Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 ноября 2016 года Кировский районный суд г. Астрахани в составе: председательствующего судьи Г.К. Шамшутдиновой
при секретере ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Кировского районного суда г.Астрахани, расположенного по адресу: <...>, административное дело № 2а- 6067/2016 по административному исковому заявлению ФИО2 ФИО8 к Службе строительного надзора Астраханской области о признании представления незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением, указав, что службой строительного надзора Астраханской области проведена проверка в отношении Общества с ограниченной ответственностью «АстДомСтрой-Инвест» и вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, которым его обязали принять меры по устранению причин административного правонарушения и условий, способствующих его совершению.
Административный истец считает, что требование службы об отражении обязательства по заключенным и зарегистрированным договорам на дату регистрации в составе бухгалтерского баланса является незаконным, так как противоречит действующему законодательству Российской Федерации, регулирующему порядок ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, в связи с чем просит суд признать представление руководителя службы строительного надзора Астраханской области незаконным.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО3 исковые требования поддержала. Административный истец ранее представил заявление о рассмотрение дела в его отсутствие.
Представитель административного ответчика ФИО4 административные исковые требования не признала.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В судебном заседании установлено, что службой строительного надзора Астраханской области была проведена проверка в отношении Общества с ограниченной ответственностью «АстДомСтрой-Инвест» для осуществления контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в части соблюдения положений Федерального Закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» и 28.07.2016 по результатам проверки составлен акт № 5, в котором указано на нарушения в части не принятия застройщиком к бухгалтерскому учету обязательства по договорам участия в долевом строительстве в размере цены договора по факту заключения такого договора; в бухгалтерской отчетности (балансах) содержатся недостоверные (отсутствуют) сведения об обязательствах застройщика по заключенным договорам участия в долевом строительстве, о задолженности участников долевого строительства по заключенным договорам; недостоверные сведения в ежеквартальной отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства за 1-4 квартал 2015, 1 квартал 2016.
В связи с несогласием с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки № 5 от 28.07.2016, обществом в адрес административного ответчика направлено возражение, которое административным органом отклонено.
02.08.2016 службой строительного надзора Астраханской области в отношении главного бухгалтера общества составлен протокол по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление в установленный срок в орган, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, отчетности в случаях, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, или представление отчетности не в полном объеме.
Постановлением Службы строительного надзора Астраханской области от 26.08.2016 главный бухгалтер ООО «АДС-Инвест» ФИО5 привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ, и в тот же день в адрес административного истца вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, которым обязали ФИО2, генерального директора ООО «АстДомСтрой- Инвест», принять меры по устранению причин административного правонарушения и условий, способствующих его совершению.
Согласно ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, является одной из задач производства по делам об административных правонарушениях.
В развитие названной нормы в ч. 1 ст. 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
В соответствии с ч. 2 указанной статьи организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.
Из содержания оспариваемого представления следует, что в нем изложены те же доводы, что и в акте проверки, а также в постановлении по делу об административном правонарушении.
Решением судьи Красноярского суда Астраханской области от 22.09.2016 постановление Службы строительного надзора Астраханской области от 26.08.2016 о привлечении главного бухгалтера ООО «АДС-Инвест» ФИО5 к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ, отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием в действиях указанного лица состава административного правонарушения.
Решением судьи Астраханского областного суда от 12.11.2016 решение судьи Красноярского суда Астраханской области оставлено без изменения.
Как следует из материалов дела по результатам вышеуказанной проверки установлено, что ежеквартальная отчетность застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства за 2 квартал 2015 года, предоставленная ООО «АДС-Инвест», содержит недостоверные сведения, а именно: в бухгалтерской отчетности (бухгалтерском балансе) ООО «АДС-Инвест» за указанный период содержатся недостоверные сведения об обязательствах застройщика перед участниками долевого строительства о задолженности дольщиков по договорам участия в долевом строительстве, необходимые для расчета нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности застройщиков - норматива обеспечения обязательств.
Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.
Настоящий Федеральный закон устанавливает государственное регулирование, контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство.
Контролирующий орган вправе ежеквартально получать от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении своих обязательств по договорам по формам и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (пункт 3 часть 5 статьи 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ).
Соответственно на застройщике лежит обязанность представить такую отчетность по формам и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2005 № 645 «О ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства» утверждены Правила представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства.
В соответствии с п. 2 Правил застройщик ежеквартально представляет в уполномоченный орган исполнительной власти, на который в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации возложен контроль и надзор в области долевого строительства объектов недвижимости, отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства.
Отчетность представляется за квартал, если в течение этого квартала действовал, хотя бы 1 договор участия в долевом строительстве, заключенный застройщиком с участником долевого строительства, или если у застройщика имелись неисполненные обязательства по договору.
В состав отчетности включаются отчеты по формам согласно приложениям № 1-4, справки, представляемые в случаях, установленных Правилами, а также ежеквартальная (по итогам 4 квартала - годовая) бухгалтерская отчетность застройщика, составленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Приказом ФСФСР РФ от 12.01.2006 № 06-2/пз-н утверждены «Методические указания по заполнению форм ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства» (далее Методические указания). Согласно п.1.1 Методических указаний, они определяют порядок заполнения форм ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства.
Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» определяет своей целью установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности (ст.1 п.1), и устанавливает, что законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов (ст.4).
Раскрывая понятие «бухгалтерская (финансовая) отчетность» закона определяет, что информация о финансовом положении, о финансовом результате деятельности и движении денежных средств за отчетный период, должна систематизироваться в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом (ст.3 ).
Таким образом, по смыслу вышеприведенного законодательства в их взаимосвязи состав, формы и порядок заполнения документов ежеквартальной отчетности (за исключением бухгалтерской отчетности) устанавливаются законодательством, которое регулирует отношения, связанные с привлечением застройщиками денежных средств участников долевого строительства для долевого строительства многоквартирных домов. Бухгалтерская отчетность представляется вместе с иными документами ежеквартальной отчетности застройщиков и входит в состав этой отчетности. Однако, состав, формы и порядок заполнения документов бухгалтерской (финансовой) отчетности, регулируется законодательством о бухгалтерском учете.
Из представления следует, что в бухгалтерском балансе за 1 квартал 2016 года ООО «АДС- Инвест» указало недостоверные сведения о своих обязательствах перед участниками долевого строительства и задолженности дольщиков по договорам участия в долевом строительстве. Искажение этих данных заключается в следующем.
На балансовых счетах Дт. Счета 50. - Кт. Счета 76.09., Дт.Счета 51. - Кт. Счета 76.09. указаны только размеры фактически поступивших от дольщиков денежных средств на дату их поступления. На балансовых счетах Дт. Счета 76.09. - Кт. Счета 86.02. обязательства застройщика перед дольщиками отражены только в объеме фактически поступивших от дольщиков денежных средств. А цена договоров (общая сумма обязательств по договорам) отражены на забалансовом счете 009.
Тогда как, на балансовых счетах Дт.Счета 76.09. - Кт.Счета 86.02. должна отражаться цена договоров (общая сумма обязательств по договорам). А размеры фактически поступивших от дольщиков денежных средств должны отражаться на балансовых счетах Дт.Счета 50. - Кт.Счета 76.09., Дт.Счета 51. - Кт. Счета 76.09.
Из этого в представлении делается вывод, что в бухгалтерском балансе за 2 квартал 2016 года ООО «АДС-Инвест» исказило сведения о сумме обязательств застройщика перед дольщиками и сумме задолженности дольщиков перед застройщиком по договорам долевого участия.
Данные бухгалтерского учета необходимы для заполнения Сведений об использовании застройщиком привлеченных денежных средств участников долевого строительства (приложение № 3 к Правилам), что вытекает из п.4.2 Методических указаний. Данные бухгалтерского учета необходимы и для правильности составления расчета нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика.
