� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 07 декабря 2016 г.
Решение в окончательной форме изготовлено 09 декабря 2016 г.
г.Выборг 07 декабря 2016 года
Дело N 2а-6079/2016
Выборгский городской суд Ленинградской области в составе: председательствующего судьи Гомзякова А.Г., с участием административных истцов Афанасьевой Л.В., Горбунова В.Ф., представителя административных истцов адвоката Сомовой А.В., представителя административного ответчика Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области Касаткина С.В., представителя административного ответчика Правительства Ленинградской области Яковлевой Н.Н., представителя заинтересованного лица государственного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Ленинградской области» Ворошиловой А.М., представителя заинтересованного лица закрытого акционерного общества «Пилон» Владимирова Д.А., при секретаре Жеребцовой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Афанасьевой Л.В., Горбунова В.Ф. к Комитету по дорожному хозяйству Ленинградской области, Правительству Ленинградской области о признании действий Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области и бездействие Правительства Ленинградской области незаконными,
установил:
Афанасьева Л.В. и Горбунов В.Ф. обратились в суд с административным исковым заявлением к Комитету по дорожному хозяйству Ленинградской области, Правительству Ленинградской области, в котором с учетом изменения исковых требований в порядке ст.46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) просили суд:
1. Признать действия Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области, выразившиеся в выдаче застройщику государственному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог Ленинградской области» (далее – ГКУ «Ленавтодор») разрешения 47-RU 47505000-006-2015 от 05 ноября 2015 года на строительство линейного объекта регионального значения «Строительство путепровода в месте пересечения железнодорожного пути на участке «Каменногорск-Выборг» и автомобильной дороги «Зверево - Малиновка» по титулу: «Строительство автодорожного путепровода на перегоне Таммисуо – Гвардейское участка Выборг – Каменногорск взамен закрываемых переездов на ПК 105+00.00, ПК 106+38.30» сроком до 05 мая 2017 года – незаконными, не соответствующими требованиям градостроительного законодательства.
2. Признать разрешение 47-RU 47505000-006-2015, выданное Комитетом по дорожному хозяйству Ленинградской области 05 ноября 2015 года на строительство линейного объекта регионального значения «Строительство путепровода в месте пересечения железнодорожного пути на участке «Каменногорск-Выборг» и автомобильной дороги «Зверево - Малиновка» по титулу: «Строительство автодорожного путепровода на перегоне Таммисуо – Гвардейское участка Выборг – Каменногорск взамен закрываемых переездов на ПК 105+00.00, ПК 106+38.30» сроком до 05 мая 2017 года – незаконным и недействующим.
3. Признать бездействие Правительства Ленинградской области, выразившееся в невынесении распоряжения об изъятии земельных участков истцов и расположенных на них объектах недвижимости для государственных нужд в течение 9,5 месяцев после выдачи Разрешения 47-RU 47505000-006-2015, выданного Комитетом по дорожному хозяйству Ленинградской области 05 ноября 2015 года – незаконным.
4. Обязать Комитет по дорожному хозяйству Ленинградской области не выдавать разрешение на строительство линейного объекта регионального значения «Строительство путепровода в месте пересечения железнодорожного пути на участке «Каменногорск-Выборг» и автомобильной дороги «Зверево - Малиновка» по титулу: «Строительство автодорожного путепровода на перегоне Таммисуо – Гвардейское участка Выборг – Каменногорск взамен закрываемых переездов на ПК 105+00.00, ПК 106+38.30» до завершения процедуры изъятия земельного участка под индивидуальный жилой дом, категория земель: земли населенных пунктов, общей площадью кв.м, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый номер №) и 3-х этажного индивидуального жилого дома со встроенным буфетом, общей площадью кв.м по тому же адресу, принадлежащих Афанасьевой Л.В. на правах собственности и земельного участка, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью кв.м, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый номер №) и 2-х этажного жилого дома, общей площадью кв.м, (кадастровый (или условный) номер №), сарая площадью кв.м (кадастровый номер №), сарая площадью кв.м (кадастровый номер №), гаража площадью ФИО20 кв.м (кадастровый номер №) по тому же адресу, принадлежащих Горбунову В.Ф. на правах собственности для государственных нужд.
В обоснование требований указали, что административные истцы являются собственниками земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости, по указанному выше адресу, попадающих в границы земельного участка, отведенного под строительство автодорожного путепровода на перегоне Таммисуо-Гвардейское участка Выборг – Каменногорск взамен закрываемых переездов на ПК 105+00.00, ПК 106+38.30 в рамках государственной программы Ленинградской области «Развитие автомобильных дорог Ленинградской области». По утверждению административных истцов, строительство указанного линейного объекта, которое ведется в непосредственной близости от их объектов недвижимости, без соответствующего решения об изъятии участков путем выкупа, осуществляется с нарушением действующего законодательства, без надлежащих документов и разрешительной документации, угрожает их жизни и безопасности, не соответствует требованиям ч.1 ст.44, ч.11 ст.48 и ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Считают, что Комитет по дорожному хозяйству Ленинградской области не вправе был выдавать застройщику ГКУ «Ленавтодор» оспариваемое разрешение 47-RU 47505000-006-2015 на строительство названного линейного объекта, до разрешения вопросов с изъятием у административных истцов земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости для государственных нужд, без предоставления иных земельных участков и достойной компенсации, что позволило закрытому акционерному обществу (далее - ЗАО) «Пилон» вести строительные работы в непосредственной близости от их земельных участков. Ссылаясь на нарушение своих прав и законных интересов, административные истцы просили, признать действия Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области по выдаче разрешения на строительство, само разрешение 47-RU 47505000-006-2015 от 05 ноября 2015 года, а также бездействие Правительства Ленинградской области, выразившееся в длительном (на протяжении 10 месяцев) не утверждении проектов планировки и межевания территории линейного объекта регионального значения, невынесении распоряжения об изъятии земельных участков истцов и расположенных на них объектов недвижимости для государственных нужд, незаконными; возложить на Комитет по дорожному хозяйству Ленинградской области обязанность не выдавать разрешения на строительство до завершения процедуры изъятия у административных истцов земельных участков для государственных нужд.
В судебном заседании административные истцы Афанасьева Л.В., Горбунов В.Ф. и их представитель адвокат Сомова А.В., действующая на основании ордера и доверенностей, заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, настаивали на их удовлетворении.
Представители административных ответчиков Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области Касаткин С.В., Правительства Ленинградской области Яковлева Н.Н., представители заинтересованных лиц ГКУ «Ленавтодор» Ворошилова А.М. и ЗАО «Пилон» Владимиров Д.А. в судебном заседании возражали против удовлетворения требований, в объяснениях указывали, что доказательств, свидетельствующих о нарушении административными ответчиками прав, свобод и охраняемых законом интересов административных истцов не представлено, строительство путепровода в настоящее время в районе жительства административных истцов приостановлено, до разрешения вопроса с выкупом их земельных участков, просили в удовлетворении административного иска отказать за отсутствием правовой состоятельности. По существу имеющихся возражений относительно требований Афанасьевой Л.В. и Горбунова В.Ф. представители Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области Касаткин С.В. и Правительства Ленинградской области Яковлева Н.Н. представили письменный отзыв на административный иск.
Представитель заинтересованного лица - Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом (далее - Леноблкомимущество) участия в суде не принимал, извещен надлежащим образом, учитывая положения ст. 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения участников процесса, исследовав и оценив собранные по делу доказательства согласно ст.ст.59,60,61 КАС РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно статье 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Исходя из разъяснений, изложенных в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" исходя из положений ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
По смыслу приведенных выше положений закона для признания незаконным ненормативного акта органа государственной власти необходимо соблюдение одновременно двух условий - несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и свобод заявителей.
По административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Из материалов дела следует, что Афанасьева Л.В. на основании свидетельства о праве собственности от Дата серия №, является собственником земельного участка под индивидуальный жилой дом с кадастровым номером №, общей площадью кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, с индивидуальным 3-х этажным жилым домом с встроенным буфетом, общей площадью кв.м, инв. №, литеры № расположенные по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии №.
