ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-605/2023 от 11.07.2023 Избербашского городского суда (Республика Дагестан)

Административное дело

05RS0-26

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 июля 2023 г. <адрес>

Избербашский городской суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Ахмедханова М.М.,

при секретаре судебного заседания Багомедовой А.Б.,

с участием административного истца - депутата Собрания депутатов городского округа «<адрес>» Амирова М.А.,

представителя административного истца Гамидова А.З.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению депутата Собрания депутатов городского округа «<адрес>» Амирова Магомедхабиба Абдулмуслимовича к председателю Собранию Депутатов городского округа «<адрес>» Бакаеву Расулу Абдулмуслимовичу, Собранию Депутатов ГО «<адрес>», депутатам Собрания депутатов ГО «<адрес>» Ибрагимову З.М., Джафарову Н.Д., Баматову И.Б., Расулову М.Р., Магомедову М.М., Шахбанову М.Р., Шапиеву М.С., Рабаданову Ш.А., Сулейманову Б.А., Гаджибагандову С.Б., Мусаеву М.З., Билалову М.К., Аледзиеву Ш.М., Гасанову Х.Г., Магомедову М.Р., Багомедову И.А., Салиховой Б.А., Сайпулаеву М.Г., Магомедову А.А. о признании незаконными решений Собрания депутатов городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ «Об отзыве заместителя председателя Собрания депутатов ГО «<адрес>» Амирова М.А.» и за от ДД.ММ.ГГГГ «Об избрании заместителя председателя Собрания депутатов ГО «<адрес>»,

установил:

депутат Собрания депутатов городского округа «<адрес>» Амиров М.А. обратился в Избербашский городской суд с административным исковым заявлением к Председателю Собрания депутатов городского округа «<адрес>» Бакаеву Р.А., Собранию депутатов городского округа «<адрес>» об оспаривании решений Собрания депутатов ГО «<адрес>».

Административное исковое заявление мотивировано тем, что ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание 28-й сессии Собрания депутатов городского округа «<адрес>» шестого созыва с повесткой дня: об отчёте Главы городского округа «<адрес>» о результатах своей деятельности и деятельности администрации города за 2021 год; отчёт начальника отдела МВД России по <адрес> о деятельности отдела за 2021 год; об утверждении Регламента Собрания депутатов городского округа «<адрес>»;о внесении изменений в структуру Собрания депутатов городского округа «<адрес>»;об утверждении структуры Контрольно-счётной комиссии городского округа «<адрес>»;о назначении председателя Контрольно-счётной комиссии городского округа «<адрес>»;об утверждении Правила содержания сельскохозяйственных (продуктивных) животных в личных подсобных хозяйствах, крестьянских (фермерских) хозяйств, у индивидуальных предпринимателей на территории городского округа «<адрес>»;о создании муниципального дорожного фонда городского округа «<адрес>» и о Порядке формирования и использования бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда городского округа «<адрес>»;о внесении изменений в Решение Собрания депутатов городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения и состава комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации городского округа «<адрес>»;о присвоении звания «Почетный гражданин <адрес>» ФИО12

В связи с отсутствием на заседании 28-й сессии Собрания депутатов городского округа «<адрес>» шестого созыва начальника отдела ОМВД России по <адрес>, депутатами, в результате проведенного голосования, было принято решение о переносе рассмотрения второго вопроса повестки дня «Отчёт начальника отдела МВД России по <адрес> о деятельности отдела за 2021 год» на следующую сессию Собрания депутатов городского округа «<адрес>» шестого созыва.

До утверждения депутатами Собрания депутатов городского округа «<адрес>» повестки дня в целом заседания 28-й сессии Собрания депутатов городского округа «<адрес>» шестого созыва, депутатом Собрания депутатов городского округа «<адрес>» Шапиевым М.С. было внесено предложение о включении в повестку дня дополнительного вопроса «Разное». В результате проведенного голосования депутатами Собрания депутатов, вопрос «Разное» был включен в повестку дня 10-ым вопросом, в последующем повестка дня сессии была утверждена депутатами в целом.

После рассмотрения депутатами девяти вопросов повестки дня 28-й сессии Собрания депутатов городского округа «<адрес>» шестого созыва, депутаты перешли к рассмотрению десятого вопроса «Разное».

По десятому вопросу «Разное» выступил депутат Шапиев М.С. и предложил рассмотреть 2 вопроса: «Об отзыве заместителя председателя Собрания депутатов городского округа «<адрес>» Амирова М.А.» и вопрос «Об избрании заместителя председателя Собрания депутатов городского округа «<адрес>».

В результате голосования депутатами Собрания депутатов городского округа «<адрес>» шестого созыва по предложенным депутатом Шапиевым М.С. к рассмотрению двум вышеуказанным вопросам, на 28-й сессии Собрания депутатов городского округа «<адрес>», которая состоялась ДД.ММ.ГГГГ, Амиров М.А. был отозван с должности заместителя председателя Собрания депутатов городского округа «<адрес>», и на эту же должность был избран депутат Собрания депутатов городского округа «<адрес>» Гасанов Х.Г.

Считает отзыв с должности заместителя председателя Собрания депутатов городского округа «<адрес>» - Амирова Магомедхабиба Абдулмуслимовича принятым решением от ДД.ММ.ГГГГ Собрания депутатов городского округа «<адрес>» на заседании 28-й сессии, проведённой ДД.ММ.ГГГГ, незаконным в связи с существенными нарушениями законодательства, а именно - Устава муниципального образования городской округ «<адрес>» и Регламента Собрания депутатов городского округа «<адрес>».

В соответствии с п. 7 ст. 14 Регламента Собрания депутатов городского округа «<адрес>» - «Утверждение повестки дня», вопрос о включении в повестку дня поступивших предложений и утверждение повестки дня в целом решаются путем открытого голосования по каждому предложению отдельно большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов Собрания депутатов. В нарушении вышеуказанной нормы Регламента Собрания депутатов городского округа «<адрес>», голосование депутатами Собрания депутатов городского округа «<адрес>» на заседании 28-й сессии Собрания депутатов, проведенной ДД.ММ.ГГГГ, было проведено по 2-м вопросам: об отзыве заместителя председателя Собрания депутатов городского округа «<адрес>» Амирова М.А.; об избрании заместителя председателя Собрания депутатов городского округа «<адрес>», приложенных депутатом Шапиевым М.С. в вопросе повестки дня «Разное». Считает, что незаконно был включен в него одновременно второй вопрос, что нарушает принцип формирования 10-го вопроса повестки дня «Разное». В соответствии с п. 11 ст. 14 Регламента изменения утвержденной повестки дня принимаются 2/3 голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании. В нарушении вышеуказанной нормы Регламента, голосование депутатами за вопрос об «Избрании заместителя председателя Собрания депутатов городского округа «<адрес>» произошло без изменения утвержденной повестки дня, в которую при принятии ее голосованием в целом, были включены 10 вопросов, а вопрос «Об избрании заместителя Собрания депутатов городского округа «<адрес>» был постановлен на голосование депутатов в качестве 11-го вопроса повестки дня, что незаконно изменило утвержденную повестку дня в целом. В нарушении утвержденной в целом дня 28-й сессии Собрания депутатов городского округа «<адрес>» шестого созыва, голосованием депутатов незаконно принято решение от ДД.ММ.ГГГГ «Об избрании заместителя председателя Собрания городского округа «<адрес>». При предложении депутатом Шапиевым М.С. о рассмотрении вопроса: «Об отзыве заместителя председателя Собрания депутатов городского округа «<адрес>» Амирова М.А.» в вопросе повестки для «Разное», были нарушены требования п. 3 ст. 14 Регламента, согласно которой «председатель Собрания депутатов, комиссия или группа депутатов (численностью не менее 1/3 от числа депутатов, присутствующих на заседании) до проведения голосования по вопросу утверждения повестки дня могут вносить предложения по включению в повестку дня дополнительных вопросов. При этом постоянная комиссия Собрания депутатов или депутатская группа (Председатель Собрания депутатов) обязана предоставить в распоряжение других депутатов присутствующих на заседании, материалы, необходимые для рассмотрения вопроса, предлагаемого к включению в повестку дня».