Из требований п.1.2 Инструкции о порядке расчета нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика, утвержденной Приказом ФСФР РФ от 30.11.2006 № 06-137/пз-н, следует, что информация, необходимая для расчета нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика, формируется на основании данных его бухгалтерского учета и раскрывается в бухгалтерской отчетности.
Законодательство, регулирующее отношения, связанные с привлечением застройщиками денежных средств участников долевого строительства для долевого строительства многоквартирных домов, не устанавливает на каких именно балансовых или забалансовых счетах необходимо отражать информацию о цене договоров долевого участия и иные требования порядка составления бухгалтерского учета.
Бухгалтерскую отчетность постановление необоснованно сводит только к самому бухгалтерскому балансу и соответственно только к информации, содержащейся на балансовых счетах. Между тем, по смыслу ст.14 п.1 Федерального закона «О бухгалтерском учете» бухгалтерская (финансовая) отчетность может состоять не только из бухгалтерского баланса. В бухгалтерскую отчетность включаются и все приложения к бухгалтерскому балансу. Следовательно, часть информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности предприятия, отражение которой на балансовых счетах прямо не предусмотрено законодательством о бухгалтерском учете, в силу учетной политики предприятия, может отражаться на забалансовых счетах.
Для целей ежеквартальной отчетности требуется чтобы исходная информация, необходимая для составления приложения № 3 к Правилам и составления расчета нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика, содержащаяся в бухгалтерской отчетности, была полной, достоверной и раскрыта в бухгалтерской отчетности. Раскрытой считается информация, если ее можно идентифицировать именно как размер цены договоров долевого участия, как размер фактически поступивших от дольщиков денежных средств и соответственно как размер задолженности дольщиков перед застройщиком по договорам долевого участия (разница между ценой договоров и суммой фактически поступивших от дольщиков денежных средств).
Как указано, административным истцом и не оспорено представителем административного ответчика, данная информация в бухгалтерском балансе с приложениями за 1 квартал 2016 года была полной, достоверной и раскрыта.
Фактически поступившие от дольщиков суммы указаны на балансовых счетах и их размер указан правильно. А размещение информации о цене договоров и размере задолженности дольщиков перед застройщиком не на балансовых, а на забалансовых счетах, не свидетельствует, ни об отсутствии этой информации (в этом случае, речь должна идти о предоставлении информации не в полном объеме), ни о недостоверности самого содержания этой информации. Размещение этой информации на забалансовых счетах само по себе не свидетельствует о том, что указанная в них цена договоров и размер задолженности дольщиков не соответствуют действительности и что эти показатели (в рублях) на самом деле имеют иные размеры.
В случае недостоверности сведений, Служба должна указать, какой конкретно недостоверный размер цены договоров (в рублях) указало предприятие в бухгалтерской отчетности и каков в реальности у предприятия фактический размер цены договоров; какой недостоверный размер поступивших от дольщиков денежных средств указало предприятие в бухгалтерской отчетности и каков в реальности размер денежных средств фактически поступило от дольщиков в отчетном периоде; какой неправильный размер задолженности дольщиков по договорам долевого участия указало предприятие в бухгалтерской отчетности и каков его размер в действительности.
Подобной информации представление не содержит.
При этом доводы представления о правильности порядка заполнения бухгалтерского баланса и приложений к нему не являлись предметом рассмотрения дела об административном правонарушении, в качестве причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска.
Руководствуясь ст.ст. 175-180,227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление удовлетворить.
Признать незаконным представление руководителя службы строительного надзора Астраханской области об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 26.08.2016 в отношении генерального директора ООО «АстДомСтрой-Инвест» ФИО2 ФИО9, обязать устранить допущенное нарушение, сообщив об исполнении решения по административному делу в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца.
Судья: