ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-607/2021 от 29.04.2021 Томского районного суда (Томская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 апреля 2021 года Томский районный суд Томской области в составе:

председательствующего Осмольской М.О.,

при секретаре Гапонович К.В.,

помощник судьи Борисова Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске с участием представителя административного истца Микадзе В.Г., представителя административного ответчика Департамента архитектуры и строительства Томской области Камоловой Н.В. административное дело № 2а-607/2021 по административному исковому заявлению Фихан Абир Юсуф к Департаменту архитектуры и строительства Томской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по оформлению жилищного сертификата,

установил:

Фихан А.Ю. обратилась в суд к Департаменту архитектуры и строительства Томской области с административным исковым заявлением (с учетом изменения предмета иска) о признании незаконным бездействия Департамента архитектуры и строительства Томской области, выраженного в отказе в оформлении жилищного сертификата вынужденного переселенца на Фихан Абир Юсуф; возложении обязанности на Департамент архитектуры и строительства Томской области оформить жилищный сертификат на имя Фихан Абир Юсуф.

В обоснование административного иска указано, что в ответ на обращение Фихан А.Ю. получен ответ Департамента архитектуры и строительства Томской области от 22.10.2020 № Ф-0411, в котором Департамент архитектуры и строительства Томской области указывает на выдачу запрашиваемых сведений относительно получения жилищного сертификата вынужденного переселенца в адрес Администрации Итатского сельского поселения Томского района письмом от 08.05.2020 № 56-05-1028. 16.11.2020 Фихан А.Ю. в Администрации Итатского сельского поселения получено сообщение Департамента архитектуры и строительства Томской области от 08.05.2020 № 56-05-1028 с приложением, в котором указано, что жилищный сертификат вынужденного переселенца на Фихан Абир Юсуф не может быть выдан. Фихан А.Ю. не согласна с сообщением Департамента архитектуры и строительства Томской области от 08.05.2020 № 56-05-1028. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.01.2020 № 33-р утвержден график выпуска и распределения в 2020 году государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в отношении категорий граждан, государственные обязательства по обеспечению жильем которых установлены федеральным законодательством, в соответствии с которым, разделом IV установлена обязанность выдачи в Томской области жилищного сертификата четырем гражданам – вынужденным переселенцам, в составе которых находится Фихан А.Ю.

Административный истец Фихан А.Ю., извещенная о времени и месте рассмотрения дела в суд не явилась.

Представитель административного истца Микадзе В.Г. исковые требования Фихан А.Ю. поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. В ходе рассмотрения дела, а также в письменных пояснениях указал, что как следует из смысла положений Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», перечень оснований (п. 41) для исключения из единого реестра выданных сертификатов сертификата является закрытым и не предусматривает иных причин исключения, кроме указанных в п. 41 Правил. Одним из оснований для исключения из единого реестра выданных сертификатов сертификата являются сведения в документах, не соответствующие действительности. С даты регистрации ходатайства о признании гражданина Российской Федерации вынужденным переселенцем Фихан А.Ю. стояла на учете в качестве вынужденного переселенца с указанием одного человека, без членов семьи. Поступивший в адрес Департамента архитектуры и строительства Томской области рапорт Фихан А.Ю. с указанием в нем пяти членов семьи не соответствует первоначально заявленным сведениям, что является основанием для проверки достоверности предоставленных документов. Такая проверка Департаментом архитектуры и строительства Томской области не проводилась. Таким образом, отказ Департамента в выпуске сертификата по основанию наличия членов семьи, которые не являлись таковыми, на дату регистрации ходатайства о признании гражданина Российской Федерации вынужденным переселенцем является не соответствующим Правилам. Ссылка Департамента архитектуры и строительства Томской области на положения ст. 5 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» не может быть признана законной, поскольку в период действия обязанности Департамента архитектуры и строительства Томской области по оформлению сертификата Фихан А.Ю. имела статус вынужденного переселенца и не была лишена его в порядке, установленном п.п. 1, 3 ст. 9 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах». Фихан А.Ю. встала на учет в 2015 году, на учет она была поставлена одна. Для определения состава семьи в количестве пяти человек необходимо установление факта ведения совместного хозяйства. В 2020 году рапорт был написан под давлением. В настоящее время с регистрационного учета по адресу: <адрес> Фихан А.Ю. не снята, решение Томского районного суда Томской области от 22.12.2020 о признании Фихан А.Ю. не приобретшей право пользования жилым помещением не исполнено. Пункт 7(2) Правил применен административным ответчиком незаконно, поскольку данная норма применяется для включения в социальную программу, а не для разрешения вопроса о выдаче государственного сертификата.