Горбунову В.Ф. на праве собственности принадлежат земельный участок с кадастровым номером №, площадью кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, с 2-х этажным жилым домом, общей площадью кв.м, инв. №, литера №, расположенные по адресу: <адрес>. Право собственности возникло на основании выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от Дата№ и решения Исполнительного комитета Выборгского городского Совета народных депутатов Ленинградской области от Дата№ (свидетельства о государственной регистрации права серии № и №).
Постановлением администрации МО «Гончаровское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области № от Дата года вышеуказанным объектам недвижимости, принадлежащим Горбунову В.Ф. на праве собственности был присвоен новый адресу: <адрес>
Также по вышеуказанному адресу, Горбунов В.Ф. на основании декларации об объекте недвижимого имущества от Дата года, является собственником хозяйственных построек, а именно: сарая площадью кв.м (кадастровый номер №), сарая площадью кв.м (кадастровый номер №), гаража площадью кв.м (кадастровый номер №), что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии №
Как установлено судом, вышеуказанные земельные участки административных истцов входят в зону строительства автодорожного путепровода на перегоне Таммисуо-Гвардейское участка Выборг – Каменногорск взамен закрываемых переездов на ПК 105+00.00, ПК 106+38.30, осуществляемого ГКУ «Ленавтодор» в рамках государственной программы Ленинградской области «Развитие автомобильных дорог Ленинградской области», утвержденной Постановлением Правительства Ленинградской области N397 от 14.11.2013 года.
Факт использования принадлежащих Афанасьевой Л.В. и Горбунову В.Ф. земельных участков в целях строительства дороги регионального значения, то есть для государственных нужд, сторонами не оспаривался.
Заявляя исковые требования, административные истцы указывали, что разрешение на строительство получено с нарушением положений градостроительного законодательства.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям.
Получению разрешения на строительство, как следует из части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса, предшествует подготовка проектной документации, которая представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта. Проектная документация должна осуществляться на основании результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка, в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (часть 11 статьи 48 Градостроительного кодекса).
В соответствии с частью 1 статьи 49 Градостроительного кодекса проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 указанной статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы.
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (часть 1 статьи 51 Градостроительного кодекса).
Системное толкование приведенных положений Градостроительного кодекса дает основание полагать, что застройщик вправе приступить к строительству объекта капитального строительства (в случаях, когда необходимо получение разрешения) только после получения разрешения на строительство такого объекта, осуществления всех предусмотренных законом мероприятий и оформления документов, подготавливаемых в целях его получения и осуществления строительства.
Предоставление застройщиком указанных в статье 51 Градостроительного кодекса документов, необходимых для получения разрешения на строительство, является обязательным, но их наличие не является единственным основанием для получения разрешения на строительство. Исполнение этой обязанности необходимо совершить перед началом строительства.
Вместе с тем, материалами дела подтверждается, что проектная документация и результаты инженерных исследований по Объекту получили положительное заключение государственной экспертизы N354-14/ГГЭ-9076/04 от 21.03.2014 г., также автором проекта предусмотрены компенсационные выплаты правообладателям изымаемого имущества. В рамках разработки проектной документации на строительство путепровода был утвержден градостроительный план, на основании которого Комитетом по дорожному хозяйству Ленинградской области в соответствии с п.2.29 Положения о Комитете по дорожному хозяйству Ленинградской области, утвержденному Постановлением Правительства Ленинградской области от 07.09.2011 г. N283, выдано разрешение на строительство от 05.11.2015 г. N 47-RU 47505000-006-2015.
ГКУ «Ленавтодор», подведомственное Комитету по дорожному хозяйству Ленинградской области, подготовило документацию для размещения государственного заказа на выполнение комплекса кадастровых и оценочных работ с целью изъятия и предоставления земельных участков в пределах полосы отвода автомобильной дороги.