Предложение депутатом Шапиевым М.С. по включению в повестку дня 28-й сессии Собрания депутатов городского округа «<адрес>» шестого созыва дополнительных вопросов до проведения голосования по вопросу утверждения повестки дня было внесено им единолично, по его личной инициативе, а не от лица постоянной комиссии Собрания депутатов или группы депутатов. Председателем Собрания депутатов городского округа «<адрес>» до проведения голосования по вопросу утверждения повестки дня 28-й сессии Собрания депутатов городского округа «<адрес>» шестого созыва предложений по включению в повестку дня дополнительных вопросов не вносилось. Также, постоянной комиссией Собрания депутатов или депутатской группой, обязанной в соответствии с требованиями п. 3 ст. 14 Регламента представить в распоряжение других депутатов, присутствующих на заседании, материалы, необходимые для рассмотрения вопроса, предлагаемого к включению в повестку дня, какие - либо материалы необходимые для рассмотрения вопроса «Об отзыве заместителя председателя Собрания городского округа «<адрес>» Амирова М.А. в распоряжение других депутатов, присутствующих на заседании не представлялись.

Уставом МО ГО «<адрес>» предусмотрено: п. 2 подпункт 15 ст. 26 в компетенции Собрания депутатов городского округа «Избрание из состава Собрания депутатов городского округа и освобождения от должности в случаях и порядке, установленных настоящим Уставом и Регламентом, председателя Собрания депутатов городского округа(его заместитель), председателей комитетов; п. 3 ст 28: заместитель председателя Собрания депутатов городского округа «<адрес>» подотчетен и подконтролен Собранию депутатов городского округа «<адрес>», председателю Собрания городского округа и как депутат Собрания депутатов своим избирателям и может быть освобожден от должности путем голосования на заседании Собрания депутатов городского округа «<адрес>» в соответствии с настоящим Уставом и регламентом; п.4 ст. 28: полномочия заместителя председателя Собрания депутатов городского округа уславливаются Регламентом, решениями Собрания депутатов городского округа «<адрес>».

Регламентом Собрания депутатов городского округа «<адрес>» определены требования к процедурам избрания и отзыва председателя и заместителя председателя Собрания депутатов городского округа «<адрес>».

Согласно ст. 13 Регламента Собрания депутатов городского округа «<адрес>» «Порядок формирования повестки заседания Собрания депутатов городского округа «<адрес>», повестка дня формируется из: проектов решений Собрания депутатов, предложений по организации работы Собрания депутатов, ответов на письменные запросы депутатов, обращений граждан и юридических лиц по вопросам ведения Собрания депутатов, предложений и заключений комиссий и рабочих групп по вопросам, отнесенных к их ведению, сообщений Контрольного органа Собрания депутатов городского округа, сообщений информационного характера; право внесения проектов решений в Собрание депутатов принадлежит депутатам Собрания депутатов, главе городского округа, органам территориального общественного самоуправления муниципального образования, инициативным группам граждан, в порядке, предусмотренном Уставом, а также прокурором <адрес> по вопросам его ведения.

К проекту решения, вносимому в Собрание депутатов в порядке правотворческой инициативы, должны прилагаться: сопроводительное письмо, указывающее на авторов проекта решения; пояснительная записка, содержащая обоснование необходимости его принят указание на место предполагаемого решения в системе муниципальных правовых актов, на соответствие основных положений проекта решения действующему законодательству; расчеты, справки, сравнительные таблицы и другая письменная информация необходимая для рассмотрения и принятия решения. При несоответствии проекта решения вышеуказанным требованиям он может быть возвращен субъекту правотворческой инициативы. Проект решения, внесенный в Собрание депутатов, направляется Председателем Собрания депутатов, в соответствующую постоянную комиссию Собрания депутатов, которая назначает ответственного за подготовку заключения, проекта решения. При этом устанавливается срок для подготовки этих документов к рассмотрению на заседании Собрания депутатов. Постоянная комиссия Собрания депутатов, ответственная за подготовку проекта решения к рассмотрению на заседании Собрания депутатов, обсуждает проект решения на своем заседании. К рассмотрению проекта решения на заседании постоянной комиссии Собрания депутатов могут привлекаться депутаты других постоянных комиссий, представители субъекта правотворческой инициативы и общественности, специалисты. По итогам обсуждения проекта решения постоянная комиссия дает мотивированное заключение с одной из следующих рекомендаций: рассмотреть проект решения и принять его; рассмотреть проект решения и отклонить его; рассмотреть проект решения и принять его с изменениями и дополнениями, изложенными в заключение постоянной комиссии; рассмотреть проект решения и возвратить его субъекту правотворческой инициативы на доработку с учетом заключения постоянной комиссии; отказать в рассмотрении проекта решения. Депутаты Собрания депутатов, не участвующие в заседании постоянной комиссии Собрания депутатов, вправе вносить свои замечания и предложения, которые должны быть рассмотрены и учтены постоянной комиссией Собрания депутатов при подготовке заключения по обсуждаемому проекту решения.