Представитель административного ответчика Департамента архитектуры и строительства Томской области Камолова Н.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований Фихан А.Ю. Пояснила, что Департаментом архитектуры и строительства Томской области 13.01.2020 Главе Итатского сельского поселения направлено письмо с просьбой предоставить копии документов в отношении Фихан А.Ю. 14.02.2020 Администрация Итатского сельского поселения предоставила документы, согласно которым Фихан А.Ю. зарегистрирована по адресу: <адрес> В рапорте Фихан А.Ю. собственноручно указала сведения о матери, братьях и сестрах. Фихан Г.Г. в судебном заседании пояснила, что является матерью Фихан А.Ю. Мать является членом семьи Фихан А.Ю. Для подтверждения сведений Департаментом архитектуры и строительства Томской области был направлен запрос в УВМ УМВД России по Томской области. Было установлено, что Фихан А.Ю. утратила статус вынужденного переселенца, оснований для продления статуса вынужденного переселенца, предусмотренные подп. 1 п. 5 ст. 5 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» отсутствовали, в связи с чем, сертификат на имя Фихан А.Ю. не оформлялся. Установление обстоятельств лишения административного истца статуса вынужденного переселенца, в компетенцию Департамента архитектуры и строительства Томской области не входит.

В письменных возражениях на административное исковое заявление представителями административного ответчика Департамента архитектуры и строительства Томской области Сафаргалеевым Р.Я., Жаровой М.А. указано, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.01.2020 № 33-р утвержден график выпуска и распределения в 2020 году государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в отношении категории граждан, государственные обязательства по обеспечению жильем которые установлены федеральным законодательством. Из раздела IV Распоряжения № 33-р следует, что государственные жилищные сертификаты распределены субъекту Российской Федерации Томской области в количественном и денежном эквиваленте в отношении определенной категории граждан. Вывод Фихан А.Ю. о том, что Распоряжением № 33-р установлена обязанность в выдаче в Томской области жилищного сертификата четырем гражданам - вынужденным переселенцам, в составе которых находится Фихан А.Ю., является неверным. Административный ответчик письмом от 13.01.2020 № 56-05-0050 направил Главе Итатского сельского поселения Томской области выписку из сводного списка граждан - получателей государственных жилищных сертификатов на 2020 год. В соответствии с приложением № 6 к приказу № 26-п Администрации Итатского сельского поселения необходимо было в срок, установленный п. 3 Порядка направить в Департамент архитектуры и строительства Томской области на гражданина, указанного в выписке (Фихан А.Ю.) заверенные надлежащим образом копии документов, установленные пунктами 19, 20 (1) (на дату признания участником подпрограммы (основного мероприятия)), 24 (заявление гражданина), 44 и 44 (2) Правил. Администрация Итатского сельского поселения письмом от 14.02.2020 № 118 представила пакет документов для оформления и выдачи жилищного сертификата на Фихан А.Ю., 19.10.1992 года рождения. Исходя из представленных документов Фихан А.Ю. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> совместно с Фихан Г.Г. - мать, Фихан А.Ю. - брат, Фихан А.Ю. - сестра, Фихан И.А.Ю. - брат и Фихан Л.Ю. - сестра. Собственниками жилого помещения, расположенного по указанному адресу являются Фихан Г.Г. – мать, Фихан И.А.Д. – брат, Фихан А.Ю. – сестра. С учетом обстоятельств, выявленных при проверке документов: несоблюдение требования, установленного подп. 1 ч. 5 ст. 5 Закона Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» в Управление по вопросам миграции УМВД России по Томской области направлен запрос (письмо от 13.03.2020 № 56-05-0548) с просьбой направить в Департамент архитектуры и строительства Томской области информацию о подтверждении действительности статуса вынужденного переселенца у Фихан А.Ю., и о наличии ее права на получение государственного сертификата. Письмом от 16.10.2020 № 35/18220 УВМ УМВД России по Томской области проинформировало Департамент архитектуры и строительства Томской области о том, что Фихан А.Ю. утратила статус вынужденного переселенца в соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 9 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах». В Минстрой России направлен запрос (письмо от 30.03.2020 № ЕП56-0251) с просьбой направить разъяснения о порядке применения норм, установленных Правилами, а именно имеет ли в настоящее время Фихан А.Ю. право на получение сертификата. Минстрой России в ответе от 28.04.2020 № 16486-ЮГ/05 указал, что положения п. 7(2) Правил, а также нормы п. 5 ст. 5 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» имеют прямое толкование и согласно материалам обращения Фихан А.Ю. не соответствует указанному выше требованию п. 5 ст. 5 Российской Федерации от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах», в связи с чем предоставить государственный жилищный сертификат не предоставляется возможным. Департамент архитектуры и строительства Томской области письмом от 08.05.2020 № 56-05-1028 довел данную информацию до Главы Администрации Итатского сельского поселения с указанием о невозможности оформления сертификата на Фихан А.Ю.

