд считает возможным установить срок для устранения выявленных нарушений – в течение трех лет с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.218-227 КАС РФ, суд

решил:

Признать незаконным бездействие Федерального государственного бюджетного учреждения «Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» в части непринятия мер по осуществлению подготовки и представления необходимых документов по созданию охранных зон вокруг пунктов наблюдений государственной наблюдательной сети.

Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» в течение трех лет с момента вступления в законную силу решения суда:

- подготовить и представить в Департамент Росгидромета по Дальневосточному Федеральному округу документы, предусмотренные пунктом 6 Положения об охранной зоне стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2021 № 392, для создания охранных зон вокруг 193 стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, их регистрации в органах Росреестра;

- установить в целях обозначения местоположения стационарных пунктов наблюдения указатели в соответствии с требованиями, указанных в пункте 15 Положения об охранной зоне стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2021 № 392.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья п/п Н.И. Новикова

Копия верна, судья Н.И. Новикова

Секретарь с/з В.Е. Скрябина

Решение изготовлено 07.09.2022