Мотивированное заключение на проект решения направляется Председателю Собрания депутатов с сопроводительным письмом, подписанным председателем постоянной комиссии, а в его отсутствие заместителем председателя постоянной комиссии. Председатель Собрания депутатов с учетом заключения постоянной комиссии, ответственной за подготовку проекта решения, вносит проект решения в проект повестки дня для рассмотрения на очередном (внеочередном) заседании Собрания депутатов. В процессе подготовки проекта решения предлагаемый проект решения изучается юридической службой администрации на предмет его соответствия Конституции Российской Федерации, законам Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, Уставу муниципального образования, настоящему Регламенту, муниципальным правовым актам. В случае соответствия указанным нормативным правовым актам предлагаемый проект решения визируются юридической службой администрации. В случае если предлагаемый проект решения не соответствует указанным нормативным актам, дается соответствующее заключение. Председатель Собрания депутатов с учетом заключения постоянной комиссии Собрания депутатов, ответственной за подготовку проекта решения, вносит проект решения в план рассмотрения вопросов на одно из очередных заседаний Собрания депутатов. Одновременно проект решения вместе с необходимыми материалами направляется в постоянные комиссии Собрания депутатов. Предложения по организации работы Собрания депутатов (вопросы организации комиссий и рабочих групп, принятие добровольной отставки Председателя Собрания депутатов и т.п.) выносятся на рассмотрение Собрания депутатов в соответствии с процедурой, установленной настоящим Регламентом. Проекты нормативных правовых актов выносятся на заседание Собрания депутатов после их предварительного рассмотрения комиссией, рабочей группой или при наличии их заключения в порядке, установленном настоящим Регламентом, положениями о комиссиях и решениями, о создании рабочих групп.

Ответы на письменные запросы включаются в повестку дня ближайшего заседания Собрания депутатов по мере их поступления в распоряжение председателя Собрания депутатов. Предложения и заключения комиссий и рабочих групп по вопросам, отнесенным к их ведению, а также предложения комиссий, рабочих групп по результатам рассмотрения ими в порядке контроля хода выполнения принятых ранее решений Собрания депутатов вносятся Председателем Собрания депутатов в повестку дня по мере их поступления, но не позднее 3-х дней до заседания. При установлении очередности рассмотрения вопросов повестки дня преимущество отдается проектам нормативных правовых актов и предложениям по совершенствованию правового регулирования на территории муниципального образования. Повестка дня, сформированная в соответствии с положениями настоящей статьи, выносится председателем для утверждения на заседании Собрания депутатов. В нарушение вышеуказанных норм Регламента Собрания депутатов городского округа «<адрес>», вопрос «Об отзыве заместителя председателя Собрания депутатов городского округа «<адрес>» Амирова М.А.» был включен в повестку дня 28-й сессии Собрания депутатов в вопросе «Разное» без предварительного проекта решения Собрания депутатов «Об отзыве заместителя председателя Собрания депутатов городского округа «<адрес>» Амирова М.А.», предложений и заключений комиссий и рабочих групп Собрания по вопросам, отнесенным к их ведению (вопроса «Об отзыве заместителя председателя Собрания депутатов городского округа «<адрес>»), без подготовленных и должных прилагаться к проекту решения «Об отзыве заместителя председателя Собрания депутатов городского округа «<адрес>» Амирова М.А.», вносимому в Собрание депутатов в порядке правотворческой инициативы, сопроводительного письма, указывающего на авторов проекта решения, пояснительной записки, содержащей обоснование необходимости его принятия, указание на место предполагаемого решения в системе муниципальных правовых актов, на соответствие основных положений проекта решения действующему законодательству; расчетов, справок, сравнительных таблиц и другой письменной информации, необходимой для рассмотрения и принятия решения «Об отзыве заместителя председателя Собрания депутатов городского округа «<адрес>» Амирова М.А.». Проект решения «Об отзыве заместителя председателя Собрания депутатов городского округа «<адрес>» Амирова М.А.», в Собрание депутатов должным образом не вносился, Председателем Собрания депутатов в соответствующую постоянную комиссию Собрания депутатов, которая назначается ответственной за подготовку заключения, проект решения не направлялся.

Проект решения «Об отзыве заместителя председателя Собрания депутатов городского округа «<адрес>» Амирова М.А», в течение какого-либо установленного предварительно срока постоянной комиссией Собрания депутатов, которая назначается ответственной за подготовку заключения, проекта решения, ею, для дальнейшего рассмотрения на заседании Собрания депутатов, не подготавливался. Постоянная комиссия Собрания депутатов, ответственная за подготовку проекта решения к рассмотрению на заседании Собрания депутатов, проект решения «Об отзыве заместителя председателя Собрания депутатов городского округа «<адрес>» Амирова М.А.», на своем заседании не обсуждала. По итогам должного, и, фактически не имевшего места быть, обсуждения проекта решения «Об отзыве заместителя председателя Собрания депутатов городского округа «<адрес>» Амирова М.А.», постоянная комиссия Собрания депутатов своего мотивированного заключения по итогам обсуждения проекта решения «Об отзыве заместителя председателя Собрания депутатов городского округа «<адрес>» Амирова М.А.», с какой-либо одной из следующих рекомендаций рассмотреть проект решения и принять его рассмотреть проект решения и отклонить его; рассмотреть проект решения и принять его с изменениями и дополнениями, изложенными в заключение постоянной комиссии; рассмотреть проект решения и возвратить его субъекту правотворческой инициативы на доработку с учетом заключения постоянной комиссии; отказать в рассмотрении проекта решения; не давала. Мотивированное заключение на проект решения «Об отзыве заместителя председателя Собрания депутатов городского округа «<адрес>» Амирова М.А.», с сопроводительным письмом, подписанным председателем постоянной комиссии, а в его отсутствие заместителем председателя постоянной комиссии, Председателю Собрания депутатов не направлялось. Председатель Собрания депутатов с учётом заключения постоянной комиссии, ответственной за подготовку проекта решения «Об отзыве заместителя председателя Собрания депутатов городского округа «<адрес>» Амирова М.А.», проект решения «Об отзыве заместителя председателя Собрания депутатов городского округа «<адрес>» Амирова М.А.» в проект повестки дня для рассмотрения на очередном (внеочередном) заседании Собрания депутатов, не вносил. Проект решения «Об отзыве заместителя председателя Собрания депутатов городского округа «<адрес>» Амирова М.А.» юридической службой администрации на предмет его соответствия Конституции Российской Федерации, законам Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, Уставу муниципального образования, настоящему Регламенту, муниципальным правовым актам, не изучался, ею не визировался, и не получал какого-либо заключения юридической службы администрации <адрес>. В случае соблюдения требований ст. 13 «Порядок формирования повестки заседания Собрания депутатов городского округа «<адрес>» Регламента Собрания депутатов городского округа «<адрес>», проект решения «Об отзыве заместителя председателя Собрания депутатов городского округа «<адрес>» Амирова М.А.» должен был быть соответствующим образом рассмотрен, обсужден, подготовлен и иметь соответствующее мотивированное заключение постоянной комиссии Собрании депутатов, а далее быть направленным Председателю Собрания депутатов для включения в повестку дня предстоящего заседания Собрания депутатов, что не было сделано.

Просит признать незаконным и отменить:

- Решение Собрания депутатов городского округа «<адрес>» за от ДД.ММ.ГГГГ «Об отзыве заместителя председателя Собрания депутатов городского округа «<адрес>» Амирова М.А.»;

- Решение Собрания депутатов городского округа «<адрес>» за от ДД.ММ.ГГГГ «Об избрании заместителя председателя Собрания депутатов городского округа «<адрес>».