Представители третьих лиц Администрации Итатского сельского поселения, ФКУ «Объединенная дирекция» Минстроя России, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились.

В отзыве на административное исковое заявление представителем ФКУ «Объединенная дирекция» Минстроя России указано на отсутствие оснований для удовлетворения требований Фихан А.Ю. В соответствии с сообщением УМВД России по Томской области от 26.10.2020 № 35/18220 решением УМВД по Томской области от 14.10.2020 Фихан А.Ю. утратила статус вынужденного переселенца в связи с истечением срока предоставления данного статуса, а основания для продления статуса вынужденного переселенца отсутствуют, поскольку Фихан А.Ю. не соответствует требованиям подп. 1 п. 5 ст.5 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» (в редакции, действующей с 10.01.2016), которая устанавливает, что срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца при наличии, в том числе, условия, что вынужденный переселенец и (или) члены семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющие статуса вынужденного переселенца, не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения на территории Российской Федерации. Вынужденный переселенец, претендующий на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением, должен в течение всего периода нахождения в списках на обеспечение жильем соответствовать условиям, установленным п. 5 ст. 5 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах». На основании изложенного оспариваемое решение административного ответчика является законным и обоснованным. Поскольку в настоящее время Фихан А.Ю. не имеет статуса вынужденного переселенца, она не имеет права на меры социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.02.1993 №4530-1 «О вынужденных переселенцах». Обеспечение вынужденных переселенцев жилыми помещениями осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» и Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 (далее - Правила), в порядке очередности в зависимости от даты постановки на соответствующий учет (включения в соответствующие списки). Меры социальной поддержки предоставляются гражданам, соответствующим требованиям Закона и Правил на дату реализации данного права, поскольку иное не установлено Законом и из него не следует. Учитывая, что право на обеспечение жилым помещением Фихан А.Ю., не имеющей статуса вынужденного переселенца, отсутствует, оснований для удовлетворения административного искового заявления Фихан А.Ю. не имеется.