Леноблкомимуществом на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории линейного объекта регионального значения «Строительство путепровода в месте пересечения железнодорожного пути на участке «Каменногорск-Выборг» и автомобильной дороги «Зверево - Малиновка» по титулу: «Строительство автодорожного путепровода на перегоне Таммисуо – Гвардейское участка Выборг – Каменногорск взамен закрываемых переездов на ПК 105+00.00, ПК 106+38.30», утвержденных распоряжением Правительства Ленинградской области от 14.06.2016 г. N401-р, был подготовлен проект распоряжения Правительства Ленинградской области «Об изъятии объектов недвижимости для государственных нужд Ленинградской области в целях размещения линейного объекта регионального значения «Строительство путепровода в месте пересечения железнодорожного пути на участке «Каменногорск-Выборг» и автомобильной дороги «Зверево - Малиновка» по титулу: «Строительство автодорожного путепровода на перегоне Таммисуо – Гвардейское участка Выборг – Каменногорск взамен закрываемых переездов на ПК 105+00.00, ПК 106+38.30»)».
Указанное распоряжение Правительства Ленинградской области об изъятии объектов недвижимости для государственных нужд Ленинградской области издано 23.08.2016 г. N640-р.
В соответствии со ст. 49 Земельного кодекса РФ изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения. Условия и порядок изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд устанавливаются статьей 55 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 55 ЗК РФ изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по основаниям, установленным статьей 49 настоящего Кодекса. Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда. Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.
В соответствии со ст. 279 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.
Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.
Решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.
Аналогичные положения содержатся в ст. 63 Земельного кодекса РФ. Согласно пункту 4 указанной статьи собственнику земельного участка при изъятии его для государственных или муниципальных нужд наряду с гарантиями, предусмотренными пунктами 1 и 2 настоящей статьи, должна быть возмещена рыночная стоимость земельного участка, если ему не предоставлен бесплатно в собственность равноценный земельный участок.
В соответствии со ст. 281 ГК РФ плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.
При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
По соглашению с собственником ему может быть предоставлен взамен участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, другой земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Согласно распоряжению Правительства Ленинградской области от 23.08.2016 г. N 640-р изъятию подлежат, в том числе следующие объекты:
- земельный участок с кадастровым номером № общей площадью кв.м, принадлежащий Афанасьевой Л.В. на праве собственности;
- жилой дом с кадастровым номером № общей площадью кв.м, принадлежащий Афанасьевой Л.В. на праве собственности;
- земельный участок с кадастровым номером № общей площадью кв.м,, принадлежащий Горбунову В.Ф. на праве собственности;
- жилой дом с кадастровым номером № общей площадью кв.м, принадлежащий Горбунову В.Ф. на праве собственности;
- гараж с кадастровым номером № общей площадью кв.м, принадлежащий Горбунову В.Ф. на праве собственности;
- сарай с кадастровым номером № общей площадью кв.м, принадлежащий Горбунову В.Ф. на праве собственности;
- сарай с кадастровым номером № общей площадью кв.м, принадлежащий Горбунову В.Ф. на праве собственности.
Таким образом, на данный момент, объекты недвижимого имущества, принадлежащие Афанасьевой Л.В. и Горбунову В.Ф., включены в распоряжение Правительства Ленинградской области и подлежат изъятию для государственных нужд Ленинградской области.
Леноблкомимуществом, в соответствии со ст.56.6 Земельного кодекса Российской Федерации и п.2 распоряжения Правительства Ленинградской области от 23.08.2016 г. N640-р, административным истцам были направлены копии распоряжений об изъятии (исх. N03-6244 от 02/09/2016, N03-6244 от 02.09.2016).
Кроме того, в соответствии со ст.56.10 Земельного кодекса Российской Федерации, Леноблкомимуществом 21.09.2016, 22.09.2016 в адрес административных истцов направлены проекты соглашений об изъятии недвижимого имущества.
Согласно акту о приостановлении выполнения работ по строительству объекта от 01.08.2016 N2, строительные работы на территории, отведенной под строительство объекта в районе месторасположения недвижимого имущества административных истцов приостановлены, до разрешения вопроса, связанных с изъятием объектов недвижимого имущества.
Процедура выкупа земельных участков для государственных нужд на момент судебного рассмотрения дела не проведена, по причине недостижения между сторонами соглашения о выкупной цене изымаемого имущества.