Решением Избербашского городского суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Кассационным определением Пятого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ решение Избербашского городского суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В судебном заседании административный истец Амиров М.А. и его представитель по доверенности Гамидов А.З. исковые требования поддержали, просили удовлетворить в полном объеме, в частности, представитель Гамидов А.З. пояснил, что повестка дня заседания 28-й сессии Собрания депутатов ГО «<адрес>» 6 созыва, которое состоялось ДД.ММ.ГГГГ по намеченным вопросам, в установленном порядке была сформирована заблаговременно и роздана депутатам для сведения и подготовки своих замечаний в повестке дня. На собрании депутат Шапиев М.С. произвольно, в скрытой форме, внес предложения о включении в повестку дня дополнительного вопроса «Разное», не уточнив и не конкретизировав, что он предлагает рассмотреть под вопросом «Разное». Несмотря на это, Собрание депутатов, в нарушение требований ст.13 Регламента Собрания депутатов ГО «<адрес>», общих правил и задач Регламента Собрания депутатов ГО «<адрес>» незаконно включило предложение депутата Шапиева М.С. в повестку дня. Это по факту, по порядку рассмотрения и принятия Собрания в повестку дня данного предложения депутата Шапиева М.С. в оспариваемых судебных актах, как она включена, суд должен дать оценку. В частности, о предложении депутата Шапиева М.С.о включении в повестку дня Собрания вопроса «Разное» другим депутатам стало известно лишь, когда Шапиев М.С. выступил на Собрании с этим предложением. То есть, депутаты не были заблаговременно уведомлены и ознакомлены с содержанием этого предложения. При этом, депутат Шапиев М.С. под предлогом включить в повестку дня Собрания и рассмотреть вопрос «Разное» предложил два совершенно других вопроса: вопрос об отзыве заместителя председателя Собрания депутатов ГО «<адрес>» Амирова и вопрос об избрании заместителя председателя Собрания депутатов ГО «<адрес>», которые были заранее заготовлены втайне от других депутатов и в личных интересах депутата Шапиева М.С., и председателя Собрания. Несмотря на это, эти два вопроса фактически не вносились в повестку дня в соответствии с регламентом Собрания и не обсуждались, Собранием не утверждены. Другим депутатам, чтобы они имели возможность изложить свою позицию о законности и необходимости включения этих вопросов в повестку дня, заблаговременно не представили их. Шапиев М.С. должен был до этого заблаговременно внести предложение с пояснительной запиской в связи с чем этот вопрос он хочет внести, с соблюдением требований трудового законодательства, поскольку здесь затрагиваются трудовые права истца Амирова М.А. Этот вопрос возник беспричинно, скрываясь в «Разное», озвучил, что надо лишить Амирова М.А. должности заместителя председателя Собрания. Вопрос их внесения в повестку дня в Собрании не ставился и никакого голосования по этим вопросам в Собрании не было, т.е. эти вопросы, предложенные депутатом Шапиевым М.С. в установленном порядке не были включены, они Собранием рассмотрены произвольно по частному предложению Шапиева М.С. Соответственно, решения, принятые по ним, являются незаконными. Вместе с тем, при формировании повестки дня по указанным вопросам нарушены требования ст. 13 во взаимосвязи с п.п. 3, 7, 1 ст. 14 Регламента Собрания депутатов, выразившиеся в том, что при включении указанных вопросов в повестку дня Собрания и при принятии решения по ним к проекту, вносимому в Собрание, не было информационного письма, указывающего на автора проекта такого решения. Также в нем не было и пояснительной записки, содержащей обоснование необходимости включения этих вопросов в повестку дня, принятия по ним решений. Не было и другой письменной информации, необходимой для рассмотрения и принятия решения по ним.

Таким образом, при принятии Собранием обжалуемого решения об отзыве заместителя председателя Собрания депутатов ГО «<адрес>» Амирова М.А. и об избрании заместителя председателя Собрания депутатов ГО «<адрес>», которые были внесены под прикрытием вопроса в повестку дня «Разное» нарушен установленный пп. 15 п. 2 ст. 26 Устава ГО «<адрес>» во взаимосвязи с п.п. 7, 14 Регламента Собрания, который гласит: вопрос включения в повестку дня поступивших предложений и утверждения в повестке дня в целом решается путем открытого голосования по каждому предложению отдельно большинством голосов от числа присутствующих в Собрании депутатов. Чтобы эти два вопроса включить в повестку дня в соответствии с п. 11 ст. 14 Регламента утверждения в повестке дня, изменения в утвержденной повестке дня принимаются 2/3 голосов, т.е. 14 депутатов от числа депутатов, присутствующих на сессии. По общему правилу Регламента Собрания депутатов действует принцип: один вопрос в повестке дня - одно решение. Решение, принятое по одному вопросу в повестке дня сессии не может быть разделено на две части и решение должно быть отдельным по каждому вопросу повестки дня, а вопрос в повестке дня не может быть разделен на две части. В нашей ситуации, прикрываясь в «разные», разделил на две части, что недопустимо, поскольку эти два вопроса вообще не вносились в повестку дня фактически.

Административный ответчик - Председатель Собрания депутатов ГО «<адрес>» Бакаев Р.А., был извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, согласно представленного заявления просил рассмотреть дело в его отсутствие, а также указал, что им обжаловано кассационное определение Пятого Кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ в Верховный Суд Российской Федерации.

В своих возражениях Бакаев Р.А. просил отказать в удовлетворении административного искового заявления мотивируя тем, что действительно, в соответствии со ст. 13 Регламента (действующего на тот момент) Собрания депутатов (порядок формирования повестки заседания Собрания депутатов) к проекту решений Собрания депутатов должны прилагаться сопроводительное письмо, указывающее на авторов проекта решения, пояснительная записка, расчеты, справки, сравнительные таблицы и т.<адрес> решения Собрания направляется Председателю Собрания и в профильную комиссию Собрания депутатов. Однако статья 14 Регламента Собрания депутатов дает право Собранию депутатов вносить свои изменения в повестку дня непосредственно в ходе заседания Собрания депутатов до ее (повестка) утверждения в окончательном виде. Это исключение из общего порядка формирования повестки дня, предусмотренного ст. 13 Регламента Собрания депутатов. Так, согласно п. 3 ст. 14 Регламента председатель Собрания депутатов, комиссия или группа депутатов (численностью 1/3 от числа депутатов, присутствующих на заседании) до проведения голосования по вопросу утверждения повестки дня могут вносить предложения по включению в повестку дня дополнительных вопросов. При этом, автор проекта решения должен представить в распоряжение депутатов материалы к проекту. В данном случае ДД.ММ.ГГГГ частью депутатов в количестве более 1/3 до утверждения повестки дня было предложено включить в повестку дня дополнительный вопрос «Разное», что было поддержано подавляющим большинством депутатов Собрания депутатов. Однако в распоряжение депутатов не были представлены материалы к проекту решения, так как по своей сути проект решения Собрания депутатов об отзыве председателя либо его заместителя не предполагают наличие каких либо дополнительных материалов. Более того, присутствующий на заседании Собрания депутатов истец Амиров М.А. не потребовал предоставления ему таких материалов, следовательно, согласился с такой процедурой принятия решения.

Кроме того, им, председателем Собрания депутатов, неоднократно, в том числе и накануне отзыва вне рабочего процесса Собрания депутатов выносились устные замечания Амирову М.А. как заместителю председателя Собрания депутатов о недопустимости игнорирования заседаний Собрания депутатов, о недопустимости неподобающего поведения в обществе, о прекращении призыва других депутатов бойкотировать заседания Собрания депутатов. Более того, им накануне дня ДД.ММ.ГГГГ Амиров М.А. предупреждался о праве депутатов на его отзыв за неподобающее заместителю председателя Собрания депутатов и депутата поведение. На данном заседании Собрания депутатов (ДД.ММ.ГГГГг.) присутствовали председатели всех комиссий Собрания депутатов, в том числе и председатель профильной комиссии по законодательству, законности, местному самоуправлению и депутатской этике. Внесенный вопрос об отзыве обсуждался всеми председателями комиссий и депутатами непосредственно на заседании. Более того, Регламент Собрания депутатов не предусматривает и не обязывает председателя Собрания переносить такой дополнительный вопрос, включенный в ходе заседания, для обсуждения или для изучения материалов по проектам решений на другое заседание.

Таким образом, ни процедурой проведения голосования и ни по сути решения об отзыве права депутата Амирова М.А. не были нарушены, что подтверждается всеми материалами, имеющимися в административном деле, рассмотренном и Верховным судом Республики Дагестан.

Отзыв с должности заместителя председателя Собрания депутатов не ограничивает права депутата и не лишает полномочия депутата, предусмотренных ст. 40 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ « Общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Административные ответчики: депутаты Собрания депутатов городского округа «<адрес>»: Аледзиев Ш.М., Гасанов Х.Г., Ибрагимов З.М., Джафаров Н.Д., Баматов И.Б., Расулов М.Р., ФИО6 М.М., Шахбанов М.Р., Шапиев М.С., Рабаданов Ш.А., Сулейманов Б.А., Гаджибагандов С.Б., Мусаев М.З., Билалов М.К., ФИО6 М.Р., Багомедов И.А., Салихова Б.А., Сайпулаев М.Г., ФИО6 А.А., извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд не явились, о причинах неявки не сообщили.

Суд на основании ст. 150 КАС РФ рассмотрел дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, не явившихся в судебное заседание, извещенных о времени и месте судебного заседания, не сообщивших о причинах своей неявки, и не представивших доказательства уважительности этих причин.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции РФ решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий (часть 1), гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 5.1).

Согласно части 1 статьи 4 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах организации местного самоуправления в <адрес>» в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся, среди прочих и контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

В соответствии со ст. 1 Положения «О статусе депутата Собрания депутатов ГО «<адрес>» Республики Дагестан», утвержденного Решением Собрания депутатов ГО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, депутатом Собрания депутатов городского округа «<адрес>» является избранный населением представитель, уполномоченный решать вопросы местного значения в пределах компетенции, установленной положением, в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.

В компетенции Собрания депутатов городского округа, как следует из Устава муниципального образования городской округ "<адрес>", утвержденного решением Собрания депутатов городского округа "<адрес>" от ДД.ММ.ГГГГ, с последующими изменениями и дополнениями, находятся в том числе избрание из состава Собрания депутатов городского округа и освобождение от должности в случаях и порядке, установленных настоящим Уставом и Регламентом, Председателя Собрания депутатов городского округа (его заместителей), председателей комитетов (подпункт 15 пункта 2 статьи 26).

Полномочия заместителя председателя собрания определены в статье 28.1 Устава, в соответствии с которым заместитель председателя Собрания депутатов городского округа "<адрес>" избирается из состава Собрания депутатов городского округа "<адрес>" на срок полномочий Собрания депутатов городского округа (пункт 1), открытым или тайным голосованием по решению Собрания депутатов городского округа "<адрес>" (пункт 2), подотчетен и подконтролен Собранию депутатов городского округа "<адрес>", председателю Собрания депутатов городского округа и как депутат Собрания депутатов своим избирателям и может быть освобожден от должности путем голосования на заседании Собрания депутатов городского округа "<адрес>" в соответствии с настоящим Уставом и Регламентом (пункт 3), полномочия его устанавливаются Регламентом, решениями Собрания депутатов городского округа "<адрес>" (пункт 4).

Решением Собрания депутатов городского округа "<адрес>" от ДД.ММ.ГГГГ, с последующими изменениями и дополнениями, действующими на момент принятия оспариваемых решений от ДД.ММ.ГГГГ, утвержден Регламент Собрания депутатов (далее также - Регламент).

Собрание депутатов городского округа "<адрес>" является выборным органом местного самоуправления городского округа "<адрес>", состоит из 21 депутата, избранных в соответствии с действующими федеральными законами, законами Республики Дагестан и Уставом муниципального образования (статьи 1, 3 Регламента).

В соответствии со статьей 4.1 Регламента председатель Собрания депутатов избирается из числа депутатов на срок полномочий Собрания депутатов на первом заседании после избрания нового состава депутатов или досрочного прекращения полномочий председателя, тайным голосованием с использованием бюллетеней (или Собрание депутатов может принять решение о проведении открытого голосования); проводится обсуждение кандидатур; депутат считается избранным председателем Собрания депутатов, если за него проголосовало более половины, от установленной Уставом муниципального образования, численности депутатов Собрания депутатов.

Заместитель председателя Собрания депутатов избирается из числа депутатов в соответствии с процедурой, установленной для избрания Председателя Собрания депутатов (статья 5 Регламента).

В соответствии со статьей 10 Регламента Собрание депутатов может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее 2/3 от установленной численности депутатов; заседание Собрания депутатов считается правомочным, если на нем присутствует более половины от числа избранных депутатов. Основной организационно-правовой формой деятельности Собрания депутатов является заседание, все решения Собрания депутатов принимаются на заседании.

Порядок формирования повестки дня заседания Собрания депутатов определен в статье 13 Регламента: повестка дня заседания Собрания депутатов формируется из: проектов решений Собрания депутатов; предложений по организации работы Собрания депутатов; ответов на письменные запросы депутатов; обращений граждан и юридических лиц по вопросам ведения Собрания депутатов; предложений и заключений комиссий и рабочих групп по вопросам, отнесенным к их ведению; сообщений Контрольного органа Собрания депутатов городского округа; сообщений информационного характера.

Право внесения проектов решений в Собрание депутатов принадлежит: депутатам Собрания депутатов; Главе городского округа; органам территориального общественного самоуправления муниципального образования; инициативным группам граждан, в порядке, предусмотренном Уставом, а также прокурором <адрес> по вопросам его ведения. Проекты решений Собрания депутатов от иных органов и лиц, не обладающих указанным правом, могут быть внесены в Собрание депутатов через соответствующие субъекты правотворческой инициативы. Проекты решений Собрания депутатов о создании муниципальных предприятий и учреждений и участии муниципального образования в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, а также проекты решений по вопросам приватизации муниципального имущества, определения целей, условий и порядка деятельности муниципальных предприятий и учреждений; утверждения их уставов; согласования назначения на должность и освобождения от должности их руководителей; установления тарифов на работы и услуги муниципальных предприятий и учреждений; владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом; порядка и условий приватизации муниципального имущества вносятся главой городского округа. К проекту решения, вносимому в Собрание депутатов в порядке правотворческой инициативы, должны прилагаться: сопроводительное письмо, указывающее на авторов проекта решения; пояснительная записка, содержащая обоснование необходимости его принятия, указание на место предполагаемого решения в системе муниципальных правовых актов, на соответствие основных положений проекта решения действующему законодательству; расчеты, справки, сравнительные таблицы и другая письменная информация, необходимая для рассмотрения и принятия решения. При несоответствии проекта решения вышеуказанным требованиям он может быть возвращен субъекту правотворческой инициативы. Проект решения, внесенный в Собрание депутатов, направляется Председателем Собрания депутатов в соответствующую постоянную комиссию Собрания депутатов, которая назначается ответственным за подготовку заключения, проекта решения. При этом устанавливается срок для подготовки этих документов к рассмотрению на заседании Собрания депутатов. Постоянная комиссия Собрания депутатов, ответственная за подготовку проекта решения к рассмотрению на заседании Собрания депутатов, обсуждает проект решения на своем заседании. К рассмотрению проекта решения на заседании постоянной комиссии Собрания депутатов могут привлекаться депутаты других постоянных комиссий, представители субъекта правотворческой инициативы и общественности, специалисты. По итогам обсуждения проекта решения постоянная комиссия дает, мотивированное заключение с одной из следующих рекомендаций: рассмотреть проект решения и принять его; рассмотреть проект решения и отклонить его; рассмотреть проект решения и принять его с изменениями и дополнениями, изложенными в заключении постоянной комиссии; рассмотреть проект решения и возвратить его субъекту правотворческой инициативы на доработку с учетом заключения постоянной комиссии; отказать в рассмотрении проекта решения.

Депутаты Собрания депутатов, не участвующие в заседании постоянной комиссии Собрания депутатов, вправе вносить свои замечания и предложения, которые должны быть рассмотрены и учтены постоянной комиссией Собрания депутатов при подготовке заключения по обсуждаемому проекту решения.

Мотивированное заключение на проект решения направляется Председателю Собрания депутатов с сопроводительным письмом, подписанным председателем постоянной комиссии, а в его отсутствие заместителем председателя постоянной комиссии.

Председатель Собрания депутатов с учетом заключения постоянной комиссии, ответственной за подготовку проекта решения, вносит проект решения в проект повестки дня для рассмотрения на очередном (внеочередном) заседании Собрания депутатов.

В процессе подготовки проекта решения предлагаемый проект решения изучается юридической службой администрации на предмет его соответствия Конституции Российской Федерации, законам Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, Уставу муниципального образования, настоящему Регламенту, муниципальным правовым актам.

В случае соответствия указанным нормативным правовым актам предлагаемый проект решения визируются юридической службой администрации.

В случае, если предлагаемый проект решения не соответствует указанным нормативным актам, дается соответствующее заключение.

Председатель Собрания депутатов с учетом заключения постоянной комиссии Собрания депутатов, ответственной за подготовку проекта решения, вносит проект решения в план рассмотрения вопросов на одно из очередных заседаний Собрания депутатов. Одновременно проект решения вместе с необходимыми материалами направляется в постоянные комиссии Собрания депутатов.. Предложения по организации работы Собрания депутатов (вопросы организации комиссий и рабочих групп, принятие добровольной отставки Председателя Собрания депутатов и т.п.) выносятся на рассмотрение Собрания депутатов в соответствии с процедурой, установленной настоящим Регламентом 67 Проекты нормативных правовых актов выносятся на заседание Собрания депутатов после их предварительного рассмотрения комиссией, рабочей группой или при наличии их заключения в порядке, установленном настоящим Регламентом, положениями о комиссиях и решениями, о создании рабочих групп. Ответы на письменные запросы включаются в повестку дня ближайшего Заседания Собрания депутатов по мере их поступления в распоряжение председателя Собрания депутатов. Предложения и заключения комиссий и рабочих групп по вопросам, отнесенным к их ведению, а также предложения комиссий, рабочих групп по результатам рассмотрения ими в порядке контроля хода выполнения принятых ранее решений Собрания депутатов вносятся Председателем Собрания депутатов в повестку дня по мере их поступления, но не позднее 3-х дней до заседания. При установлении очередности рассмотрения вопросов повестки дня преимущество отдается проектам нормативных правовых актов и предложениям по совершенствованию правового регулирования на территории муниципального образования. Повестка дня, сформированная в соответствии с положениями настоящей статьи, выносится председателем для утверждения на заседании Собрания депутатов.

Как усматривается из материалов дела, согласно протоколу заседания 28 очередной сессии Собрания депутатов городского округа «<адрес>», всего депутатов 21, присутствовали 15, отсутствовали- 6, приглашенных 28, где по десятому вопросу повестки «Разное» выступал депутат Шапиев М.С. по вопросу об отзыве и освобождении от занимаемой должности заместителя председателя Собрания депутатов городского округа «<адрес>» Амирова М.А., проголосовали за -11, против -4.

Решением Собрания депутатов городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ Амиров М.А. освобожден от занимаемой должности заместителя председателя Собрания депутатов городского округа «<адрес>» с ДД.ММ.ГГГГ

Этим же решением избран заместитель председателя Собрания депутатов городского округа «<адрес>» Гасанов Х.Г.

Как следует из материалов дела, и ссылался административный истец в своем административном иске, в ходе рассмотрения повестки дня на заседании депутат Шапиев М.С. предложил включить по вопросу в повестке дня "Разное" вопросы об отзыве заместителя собрания А.М. и избрании заместителя председателя собрания.

В результате голосования депутатами Собрания депутатов городской округа «<адрес>» шестого созыва по предложенным депутатом Шапиевым М.С. к рассмотрению двум вышеуказанным вопросам, на 28-й сессии Собрания депутатов городского округа «<адрес>», которая состоялась ДД.ММ.ГГГГ, Амиров М.А. был отозван с должности заместителя председателя Собрания депутатов городского округа «<адрес>» и на эту же должность был избран депутат Собрания депутатов городского округа «<адрес>» Гасанов Х.Г.