Глава Администрации Итатского сельского поселения Бебек В.Ю. в письменном отзыве на административное исковое заявление Фихан А.Ю. указал, что 15.01.2020 в Администрацию Итатского сельского поселения поступило письмо от Департамента архитектуры и строительства Томской области № 56-05-050 от 13.01.2020 «О направлении выписки из сводного списка граждан-получателей государственных жилищных сертификатов». В соответствии с Порядком оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов гражданам - участникам ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153, приложения № 6 к приказу Департамента архитектуры и строительства Томской области от 05.09.2019 № 26-п на гражданина, указанного в списке предоставить заверенные надлежащим образом копии документов, установленных пунктами 19, 20 (1), 24, 44 и 44 (2) Правил. Администрацией поселения в адрес Фихан А.Ю. было направлено письмо исх. № 29 от 17.01.2020 о предоставлении пакета документов в соответствии с вышеуказанными Правилами в срок до 10.02.2020. При составлении заявления (рапорта) о выдаче государственного сертификата в рамках мероприятия вынужденных переселенцев в состав семьи ей предложено включить следующих граждан: Фихан Галина Геннадьевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, мать; Фихан Адель Юсуф, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сестра; Фихан Алина Юсуф, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сестра; Фихан Имад Аддин Юсуф, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, брат; Фихан Линда Юсуф, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сестра. Ответственный специалист администрации поселения (управляющий делами Порошина С.М.) при составлении заявления (рапорта) руководствовалась выпиской из сводных списков граждан - получателей государственных жилищных сертификатов по ведомственной целевой программе «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг на 2020 год», регистрацией граждан по месту жительства постоянно по адресу: <адрес> Установить факт совместного проживания вышеперечисленных граждан не представлялось возможным, так как на момент составления заявления (рапорта) на территории Итатского сельского поселения члены семьи Фихан фактически не проживали с середины 2019 года. Выписки из похозяйственной книги семьи Фихан А.Ю. также предоставлялись на всех членов семьи. Фихан А.Ю. с названными доводами согласилась и подписала заявление (рапорт) с таким содержанием. Просил рассмотреть административное дело в отсутствие представителя Администрации Итатского сельского поселения.

На основании ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав пояснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, показания свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, действия и решения могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствие решения, действий (бездействия) закону и нарушение таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Частями 8 и 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при проверке законности решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно п. 9 ст. 229 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

По смыслу ст. 6 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» государственная поддержка в обеспечении жильем вынужденных переселенцев для постоянного проживания оказывается тем лицам, которые не могут самостоятельно определить свое место жительства либо нуждаются в улучшении жилищных условий по причине отсутствия жилья для постоянного проживания на территории Российской Федерации.

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 6 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 №4530-1 «О вынужденных переселенцах» вынужденный переселенец имеет право самостоятельно выбрать место жительства на территории Российской Федерации, в том числе в одном из населенных пунктов, предлагаемых ему территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Вынужденный переселенец может в соответствии с установленным порядком проживать у родственников или у иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади.

Лицу, признанному вынужденным переселенцем, выдается соответствующее удостоверение. Статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет (п.п. 3, 4 ст. 5 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах»).

В судебном заседании установлено, что административному истцу Фихан А.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании решения УФМС по Томской области от 10.11.2013 предоставлен статус вынужденного переселенца.

10.10.2013 выдано удостоверение вынужденного переселенца серии АД . Согласно сведениям указанного удостоверения Фихан А.Ю. ежегодно в период с 2014 года по 2019 год продлевался срок действия статуса вынужденного переселенца.

Протоколом заседания жилищной комиссии Администрации Итатского сельского поселения от 07.06.2017 № 9 Фихан А.Ю. включена на 2018 год в список участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 утверждены «Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее - Правила).

Настоящие Правила устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов (далее - сертификат) в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее соответственно - государственная программа, ведомственная целевая программа), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Постановлением Губернатора Томской области от 12.03.2013 № 26 утверждено Положение о Департаменте архитектуры и строительства Томской области.

Постановлением Губернатора Томской области от 22.07.2019 № 61 в постановление Губернатора Томской области от 12.03.2013 № 26 «Об утверждении Положения о Департаменте архитектуры и строительства Томской области». Положение дополнено п. 51, согласно которому Департамент архитектуры и строительства Томской области является исполнительным органом государственной власти Томской области, осуществляющим реализацию ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 «Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», в отношении граждан, установленных подпунктами «е», «ж» и «з» п. 5 Правил.

Как следует из материалов дела, Департаментом архитектуры и строительства Томской области 13.01.2020 Главе Итатского сельского поселения направлена выписка из сводного списка граждан – получателей государственных жилищных сертификатов на 2020 год, в котором указана Фихан Абир Юсуф, состав семьи (человек) - 5, дата постановки на учет - 12.10.2015, номер учетного дела - 2, орган местного самоуправления, в котором гражданин состоит на учете - Администрация Итатского сельского поселения, категория граждан – граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами.

Администрацией Итатского сельского поселения письмом от 14.02.2020 № 118 начальнику Департамента архитектуры и строительства Томской области направлен пакет документов для оформления и выдачи жилищного сертификата на Фихан Абир Юсуф, 19.10.1992 года рождения.

Исходя из представленных документов, Фихан А.Ю. в Администрацию Итатского сельского поселения подано заявления (рапорт) от 14.02.2020, в котором она указала, что проживает по адресу: <адрес>. Имеет состав семьи: мать - Фихан Г.Г. Кроме того, с ней проживают иные члены семьи: брат - Фихан А.Ю., сестра - Фихан А.Ю., брат - Фихан И.А.Ю., сестра - Фихан Л.Ю. В настоящее время она (Фихан А.Ю.) и члены ее семьи имеют жилое помещение для постоянного проживания на территории Российской Федерации.

Фихан А.Ю. указаны сведения о занимаемом жилом помещении. Жилое помещение по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности Фихан Г.Г., Фихан И.А.Ю., Фихан А.Ю.

Фихан А.Ю. указано, что она и члены ее семьи достоверность и полноту настоящих сведений подтверждают. Дали согласие на проведение проверки представленных сведений в федеральных органах исполнительной власти по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере миграции, Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, а также согласие на обработку персональных данных.

Письмом Департамента архитектуры и строительства Томской области от 08.05.2020 № 56-05-1028 Главе Администрации Итатского сельского поселения Бебеку В.Ю. на письмо от 24.03.2020 № 232 сообщено, что исходя из разъяснений Минстроя России (письмо от 28.04.2020 № 16486-ЮГ/05), сертификат на Фихан Абир Юсуф не может быть оформлен.

Обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением, Фихан А.Ю. указано на бездействие со стороны Департамента архитектуры и строительства Томской области, выраженное в отказе в оформлении государственного жилищного сертификата вынужденного переселенца на ее имя.

Согласно п. 2 Правил сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения (далее - социальная выплата). Предоставление социальной выплаты является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения.

Сертификаты выпускаются ответственным исполнителем государственной программы в соответствии с графиком выпуска и распределения сертификатов на соответствующий год, утверждаемым Правительством Российской Федерации, в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Форма сертификата и требования к его заполнению утверждаются ответственным исполнителем государственной программы (п. 3 Правил).

Перечень категорий граждан Российской Федерации, имеющих право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, установлен п. 5 Правил.

Согласно п. 6 Правил (в ред. № 23 от 10.07.2020) получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и признанные участниками ведомственной целевой программы в порядке, установленном пунктами 19 - 21 настоящих Правил (далее - граждане - участники ведомственной целевой программы), которые подтвердили свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году.

Пунктом 32 Правил предусмотрено, что порядок оформления и выдачи сертификатов определяется органами исполнительной власти, осуществляющими выдачу сертификатов.

В соответствии с п. 32 Правил приказом Департамента архитектуры и строительства Томской области от 05.09.2019 № 26-п определен Порядок оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов гражданам – участникам ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее - Порядок).

Согласно Порядку для оформления бланков сертификатов на имя граждан – участников ведомственной целевой программы органы местного самоуправления в течение одного месяца с даты получения от Департамента архитектуры и строительства Томской области выписки из сводного списка граждан – получателей сертификатов представляют в Департамент архитектуры и строительства Томской области заверенные копии документов, указанных в п.п. 44 и 44 (2) Правил. Бланки сертификатов подписываются начальником Департамента архитектуры и строительства Томской области, скрепляются печатью и передаются по накладной заместителем председателя Комитета развития строительного комплекса и жилищной политики Департамента архитектуры и строительства Томской области представителю органа местного самоуправления, действующему в соответствии с законодательством от имени муниципального образования лично или на основании доверенности.

Согласно п. 24 Правил в целях организации работы по выдаче сертификатов в планируемом году формируются списки граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году. Для включения в такой список гражданин - участник ведомственной целевой программы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации), осуществляющий учет граждан, или в администрацию г. Байконура, в которых находится его учетное дело, заявление об участии в ведомственной целевой программе в планируемом году (в произвольной форме).