Полагая, что указанные действия Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области по выдаче оспариваемого разрешения на строительство, бездействие Правительства Ленинградской области, в части, касающейся изъятия и выкупа принадлежащих им объектов недвижимости для государственных нужд и разрешение N47-RU 47505000-006-2015 от 05 ноября 2015 года на строительство линейного объекта регионального значения не соответствуют нормам действующего законодательства и нарушают их права и законные интересы, Афанасьева Л.В. и Горбунов В.Ф. обратились в суд с настоящим административным иском.
В силу Конституции РФ и действующего законодательства выбор способа защиты лежит на заявителе. Способ характеризуется реальным достижением поставленной цели, а в данном случае - установлением нарушений безопасности градостроительной деятельности, угрозой причинения вреда жизни или здоровью неопределенного круга лиц и возможности устранения этих нарушений.
Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В силу пункта 2 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если они соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.
Исходя из изложенных обстоятельств дела и положений вышеперечисленных правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, суд, исследовав представленные сторонами доказательства в порядке, предусмотренном ст. 84 КАС РФ, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований об отказе в удовлетворении исковых требований о признании незаконным и недействующим разрешения на строительство N 47-RU 47505000-006-2015 от 05.11.2015 г., исходит из того, что оспариваемое разрешение на строительство выдано уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в установленном законом порядке и, в пределах его компетенции, оснований для признания незаконным данного разрешения, а тем более недействующим не имеется, на момент выдачи Комитетом по дорожному хозяйству Ленинградской области оспариваемого разрешения на строительство, сопутствующие документы соответствовали закону, не противоречили Федеральному закону от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» и ГрК РФ, государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий была проведена в соответствии и порядке, определенном Постановлением Правительства РФ от 05 марта 2007 г. N 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» и соответствует положениям раздела 5 данного Постановления, на момент изготовления проектной документации был выдан градостроительный план земельного участка, доказательств проведения экспертизы и составления положительного заключения с нарушением требований действующего законодательства, а также нарушения их прав оспариваемым документом, административными истцами не представлено.
Обстоятельств, которые бы свидетельствовали о том, что оспариваемым разрешением на строительство были нарушены права и свободы административных истцов, созданы препятствия к осуществлению ими своих прав и свобод, на них незаконно возложена какая-либо обязанность, не установлено.
Поскольку оспариваемое разрешение на строительство вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и в пределах полномочий государственного органа, при отсутствии нарушения прав и законных интересов административного истца, то правовых оснований для признания незаконными действий Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области по выдаче оспариваемого разрешения на строительство у суда не имеется.
Исходя из изложенного, являются несостоятельными доводы административных истцов о бездействии Правительства Ленинградской области по длительному не разрешению вопроса об изъятии у них земельных участков для государственных нужд, поскольку судом достоверно установлено, что на момент судебного разбирательства решение об изъятии земельных участков и имущества, принадлежащих административным истцам на праве собственности, принято в порядке и в срок, установленные действующим законодательством, соответственно права и законные интересы административных истцов не нарушены.
Кроме того, суд отмечает, что сам по себе факт того, что строительство полотна автомобильной дороги осуществлялось без соответствующего оформления соглашения о выкупе земельного участка, не свидетельствует о незаконности действий государственных органов либо их должностных лиц.
Доводы административных истцов о ведении строительства путепровода с нарушением градостроительного плана не нашли своего подтверждения, поскольку доказательств данному факту не представлено, каких-либо доказательств не соответствия проектной документации требованиям законодательства на момент выдачи разрешения на строительство, в нарушении ст. 62 КАС РФ, административными истцами суду не представлено.
Несогласие административных истцов с предложенной выкупной ценой изымаемого недвижимого имущества, равно как и ссылки на причинение их имуществу материального ущерба в результате строительства линейного объекта регионального значения, не подлежат рассмотрению в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, так как подлежат рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, путем подачи соответствующего искового заявления с соблюдением требований, предусмотренных статьями 131, 132 ГПК РФ.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отказе Афанасьевой Л.В. и Горбунову В.Ф. в удовлетворении заявленных требований.