Суд полагает, что отзыв с должности заместителя председателя Собрания депутатов городского округа «<адрес>» - Амирова Магомедхабиба Абдулмуслимовича, принятый решением от ДД.ММ.ГГГГ Собрания депутатов городского округа «<адрес>» на заседании 28-й сессии, проведённой ДД.ММ.ГГГГ, является незаконным в связи с существенными нарушениями Устава муниципального образования городской округ «<адрес>» и Регламента Собрания депутатов городского округа «<адрес>».

Предложение депутатом Шапиевым М.С. по включению в повестку дня 28-й сессии Собрания депутатов городского округа «<адрес>» шестого созыва дополнительных вопросов до проведения голосования по вопросу утверждения повестки дня было внесено им единолично, по его личной инициативе, а не от лица постоянной комиссии Собрания депутат или группы депутатов (численностью не менее 1/3 от числа депутатов, присутствующих на заседаниях). Как того требует Регламент Собрания депутатов городского округа «<адрес>».

Председателем Собрания депутатов городского округа «<адрес>» до проведения голосования по вопросу утверждения повестки дня 28-й сессии Собрания депутатов городского округа «<адрес>» шестой созыва предложений по включению в повестку дня дополнительных вопросов не вносилось.

Проект решения «Об отзыве заместителя председателя Собрания депутатов городского округа «<адрес>» Амирова М.А.» в Собрание депутатов должным образом не вносился, Председателем Собрания депутатов в соответствующую постоянную комиссию Собрания депутатов которая назначается ответственной за подготовку заключения, проект; решения, не направлялся. Проект решения «Об отзыве заместителе председателя Собрания депутатов городского округа «<адрес>» Амирова М. в течение какого-либо установленного предварительно срок; постоянной комиссией Собрания депутатов, которая назначаете) ответственной за подготовку заключения, проекта решения, ею, для дальнейшего рассмотрения на заседании Собрания депутатов, не подготавливался. Постоянная комиссия Собрания депутатов, ответственная за подготовку проекта решения к рассмотрению на заседании Собрания депутатов, проект решения «Об отзыве заместителя председателя Собрания депутатов городского округа «<адрес>» Амирова М.А. на заседании не обсуждала.

Согласно ст. 14 Регламента Собрания депутатов городского округа «<адрес>» утверждена повестка дня.

1. В начале каждого заседания Собрания депутатов после объявления председательствующим о наличии кворума обсуждается и утверждается повестка дня.

2. Предложения и замечания по предложенному проекту повестки дня излагаются депутатами или председательствующим в выступлениях.

3. Председатель Собрания депутатов, комиссия или группа депутатов (численностью не менее 1/3 от числа депутатов, присутствующих на заседании) до проведения голосования по вопросу утверждения повестки дня могут вносить предложения по включению в повестку дня дополнительных вопросов. При этом депутатская группа (Председатель Собрания депутатов) обязана предоставить в распоряжение других депутатов, присутствующих на заседании, материалы, необходимые для рассмотрения вопроса, предлагаемого к включению в повестку дня.

4. В случае, если на включении дополнительного вопроса в повестку дня настаивает не менее 1/4 от числа депутатов, присутствующих на заседании, слово для обоснования предоставляется одному из депутатов. В случае, если включить дополнительный вопрос в повестку дня предлагает Председатель Собрания депутатов, то он обосновывает свое предложение в общем порядке выступления. Предложения оглашаются в порядке их поступления. При этом преимущество перед всеми остальными вопросами по включению в повестку дня имеют актуальные проекты нормативных правовых актов муниципального образования, а иные письменные проекты - перед устными предложениями. Повестка заседания Собрания депутатов утверждается представительным органом на заседании по представлению председательствующего большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании.

5. По предложению Председателя Собрания депутатов или ? от числа депутатов, присутствующих на заседании, может быть изменен порядок рассмотрения вопросов повестки дня: объединены несколько вопросов или сняты определенные вопросы с повестки дня с ограничениями, установленными настоящим Регламентом.

6. При обсуждении порядка работы заседания, включения дополнительных пунктов в повестку дня, объединения или снятия с повестки дня определенных вопросов прения ограничиваются выступлениями трех депутатов «за» включение и грех - «против» включения.

7. Вопрос о включении в повестку дня поступивших предложений и утверждение повестки в целом решаются путем открытого голосования по каждому предложению отдельно большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов Собрания депутатов.

8. Собрание депутатов обязано рассмотреть на заседании все вопросы утвержденной повестки (по решению Собрания депутатов депутаты имеют право объединить и рассмотреть вместе различные вопросы повестки дня) либо принять решение о переносе нерассмотренных вопросов на следующее заседание или исключении этих вопросов из повестки. Перенесенные вопросы имеют приоритет в повестке следующего заседания по очередности их рассмотрения.

9. По решению Собрания депутатов из повестки дня не могут быть окончательно исключены вопросы по проектам нормативных правовых актов, внесенным в порядке правотворческой инициативы населения, а также органов и должностных лиц местного самоуправления. Указанные вопросы могут быть оставлены без рассмотрения на заседании Собрания депутатов, в повестку дня которого они были включены, только с условием обязательного рассмотрения их на последующих заседаниях Собрания депутатов. При этом в решении о переносе указанных вопросов указывается причина, по которой вопрос оставлен без рассмотрения, а также дата заседания, в котором его предполагается рассмотреть. Повторное перенесение указанных в настоящем пункте вопросов повестки возможно только по причине неявки представителей населения, органов местного самоуправления и должностных лиц, по инициативе которых проект правового акта был представлен на рассмотрение Собрания депутатов.

10. Об утверждении повестки принимается решение.

11. Изменения утвержденной повестки дня принимаются 2/3 голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании.

В нарушение вышеуказанной нормы, п.7 статьи 14 Регламента Собрания депутатов городского округа «<адрес>», голосование депутатами Собрания депутатов городского округа «<адрес>» на заседании 28-й сессии Собрания депутатов, проведённой ДД.ММ.ГГГГ, было проведено по 2-м вопросам: 1. «Об отзыве заместителя председателя Собрания депутатов городского округа «<адрес>» Амирова М.А.» 2. «Об избрании заместителя председателя Собрания депутатов городского округа «<адрес>», предложенных депутатом Шапиевым М.С. в вопросе повестки дня «Разное» незаконно был включён в него одновременно второй вопрос, что нарушает принцип формирования 10-го вопроса повестки дня «Разное».

Регламент Собрания депутатов не предполагает принятия отдельных решений по одному и тому же вопросу повестки дня, одно решение не принимается по отдельным вопросам повестки дня, а в одном вопросе повестки дня не может содержаться 2 вопроса, так как действует принцип «один вопрос повестки дня - одно решение». Решение, принятое по одному вопросу повестки дня сессии, не может быть разделено на 2 части, и должно быть отдельным по каждому вопросу повестки дня, а вопрос повестки дня не может быть разделен на 2 части.