Подпунктом «ж» п. 5 Правил предусмотрено, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, имеют, в том числе граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания и включенные территориальными органами федерального органа исполнительной власти по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере миграции (далее - орган по контролю в сфере миграции) в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Согласно п. 7 (2) Правил не обеспеченными жилыми помещениями для постоянного проживания в целях настоящих Правил считаются граждане, указанные в подпункте «ж» пункта 5 настоящих Правил, при наличии одновременно оснований, установленных подпунктами 1 - 7 пункта 5 статьи 5 Закона Российской Федерации «О вынужденных переселенцах».

Подпунктами 1- 7 пункта 5 статьи 5 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 №4530-1 «О вынужденных переселенцах» предусмотрено, что срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца при наличии одновременно следующих оснований: 1)вынужденный переселенец и (или) члены семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющие статуса вынужденного переселенца, не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения на территории Российской Федерации; 2) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, денежной компенсации за утраченное жилье; 3) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, имеющими статус вынужденного переселенца, долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья до 1 января 2003 года; 4) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, имеющими статус вынужденного переселенца, безвозмездной субсидии на строительство (приобретение) жилья до 16 октября 2010 года; 5) неполучение вынужденным переселенцем и членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, социальной выплаты на приобретение (строительство, восстановление) жилого помещения; 6)неполучение вынужденным переселенцем и членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, в установленном законодательством Российской Федерации порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на строительство (приобретение) жилого помещения; 7) непредоставление вынужденному переселенцу и (или) членам семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющим статуса вынужденного переселенца, в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома.

Исходя из содержания приведенного законоположения, установление факта наличия у вынужденного переселенца или членов его семьи, в том числе не имеющих такого статуса, в собственности жилого помещения на территории Российской Федерации является препятствием для продления статуса вынужденного переселенца.

В соответствии с подп. «б» п. 17 Правил и ч. 3 ст. 1 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» члены семьи вынужденного переселенца - проживающие с вынужденным переселенцем независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца его супруга (супруг), дети и родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, ведущие с ним общее хозяйство с даты регистрации ходатайства о признании гражданина Российской Федерации вынужденным переселенцем. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи вынужденного переселенца в судебном порядке.

Таким образом, граждане, имеющие статус вынужденных переселенцев могут получить сертификат только при условии, если они соответствуют требованиям, указанным в подпунктах 1-7 п. 5 ст. 5 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах». Одним из требований является выполнение условий, когда вынужденный переселенец и (или) члены семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющие статуса вынужденного переселенца, не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения на территории Российской Федерации, на что также указано в письме Заместителя Министра строительства и жилищно - коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.04.2020 № 16486-ЮГ/05 на имя Заместителя Губернатора Томской области по строительству и инфраструктуре по вопросу разъяснения отдельных вопросов реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно - коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

При таких обстоятельствах ссылка представителя административного истца на то, что п. 7(2) Правил не применим к разрешению вопроса о принятии решения о выдаче государственного жилищного сертификата вынужденного переселенца, является несостоятельной.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО25 - мать Фихан А.Ю. пояснила, что Фихан А.Ю. приехала в г. Томск в возрасте 20 лет, проживала в <адрес> Каждый год Фихан А.Ю. писала рапорт в отношении себя. В с. Томское Томского района ни Фихан А.Ю., ни она (Фихан Г.Г.) не проживали. Собственниками данного жилого помещения является она (Фихан Г.Г.), с 2015 года Фихан Алина Юсуф и Фихан Имад Аддин Юсуф. Фихан А.Ю. поясняла, что как только получит квартиру, снимется с регистрационного учета. Она (Фихан Г.Г.) не имела возможность продать квартиру в связи с наличием регистрации дочери. В конце 2020 года Фихан А.Ю. выехала в г. Казань, впоследствии с супругом выехала в <адрес>, в настоящее время проживает в <адрес>. Полагала, что она, братья и сестры Фихан А.Ю. членами семьи последней не являются. После получения сообщения от Администрации Итатского сельского поселения в 2020 году позвонила Фихан А.Ю., сказала, что необходимо принести документы всех зарегистрированных в квартире лиц. Они совместно приехали в Администрацию поселения, внесли в рапорт всех лиц. Поскольку ранее при составлении рапорта они не участвовали, отказались его подписывать. Управляющая делами Итатского сельского поселения пояснила, что в рапорт необходимо включить всех. Она (Фихан Г.Г.) пояснила, что не хватает еще одного члена семьи, впоследствии рапорт был составлен снова. Сотрудники Администрации Итатского сельского поселения приезжали в квартиру, сказали, что если рапорт не будет подписан Фихан А.Ю. не получит квартиру. С проверкой для составления акта о проживающих лицах никто не приезжал.