По смыслу ч. 9 ст. 227 КАС Российской Федерации признание судом незаконным решения, действия (бездействия) публичного органа (должностного лица) порождает обязанность такого публичного органа (должностного лица) восстановить нарушенные права путем совершения определенных действий.
То есть, по делам, рассматриваемым в порядке КАС Российской Федерации, при удовлетворении требований о признании незаконным оспариваемого решения, действия (бездействия) публичного органа (должностного лица) восстановление нарушенного права стороны указанным в судебном решении способом является обязательным.
Поскольку действия Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области по выдаче оспариваемого разрешения и само разрешение N47-RU 47505000-006-2015 от 05.11.2015 г. на строительство линейного объекта регионального значения в установленном порядке не оспорены и незаконными не признаны, оснований для понуждения Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области не выдавать разрешение на строительство линейного объекта регионального значения до завершения процедуры изъятия у административных истцов земельных участков для государственных нужд у суда не имеется.
В соответствии со ст.84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Согласно ст.176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Афанасьевой Л.В., Горбунова В.Ф. к Комитету по дорожному хозяйству Ленинградской области, Правительству Ленинградской области о признании действий Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области, выразившиеся в выдаче застройщику ГКУ «Ленавтодор» разрешения 47-RU 47505000-006-2015 от 05 ноября 2015 года на строительство линейного объекта регионального значения «Строительство путепровода в месте пересечения железнодорожного пути на участке «Каменногорск-Выборг» и автомобильной дороги «Зверево - Малиновка» по титулу: «Строительство автодорожного путепровода на перегоне Таммисуо – Гвардейское участка Выборг – Каменногорск взамен закрываемых переездов на ПК 105+00.00, ПК 106+38.30» сроком до 05 мая 2017 года незаконными, не соответствующими требованиям градостроительного законодательства; о признании разрешения 47-RU 47505000-006-2015, выданного Комитетом по дорожному хозяйству Ленинградской области 05 ноября 2015 года на строительство линейного объекта регионального значения «Строительство путепровода в месте пересечения железнодорожного пути на участке «Каменногорск-Выборг» и автомобильной дороги «Зверево - Малиновка» по титулу: «Строительство автодорожного путепровода на перегоне Таммисуо – Гвардейское участка Выборг – Каменногорск взамен закрываемых переездов на ПК 105+00.00, ПК 106+38.30» сроком до 05 мая 2017 года незаконным и недействующим; о признании бездействия Правительства Ленинградской области, выразившееся в невынесении распоряжения об изъятии земельных участков истцов и расположенных на них объектах недвижимости для государственных нужд в течение 9,5 месяцев после выдачи Разрешения 47-RU 47505000-006-2015, выданного Комитетом по дорожному хозяйству Ленинградской области 05 ноября 2015 года незаконным; об обязании Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области не выдавать разрешение на строительство линейного объекта регионального значения «Строительство путепровода в месте пересечения железнодорожного пути на участке «Каменногорск-Выборг» и автомобильной дороги «Зверево - Малиновка» по титулу: «Строительство автодорожного путепровода на перегоне Таммисуо – Гвардейское участка Выборг – Каменногорск взамен закрываемых переездов на ПК 105+00.00, ПК 106+38.30» до завершения процедуры изъятия земельного участка под индивидуальный жилой дом, категория земель: земли населенных пунктов, общей площадью кв.м, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый номер №) и 3-х этажного индивидуального жилого дома со встроенным буфетом, общей площадью кв.м по тому же адресу, принадлежащих Афанасьевой Л.В. на правах собственности и земельного участка, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью кв.м, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый номер №) и 2-х этажного жилого дома, общей площадью кв.м, (кадастровый (или условный) номер №), сарая площадью кв.м (кадастровый номер №), сарая площадью 35 кв.м (кадастровый номер № гаража площадью кв.м (кадастровый номер №) по тому же адресу, принадлежащих Горбунову В.Ф. на правах собственности для государственных нужд - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение одного месяца через Выборгский городской суд.
Судья А.Г.Гомзяков