Решение от ДД.ММ.ГГГГ «Об избрании заместителя председателя Собрания депутатов ГО «<адрес>» было принято по 11-му вопросу повестки дня, незаконно включенного в нее, в вопрос «Разное» и рассмотренного, как и незаконно включенный вопрос отзыва заместителя председателя Собрания депутатов ГО «<адрес>» Амирова М.А.

Изменения в повестку дня 28 очередной сессии Собрания депутатов городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ., после принятия ее в целом, голосованием 2/3 от числа депутатов не вносились, что также подтверждается видеозаписью заседания 28-й сессии Собрания депутатов городского округа «<адрес>» шестого созыва, имеющейся в материалах и протоколом заседания 28-й очередной сессии Собрания депутатов городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с п. 11 статьи 14 «Утверждение повестки дня» Регламента Собрания депутатов городского округа «<адрес>», «Изменения утвержденной повестки дня принимаются 2/3 голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании».

В нарушении вышеуказанной нормы Регламента Собрания депутатов городского округа «<адрес>», голосование депутатами за вопрос об «Избрании заместителя председателя Собрания депутатов городского округа «<адрес>» произошло без изменения утвержденной повестки дня, в которую при принятии ее голосованием в целом, были включены 10 вопросов, а вопрос «Об избрании заместителя председателя Собрания депутатов городского округа «<адрес>» был поставлен на голосование депутатами в качестве 11-го вопроса повестки дня, что незаконно изменило утвержденную повестку дня в целом.

В нарушение утвержденной в целом повестки дня 28-й сессии Собрания депутатов городского округа «<адрес>» шестого созыва, голосованием депутатов незаконно принято решение от ДД.ММ.ГГГГ «Об избрании заместителя председателя Собрания депутатов городского округа «<адрес>».

Также, постоянной комиссией Собрания депутатов или депутатской группой, обязанной в соответствии с требованиями п. 3 статьи 14 «Утверждение повестки дня» Регламента Собрания депутатов городского округа «<адрес>» предоставить в распоряжение других депутатов присутствующих на заседании, материалы, необходимые для рассмотрение вопроса, предлагаемого к включению в повестку дня, какие-либо материалы необходимые для рассмотрения вопроса «Об отзыве заместителе председателя Собрания депутатов городского округа «<адрес>» Амирова М.А.» в распоряжение других депутатов, присутствующих на заседании, не представлялись и материалы дела не содержат.

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно ч. 1 ст. 13 Регламента собрания депутатов <адрес> «<адрес>» повестка дня заседания депутатов формируется из проектов решений собрания депутатов; предложений по организации работы Собрания депутатов; ответов на письменные запросы депутатов; обращений граждан и юридических лиц по вопросам ведения Собрания депутатов; предложений и заключений комиссий и рабочих групп по вопросам, отнесенным к их ведению; сообщений Контрольного органа Собрания депутатов городского округа; сообщений информационного характера.

Из протокола очередной сессии Собрания депутатов городского округа «<адрес>» шестого созыва от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что на повестку дня было внесено 10 вопросов и повестка была принята за основу. На вопрос председательствующего об изменении и дополнении повестки дня депутат Шапиев М.С. предложил включить в повестку дня «Разное», за изменение повестки дня проголосовало 13 из 15 депутатов.

Согласно ч. 3 ст. 14 Регламента Собрания депутатов городского округа «<адрес>» Председатель Собрания депутатов, комиссия или группа депутатов (численностью не менее 1/3 от числа депутатов, присутствующих на заседании) до проведения голосования по вопросу утверждения повестки дня могут вносить предложения по включению в повестку дня дополнительных вопросов. При этом депутатская группа (Председатель Собрания депутатов) обязана предоставить в распоряжение других депутатов, присутствующих на заседании, материалы, необходимые для рассмотрения вопроса, предлагаемого к включению в повестку дня.

Как указано в исковом заявлении Амирова М.А., а также в его пояснениях, в нарушение Регламента Собрания был включен вопрос «Разное», который впоследствии превратился в 2 вопроса: «Об отзыве заместителя Председателя Собрания» и «Об избрании нового заместителя Председателя Собрания».

Суд соглашается с мнением истца о том, что постоянная комиссия Собрания депутатов, депутатская группа (Председатель Собрания депутатов) не представила в распоряжение других депутатов, присутствующих на заседании, материалы, необходимые для рассмотрения вопроса, предлагаемого к включению в повестку дня.

Предложение депутатом Шапиева М.С. по включению в повестку дня 28-й сессии Собрания депутатов городского округа «<адрес>» шестого созыва дополнительных вопросов до проведения голосования по вопросу утверждения повестки дня было внесено им единолично, по его личной инициативе, а не от лица постоянной комиссии Собрания депутатов или группы депутатов (численностью не менее 1/3 от числа депутатов, присутствующих на заседании), как того требует Регламент Собрания депутатов городского округа «<адрес>».

При вышеуказанных обстоятельствах суд считает, что отзыв заместителя Председателя Собрания депутатов и избрание нового заместителя Председателя Собрания произошло в нарушение Регламента Собрания депутатов городского округа «<адрес>».

При таких обстоятельствах дела, суд приходит к выводу, что действия административных ответчиков не соответствуют вышеизложенным нормам, нарушена процедура проведения заседания, соответственно, оспариваемые действия административных ответчиков не могут быть признаны законными.

Вышеизложенное подтверждает наличие оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований в полном объеме.

В связи с изложенным суд приходит к выводу о том, что административный иск Амирова М.А. подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

исковое заявление Амирова Магомедхабиба Абдулмуслимовича к председателю Собрания Депутатов городского округа «<адрес>» Бакаеву Расулу Абдулмуслимовичу, Собранию Депутатов ГО «<адрес>», депутатам Собрания депутатов ГО «<адрес>» Ибрагимову З.М., Джафарову Н.Д., Баматову И.Б., Расулову М.Р., Магомедову М.М., Шахбанову М.Р., Шапиеву М.С., Рабаданову Ш.А., Сулейманову Б.А., Гаджибагандову С.Б., Мусаеву М.З., Билалову М.К., Аледзиеву Ш.М., Гасанову Х.Г., Магомедову М.Р., Багомедову И.А., Салиховой Б.А., Сайпулаеву М.Г., Магомедову А.А. о признании незаконными решений Собрания депутатов городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ «Об отзыве заместителя председателя Собрания депутатов ГО «<адрес>» Амирова М.А.» и за от ДД.ММ.ГГГГ «Об избрании заместителя председателя Собрания депутатов ГО «<адрес>» удовлетворить.

Признать незаконными и отменить:

- Решение Собрания депутатов городского округа «<адрес>» за от ДД.ММ.ГГГГ «Об отзыве заместителя председателя Собрания депутатов городского округа «<адрес>» Амирова М.А.»;

- Решение Собрания депутатов городского округа «<адрес>» за от ДД.ММ.ГГГГ «Об избрании заместителя председателя Собрания депутатов городского округа «<адрес>».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной формулировке путём подачи жалобы в Избербашский городской суд Республики Дагестан.

Председательствующий М.М. Ахмедханов

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