Таким образом, свидетель Фихан Г.Г. в судебном заседании подтвердила, что приходится матерью Фихан А.Ю., собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, в котором административный истец состоит на регистрационном учете.

В силу ч. 3 ст. 1 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» членами семьи вынужденного переселенца признаются: проживающие с вынужденным переселенцем независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца его супруга (супруг), дети и родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, ведущие с ним общее хозяйство с даты регистрации ходатайства о признании гражданина Российской Федерации вынужденным переселенцем. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи вынужденного переселенца в судебном порядке.

В соответствии с ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.

Довод о том, что Фихан А.Ю. членом семьи Фихан Г.Г. не является, совместного хозяйства не ведет, решением Томского районного суда Томской области от 22.12.2020 признана не приобретшей право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> суд отклоняет, поскольку указанные обстоятельства не исключают факта обеспеченности административного истца жилым помещением на территории Российской Федерации.

Заявление (рапорт) от 14.02.2020, в котором указан состав семьи Фихан А.Ю., а также то, что в настоящее время она и члены ее семьи имеют жилое помещение для постоянного проживания на территории Российской Федерации, принадлежащее на праве общей долевой собственности ее матери Фихан Г.Г., брату Фихану И.А.Ю., сестре Фихан А.Ю., она и члены ее семьи достоверность и полноту сведений, отраженных в данном рапорте подтверждают собственноручно подписано Фихан Г.Г., Фихан А.Ю., Фихан А.Ю., Фихан И.А.Ю., Фихан Л.Ю.

При этом утверждение стороны административного истца о том, что указанное заявление (рапорт) было составлено и подписано под давлением сотрудников Администрации Итатского сельского поселения своего подтверждения в ходе рассмотрения дела не нашло, каких-либо доказательств этому не представлено.

Как следует из адресной справки отдела адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции УМВД России по Томской области от 04.02.2021, Фихан А.Ю. зарегистрирована по месту жительства с 19.05.2015 по адресу: <адрес>

Согласно справке Администрации Итатского сельского поселения от 14.02.2020 №2020 по адресу: <адрес> зарегистрированы: Фихан Г.Г. - записана первой, Фихан А.Ю. - сын, Фихан И.-А.Ю. - сын, Фихан А.Ю. - дочь, Фихан А.Ю. - дочь, Фихан Л.Ю. - дочь.

Собственниками указанного жилого помещения являются мать административного истца Фихан Галина Геннадьевна, сестра Фихан Алина Юсуф, брат Фихан Имад Аддин Юсуф (по 1/3 доли каждый), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 17.01.2020 № КУВИ-001/2020-661190.

Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО26 пояснила, что в отношении Фихан А.Ю. был подан список в составе семьи пять человек. В 2019 году в Томской области было четыре человека, имеющих статус вынужденного переселенца. Главным условием для выдачи жилищного сертификата является наличие статуса вынужденного переселенца, наличие удостоверения, отсутствие жилого помещения у самого лица, имеющего статус вынужденного переселенца и членов его семьи. На момент преставления документов в 2020 году у Фихан А.Ю. имелось удостоверение вынужденного переселенца. Администрацией Итатского сельского поселения в 2020 году в Департамент архитектуры и строительства Томской области были предоставлены документы в отношении Фихан А.Ю.: заявление (рапорт), выписка из похозяйственной книги, справка Управления миграционной службы относительно состава семьи, документы, подтверждающие неполучение субсидий либо иной государственной поддержки, а также копии документов, подтверждающих родственные отношения по отношению к заявителю и документы, на занимаемое помещение, в котором зарегистрирована административный истец. В составе семьи Фихан А.Ю. указана ее мать, которая является собственником жилого помещения. Исходя из представленных документов, Фихан А.Ю. не отвечала условиям, необходимым для получения жилищного сертификата. Впоследствии Департаментом архитектуры и строительства Томской области были получены сведения Управления миграционной службы о том, что Фихан А.Ю. утратила статус вынужденного переселенца. Сводные списки граждан - получателей жилищных сертификатов и участников программы направляются, формируются органом местного самоуправления, предоставляются в Департамент архитектуры и строительства Томской области, впоследствии направляются в Минстрой России. В Томскую область денежные средства не поступают. Запрос направляется в Минстрой России, который направляет денежные средства в банк. В случае невыдачи жилищного сертификата денежные средства перераспределяются по субъектам. В 2020 году денежные средства были выделены на четырех человек. Выпуск жилищных сертификатов непосредственно осуществляется Департаментом архитектуры и строительства Томской области. Жилищный сертификат на имя Фихан А.Ю. не выпускался. В Томской области было выдано три сертификата, денежные средства на четвертый сертификат были перераспределены.

