ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-605/20 от 17.04.2020 Ленинскогого районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело № 2а-605/2020

64RS0046-01-2020-000230-91

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 апреля 2020 года г. Саратов

Ленинский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Кожахина А.Н., при секретаре Сиротиной И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Саратовской области к Андреенко О.И. о взыскании налога на имущество физических лиц и санкций,

установил:

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Саратовской области (далее – Межрайонная ИФНС России № 8 по Саратовской области) обратилась в суд с иском к Андреенко О.И. о взыскании налога на имущество физических лиц и санкций.

В обосновании требований указано, что ФИО6 г. Саратова начислила Андреенко О.И. за 2017 год имущественный налог на объекты недвижимости, находящиеся в собственности административного ответчика и расположенные по адресу: <адрес>.

Определением мирового судьи судебного участка № 10 Ленинского района г. Саратова от 29 августа 2019 года на основании заявления Андреенко О.И. отменен ранее принятый судебный приказ о взыскании налога.

Согласно заявленным административным исковым требованиям Межрайонная ИФНС России № 8 по Саратовской области просит взыскать с административного ответчика в свою пользу задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 14798 руб. 00 коп. и пени в сумме 212 руб. 47 коп. за период с 04 декабря 2018 года по 28 января 2019 года.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 8 по Саратовской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, заявления об отложении не представил.

Административный ответчик Андреннко О.И. в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, и возражения, согласно которым просила в удовлетворении административного иска отказать. Относительно возражений указала, что она постоянно проживает и работает в г. Москва. Соответственно налоговое уведомление по надлежащему адресу ее проживания ей не направлялось, а следовательно обязанность по оплате налога у нее не возникло. Кроме того, по мнению административного ответчика административным истцом не представлено доказательств инвентаризационной стоимости в отношении объекта недвижимости. Налоговое уведомление не отвечало требованиям действующего законодательства. Уточненные налоговые уведомление и налоговое требование, исключающие ошибки, не предоставлялись.

На основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суд определил рассмотреть дело в отсутствие административного истца и административного ответчика.

Исследовав материалы дела и представленные возражения, оценив их в совокупности, суд считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ст. 2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), порядок взимания налогов и сборов регламентируется законодательством о налогах и сборах, которое состоит из НК РФ и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов.

Сроки в законодательстве о налогах и сборах имеют самостоятельное регулирование, исчисление и применение.

В соответствии со статьями 1, 2 Закона Российской Федерации от 09 декабря 1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» налогоплательщиками данных налогов признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилой дом, квартира, комната, дача, гараж, иное строение, помещение и сооружение.

В силу положений ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 62 КАС РФ правосудие по административным делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

В соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Статьей 45 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщиков самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение указанной обязанности является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В силу ч. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (ст. 356 НК РФ).

Как следует из материалов дела, Межрайонная ИФНС России № 8 по Саратовской области, согласно ст. 23, ст. 357, ст. 358 НК РФ начислила Андреенко О.И. налог на имущество физических лиц на объекты недвижимости, расположенные по адресу: <адрес>

Налоговое уведомление и требование направлялись административным истцом по адресу регистрации Андреенко О.И., по адресу: <адрес>, содержащиеся в учетных данных налогоплательщика. Данные обстоятельства подтверждаются списком почтовых отправлений заказной корреспонденции.

Об осведомленности в свою очередь необходимости уплаты налогов и получении налогового уведомления свидетельствует и обращение Андреенко О.И. в ИФНС по Ленинскому району г. Саратова, в котором она высказывает возражения относительно полученного налогового уведомления от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, только данный адрес регистрации Андреенко О.И. представлен и суду из отдела адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Саратовской области.

Как следует из п. 1 ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

При указанных обстоятельствах, оснований принимать во внимание доводы административного ответчика об отсутствии ее надлежащего уведомления об обязанности оплаты налога, суд находит не состоятельными.

Как определено ст. 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Налог на имущество физических лиц за 2017 год, подлежащий уплате административным ответчиком, составляет 14798 руб. 00 коп., что подтверждается представленным расчетом.

Рассматривая доводы административного ответчика относительно неточностей в налоговом уведомлении и требований относительно инвентаризационной стоимости объекта недвижимости, суд исходит из следующего.

Так, согласно ст. 404 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года, органом технической инвентаризации.

При этом, расчет налога на недвижимое имущество, расположенное по адресу: <адрес>, производился из расчета инвентаризационной стоимости, представленной из органов технической инвентаризации.

Относительно изложенных доводов в заявлении, адресованном в ИНФНС России по Ленинскому району г. Саратова, в которых содержатся сведения о признании решением Кировского районного суда г. Саратова от 14 ноября 2017 года недействительным договора купли-продажи нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, литера А, площадью 179,9 кв.м., суд исходит из того, что указанное решение суда от 14 ноября 2017 года согласно сведениям содержащимся по движению по делу, вступило в законную силу 03 апреля 2018 года.

В следствие данных обстоятельств обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за 2017 года на указанное недвижимое имущество, расположенное по адресу: г. Саратов, ул. Навашина, д. 40/1, возлагалась на ФИО1, поскольку в указанный период административный ответчик являлась собственником данного имущества в установленном законом порядке.

Кроме того, порядок обращения административного истца в настоящим административным исковым заявлением соблюден.

Так, мировым судьей судебного участка № 10 Ленинского района г. Саратова, исполняющей обязанности мирового судебного участка № 5 Ленинского района г. Саратова, 29 августа 2019 года отмене ранее вынесенный судебный приказ а-2740/2019 от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В силу п. 2 ст. 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога.

Согласно п. 1 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

В соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ в требовании об уплате налога должны содержаться сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье – заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 руб., за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Анализируя представленные сторонами доказательства, и исходя из вышеуказанных норм материального права, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования административного истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что поскольку имеет место отказ административного ответчика от исполнения обязательств по уплате налога на имущество с физического лица, требования административного истца являются законными и обоснованными, в связи с чем с административного ответчика в пользу административного истца подлежит взысканию налог на имущество в сумме 14798 руб. и пени за период с 04 декабря 2018 года по 28 января 2019 года в сумме 212 руб. 47 коп.

В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ с административного ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, в соответствии с под. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 600 руб. 42 коп.

Руководствуясь статьями 290, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Саратовской области к Андреенко О.И. о взыскании налога на имущество физических лиц и санкций – удовлетворить.

Взыскать с Андреенко О.И. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Саратовской области задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 14798 руб. 00 коп. и пени за период с 04 декабря 2018 года по 28 января 2019 года в сумме 212 руб. 47 коп.

Взыскать с Андреенко О.И. в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 600 руб. 42 коп.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме – 24 апреля 2020 года, через Ленинский районный суд г. Саратова.

Судья А.Н. Кожахин