Как следует из сообщения УМВД России по Томской области от 26.10.2020 №55/18220, решением УВМ УМВД России по Томской области от 14.10.2020 Фихан А.Ю., зарегистрированная по адресу: <адрес> утратила статус вынужденного переселенца в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 9 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах». Основания для продления статуса вынужденного переселенца, предусмотренные подпунктом 1 пункта 5 статьи 5 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» отсутствовали, в связи с чем Фихан А.Ю. отказано в предоставлении государственной услуги по продлению срока действия указанного статуса в соответствии с пунктом 36.2.1. Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия, утвержденного Приказом МВД России от 04.09.2019 № 602.

То обстоятельство, что сведения об утрате Фихан А.Ю. статуса вынужденного переселенца поступили в Департамент архитектуры и строительства Томской области после принятия решения о том, что жилищный сертификат на Фихан А.Ю. не может быть оформлен, не свидетельствует о незаконном бездействии административного ответчика, поскольку указанное решение было принято в соответствии с положениями п. 7(2) Правил, п.5 ст. 5 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах».

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.01.2020 № 33-р утвержден график выпуска и распределения в 2020 году государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» субъекту Российской Федерации Томской области распределены государственные жилищные сертификаты, однако, указанное вопреки доводам административного истца, не свидетельствует об обязанности выдачи государственного жилищного сертификата Фихан А.Ю., поскольку названный график выпуска и распределения государственных жилищных сертификатов отражает количественные и денежные показатели, и не предполагает содержание сведений о лицах безусловных получателях государственных жилищных сертификатов.

Согласно Приказу Департамента архитектуры и строительства Томской области от 05.09.2019 № 26-п для оформления бланков сертификатов на имя граждан - участников ведомственной целевой программы органы местного самоуправления в течение одного месяца с даты получения от Департамента архитектуры и строительства Томской области выписки из сводного списка граждан - получателей сертификатов представляют в Департамент архитектуры и строительства Томской области заверенные копии документов, указанных в пунктах 44 и 44(2) Правил.

Бланки сертификатов подписываются начальником Департамента архитектуры и строительства Томской области, скрепляются печатью и передаются по накладной заместителем председателя Комитета развития строительного комплекса и жилищной политики Департамента архитектуры и строительства Томской области представителю органа местного самоуправления, действующему в соответствии с законодательством от имени муниципального образования лично или на основании доверенности.

Таким образом, обязанность по оформлению государственного жилищного сертификата на имя Фихан А.Ю. не может быть возложена на Департамент архитектуры и строительства Томской области.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Фихан Абир Юсуф к Департаменту архитектуры и строительства Томской области о признании незаконным бездействия Департамента архитектуры и строительства Томской области, выраженное в отказе в оформлении жилищного сертификата вынужденного переселенца на Фихан Абир Юсуф; возложении обязанности на Департамент архитектуры и строительства Томской области оформить жилищный сертификат на имя Фихан Абир Юсуф отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Томский районный суд Томской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий /подпись/ М.О. Осмольская

Копия верна

УИД 70RS0005-01-2020-005958-62

Подлинный документ подшит в административном деле № 2а-607/2021

Судья М.О. Осмольская

Секретарь К.В. Гапонович